Воспитательная программа «Классная страна»
рабочая программа (1 класс) на тему
Паспорт программы
Название программы | воспитательная программа «Классная страна» Девиз: Хорошо того учить, кто хочет всё знать!
|
Учебное заведение | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска» |
Цель программы: | создание условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты. |
Задачи программы: |
|
Количество детей | 35 - 31 |
Продолжительность | 4 года |
Кадровое обеспечение: |
|
Нормативно-правовая база: |
|
Сроки и этапы реализации программы: | Подготовительный этап: Основной этап: Заключительный этап:
|
Ожидаемые результаты: | Ученик 4 класса: -любитсвой край и свою Родину, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции; -активно и заинтересованно познаёт мир, осознаёт ценность труда, науки и творчества; -уважает мнение других людей; -умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; -осознанно выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Шимановска» Амурской области
Утверждаю: Директор МОАУСОШ № 4 ________________ Л. В. Сорокина | Согласовано: Заместитель директора по УВР _____________ Горюнова С. А. |
Воспитательная программа
«Классная страна»
Возрастной контингент: 1 – 4 классы
Срок реализации: 4 года
Составитель: Кайденко О. Н.
учитель начальных классов
МОАУСОШ № 4
г. Шимановск, 2014 – 2018 г.г.
Паспорт программы
Название программы | воспитательная программа «Классная страна» Девиз: Хорошо того учить, кто хочет всё знать! |
Учебное заведение | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска» |
Цель программы: | создание условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты. |
Задачи программы: |
|
Количество детей | 35 - 31 |
Продолжительность | 4 года |
Кадровое обеспечение: |
|
Нормативно-правовая база: |
|
Сроки и этапы реализации программы: | Подготовительный этап: Основной этап: Заключительный этап: |
Ожидаемые результаты: | Ученик 4 класса: -любитсвой край и свою Родину, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции; -активно и заинтересованно познаёт мир, осознаёт ценность труда, науки и творчества; -уважает мнение других людей; -умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; -осознанно выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни |
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и
педагоги.
А.С.Макаренко
Пояснительная записка
Школа — это качественно новый этап в жизни каждого ребенка. Воспитание школьников имеет свои специфические задачи и особенности, которые постепенно меняются на протяжении всего периода обучения соответственно развивающимся способностям и умениям детей.
В первом классе к основным особенностям воспитания детей следует в первую очередь отнести перераспределение нагрузки, изменение социальной роли ребенка, стимулирование постоянной сознательной деятельности ребенка в рамках школьного коллектива .Процесс воспитания школьников всегда должен быть ориентирован на уровень развития и возрастные особенности детей.
Завершение детсадовского периода и поступление в школу практически всегда сопряжено для ребенка со стрессом и дополнительными нагрузками. Априори ожидается, что школьник будет более усидчив, сосредоточен, работоспособен по сравнению с выпускником детского сада. Однако такая перемена не может произойти одномоментно, поэтому первоочередная задача воспитания ребенка 7 лет заключается в сглаживании периода адаптации и безболезненном переводе ребенка на новый уровень развития.
В рамках программы воспитания школьников на начальном этапе обучения сотрудничество школы и семьи в воспитании младших школьников просто необходимо. Прежде всего, на плечи родителей ложится ответственность за правильную организацию режима дня школьника. В самом начале всю организацию учебно-воспитательного процесса устраивает семья. Именно в семье определяют время для подготовки уроков, прогулки, помощи по дому, посещения кружков. Воспитание младших школьников должно предусматривать свободное время для ребенка, когда он может заниматься привычными для него с раннего детства делами — играми, общением с родными и друзьями. Важная составляющая воспитания школьников — строгий распорядок дня, который гармонично сочетает учебную и физическую нагрузку и отдых, сохраняя общую повторяемость действий изо дня в день. Тогда организм ребенка быстро подстраивается под определенный ритм деятельности, ребенок втягивается в процесс и становится в состоянии сам планировать свой день, так что родители только осуществляют ненавязчивый контроль со стороны.
После того как у детей сформируется привычка к новым обязанностям в школе, в воспитании младших школьников особое место отводится домашним обязанностям. Посильные для его возраста трудовые обязанности по дому — важная составляющая домашнего воспитания школьников, формирующая навыки дисциплины и самоорганизации.
Один из важных моментов воспитания детей школьного возраста заключается в постепенном увеличении самостоятельности ребенка, что позволяет школьнику почувствовать себя в новой роли и осознать свою значимость наравне со взрослыми. Одновременно воспитание младших школьников должно базироваться на постоянной поддержке со стороны родителей и учителей.
Как и в дошкольном возрасте, в период обучения в начальной школе у детей интенсивно развиваются познавательные интересы. Задача педагога в воспитании младших школьников — максимально поддержать в них стремление к получению знаний с помощью системы поощрений и оценок. Злоупотребление порицанием и наказаниями в воспитании учащихся чаще всего приводит не к установлению дисциплины в классе, а к утрате школьниками интереса к процессу обучения.
В начальной школе у детей начинается формирование склонностей к определенным видам деятельности и дисциплинам. Поэтому воспитание младших школьников должно быть направлено не столько на углубленное изучение отдельных предметов, сколько на получение разносторонних знаний в естественных и гуманитарных дисциплинах и искусстве. Патриотическое воспитание школьников в этом возрасте формирует у них сознание собственной значимости и прививает любовь к родине, которая со временем трансформируется в более зрелое понимание патриотизма. Не менее важно физическое воспитание школьников. Занятия спортом призваны компенсировать последствия пассивного образа жизни в городе, а кроме того, научить детей преодолевать свою лень, слабость, инертность, что, в конечном счете, развивает самодисциплину.
Основные идеи:
- освоение общечеловеческих ценностей (гуманистический подход в воспитании)
- ориентирована программа на воспитание людей, способных творчески и самостоятельно решать поставленные задачи, при этом уважая мнение других
-свободное развитие личности, учитывая возрастные особенности.
Основная цель программы:
Свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализация каждого учащегося.
Задачи:
1.Воспитание патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
Человека через:
создания представления о политическом устройстве России,
роли и жизни общества,
символах государства (Флаге, Гербе)
правах и обязанностях граждан России,
народах России,
национальных героях,
государственных праздниках,
уважение к защитникам Родины,
воспитание правил поведения в школе, классе, дома, на улице,
выполнение человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания через
создание первоначальных представлений о национальных российских ценностях,
различие хороших и плохих поступков,
уважительное отношение к старшим,
почтительное отношение к родителям,
доброжелательное отношение к сверстникам,
знание правил вежливого поведения,
быть опрятным, чистым, аккуратным,
отрицательное отношение к аморальным поступкам,
оскорбительным словам, грубости, действиям, в том числе в содержании
художественных фильмов, телепередач.
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учебе, труду, жизни
через первоначальное представление о ведущей роли образования,
труда и значения творчества в жизни человека и общества.
нравственную основу труда,
уважение к труду, творчеству сверстников и старших.
Элементарные представления о профессиях,
О роли знаний, науки, учебно-трудовых проектов,
Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий,
умение соблюдать порядок на рабочем месте,
бережное отношение к результатам своего и чужого труда,
отрицательное отношение к лени, небрежности в труде.
4.Формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и
психологической культуре
через ценностное отношения к своему здоровью,
здоровью родителей, членов семьи, сверстников,
единство взаимовлияния физического, психологического и социального
здоровья,
влияние нравственности на состояние здоровья и здоровье окружающих людей,
понимание важности физической культуры, спорта для здоровья человека,
представление о важности соблюдении санитарно-гигиенических правил,
здоровьесберегающего режима дня,
соблюдение ограничений во времени при работе на компьютере, просмотре
телепередач, негативного влияния рекламы.
5.Формирование ценностного отношения к природе и окружающей среде
через развитие интереса к природе, окружающей среде,
ценностное отношение к природе и всем проявлениям жизни,
элементарный опыт природоохранительной деятельности,
бережное отношение к растениям и животным.
6.Организация просветительской и консультационной работы для родителей.
Через родительские собрания,
конференции,
тренинги,
беседы,
встречи за круглым столом,
индивидуальные и групповые консультации.
Ожидаемые результаты.
Создание дружного коллектива детей и родителей. Создание положительной репутации класса.
Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса и школы.
Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.
Разделы воспитательной работы
1. Патриотическое воспитание.
2. Экологическое воспитание.
3. Трудовое воспитание.
4. Культурно-эстетическое воспитание.
5. Спортивно-оздоровительная деятельность.
Содержание воспитательной работы
1-й этап – Проектный
(2014-2015 гг.)
1 класс
« ПЕРВЫЕ ШАГИ» Давайте, познакомимся.
Изучить интересы, потребности, склонности и другие личностные характеристики учащихся.
Спроектировать желаемый образ класса.
Определить перспективы жизнедеятельности классного коллектива.
Изучить отношения в классном коллективе.
Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых,
вовлечённых в жизнедеятельность классной общности.
Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Направление деятельности
1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий»
2. Методика «Цветик-семицветик»
3. Методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и определения их общественной активности, составление картины интересов и увлечений детей.
4. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», альбом-эстафета «Наш класс»
5. Тестирование сформированности коллектива по методикам «Какой у нас коллектив», «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы коллектив!», конкурс рисунков «Я в моём классе», социометрические методы.
6. КТД «Мир интересов моей семьи»
7. Тесты Андреевой «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью», Степановой «Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения»
2 –й этап – Этап становления системы
(2015-2016гг.)
2 класс
«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»»
( деятельность по сплочению классного коллектива)
Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нём, привлекательный для
членов классного общества.
Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.
Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в
развитии личности и формировании классного коллектива.
Направление деятельности
1. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника».
2. Ролевая игра «Планета друзей».
3. КТД «Экологическая прогулка»
4. Игра «Приходи к нам в будущее».
5. Конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться».
6. Игра «Есть корабль, где все капитаны».
7. Вечер «Мир моих увлечений».
8. Творческое дело «Устав класса».
9. Конкурс «Герб класса»
3 этап – Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребёнка.
(2016-2018гг.)
3-4 классы
«МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ»
Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного общества.
В результате прохождения программы выпускник начальной школы должен научиться:
1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
5. Совместно договариваться (без конфликтов) о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
6. Оценивать своё отношение к работе и уметь работать в паре и в группе. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
7. Иметь первичные навыки самообслуживания; межличностного общения.
8. Уметь общаться с товарищами; адекватно реагировать на замечания и предложения воспитателя.
9. Понимать другие позиции (взгляды, интересы).
10. Уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Виды деятельности и формы занятий с учащимися 1 – 4 классов по приоритетным направлениям воспитательной программы.
Индивидуальная работа с учащимися
- Анализ психологических карт учащихся, план работы в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
- Анализ внеурочной деятельности детей (занятость в кружках, секциях).
- Работа по коррекции поведения учащихся.
- Оказание помощи в выполнении обязанностей школьника.
Индивидуальные беседы с учащимися (по необходимости).
План воспитательной работы
(на 2014 – 2018 уч.г)
Основная цель воспитательной работы
Свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализация каждого учащегося.
Воспитательные задачи
на 2014-2018 учебный год
• Сформировать единый детский коллектив. Воспитывать умение оценивать хорошие и плохие поступки своих товарищей, заботиться о своём коллективе.
• Добиваться высокого уровня знаний, развивать эрудицию, формировать потребности в самообразовании, воспитывать бережное отношение к школьному имуществу
• Воспитывать, присваивать навыки культурного поведения в школе, дома, на улице.
• Приобщать к общечеловеческим ценностям, освоению и присвоению этих ценностей (воспитание доброжелательности друг к другу, уважение к старшим, любовь к младшим).
• Уделять внимание экологическому воспитанию младших школьников.
• Развивать художественные интересы, творческие способности.
• Способствовать физическому развитию и укреплению здоровья.
• Формирование самостоятельности учащихся.
• Формирование желания активно преобразовывать действительность.
ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
направление | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Воспитание патриотизма | создание представления о символах государства(Флаге, Гербе, правах и обязанностях граждан России воспитание правил поведения в школе, классе, дома, на улице, выполнение человеком своих обязанностей. | создание представления о государственных праздниках, уважение к защитникам Родины, воспитание правил поведения в школе, классе, дома, на улице, выполнение человеком своих обязанностей. | создание представления о национальных героях, уважение к защитникам Родины, воспитание правил поведения в школе, классе, дома, на улице, выполнение человеком своих обязанностей. | создание представления о политическом устройстве России, роли и жизни общества воспитание правил поведения в школе, классе, дома, на улице, выполнение человеком своих обязанностей. |
Культурно-эстетическое воспитание. | создание первоначальных представлений о различие хороших и плохих поступков, уважительное отношение к старшим, почтительное отношение к родителям, доброжелательное отношение к себе и сверстникам, знание правил вежливого поведения, быть опрятным, чистым, аккуратным. | создание первоначальных представлений об отрицательном отношении к аморальным поступкам, оскорбительным словам, грубостям, действиям в том числе в содержании художественных фильмов, телепередач . | создание первоначальных представлений о национальных российских ценностях. | создание первоначальных представлений о роли православия и других российских религий в развитии государства |
Трудовое воспитание | создание первоначального представления о ведущей роли образования, труда, умение соблюдать порядок на рабочем месте, бережное отношение к результатам своего и чужого труда, отрицательное отношение к лени, небрежности в труде. | создание первоначального представления о ведущей роли образования, значения творчества в жизни человека и общества. нравственную основу труда, | создание первоначального представления о ведущей роли знаний, науки, учебно-трудовых проектов, Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий | создание элементарных представлений о профессиях, уважение к труду, творчеству сверстников и старших. нравственную основу труда |
Спортивно – оздоровительная деятельность | Создание представления о важности соблюдения санитарно-гигиенических правил, здоровьесберегающего режима дня | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через ценностное отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов семьи, сверстников. | Формирование единства взаимовлияния физического, психического и социального здоровья, влияние нравственности на состояние здоровья и здоровье окружающих людей. | Формировать понимание важности физической культуры, спорта для здоровья человека, соблюдение ограничений во времени при работе на компьютере, просмотре телепередач, негативного влияния рекламы |
Экологическое воспитание | Развитие интереса к природе, окружающей среде | Формировать бережное отношение к растениям и животным. | Формировать ценностное отношение к природе и всем проявлениям жизни | Формировать элементарный опыт природоохранительной деятельности |
Работа с родителями | Установление контакта с родителями. | Организация совместных игровых проектов. |
Законы класса:
- Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
- Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
- Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.
- Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
- Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
- Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
- Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
- Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!
План – сетка воспитательной работы с 1 по 4 класс.
1 класс
Направления | Учебно – познавательное | Творческое | Гражданско – патриотичес-кое, правовое | Нравственно – этическое | Здоровый образ жизни | Коллектив |
Сентябрь | День Знаний. Экскур- сия «Мы в школе». | «В природе должно быть все чисто и красиво» (Прогулка с пользой). Акция «Осенняя неделя добра» | Учебная игра по правилам поведения в школе | Разучиние подвижных игр на улице. ПДД «Дорога и ее элементы. Безопасный путь в школу». Выявление детей с ослабленным здоровьем | Тренинг «Знакомство» | |
Октябрь | Праздник «Посвяще-ние в перво-классники». | Знакомство с Уставом школы. Права и обязанности школьника. | Декада пожилого человека (Участие в концерте). Кл.час Волшебное слово – что ясный день» | Выбор актива класса. Распределение поручений. | ||
Ноябрь | Экскурсия в школьную библиотеку. | Фольклорный праздник «Осенние посиделки» | Экскурсия в краеведческий музей «Капустные посиделки» « В гостях у Лисы Патрикеевны» | Распорядок дня (портфолио) Конкурс рисунков «Соблюдай правила дорожного движения» | Законы школьной жизни. (портфолио) | |
Декабрь | Экскурсия в школьную библиотеку. | Мастерская Деда Мороза. Новогодняя елка | Экскурсия в краеведческий музей «Ты должен это знать» - о правах ребёнка портфолио | Практическая работа «Птичкам надо помогать». Изготовление кормушек. | ПДД «Перекрес-ток» Кл.час | Час общения «Мир, в котором я живу» |
Январь | Подготовка к празднику прощания с Азбукой. | Беседа «Как мы бережем учебные вещи». | «Хорошо с горы кататься!» (игры на улице). | Традиции моего класса | ||
Февраль | Праздник «Прощание с Азбукой» | Ролевая игра «Мы в гостях» | Как сохранить своё здоровье? Кл.час | «Я и мои друзья» Кл.час | ||
Март | Утренник «О наших бабушках, мамах и сестричках» Поздравле-ние - открытка. | Экскурсия в межшкольный краеведческий музей «Хлеб-всему голова» с элементами театрализации | ПДД. Кл.час «Знаешь ли ты правила дорожного движения» | |||
Апрель | “Земля, на которой я живу» праздник в классе. | Устный журнал «День космонавтики». | Мои добрые дела. (портфолио) | Кл.час «Не надо ссориться» | ||
Май | Моё созвездие успеха. Подведение итогов кон-курса «Лучшее портфолио» | «В природе должно быть все чисто и красиво» Кл.час. | Экскурсия в межшкольный краеведческий музей. | Беседа «Друзья Мойдодыра». |
2 класс (корректировка плана проводится ежегодно в начале учебного года)
Направления | Учебно – познаватель-ное | Творческое | Гражданско-патриотическое правовое | Нравственно – этическое | Здоровый образ жизни | Коллектив |
Сентябрь | День Знаний. Кл.час «Школьный дневник. Как с ним работать». | Конкурс поделок из природного материала «Дары осени». Праздник первой оценки. | КТД. «Законы жизни в классе». Планирова- ние работы. | ПДД «Дорога и ее элементы». | Составление графика дежурства. Распределе-ние поручений. Оформление классного уголка. | |
Октябрь | «Зарождение жизни на Земле». Кл.час | Создание классной газеты Праздник «Золотая волшебница Осень» | Экскурсия в природу «Осень». | Кл.час «Дружба начинается с улыбки» | Проектная работа «Давайте составим режим дня» | |
Ноябрь | Кл.час «О лени и лентяях» | Конкурс рисунков «Люблю природу русскую» | Беседа «Об аккуратнос-ти» Практическая работа «Скоро птички прилетят». | ПДД «Пешеходный переход» | ||
Декабрь | Подготовка стихов и песен к новогоднему празднику. | Беседа «Символы России - наши символы». | Кл.час «Учитесь улыбаться». | ПДД «Перекрестки Не регулирован ные перекрестки» | новогодняя елка. Выпуск классной газеты. | |
Январь | Конкурс рисунков «Ой, ты, зимушка – зима!» | Игры на улице «Все на лыжи и санки». | Кл.час «Мальчики и девочки». Шутливые соревнования | |||
Февраль | Всероссийская игра «Инфознайка» | Акция «Подарок солдату» | Тренинг «Не забывай о вежливых словах». | Конкурс «А ну-ка, мальчики». | ||
Март | Конкурс стихов и пословиц о маме. | Кл.час «Ты не один, вокруг тебя люди». (Правила поведения в общест-венных местах) | Беседа инсп. ГИБДД «Соблюдай ПДД» | Конкурс «А ну-ка, дочки, матери» Выпуск классной газеты. Праздник «Проводы русской зимы» | ||
Апрель | Неделя экологии | День смеха | ||||
Май | Экскурсия в краеведческий музей «Светит, да не греет» (источники освещения - лучина, свеча, фонарь, керосиновая лампа. | Подготовка к празднику. | Праздник «Прощание со 2 классом». Выпуск классной газеты. Диагностика детского коллектива. |
3 класс(корректировка плана проводится ежегодно в начале учебного года)
Направления | Учебно - познаватель-ное | Творческое | Гражданско- патриотическое, правовое | Нравственно- этическое | Здоровый образ жизни | Коллектив |
Сентябрь | День Знаний. | Выпуск ежемесяч-ной классной газеты. Оформление классного уголка. | Беседа «Компьютер-ная зависи-мость» | Планирова-ние работы на год. «День именинника» (летние месяцы). | ||
Октябрь | Беседа «Домашние задания. Как мы их выполняем» | Выставка поделок из природного материала «Дары осени». | Деньпожило-го человека. | Проект «Мой режим дня» | ||
Ноябрь | Подготовка к школьным олимпиадам. | Обзорная экскурсия по музею «Прошлое и настоящее нашего города» | Кл.час «Уважай свое время и время других». | Беседа инсп. ГИБДД «Об ответствен-ности за несоблю-дение ПДД» | Тренинг на развитие общения. День именинника (осенние месяцы) | |
Декабрь | Конкурс новогодней игрушки. | «Народные традиции. Встреча Нового года». | Кл.час «Шестое чувство» (о тактичности). | Коллектив-ный выход «Все на лыжи». | Новогодний праздник. | |
Январь | Детская библиотека «Неделя детской книги» Творческие лаборатории по предметам. | Подготовка ко Дню именинника Разучива-ние песен, стихов | Беседа сотрудника милиции «О прави-лах поведе-ния в об-щественных местах». | Кл.час. «Поделись улыбкою своей». Изготовле-ние кормушек для птиц. | КТД « Традиции нашего класса». | |
Февраль | Всероссийская игра «Инфознайка» | Акция «Подарок солдату» | Беседа «О жадности и жадных» | Спортивный праздник «Да здравствуют мальчики». | День именинника (зимние месяцы) | |
Март | Шахматно-шашечный турнир | Праздник- поздравле-ние «Я песню пою милой маме». Конкурсная программа «Мисс совершенс-тво» | Беседа о здоровом питании. Проектная работа «Все ли полезно, что мы любим есть?». | Праздник «Проводы русской зимы» | ||
Апрель | Неделя экологии | Конкурс рисунков ко Дню смеха» | Диспут « Что такое характер?» Тест «Конфликт-ная ли вы личность». | |||
Май | Задание на лето «Прочти и расскажи». Подведение итогов конкурса на самого активного читателя детской библиотеки. | Экскурсия в краеведческий музей «Шимановскв годы Великой Отечественной войны» | Кл.час «Добрым быть совсем не просто» | «С огнем шутить нельзя» кл. час | День именинника. Диагностика детского коллектива. |
4 класс (корректировка плана проводится ежегодно в начале учебного года)
Направления | Учебно-познавательное | Творческое | Гражданско- патриотическоеправовое | Нравственно- этическое | Здоровый образ жизни | Коллектив |
Сентябрь | День Знаний. | Выпуск ежемесяч-ной газеты. Оформле-ние классного уголка. | КТД Принятие правил поведения в классе и в школе. | ДКМ Профилак-тика правонарушений. | ПДД «Дорога домой и в школу « По-вторение пройденного за три года. | |
Октябрь | Диагностика школьной мотивации. Информационный час «Как читать газету». | Экскурсия в краеведческий музей «Заселение нашего края» | ПДД Встреча с представите-лем из ГИБДД. | Кл.час «Друг в моей жизни». Тест Диагностика детского коллектива. | ||
Ноябрь | Игра – конкурс «Старт» Анкетирование. Изучение мотивации к учебным предметам. | Деловая игра «Мир моих увлеченй» | Беседа о вреде алкоголизма, табака и наркотиков. Кл.час « Береги свое здоровье». | |||
Декабрь | Экскурсия в межшкольный краеведческий музей «Крестьянский быт и развитие ремёсел» | Мастерская Деда Мороза». Конкурс новогодних игрушек. | Кл.час «Я – гражданин России» | ПДД «Знаки дорожного движения». Совместный отдых «Хорошо зимой на лыжах» | Тренинг «Мы вместе» Час общения «Как мы дежурим в классе». | |
Январь | Устный журнал «Книга- друг, советник». | Беседа сотрудника милиции с целью профилактики правона-рушений среди учащихся. | Кл.час «Душевность и бездушие». | Вечер воп-росов и ответов «Как защитить себя от наси лия и жесто- кости». | ||
Февраль | Кл.час «Культура моей одеж-ды» | Спортивные соревнова-ния между учащимися 4 классов. | Час общения «Наш класс в жизни школы» | |||
Март | Конкурс «Дочки- матери» | Кл.час «Дружно - не грузно, а врозь – хоть брось» (о семье) | Кл.час «Что значит быть счастливым» | ПДД «Скользкая дорога». | Праздник «Проводы русской зимы» | |
Апрель | Неделя экологии | «День космонавтики» Космичес-кая игра. Создание проекта «Моя семья». | Праздник «Мы одна семья» | ПДД «Мы велосипедис-ты». | Час общения «Мы переходим в 5 класс» | |
Май | Кл.час «Все работы хороши». | Конкурс сочинений «Кем я буду, когда вырасту». | Диагностика детского коллектива. |
Перечень дел, систематически проводимых с классом в течение года:
1.Участие в общешкольных мероприятиях (по общешкольному плану).
2.Тематический классный час (1 раз в неделю).
3.Занятия в кружках, секциях (внеурочная деятельность)
4.Участие вгородских, региональных конкурсах, акциях.
Работа с родителями
За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители; все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их деятельность
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Инициатором изменения социальных контактов с семьей является образовательное учреждение, которое гарантирует профессиональный уровень, разъяснения и поддержку.
Главное в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.
Участники программы:
- родители
- дети
- учителя
Цель:
объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества
Задачи:
- Организовывать совместные дела родителей и детей
- Согласовать деятельность родительского коллектива и классного руководителя.
- Создавать и сохранять традиции детско-взрослого сообщества
- Вести банк данных родительских ресурсов по организации совместной деятельности родителей и детей
Обязанности родительского комитета:
- помощь в организации взаимодействия и налаживании хорошего контакта классного руководителя и родителей класса;
- способствовать вовлечению других родителей класса в деятельность, совместную с детьми;
- выступать с активной инициативой и личными предложениями по оптимизации образовательно-воспитательного процесса;
- придерживаться норм этикета во время общения с родителями, учениками и педагогом класса;
- представлять на разных уровнях в сложных жизненных ситуациях интересы класса, быть посредниками между школой и семьей;
- оказывать влияние на культуру общения родителей и ее формирование.
Родительский комитет имеет право:
- активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
- посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
- присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
- высказывать своё мнение о проводимых в классе мероприятиях;
- воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;
- проводить беседы с проблемными учащимися;
- поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребёнка и семьи;
- привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.
План работы составляем в соответствии с направлениями воспитательной программы класса:
Направление 1. « Здоровье».
Направление 2. «Интеллектуальное».
Направление 3. «Духовно - нравственное».
Направление 4. «Патриотическое»
Направление 5. «Профилактика правонарушений. Защита прав детства».
Направление 6. «Семья».
Направление 1. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Направление 2. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
-Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Направление 3. «Духовно - нравственное»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Направление 4 «Патриотическое»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Направление 5 «Профилактика правонарушений». Защита прав детства.
Организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям
Работа с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию
Выявление детей и семей группы риска
Психодиагностика и психопрофилактика
Направление 6 ««Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Работу направления «Семья» разрабатываем вместе с родительским комитетом класса
В начале каждого учебного года, на первом родительском собрании обсуждается план работы на год. Заслушиваются мнения каждого родителя. Учитывая предложения родителей всего класса, члены комитета утверждают план работы на первом заседании и ставят перед собой задачи.
Темы родительских собраний
на 2014 – 2015 учебный год
1. «Психологическая готовность детей к школе»
3. «Первый год обучении в школе- адаптационный период для первоклассников»
4. «Чтобы школа была в радость .Режим дня школьника. Первоклассник и здоровье»
5.«Домашнее задание, сам или с мамой»
Темы родительских собраний
на 2015 – 2016 учебный год
1.Как помочь ребенку стать внимательным?»
2.«Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?»
3.«Учите детей быть здоровыми»
4.«Вот и стали мы на год взрослей?»
Темы родительских собраний
на 2016 – 2017 учебный год
1.«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
2.« Встречая ребенка из школы … Учение – шаг за шагом»
3.«Чтобы учение было в радость»
4.«Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника»
Темы родительских собраний
на 2017 – 2018 учебный год
- «Друзья моего ребенка».
- «Необходимость дополнительного образования».
- «Роль самооценки в формировании личности».
- «Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.Школьные каникулы».
Характеристика 4 «Б» класса
В классе учится 31 человека, из них 16 мальчиков и 15 девочек. Большинство детей 2007 года рождения. Некоторые дети живут в неполных семьях (3).
В классе много детей из многодетных семей (3). В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям.
В классе есть одаренные дети Опимах Никита, Петровец Эльвира. Принимают активное участие в классных и общешкольных мероприятиях. Занимаются в ЦДТ, Музыкальной школе и в спортивных секциях. Класс активный, дети принимают активное участие во всех школьных мероприятия.
На уроках дети хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать и в парах, и в группах. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом отношения между ними доброжелательные.
Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.
Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках необходимо развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.
Анализ воспитательной работы
за 2016-2017 учебный год
Основной целью работы было моделирование и построение воспитательной системы класса, направленное на развитие индивидуальных качеств личности учащихся, развитие навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело.
Воспитательная работа велась по семи направлениям:
- работа с родителями;
- индивидуальная работа с учащимися;
- работа по обеспечению жизни и здоровья учащихся;
- работа по правовому воспитанию;
- работа по гражданско-патриотическому воспитанию;
- работа по обеспечению позитивных межличностных отношений;
- работа по нравственному воспитанию.
В начале учебного года были поставлены следующие задачи:
- работать над сплочением ученического коллектива и развитием ученического самоуправления в классе;
- формировать у учащихся сознательную дисциплину, нравственные качества обучающихся через вовлечение в коллективную работу;
- работать над формированием у учащихся общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через коллективные творческие дела;
- вести целенаправленную работу по формированию: культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, культуры общения в системе «ученик-ученик».
В этом учебном году большая работа была проведена с родителями. Для нихбыли проведены тематические и индивидуальные консультации, беседы. На классных собраниях обсуждались задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планировались внеклассные мероприятия, решались наиболее важные вопросы жизнедеятельности класса.
В течение года активно работал родительский комитет. Он привлекал родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе, в школе. Совместно посещались неблагополучные семьи. Родители оказывали помощь классу, учителю. Также совместно с родителями были проведены следующие мероприятия: «Рыцарский турнир», день именинника, участие в городских и школьных мероприятиях. Индивидуальная работа в течение года осуществлялась с учётом особенностей развития самого ребёнка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности. Эта работа помогла выявить ребят, принимающих активное участие, как в учебной деятельности, так и во внеурочной.
Работая, по профилактике правонарушений и по пропаганде здорового образа жизни, были проведены следующие мероприятия: беседы с инспектором ГИБДД, медработником школы; уроки по ПДД. Работа по правовому воспитанию строилась на решении следующих задач:
- формировать представление о правах и обязанностях ребёнка;
- формировать умение различать хорошие и плохие поступки.
- беседы с родителями по правонарушениям учеников.
Одним из направлений воспитательной работы также являлась гражданско-патриотическое воспитание, которое реализовывалось через следующие мероприятия:
- проведение классных часов, уроков мужества;
- проведение мероприятий, посвящённых Дню победы, участие в акции «Бессмертный полк», конкурс рисунков «Мы помним», посвящённый празднованию Великой Победы.
Данные мероприятия способствовали:
- углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения;
- углублению знаний об истории традициях, культуре народов России;
- воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.
В течение года велась работа по обеспечению позитивных межличностных отношений, которая строилась на основе диагностической работы. Диагностическое исследование помогло мне в изучении особенностей детского коллектива и в изучении учебных успехов. Мной были проведены следующие исследования; уровень воспитанности, который составил - 3 балла, уровень учебной мотивации (15 уч.- высокий уровень, 10 уч. – хорошая школьная мотивация, 6 чел.- низкий уровень); проведён анализ психологического климата (в основном ребята считают, что класс ответственный, дружный, весёлый, организационный); степень удовлетворённости школьной жизнью – (высокий); уровень самоуправления коллектива класса – (высокий).
Практически каждый ребёнок был задействован во внеурочной занятости. 100% учащихся посещали кружки «Творческая мастерская», «Инфознайка», «Читайка», «ОБД», «Хоровое пение», «Я - исследователь». В этом учебном году в классе можно было уже увидеть работу органа самоуправления. Ребята проводили самостоятельно рейды: «Мой учебник», «Внешний вид»; соревнование по группам.
В течение года велась работа по самообразованию: посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий у коллег, изучение методической литературы по теме самообразования «Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность», участие в методических заседаниях.
Таким образом, можно сказать, что поставленные задачи в течение года были решены. Благодаря совместной работе классного руководителя и родителей можно сказать, что классный коллектив сформировывается. У ребят формируется познавательный интерес к учебной деятельности, меняется отношение к трудовой деятельности, дети становятся более самостоятельными, проявляют задатки ученического самоуправления.
Исходя, из анализа воспитательной работы за текущий учебный год были определены задачи и направления на следующий учебный год:
- продолжить работу над сплочением ученического коллектива и развитием ученического самоуправления в классе;
- продолжить формировать у учащихся сознательную дисциплину, нравственные качества обучающихся через вовлечение в коллективную работу;
- продолжить работу над формированием у учащихся общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через коллективные творческие дела.
За период своей педагогической деятельности, я абсолютно убедилась, что для ребёнка самое главное в школе – дружба, взаимопонимание и реализация своих возможностей. Главная ценность и основной объект заботы для педагога – личность ученика. Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа – это место, где ребёнка больше всего воспитывают. Но, ребёнок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим. По моему мнению, главным «инструментом» воспитания является коллектив школы в сотрудничестве с родителями, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью. Основным смыслом моих поисков было создание в классе условий для гармоничного и полноценного развития личности ученика в соответствии с целью воспитательной работы школы: воспитание достойного гражданина, уважительно относящегося к истории своего Отечества, стремящегося к физическому, духовному, умственному самосовершенствованию и ставящим перед собой цель стать успешным и принести пользу своему государству. Отсюда в планировании воспитательной работы я стараюсь вывести воспитательный процесс за рамки классных часов и специально подготовленных мероприятий. Таким образом, я отвожу особую роль ценностно-ориентированной деятельности. Каждый учащийся должен научиться самостоятельно делать выбор между добром и злом, правдой и ложью. Стремиться к здоровому образу жизни, с удовольствием получать и использовать свои знания, умения и навыки.
Исходя из особенностей воспитательной работы, предусматривающей через ученическое самоуправление научиться быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, оставаясь при этом нравственным человеком. Выбор и работа актива класса, работа по сплочению коллектива, которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного коллектива.
В качестве формы планирования воспитательной работы я выбрала план-сетку по месяцам по основным направлениям воспитательной работы, что позволяет своевременно корректировать проводимую работу, вписывать возникающие в течение года дела, индивидуальную работу, посещение уроков, беседы с родителями. Индивидуальную работу я провожу не только по запланированной схеме, но по мере возникающей необходимости индивидуальной работы с учащимися, с родителями. Я постоянно веду диагностическую работу с семьями учащихся (изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат). Мои уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает им увидеть результаты своего домашнего воспитания, выяснить причины успехов и неудач в учебном труде своих детей.
Встречи на дому, в школе, приглашения на классные и общешкольные родительские собрания, беседы и индивидуальные консультации, совместная подготовка праздников помогают мне создать единую систему педагогического воздействия на каждого ребенка класса и добиться положительных результатов в воспитании и обучении младших школьников.
Список литературы
Духовно - нравственное воспитание школьников. Нормативные документы. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009.
Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания учащихся начальной и основной школы / под общ.ред. академика РАО С. В. Дармодехина-М.: ИСВ РАО, 2010.
Дармодехин С.В., Вагнер И.В., Климин С.В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования. - М.: ИСРАО, 2009.
Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы / под общ.ред. академика РАО С. В. Дармодехина. - М.: ИСВ РАО, 2010.
Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности / Т. В. Кетова / Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 76 - 78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Страна Гармония"
Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного...
Воспитательная программа для младших школьников по краеведению "Мы маленькие граждане своей большой страны"
Данная программа построена из трех блоков, связанных между собой: экологическое краеведение, историческое краеведение, литературное краеведение. Программа призвана изучать историю родного края, формир...
Воспитательная программа классного руководителя
Воспитательная программа классного руководителя...
Воспитательная программа классного руководителя 4 класс
Воспитательная программа "Дорогою добра" рассчитанна на три года (2 кл, 3 кл и 4 кл.) и ориентирована на каждого ребенка, на вовлечение родителей в процесс образования коллектива и определения перспек...
Воспитательная программа классного руководителя
Программа деятельности классного руководителя...
Воспитательная программа классного руководителя
Программа организации воспитательной работы в классном коллективе «Шаги к успеху» создана для учащихся начальной школы и направлена на развитие и воспитание человека здорового, духовно- нр...