"Мой край, моя история"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Колб Оксана Васильевна

История заселения Московской области славянами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_moya_istoriya.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте ребята!

1. Мотивация к деятельности. 

- Добрый день!

- Нас ждёт много интересной работы. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и новые открытия. Я желаю, чтоб на уроке вам сопутствовала удача, сопровождал успех, чтобы вы могли помочь друг другу и тогда у нас всё получится.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 

Дорогие ребята! Как называется страна, в которой вы родились и живете?

Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. 

А как называется наш с вами регион? (Московская область или Подмосковье)

Вспомните значение слов: ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ (на доске)

Предки – это люди, которые жили перед нами.

Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

Потомки - это люди, которые будут жить после нас.

Выберите истинное высказывание:

Наши предки живут в далеком будущем.

Наши потомки жили в далеком прошлом.

Наши предки жили в далеком прошлом.

- Так о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Чтобы вы хотели узнать о них? Сформулируйте вопросы по теме, используя данные слова

Табличка
Кто? ( - Кто были наши предки?)
Где? ( - Где жили?)
Какие? (- Какие они были?)
Как? (- Как жили?)
Чем? (- Чем занимались?)

Во что……? (верили?)

В истории Подмосковья на рубеже I и II тысячелетий н. э. произошло событие, определившее ход всей последующей истории края. В лесную страну на востоке Европы пришло новое население. Как они назывались?

На доске – СЛАВЯНЕ.

 Выделите корень в этом слове. Какой он? (-слав-)

Подберите еще однокоренные слова с этим словом (слава, славится).

Есть у кого-то предположения, почему именно так называли наших предков?  

О происхождении славянского народа имеются разные предположения. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, то есть “прославившиеся своими подвигами”. И название славян происходит от слова “славящиеся”.

Великое переселение народов. Так в истории стали называть эпоху 4–6 веков, когда все народы Европы пришли в движение и начали бороться за лучшие места проживания. Славяне устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. Во время этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. Восточные славяне – наши предки в 6 веке заселили большую часть Восточно-Европейской равнины.

А вот появление первых славянских поселений в Подмосковье относится к IX—XI вв. Это были небольшие селища, на которых найдена лепная керамика.

Как вы думаете, а как проходило переселение?  

Переселения проходили разными путями, в основном по рекам — ведь в те времена сухопутных дорог на Руси еще не было, огромные лесные массивы были непроходимы, и всякое передвижение было возможно только по воде или вдоль реки — на лодках или пешком по берегу. С юга в Подмосковье шли по Днепру в самое его верховье, откуда можно было пробраться к истокам Москвы-реки или по Оке и дальше вверх по Москве-реке — так шли вятичи. С севера, по Волге и ее притокам, а от них на Клязьму — шли кривичи.

Первые славянские переселенцы в Подмосковье пришли на земли, покрытые густыми лесами.

 А чем они питались, как вы думаете?

 Им пришлось отвоевывать у векового леса участки для пашни и размещения своих поселений. Для освобождения от леса участков пашни сначала выжигали участки леса, затем пепелище распахивалось при помощи деревянной сохи с железным наконечником и засевалось пшеницей, рожью, овсом. Большое значение имело разведение домашнего скота, среди которого преобладали коровы и лошади. Разводили также свиней, овец и коз, домашнюю птицу. Немалым подспорьем в питании было и рыболовство, поскольку реки изобиловали рыбой.

А где они жили? Как вы думаете?

Каждой семье принадлежал двор — участок земли, на котором размещалось жилище — срубный дом — и различные хозяйственные постройки для хранения запасов, стойла для домашнего скота, сеновалы, кузницы и т. д. Внутри дома, топившегося «по-черному», располагалась глиняная или сложенная из камня печь, перекрытая сводом с отверстием-дымоходом. Кроме печи, внутри избы находилась немногочисленная мебель — стол и лавки. Наиболее ценные вещи и продукты хранили в подполье — яме, вырытой под дощатым полом избы.

Вятичи и кривичи  были язычниками и дольше других племен сохраняли старинную веру. Если в Киевской Руси главным богом был Перун - бог грозового неба, то у вятичей - Стрибог ("Старый Бог"), который создал вселенную, Землю, всех богов, людей, растительный и животный мир. Именно он подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а также установил первые законы.

Может быть, кто-то из вас знает, кому еще поклонялись древние славяне?

Они поклонялись Яриле - богу Солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями.  

А почему они поклонялись богу Солнца? (много солнца – хороший урожай).

Еще его  называли богом весны, воплощением весеннего солнца. Он считался покровителем людей с добрыми, чистыми, светлыми и сердечными мыслями. Также он отвечал за плодородие.

Традиция зазывать весну и провожать зиму дошла и до наших времен.

- Кто скажет, на какой праздник люди устраивают веселые гуляния с песнями, плясками, закличками и прибаутками? (масленица)

Масленица является языческим праздником. Наши предки почитали солнце, как бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.

Посмотрите как со временем изменилось изображение славянского бога Ярило. На что похоже изображение? (солнце, блинчик).

Вы знаете ребята, с древних времен человек пытался защитить свой дом, семью, сохранить в нем мир и покой. У славянских народов было поверье, что яркий и привлекающий внимание оберег заберет на себя негативную энергию и защитит жильцов дома от недоброго взгляда. Говорили,  что оберег с изображением бога солнца принесет в дом благополучие, богатство и удачу.

Верить или не верить в это древнее  поверье, это каждый решает для себя.

Мы и сейчас с удовольствием  празднуем Широкую масленицу, печем и едим блинчики целую неделю.

Я хочу предложить вам изготовить своими руками талисман с символическим изображением весеннего солнца Ярило. Выглядит он вот так.

Делать его мы будем из соломы, как наши древние предки. Ведь выращивание зерновых культур, было одним из основных занятий славян. Вот из такого неброского, теплого и живого   материала люди  делали  великолепной красоты изделия. Это  ремесло сохранилось и до наших дней.

 Посмотрите какие изделия делают  мастера,  а  вот такие изделия делают дети первой школы в свободное от учебы время. (Показать)

 А Давайте представим себя настоящими мастерами.

Как вы думаете, какими качествами обладает мастер?

Раздаю заготовки, по ходу объясняю этапы работы.

Украсим наше солнце разноцветными лентами.

Желтые и/или оранжевые нити способны уберечь вас от злых глаз и завистников.

Зеленые нити привлекают   материальное благополучие, а также, защитят вас от воров, обманщиков и аферистов.

Красные нити защищают от людей со злыми намерениями.

Синие и/или голубые нити уберегут вас от лгунов и наделят способностями распознавать обманщиков, а также, наделят вас хорошей интуицией и способностью разбираться в людях.

Божья коровка притянет к вам материальное благополучие.

Выполняем.

Сегодня мы с вами немного коснулись истории. О чем вели беседу? На какие вопросы мы с вами ответили?

(о заселении славян в Подмосковье. О том, откуда к нам пришла традиция праздновать Масленицу).

А сейчас посмотрите , какая красота у нас получилась. Это потому что все лучшие качества, которые способствуют успеху, мы вложили в свою работу. Вот прекрасный результат.

Спасибо за работу. Спасибо за внимание.

Подмосковья родная природа,

Васильковый берёзовый край,

Ёй навстречу раскрой свою душу

И любовь без остатка отдай.

Отзовётся она теплым ветром,

Соловьиною песней весной,

И на солнце, искрящемся снегом,

И прохладой ручья в летний зной.

Золотыми полями пшеницы,

Медью листьев в осенних лесах,

Когда стаями кружатся птицы

Над тобой в голубых небесах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"

Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана   ( историче...

"История моей семьи в истории родного края". Номинации : "Семейная традиция " и "Вместе в одной профессии ":служение отечеству".

В 2013 году в школах Воронежской области проходил конкурс ""История моей семьи  в истории родного края." В нём участвовала и наша школа . Одну из лучших работ в подготовке которой  и я прини...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...

Проектно- исследовательская работа «История моей семьи в истории родного края»

Практическая значимость данной работы заключается в обогащении кругозора учащихся дополнительной информацией, повышении учебной мотивации посредствам осознания себя, как субъекта деятельности и формир...

Конспект занятия внеурочной деятельности. Тема: «Символы края в истории страны»

Конспект занятия внеурочной деятельностиТема: «Символы края в истории страны»Цели: сформировать представление о традиционных символах государства (герб, флаг, гимн и т.д.), символах Оренбу...