русский
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя прилагательное»
Цель: познакомить с новой частью речи - именем прилагательным
Задачи:
- Повторить признаки имен существительных;
- Учить распознавать имена прилагательные среди других слов;
- Показать значимость прилагательных в нашей речи
-Наш урок мы начнем с минутки чистописания. Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Сегодня у нас очень интересная тема и если мы правильно разберем все задания, то откроем мир удивительных знаний, давайте начнем!
-1 строка:
- Какие времена года вы знаете? (зима, лето, осень).
- На первой строке дописываем слово весна.
2 строка: март, апрель, май
- А какие это месяцы? (весенние)
Весна, март, апрель, май, весенние
-Какое слово лишнее?
(Весенние.)
- Почему? Докажите. (Это не имя существительное)
-Если это не имя существительное, то к какой части речи оно относится ?
(Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать. ( некоторые ученики могут назвать имя прилагательное.)
-Ребята, вы догадались, какая у нас будет тема урока?(Имя прилагательное)
Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об имени прилагательном.)
А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока. поставим?
(. Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.).
-Давайте прочитаем правило, которое есть на странице 86.
-Ребята, сегодня к нам в гости пришла Мальвина. Она принесла нам очень много интересных заданий, которые помогут нам узнать, зачем же нам нужно имя прилагательное. Смотрите, она принесла нам одну очень интересную пословицу:
Учись добру, так худое на ум не пойдёт.
-Ребята, что означает эта пословица?
-А есть ли здесь имя прилагательное?
-Как вы думаете, если убрать его, то будет ли понятен смысл пословицы?
А) Работаем на листах с заданиями.
-Итак, ребята, что мы узнали?
Задание 1.
-Прочитайте слова в нашей таблице. Что это за слова?( и. сущ.)
-Прочитайте слова, которые находятся у нас внизу. Что это за слова?(и. прил.)
Найдите пару для каждого существительного.
КЛАСС КИСЛЫЙ
ЛЁД ДЕРЕВЯННЫЙ
ЛИМОН ЗАЯЧИЙ
СТОЛ ДРУЖНЫЙ
ХВОСТ СКОЛЬЗКИЙ
- Словом КИСЛЫЙ мы описали вкус лимона, словом ДЕРЕВЯННЫЙ указали на то,
что стол сделали из дерева, словом ЗАЯЧИЙ определили, что это хвост зайца, а не
другого животного. Давайте вспомним, что называют и.сущ.? – ПРЕДМЕТ. А что мы назвали с помощью слов из второго столбика? ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА.
- Значит, что называют и. прил.?
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НАЗЫВАЮТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
Задание 2
-А сейчас, давайте посмотрим, можно ли догадаться с помощью имени прилагательное, с помощью описания, узнать, что это за предмет.
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса
Серый, хищный, жадный. Волк
Белый, пушистый. Снег
- Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?
(имена существительные)
-Итак, ребята, что мы узнали?
Задание 3
Давайте выполним ещё одно задание. (учитель на доске, а дети на листах)
МОРСКОЙ ЁЖ - МОРСКИЕ ЕЖИ
КРАСИВАЯ ЗВЕЗДА – КРАСИВЫЕ ЗВЁЗДЫ
СИНЕЕ МОРЕ – СИНИЕ – МОРЯ
(дети наблюдают за изменением числа и.сущ, задают вопросы к и.прил., с помощью
учителя делают вывод о зависимости числа прил. от числа сущ. На листах учащиеся
заполняют пропуски вопросами, на которые отвечает имя прил. в ед. и мн. ч.)
- А теперь посмотрите, у нас открываются сразу два пункта. Прочитайте, что у нас
получилось.
В ЕД.Ч. ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ - КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
ВО МН.Ч. ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС - КАКИЕ?
ЧИСЛО ПРИЛ. ЗАВИСИТ ОТ ЧИСЛА СУЩ.
нас остался последний вопрос: как имена прилагательные обозначаются в
-Итак, ребята, что мы узнали?
Задание 4
- Где живут морской ёж и морская звезда?
Найдите подлежащее, сказуемое и
подчеркните эти члены предложения. Назовите прилагательное в этом предложении,
задайте вопрос и подчеркните волнистой линией.
Задание 5.
-Ребята, на ваших столах лежит письмо. Я хочу, чтобы вы поработали в парах и вписали недостающие имена прилагательные.
Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он …………. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается.
А на днях я линять начал. …………… шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато ………… растет………… , ………………….. , так что лохматость у меня повысилась.
До свидания, ваш сын, дядя Шарик.
Слова для справок.
Шелковистая
Чистая
Новая
Старая
Теплый
-Ребята, наш урок подошел к концу.
-Что такое имя прилагательное?
-Для чего нам нужна эта часть речи?
-Взаимосвязаны ли имя существительное и имя прилагательное?
-Чему вы научились?
-Что вам понравилось больше всего?
-Что у вас вызвало затруднение?
∙ Используя вопросный план – опору, установить признаки прилагательных
∙ Учить распознавать имена прилагательные среди других слов
∙ Показать значимость прилагательных в нашей речи
∙ Способствовать развитию наблюдательности, мышления, расширению кругозора, умения
∙ Повторить признаки имён существительных
∙ Используя вопросный план – опору, установить признаки прилагательных
∙ Учить распознавать имена прилагательные среди других слов
∙ Показать значимость прилагательных в нашей речи
∙ Способствовать развитию наблюдательности, мышления, расширению кругозора, умения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...