Рабочая программа по внеурочной деятельности "Радуга добра" для учащихся с ОВЗ
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_raduga_dobra.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«РАДУГА ДОБРА»
(1-4 класс)
Автор: Мурастова Алина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г.Ноябрьск
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Программа внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации адаптированной образовательной программы общего образования, определяющим содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности для обучающихся, время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ОО УО ОВЗ понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.
Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья несколько отлична от общепринятого утверждения о том, что данная деятельность организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности при освоении основных учебных предметов, приобретении социально-значимых навыков, способствующих их социализации и адаптации в современном обществе, повышающих качество их жизнедеятельности.
Цель:
Способствовать формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, между этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп, в общественных местах, на природе.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разных возможностей на основе взаимопомощи и поддержки.
Программа предназначена для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья от 7 до 12 лет (учащиеся 1–4 классов).
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 135 часов (1 час в неделю, 33 часа в год для 1 класса, 34 часа в год для 2-4 классов). Продолжительность одного занятия 35-40 минут.
Занятия проводятся в форме тренингов, игровых программ, бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми, ролевых игр, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, выставки.
Планируемые результаты освоения программы
Предполагается, что в результате осуществления программы у многих учащихся появится потребность в духовно-нравственном совершенствовании.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п. ), первичных умений принимать и использовать данные нормы поведения в собственной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с ОВЗ со своими наставниками, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с ОВЗ между сверстниками на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое применение социальных знаний.
Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у ребят социально становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других людей.
Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Тематическое планирование
1 класс (33ч)
Учитывая возрастные особенности младших школьников, в первом классе программа предлагает путешествие по станциям, которые определяют направления в работе: станция Литературная, Экологическая, Семейная, Трудовая, Дружная.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Станция «Литературная». Учимся добру: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1ч. |
2 | Станция «Дружная». Тренинг «Давайте познакомимся» с участием специалистов социально-психологической службы школы. | 1ч. |
3 | Станция «Экологическая». Понятие «экология». Знакомство с пришкольным участком. | 1ч. |
4 | Станция «Экологическая». Аллея первоклассников. Посадка саженцев деревьев с участием родителей. | 1ч. |
5 | Станция «Семейная». Операция «Милосердие» ко дню пожилого человека. | 1ч. |
6 | Станция «Экологическая». Знакомство с комнатными растениями. Экскурсия в кабинет биологии. | 1ч. |
7 | Станция «Трудовая». Операция «Чистый класс» | 1ч. |
8 | Станция «Семейная». Литературно-музыкальная композиция «Подарок маме» ко Дню матери. | 1ч. |
9 | Станция «Трудовая». Экскурсия в школьную библиотеку «Откуда книга пришла». Операция «Книжкина больница» | 1ч. |
10 | Станция «Литературная». Учимся добру: В.Осеева «Плохо». Роевая игра по мотивам рассказа | 1ч. |
11 | Станция «Трудовая». Операция «Подари игрушку детям». Изготовление книжки-малышки для ребят из подготовительной группы детского сада. | 1ч. |
12 | Станция «Дружная». Операция «Подари игрушку детям». Посещение соседнего детского сада. | 1ч. |
13 | Станция «Экологическая». Виртуальное путешествие «Как живешь, пичужка?» | 1ч. |
14 | Станция «Экологическая». Акция «Каждой пичужке своя кормушка» с участием родителей. Мастер-класс по изготовлению кормушек. | 1ч. |
15 | Станция «Трудовая». Мастерская Деда Мороза. Мастер-класс по изготовлению елочных игрушек с участием детского волонтерского объединения | 1ч. |
16 | Станция «Дружная». Посещение соседнего детского сада с подарками – елочными игрушками, сделанными своими руками. | 1ч. |
17 | Станция «Экологическая». Новый год без топора. | 1ч. |
18 | Станция «Семейная». Проект «Моя родословная» | 1ч. |
19 | Станция «Семейная». «Семейные посиделки» - рассказ о семейных традициях с участием родителей. | 1ч. |
20 | Станция «Семейная». «Семейные посиделки» - рассказ о семейных традициях с участием родителей. | 1ч. |
21 | Станция «Литературная». Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Составление словарика добрых слов. | 1ч. |
22 | Станция «Дружная». Экскурсия в школьный музей. Знакомство с ребятами из кружка «Юный экскурсовод» | 1ч. |
23 | Станция «Трудовая». Изготовление подарков ко Дню Защитника Отечества | 1ч. |
24 | Станция «Семейная». Литературно-музыкальная композиция. Поздравление ветеранов. | 1ч. |
25 | Станция Семейная». Разучивание песен, стихов, сценок к празднику 8 Марта | 1ч. |
26 | Станция Семейная». Семейный праздник «Все для мам!» | 1ч. |
27 | Станция «Дружная». Посещение игровой программы в музейном ресурсом центре «День оленевода» | 1ч. |
28 | Станция «Экологическая». День Земли. Создание памятки «Поведение на природе» | 1ч. |
29 | Станция «Литературная». Дети войны. | 1ч. |
30 | Станция «Семейная». «Никто не забыт, ничто не забыто». Рассказы о родственниках – участниках Великой Отечественной войны | 1ч. |
31 | Станция «Дружная». Подготовка к выставке «Наш дружный класс» (фотографии, рисунки) | 1ч. |
32 | Станция «Дружная». Оформление выставки «Наш дружный класс» | 1ч. |
33 | Итоговое занятие в форме семейного праздника | 1ч. |
33ч. |
2 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов |
Правила поведения | 6 | |
1 | Мы на уроке и на перемене | 1ч. |
2 | Мы в общественных местах | 1ч. |
3 | Мы в столовой | 1ч. |
4 | Мы в библиотеке | 1ч. |
5 | Мы на школьном дворе | 1ч. |
6 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 1ч. |
О добром отношении к людям | 5ч | |
7 | Что такое «добро и зло» | 1ч. |
8 | «Ежели вы вежливы…» | 1ч. |
9 | Ты и твои друзья | 1ч. |
10 | Помни о других | 1ч. |
11 | Жизнь дана на добрые дела | 1ч. |
Как стать трудолюбивым | 5ч | |
12 | «Ученье – свет, а неученье – тьма» | 1ч. |
13 | Как быть прилежным и старательным | 1ч. |
14 | Наш труд в классе | 1ч. |
15 | Как помочь маме | 1ч. |
16 | Папины помощники | 1ч. |
«Мойдодыр» | 4ч | |
17 | Культура внешнего вида | 1ч. |
18 | Создание памятки опрятного человека | 1ч. |
19 | Каждой вещи свое место | 1ч. |
20 | Презентация своего домашнего рабочего места | 1ч. |
Культура общения | 7ч | |
21 | Что такое «этикет» | 1ч. |
22 | Устное приглашение на день рождения (ролевая игра) | 1ч. |
23 | Письменное приглашение на день рождения (проект открытки-приглашения) | 1ч. |
24 | Встреча и развлечение гостей | 1ч. |
25 | Поведение в гостях | 1ч. |
26 | Как дарить подарки | 1ч. |
27 | Умей ценить свое и чужое время | 1ч. |
Дружеские отношения | 5ч | |
28 | Дружба каждому нужна | 1ч. |
29 | Верный друг | 1ч. |
30 | О доброте и бессердечии | 1ч. |
31 | Об уважительном отношении к старшим | 1ч. |
32 | О зависти и скромности | 1ч. |
33-34 | Итоговое занятие в форме КВН | 2ч. |
34ч. |
3 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов |
Понять другого | 7ч | |
1 | Заповеди | 1ч. |
2 | Золотые правила | 1ч. |
3 | Дал слово - держи | 1ч. |
4 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | 1ч. |
5 | О тактичном и бестактном поведении | 1ч. |
6 | Учимся видеть хорошее в людях | 1ч. |
7 | В мире мудрых мыслей | 1ч. |
Культура общения | 6ч | |
8 | Этикет разговора | 1ч. |
9 | Обращение к разным людям | 1ч. |
10 | Как вежливо выразить отказ, несогласие | 1ч. |
11 | Разговор по телефону | 1ч. |
12 | Этикетные ситуации | 1ч. |
13 | Играем роль воспитанного человека | 1ч. |
Самовоспитание | 6ч | |
14 | Что значит быть вежливым? | 1ч. |
15 | Мои достоинства и недостатки | 1ч. |
16 | Большое значение маленьких достижений | 1ч. |
17-18 | О хороших и плохих привычках | 2ч. |
19 | Высказывания великих людей о самовоспитании | 1ч. |
Общечеловеческие нормы нравственности | 6ч | |
20 | Заповеди: как мы их исполняем | 1ч. |
21 | О сострадании и жесткосердии | 1ч. |
22 | Лгать нельзя, но если… | 1ч. |
23 | Всегда ли богатство – счастье? | 1ч. |
24 | Спешите делать добро | 1ч. |
25 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | 1ч. |
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? | ||
Умение высказать, что тебя волнует | 1ч. | |
26-28 | Попытаемся разобраться в трудной ситуации | 3ч. |
29 | Сочувствовать: чувствовать вместе | 1ч. |
30 | Добрые мысли созревают в добрые поступки | 1ч. |
31-32 | Диалоги о хороших манерах, добре и зле | 2ч. |
33 | Высказывания великих | 1ч. |
34 | Обобщающее занятие | 1ч. |
34ч. |
4 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов |
Культура общения | 10ч | |
1-3 | Культура общения в семьях разных национальностей | 3ч. |
4 | Культура общения в современной семье | 1ч. |
5 | О терпимости к ближним | 1ч. |
6-7 | Культура спора | 2ч. |
8-9 | Этикетные ситуации | 2ч. |
10 | В мире мудрых мыслей | 1ч. |
Самовоспитание | 7ч | |
11 | Познай самого себя | 1ч |
12 | Определение цели и составление плана на день | 1ч. |
13 | Определение цели и составление плана на день | 1ч. |
14 | Как я работаю над своими недостатками | 1ч. |
15 | О терпении | 1ч. |
16 | Окончание каждого дела обдумывай перед началом | 1ч. |
17 | Как размышлять над итогами дня | 1ч. |
Общечеловеческие нормы нравственности | 9ч | |
18 | Об источниках наших нравственных знаний | 1ч. |
19 | Совесть – основа нравственности | 1ч. |
20 | Чем ты сильнее, тем будь добрее | 1ч. |
21 | Что такое «честь»? | 1ч. |
22 | Заветы предков | 1ч. |
23 | Россияне о любви е Родине | 1ч |
24 | Твоя малая родина | 1ч. |
25 | Мой первый друг, мой друг бесценный | 1ч. |
26 | Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей | 1ч. |
Нравственные ценности в искусстве | ||
27-28 | Нравственное содержание древних мифов | 2ч. |
29-30 | За что народ любил и чтил былинных героев | 2ч. |
31-32 | Положительные герои в эпосах разных народов | 1ч. |
33 | Отрицательные герои литературных произведений | 1ч. |
34 | Обобщающее занятие. Вечное противостояние добра и зла | 2ч. |
34ч. |
Список использованной литературы
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности.// Воспитание школьников., 2004-2007. - № 1-9.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2011.
- Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1- 4 классы. Тесты и практические задания. М.: Просвещение, 2010.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. – М.: Просвещение, 2008.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. – М.: Школа-Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности с учащимися первых классов.
Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность органи...
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса.
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности для 1 класса....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...