Программа деятельности классного руководителя 1-4 класс "Родина моя"
рабочая программа на тему
Программа реализовывалась с 2013 по 2017 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_deyatelnosti_klassnogo_rukovoditelya_1-4_rodina_moya_sludova_n.v.doc | 464 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 имени В.Г.Рязанова»
Программа деятельности классного руководителя
1-4 класс
«Родина моя»
классный руководитель
Слудова Наталья Валентиновна
2013-2017г
Пояснительная записка.
“Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм.”
В. Путин
В настоящее время востребованным в обществе становится новый социальный тип личности. Стране нужны люди, умеющие быстро ориентироваться в современной обстановке, быстро принимать решение, люди, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Но нельзя списывать со счетов качества личности, которые во все времена отличали русского человека - высокую нравственность, порядочность, патриотизм. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Конечно, мы не можем обойтись без главной составляющей становления личности - без воспитания. В данном случае - без патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Но, к сожалению, в последние годы внимание к патриотизму было ослаблено. Вместе с СССР развалилась и система патриотического воспитания, рухнули все идеи, принципы, правила, которые делали страну сильнейшей в мире, поскольку сила России – в единстве народов ее населяющих.
В результате у многих молодых людей в дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей – от семьи до государства. Среди этих качеств – гражданственность, долг, любовь к Родине. Именно поэтому восстановление сильной России невозможно без патриотизма ее граждан. Патриотическое воспитание младших школьников – важнейшая ступенька в становлении гражданско-патриотического сознания новых поколений граждан России.
Для каждого из нас Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и неприметного. Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием.
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни. В возрасте от 7 до 11 лет идет активный процесс формирования мировоззрения человека как личности. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать в ребёнке заложенные природой задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка, воспитания маленького гражданина своей страны.
Патриотическое сознание состоит в том, чтобы дети наши понимали и переживали истинную цену счастья, которое они имеют. Патриотическое воспитание имеет множества граней. Первая из них – видение мира. То, что открывается перед человеком с первых же шагов его сознательной жизни – с того момента, как он подумал и пережил. Он должен не только видеть и понимать, но и любить, дорожить, считать своим, чувствовать себя частицей мира, в котором он родился.
Патриотические мысли, переживания, устремления должны захватить душу, стать глубоко личным стремлением благодаря нравственному богатству личного духовного мира.
Самое главное – зажигать на жизненном пути каждого вечные огоньки, навсегда запечатлевать в сознании немеркнущие образы, открывать глаза на дорогое и родное. Дорожить по-настоящему – это значит хранить, оберегать, быть лично заинтересованным в судьбе родного.
Необходимо как можно больше информации дать ребенку. И чем полнее, ярче и содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенными станут они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к народным традициям земляков. А главное - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие особенности:
- Учитывать актуальность данных знаний для ребенка в данном возрасте.
- Процесс воспитания должен быть непрерывным, носить систематический характер.
- Индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывая его психологические особенности.
- Разнообразить виды деятельности с учетом возрастных особенностей ребенка.
Цель программы:
воспитание личности социально активной, с определенной гражданской позицией, личности духовно богатой, способной проявить свои лучшие качества в интересах Отечества.
Задачи:
- воспитывать любовь к Родине;
- приобщать к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии;
- разъяснять истоки героизма и самоотверженности людей;
- воспитывать гордость за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;
- развивать художественный вкус и культуру учащихся на примерах духовных традиций русского народа;
- пробуждать интерес к истокам русской истории, культуре и народному творчеству.
- воспитывать у школьников желание самосовершенствоваться, волевые и нравственные качества, чувство дружбы;
- создавать условия для оздоровления, сохранения и поддержания здоровья учащихся;
- создавать условия для сплочения классного коллектива;
- развивать творческие способности обучающихся через совместную деятельность;
- прививать навыки культуры поведения
- привлекать родителей к участию во внеклассной и школьной деятельности.
Количество задач может быть многократно увеличено. Это происходит, потому что патриотизм – это многогранный феномен. Патриотизм может формироваться в течение всей жизни человека и постоянно включать новые задачи, в зависимости от событий, происходящих в стране и мире.
Концепция программы
Именно младший школьный возраст является наиболее подходящим, сензитивным периодом для формирования социально значимых ценностей в сознании ребенка. Именно в этот период важно заинтересовать ребенка деятельностью, которая направлена на благо Родины и коллектива. Как правило, организуется патриотическое воспитание школьников через внеурочную деятельность. Педагог должен дать детям возможность проявлять активность, создавая материальные ценности, организуя мероприятия, которые позволяют познакомиться с жизнью своей страны, ее традициями и историей.
У ребенка младшего школьного возраста хорошо развито образное мышление, лучше всего он воспринимает эмоционально окрашенные факты. Опираясь на эти особенности психики можно построить эффективную систему патриотического воспитания. Тогда факты истории для них проникнутся эмоциями, и знания закрепятся в образах.
Общественно значимые и общественно одобряемые коллективные дела очень привлекают детей. Таким образом, умело организуя общие дела и различные мероприятия, учитель постепенно достигнет своей цели – воспитание патриотической позиции каждого ученика.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной программы, являются: «Патриотизм», «Гражданственность», «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Взаимовыручка», «Семья», «Здоровье».
Основные направления воспитательной работы:
- Историко-краеведческое.
- Гражданско-патриотическое.
- Духовно-нравственное.
- Социокультурное
- Физкультурно-оздоровительное.
Направления патриотического воспитания по отдельности или комплексно реализуются в следующих формах и методах педагогической деятельности:
- беседа (обсуждение событий в классе, школе, городе, стране, обсуждение и анализ фильмов и художественных произведений и т. п.);
- классный час (основная форма воспитательной работы учителя);
- экскурсия (используется и как нетрадиционная форма обучения, и как форма внеклассной работы, позволяет детям увидеть реальные жизненные ситуации);
- путешествие (может быть как реальным, например, поход, так и виртуальным);
- праздник (отличается яркостью эмоциональных впечатлений);
- игра (социальные, подвижные, познавательные и т. д.);
- коллективное творческое дело (дети сами организуют свою работу, готовят и проводят мероприятия);
- различные акции, конкурсы, выставки и многое другое.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние (администрация школы, педагоги, социальный педагог, педагог-организатор ОБЖ, педагог-психолог).
Внешние (родители, библиотеки, музеи, объединения ВД и ДО, секции, социальные партнеры).
Ожидаемые результаты воспитательной программы:
В результате работы по программе воспитательной работы «Родина моя» были достигнуты следующие воспитательные результаты:
- развитое чувство гордости за свое Отечество, за свой народ, за символы государства;
- моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, своего народа, за их современное состояние, за их будущее;
- развитое чувство гражданского, профессионального и воинского долга по выполнению своих конституционных обязанностей, ответственность за результаты своего труда;
- постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих на родной земле;
- любовь к своему Отечеству, государству, выраженная в конкретных делах, действиях, поступках;
- желание, стремление и умение защищать Родину, отстаивать ее интересы,
- приверженность ценностям, положительным традициям, идеалам своего государства, своего народа,
- постоянное ощущение величия своей Родины;
- целенаправленная и активная деятельность по сохранению русской культуры, культурно-национальных ценностей всех народов, населяющих Россию, в области литературы, музыки, театра и других видов искусства;
- достойное проявление своих возможностей и способностей как гражданина России в области физкультуры и спорта.
Диагностические средства
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: наблюдений, анкетирования, тестов:
- Диагностика нравственной воспитанности (Автор М.И.Шилова)(Приложение 1).
- Диагностика уровня воспитанности учащихся (Автор Капустин Н.П.) (Приложение 2).
- Диагностика уровня патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям «Я – патриот» (Автор Маслова Т.М.) (Приложение 3).
- Диагностика уровня патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию «Незаконченное предложение» (Автор Маслова Т.М.) (Приложение 4).
- Диагностика уровня патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию «Моё отношение к малой родине» (Автор Маслова Т.М.) (Приложение 5).
- Изучение удовлетворённости родителей учащихся организацией воспитательного процесса в классе. (Автор Андреев А.А.) (Приложение 6).
Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
- Уровень патриотической воспитанности.
- Уровень воспитанности.
- Уровень развития нравственности.
- Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса. (Школы?)
Сроки и этапы реализации программы
Программа разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
I этап (1 класс) «Россия – родина моя»
Цель работы: воспитание чувства гордости и уважения к своей стране.
Направления | Задачи |
Историко-краеведческое направление. | Расширение первоначальных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России; развитие интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России; воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины; Расширение представлений о столице России городе Москве, её достопримечательностях. |
Гражданско-патриотическое направление. | Формирование первоначальных нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству; расширение элементарных представлений о политическом устройстве Российского государства; углубление знаний о символах государства – Флаге, Гербе. Государственном Гимне России, президенте РФ. |
Духовно-нравственное направление. | Формирование способности к духовному развитию; укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. |
Социокультурное направление. | Формирование основ российской культурной самобытности; пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; формирование первоначальных представлений об эстетических идеалах и ценностях; расширение знаний о великих русских художниках, писателях, поэтах; формирование начальных представлений об искусстве народов России; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. |
Физкультурно-оздоровительное направление. | Расширение первоначальных представлений о здоровье человека как абсолютной ценности; формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни; расширение знаний по истории российского и мирового спорта, воспитание уважения к спортсменам. |
План воспитательной работы 1 класс (2013-2014 уч.год)
СЕНТЯБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое | Классный час «День воинской славы России - Бородинское сражение» Конкурс рисунков «Русский богатырь» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Наша родина – Россия» Коммуникативная игра «Мы – одна семья» |
Духовно-нравственное | Работа над проектом « Земля – общий дом для всех людей». Акция «Дарим добро детям» Классный час «Что такое дружба» |
Социокультурное направление. | Книжная выставка к 185-летию Л.Н.Толстого Трудовой десант «Чистая школа» Классный час «Наши кружки и секции – выбирай» |
Физкультурно-оздоровительное | День здоровья «Семейный марафон» Час общения «Вредные привычки» |
ОКТЯБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое
| Классный час «День народного единства» Виртуальное путешествие «Москва – столица России» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Мы – граждане Росии» Классный час «Как устроена страна» |
Духовно-нравственное | Акция «Дарим добро детям» Концерт к Дню учителя (выступление) |
Социокультурное направление.
| Акция «Вторая жизнь бумаги» Классный час «Учимся быть организованными» Праздник «Осенние посиделки» |
Физкультурно-оздоровительное | Час общения «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» Танцевальный флешмоб «Барбарики» |
НОЯБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое
| Фотоконкурс «Россия, родина моя» Виртуальная экскурсия «Санкт–Петербург – северная столица России» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «История флага и гимна России» Час общения «Поступок и ответственность» |
Духовно-нравственное | Праздник «День матери» Классный час «Поговорим о дружбе» |
Социокультурное направление.
| Тренинг «Учимся дежурить» Акция «Кормушка» Книжная выставка к 105-летию со дня рождения Н.Н.Носова |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Чистые руки» Выставка «Зимние виды спорта» |
ДЕКАБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое | Виртуальная экскурсия «Широка страна моя родная!» Час общения «История новогодней ёлочки» |
Гражданско-патриотическое | Фестиваль Дружбы народов Классный час «Что такое конституция» |
Духовно-нравственное | Акция «Не рубите ёлочку» Классный час «Не такие, как мы» (посвященный всемирному дню инвалидов) |
Социокультурное направление.
| Конкурс «Новогодняя игрушка – 2014» Час общения «Русская природа в стихах Ф.И.Тютчева» (к 210-летию со дня рождения) |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Наша осанка» Классный турнир по армрестлингу. |
ЯНВАРЬ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое | Классный час «Крещенье: обычаи и обряды» Игровая программа «Пословицы о родине» |
Гражданско-патриотическое
| Военно-патриотическая эстафета «Юнармейцы, вперёд!» Конкурс рисунков к дню рождения В.Г.Рязанова «Битва в небе» |
Духовно-нравственное | Час общения «Что такое уважение и взаимопонимание» Концерт «Рождественские звёздочки» |
Социокультурное направление. | Беседа «Твои домашние поручения» Выставка репродукций картин В.Г.Перова (к 180-летию со дня рождения) |
Физкультурно-оздоровительное | Беседа «Лыжные прогулки в выходные дни» Игровая программа на природе «С горки прокатись» (семейное гуляние) |
ФЕВРАЛЬ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Смотр строя и песни Праздник «Широкая масленица» |
Гражданско-патриотическое | Час общения «Пионеры-герои» Встреча с родителями военнослужащими «Есть такая профессия – Родину защищать» Конкурс рисунков «Наша армия родная» |
Духовно-нравственное | Классный час «Что такое справедливость и сочувствие» Игровая программа «В мире вежливых слов» |
Социокультурное направление.
| Виртуальная экскурсия «Путешествие по профессиям пап» Конкурс для мальчиков «Мистер класс» КТД стенгазета «Родной язык» (к дню родного языка) |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «История олимпийских игр» Час общения «Зимняя олимпиада в Сочи» |
МАРТ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Классный час «Великая река – Волга» Фотовыставка «Русский сувенир» |
Гражданско-патриотическое | Час общения «Русская «Катюша» в бою» Конкурс рисунков «Катюша» Разучивание песни «Катюша» |
Духовно-нравственное | Классный час «Что такое уважение и взаимопонимание» Выставка рисунков «Профессии наших мам» |
Социокультурное направление.
| День земли КТД операция «Росток» (Посадка семян цветковых растений для озеленения школьной территории). Конкурс для девочек «Мисс класс» |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Здоровое питание для всех» Беседа «Золотые медали олимпиады» |
АПРЕЛЬ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Классный час «Первый полёт человека в космос» Виртуальное путешествие «Чёрное море» |
Гражданско-патриотическое | Конкурс стихов о войне. Фестиваль военной песни. |
Духовно-нравственное | Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо » Конкурс рисунков «Моя семья» Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце» |
Социокультурное направление.
| Участие во всемирном учете птиц. Акция «Подарок ветерану» Акция «Пасха красная» |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Вред мобильных телефонов»» Беседа «Как правильно одеться по погоде» Разучивание подвижных игр со скакалкой |
МАЙ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Классный час «Великая победа» Виртуальное путешествие «Город-герой Волгоград» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Ребенок и закон» Конкурс рисунков о Великой Отечественной Войне. |
Духовно-нравственное | Беседа «Никто не забыт – ничто не забыто» Проект «Хвала рука, что пахнут хлебом!» |
Социокультурное направление.
| Акция «Чистый поселок» Высаживание выращенных цветковых растений на территории школы. Беседа «Лето с пользой» (планирование летней занятости) |
Физкультурно-оздоровительное | Беседа «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья». Беседа «Как вести себя на водоемах» |
План родительских собраний
Тема собрания | Месяц | |
1 | «Гражданин воспитывается с детства» | Сентябрь |
2 | «Как воспитать любовь к родине» | Октябрь |
3 | «Путешествие по России вместе с детьми» | Декабрь |
4 | «Знакомим детей с традициями» | Февраль |
5 | «Воспитание уважения к ветеранам» | Май |
II этап (2класс) «Нижегородский край»
Цель работы: воспитание чувства гордости и уважения к своему краю.
Направления | Задачи |
Историко-краеведческое направление. | Углубление знаний о национальных героях Нижегородской области и важнейших событиях истории Нижегородского края; расширение знаний о столице Нижегородской области городе Нижнем Новгороде и его достопримечательностях; развитие интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и Нижнего Новгорода; углубление знаний об истории символов государства – Флаге, Гербе. |
Гражданско-патриотическое направление. | Формирование ценностных представлений о любви к России, уважении к народам Российской Федерации; углубление представлений о политическом устройстве Российского государства; формирование первоначальных нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к согражданам, к семье, школе, одноклассникам; |
Духовно-нравственное направление. | Формирование первоначальных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и других); формирование уважительного отношения к старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и младшим; воспитание бережного, гуманного отношения ко всему живому. |
Социокультурное направление. | Формирование первоначального понимания значений понятий «миролюбие», «согласие», «партнерство», расширение знаний о культурной самобытности Нижегородского края; расширение знаний о художниках, писателях и поэтах Нижегородской области, памятных местах города и области, связанных с пребыванием в них великих людей; формирование начальных представлений о народных промыслах Нижегородской области; развитие индивидуальных творческих способностей. |
Физкультурно-оздоровительное направление. | Расширение представлений о значении здоровья человека для полноценной человеческой жизни; расширение представлений о культуре здорового образа жизни; формировать базовые навыки сохранения собственного здоровья; расширение знаний о развитии спорта и спортивных традиций в Нижегородской области, воспитание уважения к спортсменам-нижегородцам. |
План воспитательной работы 2 класс (2014-2015 уч.год)
СЕНТЯБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое | Беседа «Красная книга Нижегородской области» Праздник урожая |
Гражданско-патриотическое | Урок гражданственности «Я – гражданин России» Классный час «День воинской славы России. Победа русской эскадры Ф.Ф.Ушакова» |
Духовно-нравственное | Работа над проектом «Моё генеалогическое дерево». Акция «Дарим добро детям» Классный час «Почему я непослушен» |
Социокультурное направление. | Книжная выставка к дню рождения Б.Заходера Виртуальная экскурсия «В лесах Нижегородской области» |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «О спорт – ты мир!» Час общения «О здоровом сне» |
ОКТЯБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое
| Классный час «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» Виртуальное путешествие «Достопримечательности Нижнего Новгорода» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Святые заступники Руси» Классный час «Права и обязанности школьника» |
Духовно-нравственное | День пожилого человека Концерт к Дню учителя (выступление) |
Социокультурное направление. | Акция «Вторая жизнь бумаги» Музыкальная гостиная «П.И.Чайковский» |
Физкультурно-оздоровительное | Час общения «Дружи с водой» Разучивание хороводных подвижных игр |
НОЯБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое
| Виртуальная экскурсия «Театры Нижнего Новгорода» Фотовыставка «Сторона Нижегородская» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Герб Нижнего Новгорода» Конкурс рисунков к дню народного единства |
Духовно-нравственное | Праздник «День матери» Классный час «Правила поведения» |
Социокультурное направление.
| Акция «Кормушка» Книжная выставка к дню рождения В.Ю.Драгунского |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Береги зрение» Выставка рисунков «Я - спортсмен» |
ДЕКАБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое | Виртуальная экскурсия «Музеи Нижнего Новгорода» Классный час «Ока и Волга-две подруги» Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек |
Гражданско-патриотическое | Час общения «Подвиг разведчика» Классный час «День героев отечества» ( 9 декабря) |
Духовно-нравственное | Конкурс агитплакатов «Не рубите ёлочку» Игра-путешествие «В гости к Деду Морозу» |
Социокультурное направление. | Конкурс «Новогодняя игрушка – 2015» КВН «Русский язык – это сила» |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Крассный, жёлтый, зелёный» (раскладной перекрёсток) Конкурс «Снежная скульптура» |
ЯНВАРЬ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое | Экскурсия в этнологический музей Нижнего Новгорода «Щелковский хутор» Конкурс рисунков «Сто лет назад» |
Гражданско-патриотическое
| Военно-патриотическая зимняя эстафета «Юнармейцы, вперёд!» Классный час «Знай свои права» |
Духовно-нравственное | Час общения «Искусство делать подарки» Классный час «К добру путь откроет сердце» |
Социокультурное направление. | Беседа «Мамины помощники» Виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею |
Физкультурно-оздоровительное | Беседа «Витамины-наши друзья» Игровая программа на природе «Снежный городок» |
ФЕВРАЛЬ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Смотр строя и песни Праздник «Широкая масленица» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Блокада Ленинграда» Конкурсная игровая программа «Будущие солдаты» |
Духовно-нравственное | Классный час «Не стесняйся доброты своей» Час общения «Встречают по одёжке – провожают по уму» |
Социокультурное направление.
| КТД стенгазета «Мама-самое дорогое!» Книжная выставка к дню рождения И.П.Токмаковой |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Спортсмены Нижегородской области» Беседа с мед. работником школы «Гигиена личных вещей» |
МАРТ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Поездка в Нижегородский ТЮЗ Виртуальное путешествие «Города Нижегородской области» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Российская армия» Беседа «Подвиг женщин в годы войны» |
Духовно-нравственное | Классный час «Что такое справедливость» Викторина «Профессии наших мам» |
Социокультурное направление.
| КТД операция «Росток» (Посадка семян цветковых растений для озеленения школьной территории) Конкурс для девочек «Мисс класс» |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Уроки Мойдодыра» Викторина «Знатоки спорта» |
АПРЕЛЬ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Классный час «Юрий Гагарин» Беседа «Золотая хохлома» |
Гражданско-патриотическое | Конкурс рисунков к Дню космонавтики Фестиваль патриотической песни. |
Духовно-нравственное | Классный час «Правила хорошего тона» КТД «Пасха красная» |
Социокультурное направление. | Классный час «Птицы Нижегородской области» Книжная выставка «Мои любимые книжки» к Дню детской книги |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Режим дня» Беседа «Правила поведения на водоёмах весной» Разучивание подвижных игр с мячом |
МАЙ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Классный час «Валерий Чкалов» Виртуальное путешествие «Городец» |
Гражданско-патриотическое | Участие в митинге «Бессмертный полк» Разучивание песен о Великой Отечественной Войне |
Духовно-нравственное | Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать» Классный час «Будь справедливым в делах и поступках» |
Социокультурное направление.
| Мастер-класс «Городецкая роспись» Высаживание выращенных цветковых растений на территории школы. Классный час «День славянской письменности» |
Физкультурно-оздоровительное | Игровой марафон на улице Беседа «Загар-польза и вред» |
План родительских собраний
Тема собрания | Месяц | |
1 | «Законы жизни класса, законы жизни семьи» | Сентябрь |
2 | «Мой любимый Нижний Новгород» | Октябрь |
3 | «Роль книги в воспитании детей» | Декабрь |
4 | «Причины и последствия детской агрессии» | Февраль |
5 | «Поощрение и наказание детей в семье | Май |
III этап (3класс) «Балахнинская сторона»
Цель работы: воспитание чувства гордости и уважения к своему району.
Направления | Задачи |
Историко-краеведческое направление. | Углубление знаний о выдающихся людях и важнейших событиях истории Балахнинского района; расширение знаний о центре Балахнинского района городе Балахне и его достопримечательностях; расширение знаний о традициях и праздниках жителей Балахнинского района; углубление знаний об истории города Балахна и событий, связанных с этим городом. Расширять знания о воинском прошлом и настоящем Балахнинского района, уважение к защитникам Родины. |
Гражданско-патриотическое направление. | воспитание уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России; формирование первоначальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; расширение представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к согражданам, к семье, школе, одноклассникам; |
Духовно-нравственное направление. | Расширение представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и других); установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; воспитание уважительного отношения к русскому языку как государственному, языку межнационального общения. |
Социокультурное направление. | Расширение понимания значений понятий «миролюбие», «согласие», «партнерство», расширение знаний о культурной самобытности Балахнинского района; расширение знаний о художниках, писателях и поэтах Балахнинского района; расширение представлений о народных промыслах Балахнинского района; формирование навыков использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения. |
Физкультурно-оздоровительное направление. | Формирование навыков организации правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учебы и отдыха; формирование отрицательного отношения к курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета; расширение знаний о развитии спорта и спортивных традиций в Балахнинском районе, воспитание уважения к спортсменам района. |
План воспитательной работы 3 класс (2015-2016 уч.год)
СЕНТЯБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое | Виртуальное путешествие «Балахна и её достопримечательности» Беседа «Природа нашего района» |
Гражданско-патриотическое | Военно-патриотическая игра «Зарница» Классный час «Танковые войска России» |
Духовно-нравственное | Классный час «Ложь и правда» Акция «Дарим добро детям» |
Социокультурное направление. | Книжная выставка «Поэты Балахны» Классный час «Учителями славится Россия!» |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Кто такие туристы?» Час общения «Я прививок не боюсь!» |
ОКТЯБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое
| Классный час «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Путь от Балахны до Москвы.» Экскурсия в музей Дом Плотникова |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Народности России» Конкурс рисунков «Оружие и доспехи русских воинов» |
Духовно-нравственное | Классный час «Человек среди людей» Концерт к Дню учителя (выступление) |
Социокультурное направление. | Акция «Вторая жизнь бумаги» Беседа «Кто стучится в дверь ко мне» к всемирному дню почты |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Береги себя сам» Танцевальный флешмоб «Движение – жизнь!» |
НОЯБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое
| Классный час «Природа Балахнинского района» Выставка рисунков «Цветы из моего сада» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Герб Балахны» Библиотечный час «Флот России» |
Духовно-нравственное | Праздник «День матери» Классный час «Ты мой друг, и я твой друг» |
Социокультурное направление.
| Акция «Кормушка» Классный час «Наша служба и опасна, и трудна» к Дню милиции |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Компьютер - враг или друг?» Семейная эстафета «Быстрее, выше, сильнее» |
ДЕКАБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое | Виртуальная экскурсия «Улицы Балахны» Классный час «Балахна. История возникновения» |
Гражданско-патриотическое | Викторина «Военная техника» Классный час «Герои и подвиги» |
Духовно-нравственное | КТП «Я и мои таланты» Трудовой десант «Починим книги» |
Социокультурное направление. | Конкурс «Новогодняя игрушка – 2016» Классный час «Соляной промысел Балахны» |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Огонь – друг и враг человека» Беседа «История хоккея» |
ЯНВАРЬ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое | Классный час «Предприятия города Балахны» Беседа «Экология моего края» |
Гражданско-патриотическое
| Военно-патриотическая зимняя эстафета «Юнармейцы, вперёд!» Классный час «Знания нужны мне и моей стране» |
Духовно-нравственное | Час общения «Я чувствую себя счастливым, когда…» Классный час «Культура народов России» |
Социокультурное направление. | Беседа «Кружевоплетение балахнинских мастериц» Выставка семейного рукоделия |
Физкультурно-оздоровительное | Беседа «Чем вреден алкоголь?» Игровая программа на природе «С горки я качусь!» |
ФЕВРАЛЬ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Смотр строя и песни Праздник «Широкая масленица» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «И шли на войну девчата…» Конкурсная игровая программа «Мы – защитники Родины» |
Духовно-нравственное | Классный час «как я умею преодолевать трудности» Час общения «Плохо природе – плохо человеку» |
Социокультурное направление.
| Беседа «Энциклопедии» Книжная выставка к дню рождения М.М.Пришвина |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Спортсмены Балахнинского района» Классный час «Курить или жить?» |
МАРТ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Виртуальное путешествие «Балахнинские храмы» Классный час «Мой край – моя малая родина» |
Гражданско-патриотическое | Беседа «Воздушно-десантные войска» Беседа «Красный крест» |
Духовно-нравственное | Классный час «Моя помощь родным» Акция «Дети-детям» |
Социокультурное направление.
| Классный час «Радио. Как оно появилось» к дню рождения изобретателя Попова А.С. Конкурсная игровая программа для девочек «Мисс класс» |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Поговорим о коже человека» Беседа «Опасный лёд» |
АПРЕЛЬ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Классный час «Физкультурно-оздоровительный комплекс города Балахны» Виртуальное путешествие «Школы города Балахны» |
Гражданско-патриотическое | Посещение Нижегородского планетария Фестиваль патриотической песни. |
Духовно-нравственное | Классный час «Сам погибай, а товарища выручай»» КТД «Пасхальный сувенир» |
Социокультурное направление. | КТД стенгазета «Мир профессий» Посещение Нижегородского цирка |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Домашняя аптечка. Её назначение» Разучивание оздоровительной гимнастики |
МАЙ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Викторина «Люби и знай свой край» Конкурс листовок «Не рви цветы» |
Гражданско-патриотическое | Участие в митинге «Бессмертный полк» Классный час «Битва за Москву» |
Духовно-нравственное | Беседа «Посеешь привычку, пожнёшь характер»» Коллективная игра «Хорошо ли я знаю одноклассников» |
Социокультурное направление. | Классный час «Кирилл и Мефодий» Беседа «Для чего нужны библиотеки» |
Физкультурно-оздоровительное | Семейный выезд на природу «Весенний пикник» Беседа «Осторожно! Бытовая химия!» |
План родительских собраний
Тема собрания | Месяц | |
1 | «Неразлучные друзья – взрослые и дети» | Сентябрь |
2 | «Семейные традиции» | Октябрь |
3 | «Труд в жизни ребёнка» | Декабрь |
4 | «Эстетическое воспитание ребёнка в семье» | Февраль |
5 | «Авторитет родителей» | Май |
IV этап (4класс) «Мой поселок, моя семья»
Цель работы: воспитание чувства гордости и уважения к своей малой родине.
Направления | Задачи |
Историко-краеведческое направление. | Углубление знаний о выдающихся людях и важнейших событиях истории родного посёлка Большое Козино; расширение знаний о поселке, его достопримечательностях; расширение знаний о традициях и обычаях жителей поселка; расширение знаний о воинском прошлом родного поселка, жизни и подвигах Дважды Героя Советского Союза В.Г.Рязанова, уважение к защитникам Родины; расширение знаний истории, ценностей и традиций своей семьи; |
Гражданско-патриотическое направление. | Воспитание уважительного отношения к традициям, культуре и языку народностей, живущих в родном поселке, обучающихся в школе; понимание значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, расширение знаний о возможностях противостояния им; развитие интереса к общественным явлениям, понимания активной роли человека в обществе; формирование первоначальных представлений о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества; |
Духовно-нравственное направление. | Формирование первоначальных представлений о значении религиозной культуры в жизни человека и общества, связи религиозных культур народов России и российской гражданской (светской) этики, свободе совести и вероисповедания, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; развивать стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; формировать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям; воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям, прародителям, сестрам и братьям; |
Социокультурное направление. | Формирование уважения к труду и творчеству старших и сверстников; элементарных представлений об основных профессиях; расширение знаний о культурной самобытности родного поселка; расширение знаний о выдающихся людях поселка Большое Козино; формирование первичного навыка межкультурного, межнационального, сотрудничества, диалогического общения; навыка социального партнерства и межпоколенного диалога; формирование представлений о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи. |
Физкультурно-оздоровительное направление. | Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию. Углубление представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, влиянии этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни; Расширение знаний об опасности негативных последствий употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака, наркотических веществ, бесконтрольного употребления лекарственных препаратов, возникновения суицидальных мыслей. |
План воспитательной работы 4 класс (2016-2017 уч.год)
СЕНТЯБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое | Виртуальное путешествие «Большое Козино и его достопримечательности» Экскурсия «Улицы нашего посёлка» |
Гражданско-патриотическое | Военно-патриотическая игра «Зарница» Классный час «Я – гражданин России» |
Духовно-нравственное | Классный час «Поступок и ответственность» Акция «Дети-детям» |
Социокультурное направление. | Экскурсия в краеведческий музей п. Б.Козино» Акция «Экспонаты для музея» КТД «Семейная реликвия» |
Физкультурно-оздоровительное | Эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья!» Час общения «Разговор о правильном питании» Классный час «Олимпиада в Рио» |
ОКТЯБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое | Классный час «Природа нашего посёлка» Экскурсия в лес «Наблюдаем, запоминаем» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Нет – войне!» Беседа «Чем живёт мой посёлок» |
Духовно-нравственное | Классный час «Кто такие террористы?» Концерт к Дню учителя (выступление) |
Социокультурное направление. | Акция «Вторая жизнь бумаги» Беседа «Моя семья и я» КТД «Кем я хочу стать» |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Запасайся витаминами» Танцевальный флешмоб «Мы любим танцевать!» |
НОЯБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое
| Экскурсия в храм п. Б.Козино Фотовыставка «Мой посёлок» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Морская пехота России» Конкурс рисунков «Я люблю Россию!» |
Духовно-нравственное | Праздник «День матери» Классный час «Дружба народов» |
Социокультурное направление. | Акция «Кормушка» Классный час «Обязанности членов семьи» |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Невидимые враги человека, которые мешают жить» Состязание «Самый ловкий» |
ДЕКАБРЬ
Направления. | Мероприятия. |
Историко-краеведческое | Экскурсия в пожарную часть п. Б.Козино Классный час «История нашего посёлка» |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Новогодние традиции» Виртуальное путешествие «Сибирь и Дальний восток» |
Духовно-нравственное | Классный час «Религия» Семейная гостиная «Тепло родного очага» |
Социокультурное направление. | Конкурс «Новогодняя игрушка – 2017» Классный час «Наши таланты» |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Что такое наркотики?» Лыжный поход всей семьёй |
ЯНВАРЬ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое | Экскурсия на подстанцию «Луч» Конкурс рисунков «Вместе-ярче» об экономии электроэнергии Экскурсия в школьный музей В.Г.Рязанова |
Гражданско-патриотическое
| Военно-патриотическая эстафета, посвященная Дню рождения В.Г.Рязанова Классный час «В память о юных героях» |
Духовно-нравственное | Час общения «Умею ли я обижаться?» Классный час «Наши соседи» (соседние национальности) |
Социокультурное направление. | Беседа «Традиции в моей семье» Выставка семейного творчества |
Физкультурно-оздоровительное | Беседа «Польза свежего воздуха» Семейная прогулка «Все на каток!» |
ФЕВРАЛЬ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Смотр строя и песни Праздник «Широкая масленица» Встреча с ветеранами боевых действий |
Гражданско-патриотическое | Торжественное вступление в пионерскую организацию Конкурсная игровая программа «Гордость Родины» к 23 февраля |
Духовно-нравственное | Классный час «Культура речи» Час общения «Кому нужна моя помощь?» |
Социокультурное направление.
| Игра «Поле чудес» к дню российской науки Классный час «Я бы в лётчики пошел» к дню аэрофлота |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Спортивные секции в нашем посёлке» Классный час «Фрукты и овощи в нашем рационе» |
МАРТ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Экскурсия в поселковую библиотеку Классный час «Предприятия нашего посёлка» |
Гражданско-патриотическое | Беседа «Труд в тылу» Беседа «В.Г.Рязанов. Биография» |
Духовно-нравственное | Неделя доброты Акция «Дети-детям» |
Социокультурное направление.
| Музыкальная гостиная «Н.А.Римский-корсаков» Конкурсная игровая программа для девочек «Мисс класс» |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Как уберечь горло от простуды» Беседа «Скользкая дорога» |
АПРЕЛЬ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Экскурсия в КСК «Возрождение» р.п. Б.Козино |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Советская космонавтика» Фестиваль патриотической песни. |
Духовно-нравственное | Классный час «Что такое суицид?»» КТД «Пасхальный сувенир» |
Социокультурное направление. | Выставка рисунков «Перелётные птицы нашего края» Беседа «Чистая планета» к международному Дню Земли |
Физкультурно-оздоровительное | Классный час «Как укрепить здоровье» Беседа «Гиподинамия- что это такое?» |
МАЙ
Направления | Мероприятия |
Историко-краеведческое
| Экскурсия на ключик святого Пафнутия Акция «Чистый ключик» |
Гражданско-патриотическое | Участие в митинге «Бессмертный полк» Экскурсия к памятнику В.Г.Рязанова Экскурсия к обелиску п. Б.Козино |
Духовно-нравственное | Беседа-диспут «за что уважают человека?» Коллективная игра «Как я готов к 5-му классу» |
Социокультурное направление. | Классный час «Заповедники нашей Родины» Выставка рисунков «Моя будущая профессия» |
Физкультурно-оздоровительное | Военно-патриотическая игра «Зарница» Туристическая эстафета |
План родительских собраний
Тема собрания | Месяц | |
1 | «Поговорим о дружбе» | Сентябрь |
2 | «Рецепты наших предков» | Октябрь |
3 | «О родных и близких с любовью» | Декабрь |
4 | «Психологическая подготовка детей и родителей к обучению в 5 классе» | Февраль |
5 | «Прощание с начальной школой» | Май |
Достигнутые результаты.
В конце 4 класса была проведена диагностика эффективности реализации программы.
1.Результаты диагностики нравственной воспитанности (Автор М.И.Шилова)
60% учащихся имеют активную общественную, гражданскую позицию, устойчивую самостоятельность в деятельности.
У 31% учащихся проявляется саморегуляция и самоорганизация, хотя активная общественная позиция ещё не вполне сформирована.
Всего 9% учащихся характеризуются неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями учителей и родителей.
2. Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся (Автор Капустин Н.П.)
54% учащихся имеют высокий уровень воспитанности, 27%-хороший уровень, 17%- средний, и только 2% - низкий уровень воспитанности.
3. Результаты диагностики уровня патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям «Я – патриот» (Автор Маслова Т.М.)
82% учащихся проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей малой родины. 18% учащихся нравственные качества личности проявляют, но под контролем и влиянием учителя.
4.Результаты диагностики уровня патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию «Незаконченное предложение» (Автор Маслова Т.М.)
53% учащихся имеют высокий уровень патриотической воспитанности, знают историю малой родины, все символы России и Нижнего Новгорода. 44% учащихся имеют средний уровень патриотической воспитанности, знают историю страны и малой родины, но не на высоком уровне. Всего 3% учащихся знают историю малой родины поверхностно.
5.Результаты диагностики уровня патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию «Моё отношение к малой родине» (Автор Маслова Т.М.)
98% учащихся ярко проявляют гордость за своё Отечество, малую родину. Только 2% учащихся проявляют гордость за своё Отечество не достаточно ярко.
6.Результаты изучения удовлетворённости родителей учащихся организацией воспитательного процесса в классе. (Автор Андреев А.А.)
По результатам анкетирования родителей 88% остались довольны организацией воспитательного процесса в классе, 11% довольны практически по всем показателям. Только 1% родителей затруднялся ответить на предложенные вопросы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М., 2006, С. 368.
2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации /Под ред. Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М., 2006, С. 192.
3. Жукова Л. С чего начинается Родина? – М., 2000, С. 321.
4. Игнатова В.В., Марченкова Н.В. Реализация деятельностного подхода в патриотическом воспитании младших школьников. Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» - М, 2015. - № 5. – С.4-6.
5. Кривых С. В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников. – Новокузнецк, 2002, С. 297.
6. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. и доп. – М: ИКЦ «МарТ», 2004. – 352 с.
7. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. – М., 2001, С. 280.
8. Маврин С. А., Бурмистрова Е. В. Понятие целостности воспитания и его развитие в современной педагогической науке. М., 1997, С. 266.
9. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. – М., 2004, С. 192.
10. Маслова Т.М. патриотическое воспитание младших школьников в контекстенационально – регионального компонента начального общего образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
11. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников. Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» - М, 2007. - № 4. – С.11-12.
12. Мухарева Л. Д. Дополнительное образование и воспитание /Научно-методический журнал, №7 – М., 2007.
13. Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI в. – М., 1997, С. 246.
14. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» /Под ред. Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М: АРКТИ, 2004. - С. 208.
15. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие /Сост. А. К. Быков, И. И. Мельниченко. – М.: ТЦ Сфера, 2007, С. 208.
16. Программа патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 годы.
17. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.-Педагогика, 1989, с. 288.
18. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. И доп. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004. – С. 352.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности классного руководителя "Солнечный город"
Программа деятельности классного руководителя по развитию у учащихся начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества....
Программа деятельности классного руководителя коррекционной школы-интерната VIII вида "Мастерская добрых дел"
Программа составлена с целью создания условий для развития творческого потенциала, способствующего более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В документе отмечены: принц...
Программа деятельности классного руководителя "Новое поколение"
Программа классного руководителя на 3 учебных года....
программа деятельности классного руководителя
"Мы будущее России"...
Программа деятельности классного руководителя
Программа воспитательной работы.Начальная школа...
Программа деятельности классного руководителя начальной школы «Школа успеха»
Создание благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого члена в конкретных делах и поступках в контексте с традициями...