Рабочая программа кружка дополнительного образования для 3 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме),
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pdo_ahmedullina_a.f._2016_-_2017_3_klass.docx | 741.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-логопедов руководитель МО ___________________Кашапова Р.Р. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по воспитательной внеклассной внешкольной работе _____________ Попова С.В. «______» __________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ ВРИО директора образовательной организации _____________ Хайруллина Л.Х «______» __________ 20____ г. |
Рабочая программа кружка дополнительного образования
«Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
педагог дополнительного образования
Ахмедуллина А.Ф.
г. Сургут, Тюменской области
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме), на основе следующих документов:
- Программы курса «Развитие познавательных способностей», О.А. Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2013г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей»: Рабочая тетрадь в 2-х частях. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.А. Холодова — М.: РОСТ — книга, 2013.
- Методическое пособие для учителя. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.А. Холодова — М.: РОСТ — книга, 2013. Учебный факультатив изучается в 1-4 классах, рассчитан на 36 часов в год.
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с «СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)
- Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году (Приложение к инструктивно-методическому письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 августа 2015 г № 8193).
- Учебный план образовательной организации ХМАО –Югры «Сургутская школа –детский сад», реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ (для обучающихся с ТНР, участвующей в апробации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 5.2) на 2016-2017 уч. год.
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цели и задачи кружковой работы
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика кружковой работы:
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Каковы же особенности занятий по РПС и в чём их отлития от школьных уроков? Прежде всего, занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курсa является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных в рабочих тетрадях заданий вызывает у детей, трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения, задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
В тетрадях предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребёнок, решая логически-поисковые задачи, может почувствовать уверенность в своих силах. Ребёнка можно в начале заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем.
При индивидуальных занятиях, по усмотрению взрослого, некоторые задания могут не ограничиваться по времени. Пусть ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее.
«Сильные» дети могут работать с заданиями, предложенными в рабочих тетрадях, индивидуально. Перед каждым заданием дается краткая инструкция, а взрослый контролирует, правильно ли ребёнок его выполнил. Более «слабые» дети работают коллективно, под руководством взрослого.
На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Для проведения занятий по РПС для каждого класса (с 1-го по 4-й) разработан небольшой учебно-методический комплект, состоящий из:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях;
в) программы курса.
В рабочие тетради включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учётом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
Учитель, работающий по данным тетрадям, может вносить необходимые изменения в то или иное задание, исключать что-либо, исходя из возможностей класса и своих, оценивать эффективность занятия и степень помощи, которую следует оказать тому или иному ребёнку.
Остановимся подробнее на заданиях, включённых в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый, короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определённом порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объёма материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Планируемые результаты освоения кружковой работы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами курса являются формирование следующих умений.
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Оценка достижений планируемых результатов
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов— приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов
— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов
— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Описание места кружковой работы в учебном плане
Согласно учебному плану КОУ «Сургутской школы – детского сада» кружок «Умники и умницы. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально - развивающих занятий для детей на срок 1 учебный год, на проведение 34 занятий внеурочной деятельности кружка выделяется 79 часов 20 минут из них: в 3Б (I подгруппа), 3В (II подгруппа) – 1 час 10 минут в неделю (34 учебных недели).
Содержание кружковой работы
Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
Рекомендуемая модель занятия такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2 минуты).
РАЗМИНКА (3-5 минут).
ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (10 минут).
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (2-3 минуты).
РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ (10-15 минут).
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение! решения задачи.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 4, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год.
Тематическое планирование
№ п/п | Занятие | Кол-во часов | |
I | II | ||
I четверть | 10 час. 30 мин. | 10 час. 30 мин. | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
2 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
3 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задания | 1 | 1 |
4 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
5 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
6 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | 1 |
7 | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
8 | Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
9 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
II четверть | 8 часов 10 мин. | 8 часов 10 мин. | |
10 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
11 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
12 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
13 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | 1 |
14 | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
15 | Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
16 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
III четверть | 11 час. 40 мин. | 11 час. 40 мин. | |
17 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
18 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
19 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
20 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | 1 |
21 | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
22 | Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
23 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
24 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
25 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
26 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
IV четверть | 9 часов 20 мин. | 9 часов 20 мин. | |
27 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | 1 |
28 | Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
29 | Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
30 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
31 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
32 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
33 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 |
34 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | 1 |
Итого за год по подгруппам | 39 часов 40 мин. | 39 часов 40 мин. | |
Всего часов | 79 часов 20 минут |
Календарно – урочное планирование
№ п/п
| Занятие | Кол-во часов | Календ. сроки | |||
План. | Факт | |||||
I | II | I | II | |||
I четверть | 10 час. 30 мин. | 10 час. 30 мин. | ||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 05.09 | 01.09 | ||
2 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 12.09 | 08.09 | ||
3 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задания. | 1 | 19.09 | 15.09 | ||
4 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 26.09 | 22.09 | ||
5 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 03.10 | 29.09 | ||
6 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 10.10 | 06.10 | ||
7 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 17.10 | 13.10 | ||
8 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 24.10 | 20.10 | ||
9 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 31.10 | 27.10 | ||
II четверть | 8 часов 10 мин. | 8 часов 10 мин. | ||||
10 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 14.11 | 17.11 | ||
11 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 21.11 | 24.11 | ||
12 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 28.11 | 01.12 | ||
13 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | 05.12 | 08.12 | ||
14 | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 12.12 | 15.12 | ||
15 | Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 19.12 | 22.12 | ||
16 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 26.12 | 29.12 | ||
III четверть | 11 час. 40 мин. | 11 час. 40 мин. | ||||
17 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 16.01 | 12.01 | ||
18 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 23.01 | 19.01 | ||
19 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 30.01 | 26.02 | ||
20 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | 06.02 | 02.02 | ||
21 | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 13.02 | 09.02 | ||
22 | Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 20.02 | 16.02 | ||
23 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 27.02 | 02.03 | ||
24 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 06.03 | 09.03 | ||
25 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 13.03 | 16.03 | ||
26 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 20.03 | 23.03 | ||
IV четверть | 9 часов 20 мин. | 9 часов 20 мин. | ||||
27 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | 03.04 | 06.04 | ||
28 | Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 10.04 | 13.04 | ||
29 | Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 17.04 | 20.04 | ||
30 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 24.04 | 27.04 | ||
31 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 01.05 | 04.05 | ||
32 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 15.05 | 11.05 | ||
33 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 22.05 | 18.05 | ||
34 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | 29.05 | 25.05 |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Рабочая тетрадь (при наличии) | О.А. Холодова. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях. - М.: РОСТ — книга, 2013. |
Методические пособия | О.А. Холодова. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Методическое пособие для учителя. - М.: РОСТ — книга,2013. |
Печатные пособия | Демонстрационные таблицы, карточки, плакаты, схемы, чертежи. |
Технические средства обучения | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Персональный компьютер с принтером. Интерактивная доска. Проектор. Принтер. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУДРЫЙ СОВЕНОК»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть сп...
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами», срок реализации - 4 года, 1 раз в неделю. возраст 8 - 12 лет....
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»...
Рабочая программа кружка дополнительного образования для 4 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...