Интерактивное занятие по программе "Социокультурные истоки"
методическая разработка (1 класс) по теме

Иванова Людмила Алексеевна

​"Поучение Владимира Мономаха - кладезь премудрости и источник нравственности​" (по средам)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы  занятия

в ГПД 1-х классов

в системе уроков

по программе «Социокультурные истоки»

Дата проведения – 15.11.2017

 

Тема: Поучение Владимира Мономаха –

           кладезь премудрости и источник нравственности

I. Организация начала занятия

    1. Определение границ Древней Руси, называние древнерусских городов, имен князей.                      

    2. Ответ на вопрос (почему сейчас обострился интерес российских и зарубежных мультипликаторов к созданию мультфильмов на сюжеты из древнерусской истории?)

    3. Формулирование темы занятия.

II. Мотивация учебной деятельности

     1. Определение границ (возможностей) применения знаний (знакомство с высказываниями И.С. Тургенева и Д.С. Лихачева о том, почему всякому культурному человеку необходимо хорошо знать прошлое своего народа и лучших его представителей).  

     2. Обозначение сферы применения знаний о биографии выдающихся людей отечественной истории, в том числе биохроники Владимира Мономаха.

     3. Активизация поисковой деятельности воспитанников (известно ли им высказывание: «Тяжела ты, шапка Мономаха»? Толкование его смысла).

III. Актуализация опорных знаний и их коррекция 

       1. Изготовление на листе бумаги заготовки древнерусского папируса для вписывания в него понравившихся отрывков из поучения Владимира Мономаха.

       2. Зачитывание и обсуждение отрывков из поучения Владимира Мономаха

IV. Пробное применение знаний

       1.Объединене в группы по 3 – 4 человека с целью дополнить поучение Мономаха своими высказываниями о том, каким нужно быть современному человеку.

V. Упражнения с по образцу с целью формирования умений безошибочного применения знаний

     1. Зачитывание самостоятельно составленных наставлений вслух.

     2. Иллюстрация наставлений примерами из жизни или литературы, искусства.  

VI. Упражнения с перенесением знаний в новые условия

  1. Обращение к скульптурному изображению Владимира Мономаха на памятнике «1000-летие России».  

         2.Ответ на вопросы: (За что великий князь удостоился чести войти в славную Русскую историю? Почему его «Поучение» обращено к детям?)

 VII. Контроль и самопроверка знаний

        1. Обнародование «Поучений» воспитанников друг другу.

        2. Размещение фотоотчета, полученного в ходе занятия, посвященного воспитанию   нравственного идеала в человеке.

 VIII. Подведение итогов занятия. Рефлексия 

           1. Определение значимость занятия в программе самовоспитания обучающихся.

IX. Информация о творческом задании

       1. Составление сборника поучений из басен дедушки И.А. Крылова.

Иванова Л.А.- воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ № 564  Адмиралтейского р-на СПб

Интерактивное занятие

в ГПД 1-х классов

в системе уроков

по программе «Социокультурные истоки»

 

Поучение Владимира Мономаха –

           кладезь премудрости и источник нравственности

15.11.2017

Образовательные технологии

Личностно-ориентированная технология

Технология развивающегося обучения

Использование ИКТ

Технология арт-фототерапии



Предварительный просмотр:

Технологическая карта № 3

клубного занятия  

в ГПД 1-х классов

Дата проведения – 15 декабря 2017 г.

Тема: Поучение Владимира Мономаха – кладезь премудрости и источник нравственности

Тип: урок усвоения навыков и умений  

Цель – осмысление уже известных знаний, формирование нравственных навыков и умений по их применению. 

Задачи:

Образовательные:

-  повторить известные постулаты нравственности;

Развивающие:

- совершенствовать нравственные навыки и умения на практике.

Воспитательные: 

- воспитывать такие нравственные качества личности, как: трудолюбие, милосердие, отзывчивость, доброжелательность, уважение друг к другу и старшим.

                                                                   Планируемые

результаты

Предметные:                        

-   ознакомиться с фактами биографии Владимира Мономаха;

-  получить первичное представление о таком жанре древнерусской литературы, как поучение.

               

Метапредметные:

- понимать необходимость творить добрые дела и поступки;

- соотносить новые знания с личным опытом;

- стремиться к воплощению содержательных сторон жизни;

-  участвовать в составлении портрета идеального человека.

Личностные:

- понимать значимость нравственной категории «добродетель»;

- определить личностный смысл изучения темы (быть нравственным человеком – это норма);

- уяснить, какого человека можно считать идеалом, образцом для подражания.

Межпредметные связи:  

- история (жизнеописание древнерусского князя);

- литература (поучение как жанр);

- география (Древняя Русь);

- скульптура (Памятник «1000-летие России» в Великом Новгороде).

                                                                                                Ресурсы занятия

Для учителя:

 - рабочая программа;

 - сайт издательства «Просвещение»; технологические карты занятий по теме;

 - интерактивная доска, презентация;

 - текст «Поучения» Владимира Мономаха;

 - фотоаппарат.

Для воспитанников:

 -  ручка, бумага, карандаши, фломастеры.

 

                                                                                                         Ход занятия

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности воспитанников

Актуализация  необходимых знаний

 - предлагает вспомнить границы Древней Руси, древнерусские города, имена князей, их образ жизни;

 - активизирует память воспитанников вопросами о том, почему сейчас обострился интерес российских и зарубежных мультипликаторов к созданию мультфильмов на сюжеты из древнерусской истории;

- предлагает сформулировать тему занятия.

- вспоминают границы Древней Руси, древнерусские города, имена князей, их образ жизни;

- пытаются осмыслить ответ на вопрос воспитателя;

- формулируют тему урока.

Мотивация   познавательной деятельности

- знакомит детей с высказываниями И.С. Тургенева и Д.С. Лихачева о том, почему всякому культурному человеку необходимо хорошо знать прошлое своего народа и лучших его представителей (Слайды 1 – 3 презентации);

 - предлагает определить сферу применения знаний о биографии выдающихся людей отечественной истории, используя факты биографии Владимира Мономаха (Слайды 4 – 6);

- активизирует поисковую деятельность воспитанников вопросом: известно ли им высказывание: «Тяжела ты, шапка Мономаха»? и толкованием его смысла.

- слушают чтение высказываний И.С. Тургенева и Д.С. Лихачева о внимательном отношении к наследию прошлого и обмениваются впечатлениями об услышанном;

- совместно с воспитателем определяют сферу нравственности как одну из ключевых в воспитании положительных качеств человека;

- используя карандаши и фломастеры, срисовывают «Шапку Мономаха» и в одном предложении определяют смысл предложенного высказывания.

Организация познавательной деятельности

- обозначает поисковую задачу: какому человеку «Шапка Мономаха» может показаться тяжелой: тому ли, кто живет не по совести, лжет, уворачивается от помощи другим, или, наоборот, тому, кто стремится жить по чести, посвящая себя ближнему? (Слайды 7, 8)

- предлагает познакомиться с жанром древнерусской литературы – поучением, объясняя его суть и предназначение (Слайды 9, 10)

- предлагает на листе бумаги сделать заготовку древнерусского папируса для вписывания в него понравившихся отрывков из поучения Владимира Мономаха;

- зачитывает и обсуждает с воспитанниками отрывки из поучения Владимира Мономаха (Слайд 11);

- дает задание объединиться в группы по 3 – 4 человека и дополнить поучение своими высказываниями о том, каким нужно быть современному человеку (Слайд 12);

- просит зачитать наставления вслух и привести примеры из жизни или литературы, искусства, которые иллюстрируют то или иное поучение;

 

- показывает скульптурное изображение Владимира Мономаха на памятнике «1000-летие России» (Слайд 13) и просит ответить на вопросы:

За что великий князь удостоился чести войти в славную Русскую историю?

Почему его «Поучение» обращено к детям? (Слайд 17) 

- откликаются на призыв воспитателя найти решение нравственной задачи;

- открывают парадоксальность решения задачи: «Шапка Мономаха», оказывается тяжелой для того, кому небезразлична судьба своей Родины и соотечественников;

- слушают информацию о жанре поучения и его особенностях;

- объединившись в пары, делают заготовки, имитирующие древнерусский папирус;

- изучают отрывки из поучения Владимира Мономаха и обсуждают их смысл;

- объединяются в группы и записывают 3 – 4 наставления, дополняя поучение древнерусского князя;

 

 

-  зачитывают свои наставления, иллюстрируя их примерами из жизни, литературы, искусства;

- рассматривают скульптурное изображение Владимира Мономаха и отвечают на вопросы.

                                                                                              Подведение итогов

- организует показ «Поучений» воспитанников друг другу, выполненных на листе бумаги, имитирующем пергамент;

- на стенде размещает фото-результаты, полученные в ходе занятия, посвященного воспитанию идеала в человеке;

- просит воспитанников определить значимость занятия в программе их самовоспитания.

- рассматривают работы друг друга;

- делают выводы, определяют личностный смысл изучения темы «Поучение Владимира Мономаха».

 

Дополнительный материал к занятию:

- Быт и бытие древнерусского князя (Слайды 14 – 16).

Диагностика достижения планируемых результатов:

- выполнить тестовое задание, соединив высказывания из «Поучения» Владимира Мономаха с пословицами и поговорками о добродетельных качествах русского человека.

Дополнительное творческое задание: 

- составить сборник поучений из басен дедушки И.А. Крылова.

Самоанализ деятельности

Достижения

Сложности

Предложения

 - Соблюден временной регламент урока и режим дня учащихся.

 - Созданы условия для смены различных видов деятельности, которые устраняют переутомление учащихся.

 - Обеспечена непринужденная обстановка и работа в парах и группах

- Организован психологический настрой на тему занятия с использованием яркого примера из древнерусской литературы.

- Создан продукт усвоения темы занятия – поучения.

- Крыжановская Даша дословно запомнила поучение о ленивом человеке.

- Шоморов Егор лучше всех нарисовал шапку Мономаха.

 - В силу имеющихся пробелов в знании особенностей древнерусского периода истории у некоторых воспитанников наблюдались затруднения в составлении характеристики образа жизни князя Владимира.

- Некоторым учащимся сложно было запоминать княжеские изречения в силу проблем с техникой чтения и недостаточно развитого объема памяти.

 - Упростить вступительное слово воспитателя по теме занятия.

- В связи со сложностью материала занятия организовать не одну, а две физкультпаузы.



Предварительный просмотр:

Презентация

 «Поучение» Владимира Мономаха –  

 кладезь премудрости и источник нравственности

(Материалы для занятия)

Источник: https://ppt4web.ru/istorija/pouchenie-vladimira-monomakha-nravstvennoe-zaveshhanie-nashikh-predkov.html

№ слайда 1    

 

Описание слайда 1: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…» (Евангелие от Матфея)

№ слайда 2

Описание слайда 2: «Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные…. Мы изучаем ее в живой связи с действительностью с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные». (И.С. Тургенев)

№ слайда 3

 

Описание слайда 3: «В наше время изучение древней русской литературы становится все более и более необходимым. Мы понемногу начинаем осознавать, что решение многих наших проблем невозможно без её привлечения…»  (Д.С. Лихачев)

№ слайда 4Владимир Мономах(Владимир Всеволодович Мономах) (1053 - 1125) - великий князь ки 

 

Описание слайда 4:

Владимир Мономах (Владимир Всеволодович Мономах) (1053 – 1125) –

 великий князь киевский, военачальник.

Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отец – Всеволод Ярославич. По матери же Владимир – внук византийского императора Константина IX Мономаха. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю.

№ слайда 5Автобиография (созд. 1117 г.) «А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как тр 

 

Описание слайда 5: Автобиография (созд. 1117 г.): «А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как трудился я, в разъездах и на охотах, с тринадцати лет... Ловил с отцом всякого зверя, коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать, живых коней, а кроме того, по степи ездя, тех же коней диких своими руками ловил. Два тура рогами меня бросали с конем. Олень меня один бодал, и два лося: один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь на бедре у меня меч оторвал; медведь мне у колена потник укусил; лютый зверь на бедра ко мне вскочил и вместе с конем меня повалил – и Бог меня невредимым сохранил. И с коня падал много: голову разбивал себе дважды, и руки и ноги повреждал…» (Переложение А.Ю. Карпова)

№ слайда 6Около 1067г. Владимир Мономах- ростовский князь.Затем управляет Смоленском, позж 

 

Описание слайда 6: Около 1067 г. Владимир Мономах – ростовский князь.

Затем управляет Смоленском, позже – Черниговом. 1113 г. – начинает княжить в Киеве. 1116 г.- воевал против греков.

№ слайда 7Шапка Мономаха – символ царской власти в России.Хранится в Оружейной палате в Мо 

 

Описание слайда 7:

Шапка Мономаха – символ царской власти в России – хранится в Оружейной палате в Москве.

№ слайда 81113-1125 – 12 лет княжения. За 12 лет княжения:Усмирил половцев.строил церкви и 

 

Описание слайда 8:

1113 – 1125 гг. – 12 лет княжения. За 12 лет княжения: усмирял половцев. строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и закладывал новые. Построил мост через Днепр под Киевом. Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и переходит от пассивной обороны к активному наступлению на Степь. Написал духовное завещание детям своим.

№ слайда 9Поучение Поучение – особый жанр древнерусской литературы, в котором давалась мод 

 

Описание слайда 9:

Поучение – особый жанр древнерусской литературы, в котором давалась модель поведения для простых людей, обличались пороки и прославлялись добродетели.

(Порок – отрицательное моральное качество человека.

Добродетель – положительное нравственное свойство характера человека.)

№ слайда 10Структура Поучения 1.Вступление- смиренная просьба не посмеяться над его рассужд 

 

Описание слайда 10: Структура Поучения

1.Вступление – смиренная просьба не посмеяться над его рассуждением.

2. Само наставление.

3. Объяснение смысла поведения.

№ слайда 11«Поучение Владимира Мономаха» … Не ленитесь, но за всем наблюдайте.… Ни питью, н 

 

Описание слайда 11:

«Поучение Владимира Мономаха»

Не ленитесь, но за всем наблюдайте…

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело…

…напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его…

… соблюдайте свое слово…

… Гордости не имейте в сердце и в уме.

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны…

Не пропустите человека, не приветив его…

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

№ слайда 12Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Какие советы Владимира Мономах 

 

Описание слайда 12: Самостоятельное творческое задание. Дать ответ на вопрос:

«Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?»

 (3 – 5 предложений)

Дополнительные материалы к занятию

Интернет-ресурсы. http://www.monomah.vladimir.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Мономах Лучшее на fresher.ru

№ слайда 13Интернет-ресурсы. http://www.monomah.vladimir.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/В 


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/1000_Monomah.jpg/180px-1000_Monomah.jpg

  1. Скульптура Владимира Мономаха.

Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

№ слайда 14

Свидание Вл.Мономаха с кн.Святополком

            14.  Владимир Мономах на свидании с кн. Святополком

            № слайда 15

Вл.Мономах на охоте

            15. Владимир Мономах на охоте

 

№ слайда 16

Венчание Вл.Мономаха

16. Венчание на царство Владимира Мономаха

№ слайда 17

Завещание Вл.Мономаха детям 

17. Завещание Владимира Мономаха детям

 



Предварительный просмотр:

Фото-презентация поучений Владимира Мономаха в ГПД 1-х кл. в 564шк. с воспитателем Ивановой Л.А.

  1. Активное занятие: «Мудрые советы Владимира Мономаха» требовалось соединить по смыслу с народными пословицами.
  2. Дети в процессе  активной самооценки своей деятельности и взаимооценки.
  3. Воспитатель Иванова Л.А. в начале презентации
  4. Даша Крыжановская показывает то, на что больше всего обратила внимание
  5. Рассказ воспитателя об академике Д.Лихачёве (его истории с детским одеялом на Соловках)
  6. Маша Савченко выделяет из биографии кн. Владимира Мономаха годы его правления.

1. 2. 3.  4.  5. 6.

7. Фото  группы продлённого дня 1-х кл. на фоне интерактивной доски под шапкой Мономаха – символа царской власти в России.

8. Егор Учуваткин и Егор Шоморов нарисуют шапку Мономаха

9-10. Фото  с шапкой Мономаха девочек и мальчиков отдельно.

11. Полина Васильева делится воспоминанием о добрых делах своей бабушки.

12. Оля  и Даша готовы поделиться понравившимися им советами кн. Владимира Мономаха с объяснением их смысла.

 7.  8.

9. 10.11.

 12. Кн. Владимир Мономах: «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь» - «Век живи – век учись» (пословица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по программе «Истоки» в 1 классе «Пять талантов Золотого сердечка»

Задачи: • Содержательная: когда сердечко становится золотым; труд и подвиг ¬ один из талантов золотого сердечка.• Коммуникативная: развитие навыков работы в четверках.• Управленческая: развитие ...

Открытое занятие по программе «Истоки» в 1 классе «Пять талантов Золотого сердечка»

Знакомы ли вы со словом «Талант»? Что это такое (дети отвечают). Слышали ли вы такое выражение «Зарыть свой талант в землю» (дети отвечают). Знаете ли вы, что в древности талантом называли дорогостоящ...

Внеклассное занятие по УМК "Истоки" "Ткачихи-рукодельницы" 2 класс

Данное занятие можно использовать во внеклассной работе и на уроке технологии. Оно знакомит детей с трудом ткачих, с традициями дела на Руси....

Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Образ защитника Отечества. 1 класс

Занятие по программе «Истоки» . Тема:  «Образ защитника Отечества. 1 класс...

Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Родной очаг". 2 класс

Занятие по программе «Истоки» . Тема:  «Родной очаг". 2 класс...