Интерактивное занятие по программе "Социокультурные истоки"
методическая разработка (1 класс) по теме
"Поучение Владимира Мономаха - кладезь премудрости и источник нравственности" (по средам)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
этапы занятия с образовательными технологиями | 16.47 КБ |
технологическая карта занятия "Поучение Владимира Мономаха" | 18.93 КБ |
Презентация Поучений Владимира Мономаха | 959.52 КБ |
Фото-презентация Поучений Владимира Мономаха | 348.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы занятия
в ГПД 1-х классов
в системе уроков
по программе «Социокультурные истоки»
Дата проведения – 15.11.2017
Тема: Поучение Владимира Мономаха –
кладезь премудрости и источник нравственности
I. Организация начала занятия
1. Определение границ Древней Руси, называние древнерусских городов, имен князей.
2. Ответ на вопрос (почему сейчас обострился интерес российских и зарубежных мультипликаторов к созданию мультфильмов на сюжеты из древнерусской истории?)
3. Формулирование темы занятия.
II. Мотивация учебной деятельности
1. Определение границ (возможностей) применения знаний (знакомство с высказываниями И.С. Тургенева и Д.С. Лихачева о том, почему всякому культурному человеку необходимо хорошо знать прошлое своего народа и лучших его представителей).
2. Обозначение сферы применения знаний о биографии выдающихся людей отечественной истории, в том числе биохроники Владимира Мономаха.
3. Активизация поисковой деятельности воспитанников (известно ли им высказывание: «Тяжела ты, шапка Мономаха»? Толкование его смысла).
III. Актуализация опорных знаний и их коррекция
1. Изготовление на листе бумаги заготовки древнерусского папируса для вписывания в него понравившихся отрывков из поучения Владимира Мономаха.
2. Зачитывание и обсуждение отрывков из поучения Владимира Мономаха
IV. Пробное применение знаний
1.Объединене в группы по 3 – 4 человека с целью дополнить поучение Мономаха своими высказываниями о том, каким нужно быть современному человеку.
V. Упражнения с по образцу с целью формирования умений безошибочного применения знаний
1. Зачитывание самостоятельно составленных наставлений вслух.
2. Иллюстрация наставлений примерами из жизни или литературы, искусства.
VI. Упражнения с перенесением знаний в новые условия
- Обращение к скульптурному изображению Владимира Мономаха на памятнике «1000-летие России».
2.Ответ на вопросы: (За что великий князь удостоился чести войти в славную Русскую историю? Почему его «Поучение» обращено к детям?)
VII. Контроль и самопроверка знаний
1. Обнародование «Поучений» воспитанников друг другу.
2. Размещение фотоотчета, полученного в ходе занятия, посвященного воспитанию нравственного идеала в человеке.
VIII. Подведение итогов занятия. Рефлексия
1. Определение значимость занятия в программе самовоспитания обучающихся.
IX. Информация о творческом задании
1. Составление сборника поучений из басен дедушки И.А. Крылова.
Иванова Л.А.- воспитатель ГПД
ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского р-на СПб
Интерактивное занятие
в ГПД 1-х классов
в системе уроков
по программе «Социокультурные истоки»
Поучение Владимира Мономаха –
кладезь премудрости и источник нравственности
15.11.2017
Образовательные технологии
Личностно-ориентированная технология
Технология развивающегося обучения
Использование ИКТ
Технология арт-фототерапии
Предварительный просмотр:
Технологическая карта № 3
клубного занятия
в ГПД 1-х классов
Дата проведения – 15 декабря 2017 г.
Тема: Поучение Владимира Мономаха – кладезь премудрости и источник нравственности | Тип: урок усвоения навыков и умений | ||||
Цель – осмысление уже известных знаний, формирование нравственных навыков и умений по их применению. | |||||
Задачи: Образовательные: - повторить известные постулаты нравственности; Развивающие: - совершенствовать нравственные навыки и умения на практике. Воспитательные: - воспитывать такие нравственные качества личности, как: трудолюбие, милосердие, отзывчивость, доброжелательность, уважение друг к другу и старшим. | |||||
Планируемые | результаты | ||||
Предметные: - ознакомиться с фактами биографии Владимира Мономаха; - получить первичное представление о таком жанре древнерусской литературы, как поучение.
| Метапредметные: - понимать необходимость творить добрые дела и поступки; - соотносить новые знания с личным опытом; - стремиться к воплощению содержательных сторон жизни; - участвовать в составлении портрета идеального человека. | Личностные: - понимать значимость нравственной категории «добродетель»; - определить личностный смысл изучения темы (быть нравственным человеком – это норма); - уяснить, какого человека можно считать идеалом, образцом для подражания. | |||
Межпредметные связи: - история (жизнеописание древнерусского князя); - литература (поучение как жанр); - география (Древняя Русь); - скульптура (Памятник «1000-летие России» в Великом Новгороде). | |||||
Ресурсы занятия | |||||
Для учителя: - рабочая программа; - сайт издательства «Просвещение»; технологические карты занятий по теме; - интерактивная доска, презентация; - текст «Поучения» Владимира Мономаха; - фотоаппарат. | Для воспитанников: - ручка, бумага, карандаши, фломастеры.
| ||||
Ход занятия | |||||
Содержание деятельности воспитателя | Содержание деятельности воспитанников | ||||
Актуализация необходимых знаний | |||||
- предлагает вспомнить границы Древней Руси, древнерусские города, имена князей, их образ жизни; - активизирует память воспитанников вопросами о том, почему сейчас обострился интерес российских и зарубежных мультипликаторов к созданию мультфильмов на сюжеты из древнерусской истории; - предлагает сформулировать тему занятия. | - вспоминают границы Древней Руси, древнерусские города, имена князей, их образ жизни; - пытаются осмыслить ответ на вопрос воспитателя; - формулируют тему урока. | ||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||
- знакомит детей с высказываниями И.С. Тургенева и Д.С. Лихачева о том, почему всякому культурному человеку необходимо хорошо знать прошлое своего народа и лучших его представителей (Слайды 1 – 3 презентации); - предлагает определить сферу применения знаний о биографии выдающихся людей отечественной истории, используя факты биографии Владимира Мономаха (Слайды 4 – 6); - активизирует поисковую деятельность воспитанников вопросом: известно ли им высказывание: «Тяжела ты, шапка Мономаха»? и толкованием его смысла. | - слушают чтение высказываний И.С. Тургенева и Д.С. Лихачева о внимательном отношении к наследию прошлого и обмениваются впечатлениями об услышанном; - совместно с воспитателем определяют сферу нравственности как одну из ключевых в воспитании положительных качеств человека; - используя карандаши и фломастеры, срисовывают «Шапку Мономаха» и в одном предложении определяют смысл предложенного высказывания. | ||||
Организация познавательной деятельности | |||||
- обозначает поисковую задачу: какому человеку «Шапка Мономаха» может показаться тяжелой: тому ли, кто живет не по совести, лжет, уворачивается от помощи другим, или, наоборот, тому, кто стремится жить по чести, посвящая себя ближнему? (Слайды 7, 8) - предлагает познакомиться с жанром древнерусской литературы – поучением, объясняя его суть и предназначение (Слайды 9, 10) - предлагает на листе бумаги сделать заготовку древнерусского папируса для вписывания в него понравившихся отрывков из поучения Владимира Мономаха; - зачитывает и обсуждает с воспитанниками отрывки из поучения Владимира Мономаха (Слайд 11); - дает задание объединиться в группы по 3 – 4 человека и дополнить поучение своими высказываниями о том, каким нужно быть современному человеку (Слайд 12); - просит зачитать наставления вслух и привести примеры из жизни или литературы, искусства, которые иллюстрируют то или иное поучение;
- показывает скульптурное изображение Владимира Мономаха на памятнике «1000-летие России» (Слайд 13) и просит ответить на вопросы: За что великий князь удостоился чести войти в славную Русскую историю? Почему его «Поучение» обращено к детям? (Слайд 17) | - откликаются на призыв воспитателя найти решение нравственной задачи; - открывают парадоксальность решения задачи: «Шапка Мономаха», оказывается тяжелой для того, кому небезразлична судьба своей Родины и соотечественников; - слушают информацию о жанре поучения и его особенностях; - объединившись в пары, делают заготовки, имитирующие древнерусский папирус; - изучают отрывки из поучения Владимира Мономаха и обсуждают их смысл; - объединяются в группы и записывают 3 – 4 наставления, дополняя поучение древнерусского князя;
- зачитывают свои наставления, иллюстрируя их примерами из жизни, литературы, искусства; - рассматривают скульптурное изображение Владимира Мономаха и отвечают на вопросы. | ||||
Подведение итогов | |||||
- организует показ «Поучений» воспитанников друг другу, выполненных на листе бумаги, имитирующем пергамент; - на стенде размещает фото-результаты, полученные в ходе занятия, посвященного воспитанию идеала в человеке; - просит воспитанников определить значимость занятия в программе их самовоспитания. | - рассматривают работы друг друга; - делают выводы, определяют личностный смысл изучения темы «Поучение Владимира Мономаха».
| ||||
Дополнительный материал к занятию: - Быт и бытие древнерусского князя (Слайды 14 – 16). | |||||
Диагностика достижения планируемых результатов: - выполнить тестовое задание, соединив высказывания из «Поучения» Владимира Мономаха с пословицами и поговорками о добродетельных качествах русского человека. | |||||
Дополнительное творческое задание: - составить сборник поучений из басен дедушки И.А. Крылова. | |||||
Самоанализ деятельности | |||||
Достижения | Сложности | Предложения | |||
- Соблюден временной регламент урока и режим дня учащихся. - Созданы условия для смены различных видов деятельности, которые устраняют переутомление учащихся. - Обеспечена непринужденная обстановка и работа в парах и группах - Организован психологический настрой на тему занятия с использованием яркого примера из древнерусской литературы. - Создан продукт усвоения темы занятия – поучения. - Крыжановская Даша дословно запомнила поучение о ленивом человеке. - Шоморов Егор лучше всех нарисовал шапку Мономаха. | - В силу имеющихся пробелов в знании особенностей древнерусского периода истории у некоторых воспитанников наблюдались затруднения в составлении характеристики образа жизни князя Владимира. - Некоторым учащимся сложно было запоминать княжеские изречения в силу проблем с техникой чтения и недостаточно развитого объема памяти. | - Упростить вступительное слово воспитателя по теме занятия. - В связи со сложностью материала занятия организовать не одну, а две физкультпаузы. |
Предварительный просмотр:
Презентация
«Поучение» Владимира Мономаха –
кладезь премудрости и источник нравственности
(Материалы для занятия)
№ слайда 1
Описание слайда 1: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…» (Евангелие от Матфея)
№ слайда 2
Описание слайда 2: «Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные…. Мы изучаем ее в живой связи с действительностью с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные». (И.С. Тургенев)
№ слайда 3
Описание слайда 3: «В наше время изучение древней русской литературы становится все более и более необходимым. Мы понемногу начинаем осознавать, что решение многих наших проблем невозможно без её привлечения…» (Д.С. Лихачев)
№ слайда 4
Описание слайда 4:
Владимир Мономах (Владимир Всеволодович Мономах) (1053 – 1125) –
великий князь киевский, военачальник.
Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отец – Всеволод Ярославич. По матери же Владимир – внук византийского императора Константина IX Мономаха. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю.
№ слайда 5
Описание слайда 5: Автобиография (созд. 1117 г.): «А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как трудился я, в разъездах и на охотах, с тринадцати лет... Ловил с отцом всякого зверя, коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать, живых коней, а кроме того, по степи ездя, тех же коней диких своими руками ловил. Два тура рогами меня бросали с конем. Олень меня один бодал, и два лося: один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь на бедре у меня меч оторвал; медведь мне у колена потник укусил; лютый зверь на бедра ко мне вскочил и вместе с конем меня повалил – и Бог меня невредимым сохранил. И с коня падал много: голову разбивал себе дважды, и руки и ноги повреждал…» (Переложение А.Ю. Карпова)
№ слайда 6
Описание слайда 6: Около 1067 г. Владимир Мономах – ростовский князь.
Затем управляет Смоленском, позже – Черниговом. 1113 г. – начинает княжить в Киеве. 1116 г.- воевал против греков.
№ слайда 7
Описание слайда 7:
Шапка Мономаха – символ царской власти в России – хранится в Оружейной палате в Москве.
№ слайда 8
Описание слайда 8:
1113 – 1125 гг. – 12 лет княжения. За 12 лет княжения: усмирял половцев. строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и закладывал новые. Построил мост через Днепр под Киевом. Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и переходит от пассивной обороны к активному наступлению на Степь. Написал духовное завещание детям своим.
№ слайда 9
Описание слайда 9:
Поучение – особый жанр древнерусской литературы, в котором давалась модель поведения для простых людей, обличались пороки и прославлялись добродетели.
(Порок – отрицательное моральное качество человека.
Добродетель – положительное нравственное свойство характера человека.)
№ слайда 10
Описание слайда 10: Структура Поучения
1.Вступление – смиренная просьба не посмеяться над его рассуждением.
2. Само наставление.
3. Объяснение смысла поведения.
№ слайда 11
Описание слайда 11:
«Поучение Владимира Мономаха»
Не ленитесь, но за всем наблюдайте…
Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело…
…напоите и накормите просящего…
… убогих не забывайте и подавайте сироте…
… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его…
… соблюдайте свое слово…
… Гордости не имейте в сердце и в уме.
Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны…
Не пропустите человека, не приветив его…
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
№ слайда 12
Описание слайда 12: Самостоятельное творческое задание. Дать ответ на вопрос:
«Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?»
(3 – 5 предложений)
Дополнительные материалы к занятию
Интернет-ресурсы. http://www.monomah.vladimir.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Мономах Лучшее на fresher.ru
№ слайда 13
- Скульптура Владимира Мономаха.
Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
№ слайда 14
14. Владимир Мономах на свидании с кн. Святополком
№ слайда 15
15. Владимир Мономах на охоте
№ слайда 16
16. Венчание на царство Владимира Мономаха
№ слайда 17
17. Завещание Владимира Мономаха детям
Предварительный просмотр:
Фото-презентация поучений Владимира Мономаха в ГПД 1-х кл. в 564шк. с воспитателем Ивановой Л.А.
- Активное занятие: «Мудрые советы Владимира Мономаха» требовалось соединить по смыслу с народными пословицами.
- Дети в процессе активной самооценки своей деятельности и взаимооценки.
- Воспитатель Иванова Л.А. в начале презентации
- Даша Крыжановская показывает то, на что больше всего обратила внимание
- Рассказ воспитателя об академике Д.Лихачёве (его истории с детским одеялом на Соловках)
- Маша Савченко выделяет из биографии кн. Владимира Мономаха годы его правления.
1. 2. 3. 4. 5. 6.
7. Фото группы продлённого дня 1-х кл. на фоне интерактивной доски под шапкой Мономаха – символа царской власти в России.
8. Егор Учуваткин и Егор Шоморов нарисуют шапку Мономаха
9-10. Фото с шапкой Мономаха девочек и мальчиков отдельно.
11. Полина Васильева делится воспоминанием о добрых делах своей бабушки.
12. Оля и Даша готовы поделиться понравившимися им советами кн. Владимира Мономаха с объяснением их смысла.
7. 8.
9. 10.11.
12. Кн. Владимир Мономах: «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь» - «Век живи – век учись» (пословица)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по программе «Истоки» в 1 классе «Пять талантов Золотого сердечка»
Задачи: • Содержательная: когда сердечко становится золотым; труд и подвиг ¬ один из талантов золотого сердечка.• Коммуникативная: развитие навыков работы в четверках.• Управленческая: развитие ...
Открытое занятие по программе «Истоки» в 1 классе «Пять талантов Золотого сердечка»
Знакомы ли вы со словом «Талант»? Что это такое (дети отвечают). Слышали ли вы такое выражение «Зарыть свой талант в землю» (дети отвечают). Знаете ли вы, что в древности талантом называли дорогостоящ...
Внеклассное занятие по УМК "Истоки" "Ткачихи-рукодельницы" 2 класс
Данное занятие можно использовать во внеклассной работе и на уроке технологии. Оно знакомит детей с трудом ткачих, с традициями дела на Руси....
Конспект занятия по предмету "Истоки" (2 класс)
Тема урока: "Слово"....
Конспект занятия по предмету "Истоки" 2 класс "Братья наши меньшие"
Конспект занятия....
Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Образ защитника Отечества. 1 класс
Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Образ защитника Отечества. 1 класс...
Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Родной очаг". 2 класс
Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Родной очаг". 2 класс...