Внеклассное занятие по УМК "Истоки" "Ткачихи-рукодельницы" 2 класс
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме
Данное занятие можно использовать во внеклассной работе и на уроке технологии. Оно знакомит детей с трудом ткачих, с традициями дела на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tkachihi-rukodelnicy.docx | 482.42 КБ |
tkachihi-rukodelnicy.pptx | 2.06 МБ |
diafilm_kak_rubashka_v_ple_vyrosla.ppt | 1.66 МБ |
neizvesten-a-my-seyali-lenmuzofon.com_.part2_.rar | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ " Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»
Мастер-класс на тему:
интегрированный урок УМК «Истоки» + художественный труд «Ткачихи-рукодельницы», 2 класс
Конспект составила
учитель нач. классов
I кв. категории
Потапова И.Н.
19.12.2012 г.
УМК Истоки
Тема: Ткачихи-рукодельницы.
Основные категории: лен, женский труд, посиделки, прядение, ткачество, терпение.
Оборудование: экспонаты старинной русской одежды
рисунки из книги К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»
вата для практической работы
рабочая тетрадь
гербарий «Лен»
карточки со словами и пословицами
Цели:
- помочь осмыслению детьми труда ткачихи-рукодельницы, которые содержат аналоги вечных непреходящих ценностей (трудолюбие, добросовестность, терпение);
- развитие умения присоединяться к восприятию партнера и умение излагать мысли (через общение на едином аналоговом уровне, использование социокультурных ориентированных текстов, использование тренингов по развитию восприятия и мышления)
Художественный труд
Изделие: коврик.
Цели:
- Познакомить учащихся с новым видом работы – переплетением полосок бумаги, с основами разметки по линейке.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, необходимые при переплетении полосок бумаги.
- Научиться создавать коврик переплетением полосок бумаги.
Ход урока:
1.Присоединение к учащимся.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- Как замечательно, что мы снова вместе. На ваших лицах я вижу улыбки. Вы в хорошем настроении, это чувствуется по вашим голосам. Значит, встреча будет полезной и интересной.
- Сейчас мы с вами очутимся в сказке. А что это за сказка и кто её автор вы мне сами скажете.
Просмотр фрагмента сказки А.С. Пушкина о царе Салтане.
- Догадались что это за сказка?
- Хотя это и сказка, но А.С.Пушкин поведал нам о занятиях вовсе не сказочных, а настоящих.
- Что делали девицы?
- Что значит прясть?
- Пряли – значит вытягивали нить из клубка шерсти или распушенного льна. «Что напряли, то и наткали». Наткать полотно – значит из льняных нитей изготовить ткань.
- Как вы думаете о чём пойдёт речь на уроке?
2. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы обратимся к труду, таланту и побудем на месте замечательных тружениц ткачих-рукодельниц.
( Показ старинной рубахи)
- Почему говорят, что рубашка в поле выросла?
- Чтобы была рубашка, да и другая одежда нужно было вырастить в поле это растение.
Загадка.
Синий цветочек,
Мал-малышочек.
В землю малый вошел,
В синей шапке пришел.
(показ льна)
-Какие руки его вырастили?
- Чтобы узнать, как выросла рубашка в поле, мы посмотрим книгу К.Д.Ушинского. Она так и называется «Как рубашка в поле выросла».
Рисунок № 1.
Вырос лен в поле. Летом расцвели на тонких стебельках голубые цветочки.
Рисунок №2.
К концу лета цветки опали, а лен потемнел. Пришла пора его убирать. Выдергали его с корнем, навязали снопов и поставили в поле сохнуть
Рисунок № 3.
Собрали с подсохшего льна семена, а стебли положили в речку. Там он лежал две недели.
Рисунок № 4.
Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали мять доской.
Рисунок № 5.
Потом колотили трепалом во дворе.
Рисунок № 6.
Когда вытрепали, стали лен чесать железным гребнем. Он стал шелковистым и мягким.
-Вы внимательно смотрели и слушали, скажите, кто выполнял всю эту работу?
-Можно ли сказать, что труд этот легкий?
Рассказ учителя в сопровождении музыкального фрагмента
- Крохотное блестящее зёрнышко льна (показ семян льна) упало в добротную землю. Через две недели покрылась борозда с зерном нежной зелёной травкой. А через несколько недель засинели голубые цветочки льна. Переговариваются друг с другом, перешептываются.
Прошло время. Опали голубыми глазки льна, а на их месте показались нежно-зелёные головки, стали бурыми, но по-прежнему весело пересмеиваются друг другом. Время подошло, и повыдергали шумный ленок, навязали жёлтых снопиков. Стоят в поле тяжёлые льняные снопики, ждут, когда зашумит ветерок, приласкает их и просушит. Лёгкий готовый ленок потрепали, расчесали жёстким гребешком, и сделался он мягким. Шелковистым.
И вот уже слышно, как в избе поёт пряха, вытягивая длинную, как зимняя ночь, нить. Занесли в избу большой ткацкий станок, который превратил ниточку в холст.
Поморозили, побелили его, а заботливая мама села шить к Рождеству деткам белые, как снег, рубашки.
- Теперь понятно, как рубашка в поле выросла?
- Как думаете, это легко?
- Хотите попробовать?
- Практическая работа (кусочки ваты, смоченные водой; пробуют вытянуть ниточку, скручивая её пальчиками).
- Тренинг «Какой должна быть пряха» (работа в паре, диалог между учащимися).
Докажите.
Карточки.
1.Трудолюбивая.
2.Ленивая.
3. Добросовестная.
4. Аккуратная.
5. Терпеливая.
6. Неряшливая.
- Обсуждение качества характера, которыми должна обладать пряха.
Физминутка.
Игра-хоровод:
Уж я сеяла, я сеяла ленок
Уж я сеяв приговаривала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
Я полола, полола ленок,
Я половши приговаривала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
Уж я дергала, я дергала ленок,
Уж я дергав приговаривала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
Уж я мяла , я мяла ленок.
Уж я мевши приговаривала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
Я препала, препала ленок,
Я трепавши приговаривала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
Я чесала, чесала ленок,
Я чесавши приговаривала.
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
- Активное занятие в тетради. Тренинг развивающий «Как рубашка в поле выросла».
- Внимательно прочитайте предложения. Проследите путь льна от зёрнышка до рубашки. (Поставьте в правильном порядке предложения, т.е. определите какое первое, второе и т.д.)
Выдернули лён с корнем
Посеяли льняное семя
Вымочили, высушили лён
Сшили рубашки
Напряли нитки
Потрепали лён
Наткали холст
(работа по карточкам)
- Придите к согласию в четвёрке. Ваше решение должно быть единым. Внимательно выслушайте лидера группы. Занесите решение группы в таблицу.
Задание. Проследите путь льна от зёрнышка до рубашки, расставив предложения последовательно.
Индивидуальная работа. Работа в четвёрке (дети впервые пытаются договориться , работая в такой группе). Учитель наблюдает за процессом общения в группах, при необходимости включаясь в беседу, направляя и помогая лидеру и группе прийти к единому решению. При ответах групп классу даётся установка на внимание к выступающим.
Экспертная оценка. Учитель подводит итог, даёт экспертную оценку, благодарит за общение, отмечает положительные моменты.
Рефлексия.
- Понравилось ли общаться в четвёрках?
- В чём заключается роль лидера? Лидеры оценивают работу группы.
- Художественный труд.
- Долгими зимними вечерами при святцах с лучиной или керосиновой лампой девушки и женщины пряли, а потом ткали полотно (новину, пестрядь, серо – сукно, холст), (фотографии). На вечеринки и посиделки собиралось много народа, молодёжь со всей деревни. Совмещалась нелёгкая работа с отдыхом и пением песен и частушек, плясками. С прядением связано много примет и обрядов.
- Вот и мы сейчас попробуем почувствовать себя ткачихами рукодельницами. Будем сегодня прясть коврик для вашего дома.
- В старину неотъемлемой частью внутреннего убранства были половики. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. Позже на полах в русских домах стали появляться ковры. На ручном ковроткацком станке мастерицы вплетали толстые шерстяные и льняные нити в сетчатую основу, закрепляя их узелками.
- Мы сегодня украсим комнату крестьянина самостоятельно сплетённым ковром.
- Детали, которые нам понадобятся для плетения – это основа и уток. Основа – это шаблон. А чтобы создать нити утка надо разметить лист бумаги так, чтобы получились ровные полоски. Для этого надо выбрать бумагу тех цветов, которые вам понадобятся для работы. Ширина полосок 1 см.
- Возьмите в руки план работы. Внимательно прочитайте его. Лидеры раздадут задания участникам группы. Приступайте к работе. Работайте слаженно, дружно, аккуратно, терпеливо.
Дети работают по музыкальное сопровождение.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Ресурсный круг.
- Возьмите свои коврики и встаньте в круг.
- Представим себе крестьянскую избу. Мы пришли на посиделки. Расскажите, что вы видите? Что слышите? Что чувствуете?
- Подробнее о труде, мастерстве ткачих-рукодельниц мы будем говорить на следующем уроке
- Может быть из вас тоже кто-то прославится, оставит добрую память в необычной одежде, продолжит древнюю традицию рукоделия. А для этого вам необходимы те качества, которые ценили прадеды и ценим мы в труде земном: трудолюбие, честность, слабость, взаимопомощь, лень, сила, ловкость, добросовестность, равнодушие, терпение, доброта.
- Мне было очень приятно общаться с вами и хотелось бы, что бы у каждого из вас волшебный сундучок знаний стал чуть-чуть богаче, а сердце – а сердце теплее и добрее.
Приложение 1
К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
I
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
- Что ты, тятя, делаешь?
- А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».
Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
- Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.
«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала».
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
II
Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:
- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
- Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:
«Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
III
Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.
«Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.
прялка ткацкий станок
крестьянская одежда
уборка льна лён
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
загадка Синий цветочек, Мал-малышочек. В землю малый вошёл, В синей шапочке пришёл. (лён)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное занятие по русскому языку, 2 класс
В мире синонимов и антонимов. ЦЕЛЬ: закрепить и расширить знания о синонимах и антонимах; развивать речь; и...
Внеклассное занятие по математике в 3 классе.
Внеклассное занятие по математике для 3-4 классов в виде презентации.(источник интернет)...
Сценарии внеклассных занятий по ОБЖ в начальных классах
«Путешествие в страну Здорового Образа Жизни» \2- 3 класс\ "Огонь – друг или враг? \4 класс\«Дорожные приключения Бабы-Яги».\1 класс\...
Внеклассное занятие по краеведению для 3 класса на тему: "Моя малая родина и её географические названия"
На занятии ребята представляют результаты своей исследовательской работы о родном городе....
Внеклассные занятия по русскому языку 3 класс
В этой работе представлена программа внеклассной работы по русскому языку для 3 класса и прилагается материал к 11 занятиям....
Внеклассное занятие по математике во 2 классе. «И прекрасна, и сильна математики страна!» (КВН для учащихся 2 класса)
В КВНе участвуют 2 команды.Цели: 1) повысить интерес учащихся к изучению математики; 2) способствовать развитию мышления, воображения, внима...
Конспект внеклассного занятия по чтению в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Знакомство с творчеством Самуила Маршака «Декабрь».
Цели: - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса.Задачи: - Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения. - развитие слухового восприятия о...