Проект по основам духовно-нравственной культуры народов России. Тема проекта: «Кукла-оберег Веснянка».
занимательные факты по технологии (4 класс)

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

На уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России» мы изучали традиции и обычаи разных народов. В заочной экскурсии по музею школы № 1 мы увидели куклу-оберег Веснянку и решили узнать об этом подробнее.

Цель проекта: собрать материал о куклах Веснянках.

Задачи:

  1. узнать историю возникновения этой куклы;
  2. узнать для чего она служила.

Мы в своем исследовании обратились к источникам Интернет: изучили материалы сайта «Славянская культура», сайт «Славянские куклы-обереги», на сайте музея «Истории и культуры Московского района» прошли мастер-класс «Веснянка».

В завершении нашего проекта мы сами попробовали изготовить куклу Веснянку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кукла-Веснянка305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по

основам духовно-нравственной культуры

 народов России.

Тема проекта:

«Кукла-оберег  Веснянка».

                                

Содержание.

1. Введение                                                                                        3

2. Глава 1. Славянские куклы-обереги                                                4-5

3. Глава 2. Веснянка, Овсень малый или Авдотья-Весновка                        5-6

4. Заключение                                                                                6

5. Список источников                                                                        6

6. Приложение. Как изготовить куклу Веснянку                                    7

Введение.

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

На уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России» мы изучали традиции и обычаи разных народов. В заочной экскурсии по музею школы № 1 мы увидели куклу-оберег Веснянку и решили узнать об этом подробнее.

Цель проекта: собрать материал о куклах Веснянках.

Задачи:

  1. узнать историю возникновения этой куклы;
  2. узнать для чего она служила.

Мы в своем исследовании обратились к источникам Интернет: изучили материалы сайта «Славянская культура», сайт «Славянские куклы-обереги», на сайте музея «Истории и культуры Московского района» прошли мастер-класс «Веснянка».

В завершении нашего проекта мы сами попробовали изготовить куклу Веснянку.

                                Глава 1.

Славянские куклы-обереги.

Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту наших предков.
        
Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов,  для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. 
Куколки бывали самые разные, делались не только из ткани, а так же из глины, из соломы и даже из золы.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. 
Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. 
Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. 

Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.                

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. 

Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. 
Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

                                Глава 2.

                Веснянка, Овсень малый или Авдотья-Весновка.

В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день – 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами. После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны. По преданиям в этот день на землю прилетали жаворонки – вестники возрождения и того, что все проснулось от зимнего оцепенения.

Именно тогда – в погожий весенний день - девушки выходили рукодельничать на улицу и делали веснянок – ярких кукол. Веснянки были оберегами юности, красоты, поэтому имели задорный, яркий образ. Обязательным атрибутом была длинная коса радужных оттенков, про которую говорили – девичья краса. Косу куклы украшали лентами, бусинами, первыми цветами. Коса также была воплощением девичьего счастья и удачи. Поэтому девушки обменивались куколками и желали друг другу здоровья, красоты и радости.

По веснянкам могли гадать о предстоящем годе. Всех кукол собирали в одно место, а девушки с закрытыми глазами брали первую попавшуюся. По цвету ее платья и волос делали прогнозы своего будущего. Особенно счастливыми считались веснянки красного и зеленого цвета. Подарив веснянку мужчине, вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, а женщине всегда быть обаятельной и привлекательной.

                        Заключение.

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. Мы узнали историю возникновения этой куклы. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности».

Мы изготовили куклу-оберег Веснянку, тем самым  попытались приобщиться к традициям наших предков.

                        

Приложение №1.

Как изготовить куклу Веснянку.

1                                                                        2

3                        4                                        5

6                                7                                        8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами реализации проекта Моя Россия - моё Побочино"

Тема проекта «Моя Россия – моё  Побочино»» актуальна, значима и интересна. Она расширяет знания младших школьников о своём родном селе, о своих  учащихся и выпускниках школы. Особо ценен дан...

Проект по духовно-нравственному воспитанию для младших школьников "Будь человеком!"

Данный проект направлен на  воспитание гражданской социальной компетентности, пробуждение  у детей интереса  к нравственным вопросам, раскрывает мир внутренних ценностей человека,...

Проект по духовно- нравственному воспитанию "Давайте жить дружно!"

    Данный проект направлен на формирование у детей главного для общения в жизни качества – дружбы....

Выступление на круглом столе для учителей начальных классов по теме: "СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА»"

В национальной образовательной инициативе «Наша  новая школа» определены пути развития российского образования и акцентировано внимание на том, что инновационные пути развития России будут р...

Урок по Основам Духовно-нравственной культуры народов России. Тема "Во что верят иудеи"

На данном  уроке учащиеся  не только получат представления об основных  взглядах иудеев на мир, о нормах иудейского вероучения. Учащиеся попытаюся объяснять поступки с позиции нра...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...