Рабочая программа по внеурочной деятельности "Радуга добра" для учащихся с ОВЗ
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мурастова Алина Владимировна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_raduga_dobra.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

 «РАДУГА ДОБРА»

(1-4 класс)

Автор: Мурастова Алина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 г.Ноябрьск

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Программа внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации адаптированной образовательной программы общего образования, определяющим содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности для обучающихся, время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ОО УО ОВЗ понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья несколько отлична от общепринятого утверждения о том, что данная деятельность организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности при освоении основных учебных предметов, приобретении социально-значимых навыков, способствующих их социализации и адаптации в современном обществе, повышающих качество их жизнедеятельности.

Цель:

Способствовать формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья нравственных чувств и этического сознания.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, между этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп, в общественных местах, на природе.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разных возможностей на основе взаимопомощи и поддержки.

Программа предназначена для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья от 7 до 12 лет (учащиеся 1–4 классов).

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 135 часов (1 час в неделю, 33 часа в год для 1 класса, 34 часа в год для 2-4 классов). Продолжительность одного занятия 35-40 минут.

Занятия проводятся в форме тренингов,  игровых программ, бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми, ролевых игр, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, выставки.

        

Планируемые результаты освоения программы

Предполагается, что в результате осуществления программы у многих учащихся появится потребность в духовно-нравственном совершенствовании.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и  не одобряемых формах поведения в обществе и т.п. ), первичных умений принимать и использовать данные нормы поведения в собственной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с ОВЗ со своими наставниками, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с ОВЗ между сверстниками на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной  среде, в которой ребенок получает первое практическое применение социальных знаний.

Третий  уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у ребят социально становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.

Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других людей.

Вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Тематическое планирование

1 класс (33ч)

Учитывая возрастные особенности младших школьников, в первом классе программа предлагает путешествие по станциям, которые определяют направления в работе: станция Литературная, Экологическая, Семейная, Трудовая, Дружная.

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Станция «Литературная». Учимся добру: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

1ч.

2

Станция «Дружная». Тренинг «Давайте познакомимся» с участием специалистов социально-психологической службы школы.

1ч.

3

Станция «Экологическая». Понятие «экология». Знакомство с пришкольным участком.

1ч.

4

Станция «Экологическая». Аллея первоклассников. Посадка саженцев деревьев с участием родителей.

1ч.

5

Станция «Семейная». Операция «Милосердие» ко дню пожилого человека.

1ч.

6

Станция «Экологическая». Знакомство с комнатными растениями. Экскурсия в кабинет биологии.

1ч.

7

Станция «Трудовая». Операция «Чистый класс»

1ч.

8

Станция «Семейная». Литературно-музыкальная композиция «Подарок маме» ко Дню матери.

1ч.

9

Станция «Трудовая». Экскурсия в школьную библиотеку «Откуда книга пришла». Операция «Книжкина больница»

1ч.

10

Станция «Литературная». Учимся добру: В.Осеева «Плохо». Роевая игра по мотивам рассказа

1ч.

11

Станция «Трудовая». Операция «Подари игрушку детям». Изготовление книжки-малышки для ребят из подготовительной группы детского сада.

1ч.

12

Станция «Дружная». Операция «Подари игрушку детям». Посещение соседнего детского сада.

1ч.

13

Станция «Экологическая». Виртуальное путешествие «Как живешь, пичужка?»

1ч.

14

Станция «Экологическая». Акция «Каждой пичужке своя кормушка» с участием родителей. Мастер-класс по изготовлению кормушек.

1ч.

15

Станция «Трудовая». Мастерская Деда Мороза. Мастер-класс по изготовлению елочных игрушек с участием детского волонтерского объединения

1ч.

16

Станция «Дружная». Посещение соседнего детского сада с подарками – елочными игрушками, сделанными своими руками.

1ч.

17

Станция «Экологическая». Новый год без топора.

1ч.

18

Станция «Семейная». Проект «Моя родословная»

1ч.

19

Станция «Семейная». «Семейные посиделки» - рассказ о семейных традициях с участием родителей.

1ч.

20

Станция «Семейная». «Семейные посиделки» - рассказ о семейных традициях с участием родителей.

1ч.

21

Станция «Литературная». Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Составление словарика добрых слов.

1ч.

22

Станция «Дружная». Экскурсия в школьный музей. Знакомство с ребятами из кружка «Юный экскурсовод»

1ч.

23

Станция «Трудовая». Изготовление подарков ко Дню Защитника Отечества

1ч.

24

Станция «Семейная». Литературно-музыкальная композиция. Поздравление ветеранов.

1ч.

25

Станция Семейная». Разучивание песен, стихов, сценок к празднику 8 Марта

1ч.

26

Станция Семейная». Семейный праздник «Все для мам!»

1ч.

27

Станция «Дружная». Посещение игровой программы в музейном ресурсом центре «День оленевода»

1ч.

28

Станция «Экологическая». День Земли. Создание памятки «Поведение на природе»

1ч.

29

 Станция «Литературная». Дети войны.

1ч.

30

Станция «Семейная». «Никто не забыт, ничто не забыто». Рассказы о родственниках – участниках Великой Отечественной войны

1ч.

31

Станция «Дружная». Подготовка к выставке «Наш дружный класс» (фотографии, рисунки)

1ч.

32

Станция «Дружная». Оформление выставки «Наш дружный класс»

1ч.

33

Итоговое занятие в форме семейного праздника

1ч.

33ч.

2 класс (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Правила поведения

6

1

Мы на уроке и на перемене

1ч.

2

Мы в общественных местах

1ч.

3

Мы в столовой

1ч.

4

Мы в библиотеке

1ч.

5

Мы на школьном дворе

1ч.

6

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

1ч.

О добром отношении к людям

7

Что такое «добро и зло»

1ч.

8

«Ежели вы вежливы…»

1ч.

9

Ты и твои друзья

1ч.

10

Помни о других

1ч.

11

Жизнь дана на добрые дела

1ч.

Как стать трудолюбивым

12

«Ученье – свет, а неученье – тьма»

1ч.

13

Как быть прилежным и старательным

1ч.

14

Наш труд в классе

1ч.

15

Как помочь маме

1ч.

16

Папины помощники

1ч.

«Мойдодыр»

17

Культура внешнего вида

1ч.

18

Создание памятки опрятного человека

1ч.

19

Каждой вещи свое место

1ч.

20

Презентация своего домашнего рабочего места

1ч.

Культура общения

21

Что такое «этикет»

1ч.

22

Устное приглашение на день рождения (ролевая игра)

1ч.

23

Письменное приглашение на день рождения (проект открытки-приглашения)

1ч.

24

Встреча и развлечение гостей

1ч.

25

Поведение в гостях

1ч.

26

Как дарить подарки

1ч.

27

Умей ценить свое и чужое время

1ч.

Дружеские отношения

28

Дружба каждому нужна

1ч.

29

Верный друг

1ч.

30

О доброте и бессердечии

1ч.

31

Об уважительном отношении к старшим

1ч.

32

О зависти и скромности

1ч.

33-34

Итоговое занятие в форме КВН

2ч.

34ч.

3 класс (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Понять другого

1

Заповеди

1ч.

2

Золотые правила

1ч.

3

Дал слово -  держи

1ч.

4

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам

1ч.

5

О тактичном и бестактном поведении

1ч.

6

Учимся видеть хорошее в людях

1ч.

7

В мире мудрых мыслей

1ч.

Культура общения

8

Этикет разговора

1ч.

9

Обращение к разным людям

1ч.

10

Как вежливо выразить отказ, несогласие

1ч.

11

Разговор по телефону

1ч.

12

Этикетные ситуации

1ч.

13

Играем роль воспитанного человека

1ч.

Самовоспитание

14

Что значит быть вежливым?

1ч.

15

Мои достоинства и недостатки

1ч.

16

Большое значение маленьких достижений

1ч.

17-18

О хороших и плохих привычках

2ч.

19

Высказывания великих людей о самовоспитании

1ч.

Общечеловеческие нормы нравственности

20

Заповеди: как мы их исполняем

1ч.

21

О сострадании и жесткосердии

1ч.

22

Лгать нельзя, но если…

1ч.

23

Всегда ли богатство – счастье?

1ч.

24

Спешите делать добро

1ч.

25

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

1ч.

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?

Умение высказать, что тебя волнует

1ч.

26-28

Попытаемся разобраться в трудной ситуации

3ч.

29

Сочувствовать: чувствовать вместе

1ч.

30

Добрые мысли созревают в добрые поступки

1ч.

31-32

Диалоги о хороших манерах, добре и зле

2ч.

33

Высказывания великих

1ч.

34

 Обобщающее занятие

1ч.

34ч.

4 класс (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Культура общения

10ч

1-3

Культура общения в семьях разных национальностей

3ч.

4

Культура общения в современной семье

1ч.

5

О терпимости к ближним

1ч.

6-7

Культура спора

2ч.

8-9

Этикетные ситуации

2ч.

10

В мире мудрых мыслей

1ч.

Самовоспитание

11

Познай самого себя

12

Определение цели и составление плана на день

1ч.

13

Определение цели и составление плана на день

1ч.

14

Как я работаю над своими недостатками

1ч.

15

О терпении

1ч.

16

Окончание каждого дела обдумывай перед началом

1ч.

17

Как размышлять над итогами дня

1ч.

Общечеловеческие нормы нравственности

18

Об источниках наших нравственных знаний

1ч.

19

Совесть – основа нравственности

1ч.

20

Чем ты сильнее, тем будь добрее

1ч.

21

Что такое «честь»?

1ч.

22

Заветы предков

1ч.

23

Россияне о любви е Родине

24

Твоя малая родина

1ч.

25

Мой первый друг, мой друг бесценный

1ч.

26

Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей

1ч.

Нравственные ценности в искусстве

27-28

Нравственное содержание древних мифов

2ч.

29-30

За что народ любил и чтил былинных героев

2ч.

31-32

Положительные герои в эпосах разных народов

1ч.

33

Отрицательные герои литературных произведений

1ч.

34

Обобщающее занятие. Вечное противостояние добра и зла

2ч.

34ч.

Список использованной литературы

  1. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности.// Воспитание школьников., 2004-2007. - № 1-9.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2011.
  3. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1- 4 классы. Тесты и практические задания. М.: Просвещение, 2010.
  4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. – М.: Школа-Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности с учащимися первых классов.

Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность органи...

Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса.

Разработка  рабочей программы внеурочной деятельности для 1 класса....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...