Воспитательная программа "Страна Гармония"
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и образования, образования основного и дополнительного. Кроме того, у программы есть единый связующий стержень – проектная деятельность.

Цель : воспитание ученика с развитыми интеллектуальными и коммуникативными способностями, позитивным творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, способного к преобразовательной продуктивной деятельности.

1225
klassnyy_klassnyy.jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Strana_garmoniya_vospitatelnaya_programma.doc791 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 94

Воспитательная система

«Страна Гармония»

Трутнева Татьяна Петровна

учитель начальных классов

высшей категории,

классный руководитель 2 г класса

Нижний Новгород

2010

Пояснительная записка

«Воспитание великое дело: им решается участь человека»

В.Г.Белинский

Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской  позицией.

Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Воспитание является целенаправленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.

Воспитатель управляет – то есть создает условия для развития ребенка, включает его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулирует самопознание, саморазвитие, самореализацию, направляет на поиск путей самосовершенствования, в значительной мере осуществляет педагогическую поддержку развивающейся личности.

Программой определены ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива школы и оценки результативности воспитательной системы.

Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы лежат в основе разработки настоящей программы

Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и образования, образования основного и дополнительного. Кроме того, у программы есть единый связующий стержень – проектная деятельность.

Данная программа реализуется через четкие планы воспитательной работы в классе с 1 по 4 год обучения, в котором отражены основные направления работы классного руководителя с активом класса, родительской общественностью, со всеми членами классного коллектива.

Для реализации настоящей программы от классного руководителя требуется творческое видение проблем и  путей их решений, знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, навыки владения проектными методиками, методом социального проектирования и различными методами педагогической диагностики, анализа, значительной эрудиции и культуры. Классный руководитель – это учитель и воспитатель, наставник и друг, организатор и соратник, защитник и контролер, разработчик и инспектор.

Предлагаемая воспитательная система  не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника.

Концептуальные основы

Методологическую основу написания воспитательной системы составили труды И. П. Иванова «Воспитывать коллективистов», «Энциклопедия КТД», В. А. Караковского « Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования», « А как быть с воспитанием?», Л. И. Новиковой «Воспитательная система школы: моделирование и реализация», Н. Е. Щурковой «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», «Диалогичность воспитания», теория проектной деятельности.

Для эффективной реализации данной программы планируется строить воспитательный процесс на следующих подходах:

  • Гуманизация воспитания предполагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Воспитательная среда при таком подходе характеризуется доминированием субъект- субъектных диалоговых отношений на фоне принципиального отказа педагогов от автократической парадигмы воспитания и тоталитарных методов воздействия на ребенка.

  • Личностный подход   к воспитанию означает признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а его личности - высшей ценностью воспитания. Законы духовного и физического развития: процессы изменения, происходящие во внутреннем мире личности, служат главным ориентиром в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешного воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности.

  • Индивидуально-творческий подход   исходит из того, что каждая личность уникальна. Главной задачей воспитательной работы является формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Индивидуальность является системообразуюшим свойством личности, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.

  • Деятельностный  подход   опирается на то, что воспитание осуществляется в процессе активного взаимодействия субъекта с миром: с окружающими людьми, с предметами объективной действительности. В интенсивной деятельности образуется личностный опыт каждого воспитанника, происходит становление его личностной культуры.                                          

 

В работе следует опираться на следующие принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса:

  1. Принцип «само-», который реализуется через создание условий для формирования способности ученика строить собственную деятельность, самоопределяться по отношению к социальным и культурным феноменам, быть ответственным  за свой выбор; ориентироваться в многообразии, задумываться о предназначении, обнаруживать его и реализовывать в своей жизнедеятельности.

  1. Принцип «общих способов деятельности», которому «на выходе» соответствует способность ученика овладеть общими (универсальными) способами образовательной и социальной деятельности.

  1. Принцип «систематичности», который мы рассматриваем как частный случай общих способов деятельности, поскольку он определяет такую организацию жизнедеятельности класса, которая формирует способность ученика выстраивать собственную образовательную траекторию внутри и вне класса.

  1. Принцип «проектности», который формирует способность к деятельности не только в режиме «штатного расписания», но и в проектном режиме, формирует способность к постановке целей и задач, определению шагов достижения целей, согласованию позиций и разделения ответственности с партнерами по проекту, организации деятельности других людей и т.д.

  1. Принцип «открытости», прежде всего, в отношении социума, который обеспечивает ориентацию участников образовательного процесса, в первую очередь учащихся, в широком мире человеческих деятельностей и профессий, дает способность к выбору своего пути.

  1. Принцип права (договора), в основе которого лежит уважение к правам и суверенитету другого (в широком смысле), осознание ограничений в человеческих взаимодействиях и т.д.

Названные принципы определяют общий подход к воспитательной деятельности.    

Во-первых, школьное образование, начальное в особенности - это первый опыт осознания себя – поиска своей тропы в жизни, начала труда над собой и человеческой культурой, обретение смысла жизни, познания непреходящей ценности любви и уважения к опыту и жизни других людей.

Во-вторых, воспитание и обучение представляют собой единый процесс (И.Я.Лернер). Как целостное явление они обладают общими закономерностями, но отличаются спецификой содержания и усвоения. Исходя из этого, в организации образовательного процесса классного коллектива  реализуется

  1. Принцип системности – непрерывности учебно-воспитательного процесса. Воспитательная работа органично встроена в учебный процесс. Системообразующим компонентом воспитательной деятельности в учебное и внеучебное время является система поощрения и коррекции, призванная стимулировать и корректировать процессы самообразования и самовоспитания. Каждый человек хочет быть счастливым, а значит, он может и должен быть успешен в учебной и внеучебной деятельности, а классный руководитель создает ему условия для успеха – поддерживает, направляет, поощряет и, конечно, корректирует процесс его развития.

 Но ребенок не может научиться быть успешным, если,

во-первых, ситуация успеха создается «извне», усилиями учителя,

 во-вторых, если для всех учеников создавать общую, единую ситуацию успеха.

 В то же время, конструировать условия успешности для каждого ребенка просто невозможно. Поэтому в программе используется индивидуализированный подход к организации учебно-воспитательного процесса, в ходе которого ребенок учится сам выстраивать для себя ситуацию успеха.

Основные возможности реализации индивидуализированного подхода связаны со следующими направлениями деятельности классного руководителя:

·   Система поощрения и коррекции, в соответствии с которой каждое достижение ребенка или его проступок обязательно влечет за собой какую-либо реакцию со стороны воспитателя и классного коллектива. Поощрение выражается не только в отметке, но и в положительной оценке поступка взрослыми, поздравительными карточками, аплодисментами в классе, коммуникативным письмом родителям, благодарностью ребенку и его семье на торжественных церемониях. Точно также и коррекция поведения возможна в разнообразной форме. Обязательное правило – нарушения поведения не караются отметкой. Для этого существуют другие способы – «штрафная метка» на экране соревнований, «Суд совести» и т.д.

·   С системой поощрения и коррекции тесно сопряжены школьные, классные праздники и традиции, основное назначение которых - закрепить достижения учеников, сделать их достоянием школьного сообщества в целом, научить радоваться успехам других людей, формирование чувства причастности к достижениям класса.

·   Проектная деятельность классного руководителя и  учащихся, являющаяся не только стержнем образовательного процесса, но и богатейшим ресурсом для достижения успеха каждым участником. Это достигается не только за счет возможности свободного выбора темы, формы и способа организации проекта, но и тем, что в рамках проектной деятельности все участники получают возможность попробовать себя в различных социальных ролях, определить область своей наибольшей успешности, развить целый комплекс умений, без которых невозможна успешная жизнедеятельность в условиях современной, стремительно изменяющейся жизни.

Таким образом, обучение перестает быть основным видом деятельности классного руководителя; акценты в целях деятельности смещаются на организацию образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей становление ключевых компетенций, среди которых являются:

1) предметные компетенции (базовые умения, обеспечивающие социальную адаптацию).

 2) личностные компетенции (умения самоорганизации, самореализации);

  3) социальные компетенции (умения взаимодействовать);

Направления воспитательной работы

  1. В гармонии с собой: развитие способности успешно адаптироваться в окружающем мире, развитие познавательных интересов, развитие творческих способностей, реализация интересов и задатков, формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей, соблюдение правил гигиены, режима дня, правил рационального питания, профилактика вредных привычек.

  1. В гармонии с природой: воспитание бережного отношения к природе, ее богатствам

  1. В гармонии с коллективом: формирование доброжелательных отношений, социально адекватных способов поведения, развитие умений вести диалог, коллективного планирования и организации деятельности, формирование добросовестного отношения к своим обязанностям, трудолюбия

  1. В гармонии с семьей: формирование уважительного отношения к членам семьи, потребность исполнять свой долг перед родителями; формирование сущности социальных ролей

  1. В гармонии с традициями: формирование основ гражданской идентичности, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание уважительного бережного отношения к истории своего народа, края, чувства ответственности и гордости за свою Родину

  1. В гармонии с культурной средой: воспитание потребности строить свою жизнь по законам красоты и гармонии, формирование навыков культуры поведения

  1. В гармонии с безопасностью: формирование основ безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к собственному здоровью и уважительного отношения к правилам безопасности, их исполнение.

Цель :

Воспитание ученика с развитыми интеллектуальными и коммуникативными способностями, позитивным творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, способного к преобразовательной продуктивной деятельности.

При достижении  цели воспитательной работы проектируются следующие характеристики личности ученика:

  1. Способный к самореализации, обладающий устойчивым стремлением к самосовершенствованию
  2. Творчески осваивающий и преобразующий мир
  3. Имеющий особенную нравственную позицию
  4. Обладающий высоким уровнем мышления
  5. Имеющий потребность в здоровом образе жизни
  6. Готовый к сотрудничеству
  7. Обладающий экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Закладывание основ экологической, правовой, информационной культуры, здорового образа жизни

Сроки и этапы реализации программы

Настоящая программа рассчитана на 4 года с первого по четвертый класс.

Этапы реализации программы:

I этап – этап проектирования (1 класс) – 2009 – 2010 уч. год

- изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов, потребностей

- изучение запросов родителей

- формирование единого воспитательного пространства

- определение перспектив жизнедеятельности класса

- закладывание основ проектной деятельности

II этап – этап становления системы (2 класс) – 2010 – 2011 уч. год

- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества

- создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики

- укрепление межличностных отношений

- развитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры системы

III этап – этап стабильного функционирования  (3 – 4 класс) – 2011 – 2013 уч. годы

- развитие самоуправления в классе

- интеграция учебной и внеучебной деятельности

- школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью

- возрастает роль самоуправления и саморегуляции

IVэтап – этап завершения функционирования системы (конец 4 класса) – переход в среднее звено, смена классного руководителя

- опыт всего лучшего в жизнедеятельности класса становится достоянием школы, нового классного руководителя

Ожидаемые результаты

В результате реализации данной программы предполагается

1.     Наличие развитой воспитательной инфраструктуры.

2.     Подготовка воспитанников к осознанному выбору индивидуальной траектории в социуме.

3.     Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств,  их готовности  к  служению Отечеству.

 4. Развитие:

- ключевых компетентностей, связанных с успешностью личности в быстроменяющемся мире;

-базовых компетентностей, отражающих специфику общего образования;

- раскрытие потенциалов воспитанников:

  • Нравственный потенциал:

- Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину.

- Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей. Активность в общешкольных и классных делах.

  •  Образовательный потенциал:

- Желание и готовность продолжить самостоятельном добывать новые знания и представлять результаты, проявлять творческую активность, соблюдать правила и законы

  • Коммуникативный потенциал:

- Владение умениями и навыками культуры общения, способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в разных ситуациях, вести диалог.

  • Культурный потенциал:

- Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.

  • Физический потенциал:

-Стремление к физическому совершенствованию; соблюдение режима

Вывод: проектная деятельность, включенная в воспитательную систему, способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

 Ресурсное обеспечение воспитательной системы.

  • Профессионализм педагогов, наличие возможностей для их профессионального совершенствования;

  • Наличие материально- технической  базы, способствующей оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса;

  • Поддержка родителей и общественности;

  • Информационно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;

  • Сотрудничество с вокальной студией «Глория» и с танцевальной студией «Сувенир»

  • Разработка интегрированных воспитательно–образовательных проектов

  • Ресурсы сети Интернет, сайт класса

  • Принтер, компьютер для тиражирования периодического издания

Воспитательная система класса

«Страна Гармония»

Презентация1.jpg

Страна Гармония – это еще и название классного коллектива. Страна Гармония находится на планете Школа № 94 и соседствует со странами других классов.

Законодательная власть в стране представлена Советом Федерации, состоящим из родительского комитета, классного руководителя и Думы (по 1 представителю от каждого города). Законодательная власть занимается разработкой пути развития страны, продумывание мероприятий для коллектива, осуществляет анализ проведенных  мероприятий.

Дума занимается разработкой идей для создания и реализации проектов, принимает и обсуждает предложения от учителей, классного руководителя, педагогов дополнительного образования и родителей по организации праздников, участии в предметных неделях, отбором материала для сайта класса и газеты, которая выпускается в классе, организацией поздравлений именинникам.

Родители, классный руководитель, учителя, педагоги дополнительного образования оказывают помощь Городам в подготовке проектов и представлении результатов.

Направления работы законодательной власти:

  1. Гармония отдыха – организация классных праздников, разработка сценариев, распределение обязанностей по подготовке между городами

            - организация выездов (краеведческие экскурсии, театры, кинотеатры, музеи, планетарий, цирк, библиотека)

  1. Гармония творчества – отбор материала для газеты, компьютерная верстка, тиражирование, творческие поручения, редактирование сайта класса
  2.    Гармония труда – организация акций «Чистый город», «Чистый класс», распределение обязанностей, обеспечение орудиями труда, организация выставок детского технического и прикладного творчества, контроль за организацией личных рабочих мест
  3. Гармония души – организация сотрудничества между городами, гражданское просвещение, подготовка и проведение вечеров самопрезентаций жителей, ведение листа контроля добрых дел и нарушений
  4.  Гармония тела – контроль за чистотой, внешним видом, организация спортивных мероприятий, пропаганда здорового образа жизни
  5. Гармония знаний – создание условий для развития познавательных процессов, для формирования навыков и умений умственного труда, проведение предметных недель и викторин, НОУ

Исполнительная власть состоит:

  1. Президент контролирует  работу Городов, организует сбор информации и  представлением её классному руководителю. Он ведет журнал учета добрых дел и нарушений по каждому Городу в общем и по каждому жителю в отдельности. В конце каждой четверти подводит итоги и представляет к награде лучший город, лучшего Жителя.

  1. Министры:  
  • образования – консультирует по учебным предметам, оказывает помощь в преодолении неуспеваемости
  • здравоохранения – проверяет чистоту парт, рук, обуви, тепловой режим, внешний вид,  контролирует выполнение общего распорядка дня
  • юстиции – контроль  за порядком на переменах и во время прогулки, профилактика нарушений  дисциплины

  1. Мэр каждого города отвечает за выполнение распределение обязанностей и контроль над выполнением трудовых и творческих дел, сбор и передачу информации о деятельности города, внесением предложений в Думу и высказыванием пожеланий от групп.

Заполняет индивидуальные карты достижения учащихся и индивидуальные карты «ССС» сотрудничество, сочувствие, самоконтроль цветовыми фишками, которые выдаются Президентом. Цвет фишки зависит от активной работы и вклада учащегося в совместную деятельность и личных достижений в данной области знаний

Жители городов починяются представителям исполнительной власти, соблюдают законы страны, участвуют во всех мероприятиях, готовят самопрезентации, проводят выборы представителей исполнительной власти открытым голосованием один раз в полугодие.

Город Понедельник, Город Вторник, Город Среда, Город Четверг, Город Пятница – это постоянно функционирующие группы. Они отвечают в  соответствующий день недели за порядок в классе,  разрабатывают и  защищают проекты, вносят предложения. Группы образуются на основе личного выбора воспитанников.

Таким образом, детское самоуправление включает каждого ребенка в участие в общественной жизни класса и школы с учетом его желаний, потребностей и возможностей.

Жизнедеятельность класса значительно обогащает наличие социального окружения.

 Воспитательная система должна быть открытой, взаимодействовать с интересными коллективами.

Взаимодействие с учреждениями социума:

  • центр родительской культуры «Исток»
  • Библиотека им. Маршака
  • ЦДОД Ленинского района
  • Театры и кинотеатры города
  • Планетарий
  • Филармония
  • Музеи города
  • Туристические фирмы

Система педагогического воздействия на воспитанника класса

Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный страх и риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей с определенным подходом к каждому ребенку. (Макаренко А. С.)

План реализации воспитательной системы

2009 – 2013 год

1 этап (проектирования) – 1 класс (2009-2010 уч. год)

Внеклассные мероприятия

Проекты

В гармонии с традициями

  • Народные игры на Святки
  • Народные игры на Масленицу
  • Викторина «Фольклор русского народа»
  • Конкурс рисунков «Любимые герои русских сказок»

Проектная работа «Расскажу Вам на ночь сказку» Запись сказок, рассказанных детьми, на звуковые носители.

В гармонии с природой

  • Экскурсия в зоопарк
  • Ведение дневника погоды
  • Конкурс экологических плакатов «Сохраним ёлочку»
  • Экскурсия в Планетарий

Проектная работа «Моя красная книга». Индивидуальное создание Красной книги. Выставка - презентация

В гармонии с коллективом

  • Кл. час «Давайте знакомиться»
  • Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Кл. час «Распределение поручений»
  • Конкурсно -игровая программа «Дружить надо уметь»

Творческая мастерская «Мой школьный дом». Создание классного уголка.

В гармонии с семьей

  • Концертная программа «Для наших милых мам»
  • Конкурс рисунков «Моя семья»
  • Праздник «Мы школьниками стали»
  • Беседа «Моя семья – моя малая Родина»

Проектная работа, включающая в себя изготовление книги «Моя семья», в которую входит рисунок семьи, рисунок каждого члена семьи с объяснением его имени, подбор девиза и песни, фоторепортажи знаменательных семейных событий, сочинение стихотворений о семье. Презентации на празднике для мам.

В гармонии с собой

  • Кл. час «Кто я? Какой я?»
  • Беседа «Как мы выглядим»
  • Кл. час «Режим дня»
  • Конкурс рисунков «Овощи и фрукты – здоровые продукты»

Проект «Режим дня».  Презентация в виде серии картинок, плакатов или мультимедийных презентаций. Работа в группах

В гармонии с культурной средой

  • Кл. час «Этикет для школьников»
  • Посещение ТЮЗа
  • Посещение кукольного театра
  • Кл. час «Ежели Вы вежливы»

Проект – акция «Береги чистоту». Выпуск агитационных плакатов.

В гармонии с безопасностью

  • Безопасный путь в школу. практическое занятие
  • Дорожные приключения Бабы Яги (конкурсно-игровая программа)
  • Кл. час «Беда на льду»
  • Кл. час «Спички детям не игрушка»

Проект «Дорога в школу». Рисунки, макеты, презентации.

2 этап (становления) - 2 класс

Внеклассные мероприятия

Проекты

В гармонии с традициями

  • Кл.час «Моя Россия. Символы государства»
  • Кл. час «Моя малая Родина. День Ленинского района и День Нижнего Новгорода»
  • Празднично-игровая программа «В гостях у русской матрёшки»
  • Кл. час «Я – гражданин России»

Проект «Моя Родина – Россия»

Сборник стихов и сочинений.

В гармонии с природой

  • Рейд «Покормите птиц зимой»
  • Классный час «Наши меньшие друзья»
  • Праздник прилета птиц
  • В саду и в огороде (конкурсно – игровая программа)

Проект «Мир животных». Создание детской энциклопедии. Каждый ребенок делает одну страничку о животном с изображением и кратким рассказом

В гармонии с коллективом

  • Беседа «Правда и ложь»
  • Практическое занятие «Вежливые слова»
  • Кл. час «Учимся понимать друг друга»
  • Кл. час «Об обидах и причинах обид»

Долгосрочный коллективный проект «Ежемесячная газета»

Выбор названия, обсуждение содержания,  подготовка материалов индивидуально и в группах. Презентация каждого выпуска для учителей, родителей. Тираж 30 экземпляров (Приложение 1)

В гармонии с семьей

  • Спортивные эстафеты «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • Кл. час «Как я дома помогаю»
  • Концертная программа к дню пожилого человека «От всей души»
  • Конкурс поздравительных стенгазет к 8 марта

Проект «Говорящая книга» Звуковой сборник стихов о родителях, семье, сочиненных детьми. Коллективно-творческая работа «Дерево маминых сердец»

В гармонии с собой

  • Кл.час «Правильное питание – залог здоровья»
  • Кл. час «Чистота – залог здоровья»
  • Конкурсно-игровая программа «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
  • Кл. час «Посеешь привычку – пожнёшь характер»

Исследовательский проект «Органы чувств человека»

В гармонии с культурной средой

  • Беседа «Правила поведения в гостях»
  • Кл. час «О невежах и вежливости»
  • Посещение Филармонии
  • Посещение театра «Вера»

Групповые проектные работы «Театральные постановки русских народных сказок на новый лад» Презентации спектаклей в конце года перед родителями и другими классами

В гармонии с безопасностью

  • Кл. час «сигналы светофора и регулировщика»
  • Викторина «Дорожные знаки»
  • Кл. час «Один дома»
  • Кл. час «Огонь ошибок не прощает»

Проект «Сборник стихов – советов для безопасной жизни»

3 этап ( стабильного функционирования) – 3 класс

Внеклассные мероприятия

Проекты

В гармонии с традициями

  • Кл. час «Рождество и Крещение»
  • Кл. час «Пасха»
  • Праздник смеха и шуток. (конкурсно – игровая программа с элементами театрализации)
  • Кл. час «Берегите хлеб»

Проект «Русские народные сказки». Создание мультфильма (Иллюстрирование, создание образов героев, компьютерные анимации, озвучивание)

В гармонии с природой

  • Кл. час «Мы дети природы»
  • Пробуждение Земли (беседа – игра)
  • Кл. час «Все кошки в гости к нам»
  • Кл. час «Верный друг человека»

Проект «Мир комнатных растений» Групповой проект. продукт – создание буклета

В гармонии с собой

  • Кл. час «В человеке должно быть всё прекрасно»
  • Кл. час «Учусь владеть собой»
  • Путешествие в Страну здоровья (конкурсно – игровая программа)
  • Викторина «Добрые советы старых книг»

Коллективная проектная работа «Энциклопедия моего здоровья». Продукт – книга, созданная из групповых работ по системам организма с рекомендациями по профилактике заболеваний.

В гармонии с коллективом

  • Кл. час «Настоящий друг»
  • Кл. час «Законы дружбы»
  • Кл. час «Спешите делать добро»
  • Цветик- семицветик. (Праздничный огонёк ко Дню именинника)

Долгосрочный групповой проект «Сайт класса». Индивидуальные и групповые работы по оформлению новостей, фотоальбома, подбора интересных ссылок и т.д.

В гармонии с семьей

  • Беседа «Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью»
  • К. час «Права ребёнка»
  • Кл. час  «Моя родословная»
  • Праздничная программа «А ну-ка, бабушки»

Индивидуальные проектные работы «Генеалогическое древо семьи» Презентация в день семьи.

В гармонии с культурной средой

  • Кл. час «Внешний вид человека»
  • Посещение театра Комедии
  • Посещение Драм. театра
  • Беседа «Поведение в общественных местах»

Групповой проект «Театры Нижнего Новгорода». Компьютерные презентации

В гармонии с безопасностью

  • Кл. час «Правила дорожного движения пешеходов»
  • Практическое занятие «Чужие люди»
  • Кл. час «Лёдовые развлечения и огорчения»
  • Кл. час «Огонь- друг или враг»

Проект «Один дома» Сборник стихов, сочинений

        

4 этап (стабильного функционирования) – 4 класс

Внеклассные мероприятия

Проекты

В гармонии с традициями

  • Кл. час «Красные дни календаря»
  • Празднично- игровая программа «Как встречают Новый год в разных странах»
  • Кл. час к 23 февраля «Виды войск в России»
  • Кл. час «Мы наследники победы». Возложение цветов к Вечному огню

Проект «Новогодние сюрпризы» Изготовление открыток, сувениров, стенгазет, подготовка новогоднего спектакля для первоклассников

В гармонии с природой

  • Деревья в народном творчестве разных народов. (Беседа – диалог)
  • Кл. час «Растения в городах»
  • Рейд по озеленению школьного участка

Проект «Помоги птицам зимой» Изготовление кормушек, выпуск агитационных плакатов.

В гармонии с собой

  • Кл. час «Хочу, могу и надо»
  • Кл.час «ЗОЖ»
  • Праздник «Лесной тропой к здоровью
  • Диспут «Радость общения. Как стать интересным собеседником»

Проект «Умники и умницы». Проект «Здоровый образ жизни». Создание и выпуск электронных интерактивных тестов

В гармонии с коллективом

  • Беседа «Человек среди людей»
  • Кл. час «Что такое «Толерантность»?»
  • Практическое занятие «Взаимопонимание»
  • Праздник «Прощай, начальная школа!»

Проект благоустройства школьной территории. Создание макета

В гармонии с семьей

  • Кл. час «Маленькие радости больших семейных традиций» традиции»
  • Беседа «Права и обязанности членов семьи»
  • Сладкая ярмарка. Выставка-дегустация домашней выпечки.
  • Семейный праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети»

Проект «Истории имен нашей семьи» Изготовление визиток для членов семьи

В гармонии с культурной средой

  • Экскурсия в художественный музей
  • Беседа о культуре поведения в общественных местах
  • Сервировка стола (беседа – практикум)
  • Кл. час «Разговор об этикете»

Групповой проект «Музеи Нижнего Новгорода». Компьютерные презентации.

В гармонии с безопасностью

  • Кл час «Что такое правонарушение»
  • Беседа «Как не стать жертвой преступления»
  • Кл. час «Будь осторожен с огнём»
  • Практическое занятие «Как перейти дорогу. Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки»

Проект «Береги лес от огня». Создание экологических плакатов.

Входная диагностика

(Анализ развития детских компетенций в начале становления системы)

Общая  характеристика класса

На момент исследования в состав класса входят 28 учащихся. Из них 14 мальчиков и 14 девочек. В классе 24 человека 2002 года рождения,  два – 2001 г.р., два - 2003 г. рождения. Две трети детей из полных семей. По социальному составу семьи делятся на 2 группы:

  1. полные - 16 человек
  2. неполные - 12 чел, из них 10 – в разводе, 2 – матери -одиночки

Родители учащихся имеют высшее образование - 21человек, средне – техническое - 13 человек, среднее - 10 человек.

Характеристика семей:

А) социальный статус

Б) образовательный уровень

В) состав семей

Таким образом, в классе преобладающее большинство детей из полных семей, имеющих средний достаток. Большинство родителей являются служащими.

Большинство родителей с должным вниманием относятся к успехам своих детей, их взаимоотношениям со сверстниками, пытаются развивать их способности, активизировать познавательную деятельность и расширять кругозор, принимать активное участие в жизни класса. Родители помогают детям в подготовке проектов, в проведении праздников, изготовлении декораций, IT оформлении работ…

В силу того, что детский коллектив только складывался в 1 классе, дети не могли организоваться для коллективных дел, не могли распределить обязанности, не могли терпеливо выслушать других, не подчинялись распоряжениям уполномоченных лиц. Во всём требуется наставление и контроль учителя.

С 1 класса дети занимаются в хоровой студии «Глория», танцевальной студии «Сувенир», что способствует решению проблем эстетического воспитания.

С целью диагностики уровней развития детей данного класса учителем и школьным психологом были проведены беседы, наблюдения и исследования.

Социально-психологический анализ класса производился на основе социометрического метода Дж. Морено. На основании полученных в ходе социометрического исследования данных, можно сделать следующие выводы:

  •  В классе отсутствует ярко выраженный лидер.
  •  Так же в классе присутствуют члены группы, которые имеют наименьшее число выборов, причем только отрицательных, также выделяется непринимаемые члены группы (11 % учащихся – 3 человека)  и отвергнутые (не получивших ни отрицательных, ни положительных выборов) 4 % учащихся – 1человек.
  • Наблюдается четкое деление класса на мальчиков и девочек.
  • Групп по интересам нет.
  • Наблюдаются контакты в игровых ситуациях, не имеющие продолжения в общении.
  • Анализируя индекс групповой сплоченности (равный 0,61), выражающий степень взаимосвязанности индивидов, тесноту эмоциональных связей можно сказать, что коллектив 1 г класса не достаточно сплоченный. Что, в свою очередь, сказывается на психологическом климате в группе, в котором преобладают  такие явления как зависть, нездоровое соперничество. В целом, можно сказать, что психологический климат в данном классе не благоприятный.

Анализ уровня мотивации и адаптации в школе производился с использованием методики «Адаптация и мотивация в школе» Н.Г. Лускановой.

  •  В целом, можно отметить, что у большинства учащихся (12 человек – 42%) преобладает положительное отношение к школе, ведущей является внеучебная мотивация. Это указывает на то, что в школе их больше привлекают второстепенные уроки (рисование, музыка и пр.), занятия в кружках (хореография, хор). Такие дети делают большой акцент на времени, предназначенном для перемен, и активно его используют. Познавательные мотивы развиты в меньшей степени.
  •  Средний уровень школьной мотивации, выявленный у 8-ми учащихся класса (31%), указывает на то, что у них наблюдаются положительное стремление к обучению и развитию. Они быстро адаптируется в школьной ситуации, активно вступают в новые отношения, принимают роль ученика адекватно и овладевают новой для них деятельностью.
  •  Высокого уровня мотивации к школе выявлено не было.
  •  В классе также имеются учащиеся, для которых характерен низкий уровень учебной мотивации и адаптации в школе (3 человек – 11%). У таких первоклассников нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдается нарушение дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляют интереса; к урокам готовятся не регулярно, необходим постоянный контроль; систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняют работоспособность и внимание  при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; близких друзей как правило не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
  •  Дезодаптация  у 1 человека (4%).

        Из результатов  диагностики  направленности личности в 1 г класса видно, что большинство учащихся направлены на себя.

                                        1 класс

Результаты диагностики интеллектуальных возможностей учащихся, с помощью методики фронтального исследования детей (Т. Кумарина) и Тест « Рисунок человека» (Гудинаф, Маковер) показали:

  • Высший уровень развития мышления не выявлен.
  • Выше среднего уровня- 13 человек (46%).
  • Средний уровень- 10 человек (36%).
  • Ниже среднего уровня - 5 человек (18%).

В целом, можно отметить у детей лучше развиты операции умозаключения, установления последовательности и анализа. Хуже – логическое мышление.

Исследования по методике Т.Эллерса «Мотивация успеха» показали, что большинство учащихся в классе слабо ориентированы на успех и предпочитают средний уровень риска.

Результаты диагностики  широты интересов учащихся (Методика «Карта интересов») показали, что основные интересы первоклассников узки и сводятся к предметам дополнительного образования

Исследование уровня воспитанности показали:

  • Всего 1 человек (4 %) имеет высокий уровень воспитанности.
  • У  28 % учащихся уровень воспитанности выше среднего (8 человек). Нравственные установки соответствуют требованиям. Школьники положительно относятся к труду, к учению, и другим видам деятельности, но самостоятельность, творчество проявляют не всегда. Могут не доводить до конца начатые дела. 
  • У 38% учащихся средний уровень воспитанности (11 человек). Нравственные позиции у таких детей характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованиям общества, с эгоистическими стремлениями.
  • Необходимо отметить, что достаточно высокий процент - 29% имеют низкий уровень воспитанности (8 человек).

Вывод:  в 1 классе большая часть учеников имеет интеллектуальные способности ниже возрастной нормы. Наблюдается положительное отношение к школе у многих учащихся из класса.  У большинства детей коммуникативные умения не развиты. Детский коллектив только начинает складываться. У первоклассников преобладает неадекватная самооценка, нет целеустремленности, нет чуткости, сопереживания. В отдельных случаях наблюдается социально неадекватное поведение. Первоклассники не могут рационально использовать время и планировать свою деятельность. Всё это стало предпосылками для разработки воспитательной системы.

Промежуточные результаты

(Анализ развития детских компетенций в середине реализации программы формирования воспитательной системы)

Общая  характеристика класса

На момент исследования в состав класса входят 28 учащихся. Из них 14 мальчиков и 14 девочек.

В силу того, что детский коллектив только складывался в 1 классе, дети не могли организоваться для коллективных дел, не могли распределить обязанности, не могли терпеливо выслушать других, не подчинялись распоряжениям уполномоченных лиц. Во всём требуется наставление и контроль учителя. К середине 2 класса ситуация изменилась: дети стали часто работать в группах, подчиняясь уполномоченным лицам, могут легко высказывать свое мнение и слушать других.

Во 2 классе детский коллектив можно охарактеризовать как дружный творческий коллектив детей, в котором каждый ребенок – личность. Личность, готовая узнавать что-то новое, стремиться к достижению цели, помогать, сопереживать окружающим.

Отношения между детьми  в классе можно охарактеризовать как ровные, доброжелательные.

Все два года дети занимаются в хоровой студии «Глория», танцевальной студии «Сувенир», что способствует решению проблем эстетического воспитания.

В настоящее время дети активно участвуют в классных творческих делах: выпуск газеты, концерты, соревнования, праздники.

Традиционными для класса являются посещения театров, выезды на природу, поездки по Нижегородской области.

С целью диагностики уровней развития детей данного класса учителем и школьным психологом были проведены беседы, наблюдения и исследования.

  1. Коммуникабельность

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения, приобретенные в младшем школьном возрасте в подростковом возрасте, во многом определят успешность подростка.

Диагностика учащихся по методике «Социометрия Дж. Морено» показала, что результате продуктивной работы классного руководителя и помощи школьного психолога, родителей, педагогов дополнительного образования класс стал более сплоченным, что показало исследование во 2 классе.

  • В классе присутствуют ярко выраженные лидеры, т.к. в результате подсчета социометрического статуса, они  набрали наибольшее количество баллов. Таким образом, в классе они попадают в категорию «звезды». У них максимальное количество положительных выборов, которые являются взаимными. В соответствии с этим можно констатировать, что среди этих детей сформировалась неформальная группа.
  • Изолированных членов группы (не получивших ни отрицательных, ни положительных выборов) в данном коллективе не наблюдается.
  •  В классе преобладает демократический стиль лидерства, т.к. выбранные лидером («звездой») учащиеся класса также осуществляют взаимные выборы между собой, что свидетельствует о существовании между ними дружеских отношений (межличностного общения).
  • Анализируя индекс групповой сплоченности (равный 0,65), выражающий степень взаимосвязанности индивидов, тесноту эмоциональных связей можно сказать, что коллектив 2 г класса достаточно сплоченный. Что, в свою очередь, сказывается на психологическом климате в группе. Преобладает атмосфера сотрудничества и взаимной поддержки. В классе можно отметить наличие доверительных отношений между ребятами, они эмоционально переживают друг за друга.  Полученные результаты свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности учащихся коллективом, а также увлеченности делом коллектива. Стремясь к достижению общей цели, учащиеся могут положиться друг на друга и рассчитывать на высокую степень продуктивности и успешности.

В целом, можно сказать, что психологический климат в данном классе благоприятный.

А) Состояние межличностных отношений в классе (Дж.Морено)

 Б) Результаты диагностики изучения направленности личности

2 класс

  1. Реальные возможности

Существенным условием для применения учителем проектного метода является знание реальных возможностей учащихся. В ходе диагностики необходимо определить развитие их интеллекта, воли, мотивов учащихся – показателей готовности учащихся к проектной деятельности.

Формирование данных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъектности младшего школьника в процессе обучения.  По свидетельству диагностических срезов делают возможным успешное применение метода и его модификаций уже к середине   II класса с большей степенью самостоятельности, без прямого руководства и контроля со стороны учителя.

А) результаты диагностики интеллектуальных возможностей. Методика фронтального исследования детей (Т. Кумарина) и Тест « Рисунок человека» (Гудинаф,Маковер)

Во 2-ом классе результаты показали следующее:

  • Высший уровень развития – 18 % (5 человек).
  • Выше среднего – 50 % (14 человек).
  • Средний уровень – 28 % (8 человек).
  • Низкий уровень – 4 % (1 человек).

        Таким образом прослеживается динамика развития интеллектуальных возможностей учащихся.

Б) результаты изучения школьной мотивации учащихся                                

    (Методика Лускановой Н.Г.)

Положительные изменения в развитии учащихся подтверждают результаты диагностики учебной мотивации, процент которой значительно повысился по сравнению с 1 классом. Во 2-ом классе выявлены следующие уровни:

  • Высокий уровень отмечен у 16%. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремление успешно выполнять все требования, предъявляемые школой. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  • Хорошая познавательная мотивация отмечается у 48 %. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  • Положительная школьная мотивация – 31 %. Такие дети достаточно хорошо себя чувствуют себя в школе , однако чаще их привлекает возможность общения с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует
  • Низкий уровень наблюдается у 4 %. Познавательная мотивация снижена.
  • Дезодаптация отсутствует

В) результаты исследования «мотивации успеха»

Исследования по методике Т.Эллерса «Мотивация успеха» показали, что дети во 2 классе сильно ориентированы на успех и предпочитают средний уровень риска. Болеее половины класса мотивированны на успех, имеют большие надежды на него, а значит, им свойственно избегать высокого риска. Такие школьники реже попадают в несчастные случаи.

2 класс

  1. Потенциалы личности

Результаты диагностики сформированности основных потенциалов личности учащихся

А) исследование широты интересов учащихся (Методика «Карта интересов»)

2 класс

Б) исследование уровня воспитанности

Среди учащихся к концу 2 класса:

  • 16 % учащихся имеют высокий уровень воспитанности. Это те дети, которые осознают свои учебные, трудовые, общественные и другие обязанности как должное. Есть интерес, волевое стремление к  учению. Учащиеся самостоятельны, участвуют во всех коллективных делах.
  • У 36 % учащихся уровень воспитанности выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям. Школьники положительно относятся к труду, к учению, и другим видам деятельности, но самостоятельность, творчество проявляют не всегда. Могут не доводить до конца начатые дела.
  • У 44% учащихся средний уровень воспитанности. Нравственные позиции у таких детей характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованиям общества, с эгоистическими стремлениями.
  • Лишь 4 процента имеют низкий уровень воспитанности.

В целом в результате анализа полученных данных, можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика в формировании позитивной самооценки и самоуважения; в развитии коммуникативной компетентности в сотрудничестве и способности к организации деятельности, а так же управлению ею.

Список литературы

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка. 1989 г.
  2. Закон РФ «Об образовании»
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в образовании»
  4. Вогарлик М. «Здоровье детей- руками детей». Н.Новгород,1997
  5. Григорьева Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», М., 2010
  6. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя», М., 2004
  7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. «Воспитание! Воспитание… Воспитание!». М., 2000
  8. Мирошкина М.Р. «Системный подход к организации воспитательной работы», Н.Новгород, 2001
  9. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания», М.,2002
  10.  Цветкова «Как создать программу воспитательной работы». Методическое пособие. М., 2006
  11.  «Воспитание продуктивно, если оно системно» Методический сборник под ред. Тарасова И.Б., Н.Новгород, 2005
  12.  «Воспитание…  ценности и цели» Научно-методический сборник. Авторский состав: Кузьминова М.П., Белик Н.Н. и др.Н.Новгород, 2004
  13.  «Классному руководителю о воспитательной системе класса. Методическое пособие под ред. Степанова Е.Н. М., 2000
  14.  «Классный руководитель в школе» Научно-методический сборник. Н.Новгород, 2007
  15.  «Проблемы школьного воспитания» / Приложение к журналу»Педагогическое обозрение» № 4 , ред. Родионова Е.Л., Н.Новгород, 2001

Практико – ориентированный проект

Тема:  Классная газета

Учебный предмет: литературное чтение, развитие речи, окружающий мир, технология

Участники: учащиеся 2 класса 

Продолжительность: долгосрочный

Цель: выпуск периодического печатного издания, создать средство  диалога с образовательным учреждением, общественными организациями, представителями власти, родителями и т.д.

Конечная цель проекта - создания организационной структуры, которая имела бы возможность:

1. Создавать условия для реализации творческих способностей детей путем организации выпуска газет, журналов, календарей.

2. Предоставлять организационную и информационную поддержку всем, кто готов проявить творческую инициативу и включиться в реализацию проекта.

Задачи проекта: разработка плана работы по выпуску газеты, изучение работы журналистов и репортеров; подготовка материалов в номер и отбор материала, его компоновка в программе Publisher; расчет необходимых материалов

Продукты: ежемесячная газета, отражающая жизнь класса, достижения, творческие работы

Описание проекта:

Ещё совсем недавно мы с ребятами моего класса выпускали стенгазеты: поздравительные (к каждому празднику), тематические, агитационные. Занималась этим только члены редколлегии. Компьютерные технологии открыли нам новые возможности для создания классных газет. Газета - важнейшее средство самовыражения детей. Именно школьные, классные газеты позволяют ребятам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя и окружающий мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между одноклассниками устанавливаются отношения взаимопонимания. Действительно, создание газеты - очень значимая часть жизни школы. Мы начали свою издательскую деятельность именно с газеты. Для развития издательского дела в классе должны быть объединены усилия классного руководителя, детей, родителей и конечно администрации школы. Издание газеты - дело общее, а не частное.

Невозможно понять всех радостей и сложностей творческого дела как  выпуск газеты, если не прошел все этапы по её созданию. При  создании газеты я учу своих ребят  быть самостоятельными: не только самим планировать, готовить материалы, но и технически воплощать. Я выступаю в роли консультанта. Я сразу объяснила ребятам что газета – это периодичное средство массовой информации, и оно должно выходить в строго установленный срок. Иногда не получается, следовать этому принципу выпуска газеты. Среди причин: нехватка материалов в номер (кто-то не успел выполнить задание), закончилась краска в принтере, карантин, нехватка времени (у меня и у детей).

Технические возможности необходимые для создания газеты:

  • Компьютер (Электронно-вычислительная машина)
  • Сканер (Устройство для ввода изображения (текстов, графиков, рисунков и т. д.) в память компьютера.)
  • Копировальный аппарат (Аппарат, производящий копии)
  • Фотоаппарат (Устройство для получения изображения на прозрачной плёнке)
  • Диктофон ( Аппарат для записи и воспроизведения устной речи.)
  • Расходные материалы для компьютера и принтера. Бумага, краска.

Периодичность:  средство массовой информации созданное младшими школьниками целесообразнее выпускать один раз в месяц, но это не исключает тематических, специальных выпусков.

Источники информации:

  • Домашняя библиотека (Библиотека, учреждение, собирающее и хранящее книги).
  • Школьная библиотека
  • Городская библиотека
  • Периодическая печать
  • Интернет (Система связи, объединяющая множество компьютеров во всём мире.)
  • Интервью (Предназначенная для печати беседа журналиста с каким – либо лицом)
  • И т. д.

Тираж, формат (размер печатного издания) и, соответственно, расходные материалы – напрямую зависят от финансовых и технических возможностей.

При наличии ксерокса, принтера газету можно тиражировать. У нас в классе есть принтер, поэтому тиражировать газету легко, только она выходит чёрно-белой. цветные варианты можно скачать и посмотреть на сайте класса.

Название газеты - «как корабль назовешь, так он и поплывет», - говорили герои известного мультика про капитана Врунгеля. А потому, с одной стороны, название должно быть удобным для употребления в речи. С другой стороны - оно должно указывать на принадлежность, а главное - быть оригинальным, неповторимым, запоминающимся.

Мы долго не думали о названии газеты. Выбрали «Глобус», так как литера нашего класса «Г». Оно отражает идею учебы. Главная моя цель - овладение теорией и практикой журналистики, развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся,  формировать профессиональные навыки (умение писать статьи).

Редактор - руководитель издания, отдела.

По статистике 51% редакторов, – это преподаватели русского языка и литературы.

В некоторых случаях редактором школьного издания выступают старшие вожатые, методисты, педагоги-организаторы, библиотекари. Именно таким людям приходит в голову мысль добавить в монотонный, подчас скучный, школьный ритм ярких красок.

Редакция - коллектив работников, занимающихся подготовкой к выпуску в свет газеты, журнала, книги. Члены редколлегии делятся на группы.

Журналисты. Действия журналистов: выбор темы, работа с литературой, подготовка и проведение интервью, развитие культура речи и письма, общение со сверстниками и взрослыми людьми, сбор материала. Таким образом, журналисты проводят интервью с учениками, учителями, врачом, директором, психологом, проводят журналистские расследования, и пишут статьи.

Планирование работы журналиста. С чего начинается статья? С какого бы то ни было факта. Факт и Событие, Факт и Новость - это совсем не одно и тоже. Факт - понятие намного большее. Это и новости, и события, необъяснимые и объяснимые явления, сплетни и слухи и т.д. и т. п. Опираясь только на реальные факты можно написать хорошую статью или подготовить яркий, запоминающийся видеоматериал. Всё же остальное не будет никому интересно.

Не всякий факт достоин внимания читателей. Не всякое событие интересно для читателей. Не всякая новость достойна того, что бы её нужно было сообщать всем.

  • Новости и факты, которые сообщают газеты, должны быть интересны многим, а не только её авторам.
  • "Золотое правило" юного корреспондента (Сотрудник газеты, посылающий сообщения с мест) - пиши о том, что интересно тебе!
  • То, что волнует юного журналиста,  будет интересно и его сверстникам может стать темой для материала.
  • Писать надо не про сверстников - читателей, а для них!
  • Заметки должны быть небольшими по объёму. Чтобы их было легко и быстро читать.

Правила работы журналиста:

  • Следуй от интересного факта - к важному выводу.
  • От простого к сложному.
  • От явления к сущности.
  • Любую тему  можно сделать интересной, если выявить,  что необычного, интересного, о чем говорит тот или иной факт.

Художники. Действия художников: выбор темы, отображение на экране компьютера (используя любой графический редактор) или бумаге заданной темы. Если рисунок «бумажный», то художник передаёт его ученику, ответственному за работу со сканером, а тот, в свою очередь, переводит изображение на экран компьютера .

Что бы легче ориентироваться в тексте, необходимы значки - указатели, символы, цветные индексы, которые ты можешь придумать сам. Больше внимания иллюстрациям. Для детей они так же важны, как написанные слова. Даже больше! Факты, изложенные в статье, прекрасно проиллюстрируют диаграммы, таблицы, рисунки.

Статисты – собирают, обрабатывают и анализируют  информацию, определяют вопросы, соответствующие тематике номера газеты (например, для номера,  посвященного правам и обязанностям ребёнка), статистическая группа предложила учащимся и их родителям, а также учителям, ответить на вопросы: Какие права детей знаете? Какие права детей нарушаются? Какие обязанности у детей перед родителями? Какие обязанности у родителей перед детьми? и т. д., проведение статистического исследования полученных результатов, вывод результатов в виде статьи, диаграмм, графиков.

Наборщики. Из названия понятно, какую роль выполняют ребята из этой группы. Они производят печать текстов в текстовых редакторах, сохраняют всю информацию на дискетах, дисках, флешкартах. Данная группа передаёт свои материалы верстальщикам.

Верстальщики. Отдельные ребята, работающие по компоновке и расположению набранных текстов и иллюстраций. расположение набранного материала по страницам газеты.

Сверстать страницу – значит расположить на странице в определённом порядке заголовок, текст, иллюстрации и другие элементы оформления. Необходимо помнить, что все элементы, расположенные на странице должны быть уравновешены. Газета тогда читаема, когда количество текстов и иллюстраций примерно равно.

Корректор - сотрудник редакции, типографии, исправляющий ошибки, допущенные во время набора. Корректор это тот человек, который отвечает за правописание. Поэтому на эту должность лучше мы пригласили учителя русского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы "Страна Гармония"

В работе представлена концепция плана воспитательной работы,основные задачи.сроки реализации...

Воспитательная программа для начальной школы "Страна Гармония"

Воспитательная программа  для начальной  школы...

Авторская воспитательная программа "Гармония"

В последнее время воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя...

Программа по воспитательной работе "Страна Гармонии"

Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией.Начальная школа явл...

Программа воспитательной работы "Страна Гармония"

Данная работа представляет собой Программу по воспитательной работе в начальной школе с первого по четвертый класс....

Воспитательное мероприятие на тему "Гармония - основа красоты"

КОНСПЕКТ мероприятия Этап Содержание педагогического взаимодействияФорма работы   Дид.средства и оборудованиеДеятельность учителя Деятельность обучающихся 1. Организацио...