Проект «Семья - хранительница духовно-нравственных традиций и ценностей»
проект (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Семья - хранительница духовно-нравственных
традиций и ценностей»
Пояснительная записка
Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья - это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.
На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха - «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель.
Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, обучающихся и их родителей. Следовательно, новые стандарты увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как этого добиться?
Придя работать в школу, на своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.
Зачастую, отправив ребёнка в школу, родители самоустраняются участия в процессе обучения и воспитания.
Думаю, можно выделить этому несколько причин:
- нехватка времени ;
- «старое» отношение к учёбе;
- низкий уровень семейного воспитания;
- несоответствие требований родителей и возможностей детей.
- Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями.
Для того, чтобы родители стали активными участниками учебно – воспитательного процесса, я решила действовать в разных направления. Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.
Немного из опыта работы
Интересна и родителям, и детям такая форма работы, как организация выставок творческих работ детей и проектная деятельность . Причём, интерес вызывают, как отдельные детские выставки, участие в реализации и презентации своих проектов, организация и проведение праздников, так и выставки совместного семейного творчества. Благодаря организации таких мероприятий, дети и родители имеют возможность проанализировать работы, как свои, так и своих одноклассников. Такая форма способствует развитию творческих способностей и эмоционального мира. Позволяет почувствовать гордость за свою совместную с родителями работу или даёт стимул к созданию более интересной работы. Способствует сплочению семьи. Несколько проектов представлю вашему вниманию.
Занимаясь этой деятельностью, я решила представить проект на следующий учебный год для 1 класса, немного систематизировать свою работу по родительскому воспитанию по теме «Семья – хранительница духовно-нравственных традиций и ценностей »
Тема данного проекта выбрана мною не случайно, так как в семье закладываются основы нравственности, духовности, терпимости. Здоровая, крепкая семья-залог стабильности и процветания любого общества. Проблема стабильности семьи и брака является весьма актуальной. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Выражение "семья - малая церковь" дошло до нас с ранних веков христианства. Семейная жизнь - это христианский труд, тоже "путь спасения души," но нелегко найти учителей на этом пути.
"В чем духовный смысл жизни в семье? - говорил Владыка Сергий. В несемейной жизни человек живет лицевой своей стороной - не внутренней. Семья - это среда, заставляющая не прятать чувства внутри. И хорошее, и плохое выходит наружу. Это дает нам ежедневное развитие нравственного чувства. Сама среда семьи является как бы нас спасающей. Всякая победа над грехом внутри себя дает радость, утверждает силу, ослабляет зло..." Мудрые это слова.
Многое из того, что мы говорим и чему учим, забудется позднее, утечет, как вода. Возможно, другие влияния, другие впечатления вытеснят из сознания то, чему их учили в детстве. Но есть основа, трудно определяемая словами, на которой строится жизнь каждой семьи, некая атмосфера, которой дышит семейная жизнь. И как бы ни сложились судьбы людей, выросших в одной семье, у них всегда остается что-то общее в их отношении к жизни, к людям, к самому себе, к радости и к горю.
Каждое последующее поколение, к сожалению, всегда плохо использует опыт предыдущего. Существует ли на самом деле проблемы отцов и детей? Она существует, так как дети – ещё духовно неустойчивы и иногда поддаются соблазном.
Тем более, что в обществе идёт информация о том, что молодое поколение – это человек самостоятельный, у него другие мысли, другие идеалы, необязательно слушаться родителей. Это антихристианское отношение к старшим очень опасно, потому, что если молодой человек не почитает своих родителей, то став взрослым, он не будет вообще почитать старших сотрудников, начальство и для него будет никаких авторитетов. Такая личность, не знающая своего места в иерархии семейной, в иерархии государства, в иерархии социальной, представляет опасность для общества, потому этот человек плохо управляемый и внутренне, и внешне. К сожаленью, мы начинаем терять самую главную традицию – умение жить семейной жизнью, соблюдать традиции семьи. Дом, в котором живет семья, должен быть миролюбивым, благодатным, спокойным и благочестивым. Дом – это место, куда хочется идти, где тебя любят, где тебя встречают с радостью, где ты чувствуешь себя умиротворенным. Дома ты защищен от воздействия окружающего мира. Мир переменчив, веяния разные, но есть ценности вне времени. Это семейные традиции, культура, опыт, которые передаются из рода в род. Вечное в доме должно накапливаться и передаваться из поколения в поколение. В семье должны быть традиции семейной жизни, то есть традиции соблюдения почитания главы семьи, почитание матери, традиции уважительного отношения друг к другу. Должна быть традиция что семья – это целый, единый организм и поэтому мы должны уметь ценить, любить и уважать друг друга. В такой поддержке – ценность и неповторимость родственных отношений, вынуждающих всех членов семьи сопереживать и волноваться, помогать в трудную минуту, помогать выправиться и стать на ноги. Взаимное уважение, чуткость, любовь и дружба, доброта, честность и другие качества личности должны быть постоянными признаками семьи, ибо без этих черт она утрачивает весь свой смысл.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта | «Семья - хранительница духовно-нравственных ценностей» |
Тип проекта | Информационно – практико - ориентированный |
Возраст детей | Учащиеся начальных классов |
Исполнители | Учащиеся начальных классов, учителя, родители, ближайшие родственники. |
Продолжительность | Долгосрочный(2018-2019) |
Тематическое поле | Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи. Духовные и нравственные ценности семьи. |
Актуальность | 1) В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций. 2) Семья есть важнейший институт воспитания патриотических, духовно-нравственных качеств ребёнка. 3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи, нравственных понятиях. 4) Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей. |
Проблема | Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, нравственным качествам личности, но содержание работы в ОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере. |
Цель | Формирование нравственных и духовных качеств личности через приобщение детей и их родителей к сохранению семейных традиций и духовно- нравственных ценностей личности в семье. |
Задачи | 1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. 2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. 3) Формировать и развивать у детей навыки проектно- исследовательской и творческой работы совместно с учителями и родителями. 4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в школе, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. 5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, школы, малой родины. 6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. 7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом дома и в школе. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – организационно - диагностический (сентябрь-октябрь 2018г.) 2 этап - формирующий (ноябрь- апрель 2019г.) 3 этап- обобщающий (май-июль 2019 г) |
Результат | 1) Организовать выставки творческих работ детей и родителей в школе 2)Повысить качество образовательного процесса, чтобы процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным. 3)Создать методическую копилку по данной проблеме. 4)Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Повышение уверенности родителей в их педагогических возможностях. 5)Представить результат в виде семейной гостиной. |
Презентация проекта | Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья», посвящённая Дню семьи. |
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно-нрвственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Духовно- нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма, духовно-нравственных ценностей охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в младшем школьном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие учащиеся не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья-хранительница духовных ценностей » была обусловлена выше перечисленными факторами.
Перспективный план реализации проекта
Месяц Тема | Организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная деятельность с родителями | Родительские чтения | |
сентябрь | Анкетирование родителей и диагностика детей | ||||
октябрь Моя семья | «Моя семья» «А у нас дружная семья!» Конкурс рисунков | Беседа на тему: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи». Творческая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке» Чтение сказок «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди». Рисование: «Моя семья» Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» Ю.Кугач «В субботу» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей» | Круглый стол: «Роль семьи в воспитании детей» Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» Мини - проект: «Герб моей семьи» | Родительское Собрание «Главные условия воспитания детей в семье» | |
ноябрь Члены моей семьи | «Что я знаю о себе» «Кто живёт со мной» | Портреты детей из солёного теста: «Приятно познакомиться» Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди». Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения». «Письмо маме». Технология «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы». | Формирование фотоальбома своей семьи для школы. Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя» Мини - проект: «Сказка на ночь» Сочиняем и записываем сказки вместе. | Родителям «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери» Буклеты: «Здравствуйте, дорогие мои» «Письмо маме» | |
декабрь Наши имена и фамилии | «Наши имена» «Наши фамилии» | Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя» Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев». | Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи». | «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой» Буклеты: «Основные заповеди «здоровой» семьи» «Письма любящим родителям» | |
январь Родительский дом – начало начал | «Мой дом» «Береги свой дом» | Конструктивная игра: «Нарисуй и построй» Проект: «Стройка», «Разные дома». Беседа на тему: «История моего дома», «Мой дом - моя крепость» Творческая деятельность: «Мой день дома» Рассматривание иллюстраций: «Семья дома» Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей». | Конкурс: «Дом нашей мечты» (Панно) Фотовыставка: «Мой день в школе» | Консультация: «Как дети создают конфликты между родителями» Буклеты: «Роль матери и отца в воспитании» | |
Февраль Мой папа Защитник Отечест ва | «Защитники Отечества» «Портрет моего папы» | Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества «Мой папа солдат» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях Аппликация: «Наша Армия родная» - коллективная «Поздравительная открытка для папы» «Веселые старты» на снегу с папами. | Игра – викторина для родителей «Звездный час» Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома Изготовление семейных газет: «Любим вместе отдыхать бегать, прыгать и играть!» | «Растим мужчину» Буклеты: «О роли отца в семье» «Письмо папе» | |
март Моя мама | «Портрет мамы» | Беседа на тему: «Что любит моя мама» «Мама глазами художников» «Моя любимая мама» Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» Описательный рассказ- «Моя мама красавица» | Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта «На балу у Золушки» Фотоконкурс «Самая желанная улыбка для мамы» | «Когда родительская любовь заходит слишком далеко» «Обращение к женскому сердцу» | |
апрель Профессии моих родителей | «Кто построил новый дом» Конкурс рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус» | Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.» Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?» Рассматривание иллюстраций: «Папина профессия» Рассказ детей на тему- «Хочу быть как мама, папа» | Педагогическая лаборатория: «Роль семьи в нравственном воспитании детей» Мини - проект: «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии. | «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком» Буклеты: «Основы нравственных отношений в семье» | |
Май- июнь Мы помощники | «Маленький, да удаленький» Конкурс пословиц «Для чего руки нужны» | Беседа на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Просмотр мультипликационного фильма: «Федорино горе», «Марья – искусница» | «День открытых дверей» для родителей Презентация проекта- Семейная гостиная, посвящённая Дню семьи: «Цветок семейного счастья» | «Домашние обязанности». Буклеты: «Распределение обязанностей в семье» |
Литература:
1.БачеваЕ.В. «Разговор в семейном кругу», «Мои родительские уроки или письма к любящим родителям», «Словарь семейного счастья». Пермь, 2012.
1. Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992.
2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: В 4-х томах. — М.: Генезис, 2003.
3. Н. И. Дереклеева «Азбука классного руководителя». Начальная школа. Москва, 2008г.
4. Соловцова И. А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И. А. Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. — С. 49.
5. Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д. В. Чернилевский — М.: РИО МГТА, 2003.
6. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996 г.
7.Панкова Т. А. «О становлении нравственных и гражданских позиций школьников. Социологические исследования» 2002 г.
8. Харчев А. Г., Мацковский М. С. «Современная семья и еѐ проблемы» М., 1996 г..
10. И. С. Кон «Ребѐнок и общество». М., 1988 г.
11. В. А. Сухомлинский «Избранные педагогические сочинения. Педагогика». Том 1–3, 1981 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект родительского собрания на тему: "Семья - основа духовно-нравственного развития ребёнка"
плна-конспект...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.
Статья о роли семьи в духовно – нравственном воспитании личности. ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В этой презентации говориться о роли взаимодействия семьи и школы в очень важном сегодня направлении воспитательной работы - духовно-нравственном. В ней показаны основные формы и методы работы, ...
Проект по основам духовно-нравственной культуры народов России. Тема проекта: «Кукла-оберег Веснянка».
Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.На уроках «...
План проекта: «Семья и духовно-нравственные ценности учащихся начальных классов»
Формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, семейных духовно-нравственных ценностей как духовно-нравственных ориентиров, отражающих в сознании школьников сущность, понимание...
«Кулики – сороки» методическая разработка занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Традиции и обряды моего народа» для обучающихся 2 классов
Цель: Возвращение к истокам народных традиций. Осознать значимость праздника «Сороки». Дать детям представления о традициях старинного народного праздника «Сороки»...