Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности
статья на тему
Тема: Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности
Содержание:
1. Введение
2. Понятия «основы безопасности жизнедеятельности», «опасность». Виды опасностей. Предметы домашнего быта, представляющие опасность для детей
3. Основы безопасности для детей. История исследуемой проблемы
4. Работа по формированию у детей основ безопасности
5. Принципы, условия, средства и методы ознакомления детей с основами безопасности.
6. Список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_u_detey_osnov_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности
Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. В связи с изменениями, произошедшими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемые к детям. Младший школьный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков, в том числе и навыков безопасности. Дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, хотя в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства, чтобы обеспечить безопасность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Сегодня никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей. Соответственно, в современных условиях необходима тщательная подготовка населения к жизни в условиях, при которых возможно возникновение ситуаций опасности.
В некоторых случаях любознательность ребенка, его активность в познании окружающего, становится небезопасным для него. Большинство детей не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правил поведения по технике безопасности. Во время чрезвычайных ситуаций ребёнку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях [9;8].
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Мы понимаем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат [2;26].
Понятия «основы безопасности жизнедеятельности», «опасность». Виды опасностей. Предметы домашнего быта, представляющие опасность для детей
Основы безопасности жизнедеятельности - область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и закономерности их проявлений, разрабатывающая способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Различают следующие виды безопасности: экологическую, военную, технологическую, социальную, информационную, социокультурную, политическую, экономическую, региональную, коллективную, личную и т. д.
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:
1. Угроза жизни;
2. Возможность нанесения ущерба здоровью;
3. Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Опасности по источникам их возникновения принято делить на:
1. Естественные;
2. Антропогенные.
Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере (землетрясения, наводнения, ураганы, лавины и т. д.).
Антропогенные опасности обусловлены, прежде всего, активной техногенной деятельностью человека.Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств.
По характеру воздействия на человека все опасности разделяются навредные и травмирующие.
Вредные опасности приводят к ухудшению самочувствия человека или к заболеванию (если воздействие продолжительно). К вредным факторам относятся: воздействие токсичных веществ, содержащихся в атмосферном воздухе, воде, продуктах питания; недостаточность освещения; повышенная или пониженная температура воздуха; снижение содержания кислорода в воздухе помещения.
Травмирующие опасности приводят к травмам и гибели людей при однократном действии, характеризуются неожиданностью и быстротой. К травмирующим факторам относятся: электрический ток, падающие предметы, действие подвижных частей различных установок и средств транспорта, падение [17;43].
Изучение причин травм у детей показывает, что чаще всего они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Очень важно, для того чтобы воспитать ребенка и привить ему правила безопасного поведения в быту, взрослые сами их знали и неукоснительно соблюдали [5;69].
При воздействии каких-либо выше указанных или иных факторах важно быстро и правильно оказывать первую медицинскую помощь, поэтому есть необходимость в обучении населения правилам и методам её оказания.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
1)предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
2)предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
3)предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты) [19;32].
Основы безопасности для детей. История исследуемой проблемы
С середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения. Ведь своевременно сформированные гигиенические навыки являются залогом здоровья любого человека. Чем раньше воспитатель сформирует у детей гигиенические навыки, тем быстрее он создаст защитную систему для здоровья ребёнка. Все гигиенические навыки нужно начинать формировать с раннего возраста, держать их формирование под постоянным контролем. В 1917 году вводится новый предмет – школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами “несчастных случаев” и правилами оказания первой помощи.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма разработана в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению. Например, К.Белая и дает подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления[4].В 1997 г. Р.Б. Стеркиной была разработана программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста", в соответствии с которой детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения. Программа разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.
- Ребёнок и другие люди.
Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
3. Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребёнка.
Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6.Ребёнок на улицах города.
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения[1].
Из года в год усложняются задачи воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, совершенствуется содержание и методы обучения детей на занятиях. Выполнен ряд важных психолого-педагогических исследований по нравственному, физическому, умственному и эстетическому воспитанию. Разработаны принципы отбора и систематизации знаний дошкольников. На основе этих принципов определен примерный объем систематизированных знаний о безопасности жизни, которые позволяют сформировать у детей первоначальное понимание некоторых важных правил поведения в различных проблемных ситуациях.
Условия и ритмы современной жизни, высокий уровень механизации на производстве и в быту, рост преступности, социальная нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Также существуют препятствия, мешающие решить исследуемую проблему быстро и эффективно, например, отсутствие образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности, недостаточный уровень знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов, отсутствие единой диагностической системы в ДОУ.
Безопасность жизнедеятельности включает в себя решение трёх задач: распознание опасностей и их источников, разработка предупредительных мер, ликвидация возможных последствий.
В содержание знаний о безопасности жизни входит:
• Дети знают основные правила дорожного движения;
• Умеют ориентироваться в дорожных ситуациях;
• Знают и называют основные дорожные знаки;
• С интересом воспринимают информацию о безопасности;
• Осознанно относятся к правилам и нормам поведения на дороге;
• Способны контролировать свои поведенческие реакции;
• Умеет находить выход из проблемной ситуации.
Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, проектирование которых осуществляется на основе следующих принципов:
- системно-прогностического (дошкольное образование рассматривается как система, отражающая происходящие в обществе перемены, но имеющая собственную инфраструктуру и развивающаяся в соответствии с собственными целями и закономерностями);
- стимулирующего исследовательскую деятельность и активность;
- интегративности, определяющего взаимодействие разных видов деятельности ребенка;
- результативности.
Итак, собственно педагогические условия. Первым условием является здоровьесберегающая среда, как комплексное средство обеспечения эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей в детском саду. Под здоровьесберегающей образовательной средой мы понимаем совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в детском саду. Вторым условием является культуротворческая образовательная технология как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего. Третьим условием является диагностический инструментарий определения уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Он представлен беседами, с помощью которых можно изучить наличный уровень представлений и навыков безопасного поведения в домашней среде, на улицах города и в природе у старших дошкольников; методом моделирования жизненнозначимой ситуации; методом прогнозирования ситуации; диагностическими играми «Что так, что не так», «Опасное путешествие» и др. [9;32].
По мере возрастания модернизации, изменяются правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложняются, и все более требуют повышенного изучения и обучения им детей.
Работа по формированию у детей основ безопасности
Обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является остроактуальной педагогической задачей. Цель профилактической работы по безопасности заключается в повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях. Принцип наглядности имеет особенно большое значение в обучении дошкольников, так как мышление ребёнка носит наглядно-образный характер. Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей следует начинать с выявления уровня их знаний и интересов, которое может проводиться в форме беседы, наблюдений, игровых занятий, экскурсий, тренингов. Игровые методы и приёмы должны использоваться в каждом занятии и игре, поскольку игра – основной вид деятельности детей. Важным является практический метод. Дети с самого рождения познают мир с помощью практических действий. Естественно, в игре они так же должны совершать определённые действия, выполнять какую-то роль. Чтобы ребёнок понял суть задания, воспитатель обязан её объяснить. Поэтому вначале каждой игры даётся объяснение правил. Спортивное развлечение помогает уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенствовать, координацию движений, укреплять мышечный корсет, способствовать совершенствованию двигательных навыков, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте [20;24].
Возможные направления в работе по формированию основ безопасности:
1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Противопожарная безопасность.
3. Безопасность в быту.
4. Безопасность в природе.
Важно предусматривать работу с родителями - собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых [8;11].
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду [16;28]. При возникновении каких-либо проблем из всех форм работы с родителями на первом месте стоит метод активного общения. Диалог в общении эффективен, если воспитатель будет избегать противостояния, если правильно сформулирует проблему воспитания и если в итоге разработан план совместных действий по её решению.
К работе полезно привлечь родителей: наблюдение за проведением игр воспитателем во внеучебное время, проведение индивидуальных консультаций, объясняя важность оказания помощи ребёнку в овладении знаний, значимости этих знаний для жизни, предложение рекомендаций для организации игр с ребёнком, что позволяет не только решать задачи формирования знаний о безопасности жизни, но организовывать совместное время с собственным ребёнком.
Работа по обучению основам безопасности проводится систематически. Для того чтобы она дала результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике. Такжеследует учитывать, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Занятия и игры проводятся 1-2 раза в неделю в отдельной комнате, чтобы ничего не отвлекало детей от выполнения задания.
Каждое занятие и игры подготавливаются заранее. Некоторые задания можно повторять, но в усложнённом варианте. Необходимо сделать так, чтобы дети выполняли задания с удовольствием и интересом, что удается за счёт разнообразия наглядного материала и самой организации детей. Не исключается использование сюрпризных моментов.
Приветствуется обсуждение возможных опасных ситуаций, что привлекает личный опыт детей, случаи из жизни. Например, опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора), опасные для пешеходов, связанные с падением, травмами.Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге [18;6].
Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Для хороших результатов в реализации этой цели, мы считаем, нужно решать следующие задачи:
• Обучить детей умению распознать и оценить опасности окружающей среды;
• Привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их здоровья и жизни;
• Сплотить детский коллектив через совместное творчество.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения, очень важная и необходимая работа в детском саду. Крайне важно начать ее вовремя. Наверстать упущенное потом будет очень трудно. Каждая недоработка педагога, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой [4;17].
Принципы, условия, средства и методы ознакомления детей с основами безопасности.
Системность. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.
Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвидеть все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы [5;64].
Учет условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дети имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у ребят, проживающих в городе, особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.
Учет возраста. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одна информация для работы с детьми младшего дошкольного возраста, более сложная - для среднего, и еще более сложная — для старших дошкольников. То есть с взрослением ребенка сложность материала возрастает.
Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Важно организовать процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы родители воспитанников могли не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Немаловажно создание условий для получения наилучшего результата. Собственно условия.
Воспитательная среда. Создание комфортного, благоприятного микроклимата, способствующего формированию основ безопасности. Создание пространства, где дети могут ознакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте стенды для детей и их родителей, буклеты, альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц). Создание «мест уединения», дающих возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но и место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску (место, где разложены разные дидактические игры). Детей это очень заинтересовывает, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Готовясь к проведению тематических вечеров досуга, должен учитываться опыт детей, имеющийся материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям.
Духовная среда. Коллектив работников ДОУ должен постаратьсяне создавать такие ситуации, где были отрицательные эмоции, а напротив, формировать доверие друг к другу, интерес всех к каждому и каждого ко всем.Очень важно также использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.
Все виды деятельности можно разделить на две группы. К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. От того, как ребёнок воспринимает социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь.
Ко второй группе относятся виды деятельности, которые дают возможность ребенку приобщаться к миру людей в реальном плане. Это предметная деятельность, труд, наблюдение. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью сенсорных чувств. Манипулируя предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели (аккуратно и осторожно постирать кукольное белье, при этом постараться не проливать воду, так как можно поскользнуться и упасть). И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности [12;62].
Наблюдение обогащает социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо.. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами [15;86].
Учебная деятельность важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.
Существуют четыре особенности обучения детей:
1)обучение словом - это главное звено между ребенком и ознакомлением с основами безопасности. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей (беседы, чтение художественной литературы);
2)непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (эксперименты и опыты);
3)обучение дошкольников должно вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний (изобразительная и конструктивная деятельность);
4)обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.
Средства ознакомления детей с основами безопасности.
Сама социальная действительность. Главное для воспитателя - это показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена общества. Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру[7;18].
Предметы окружающего мира. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока взрослые не укажут на них, не создадут условия для действий с предметами. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
Художественная литература. Книги являются одновременно источником знаний и источником чувств. Детям будет полезно почитать произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи. Сказка, например, способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желанию доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют их через наглядность, образность.
Музыка. Музыкальные произведения объединяют эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребенку любого возраста окунаться в музыкальный мир, понимать его, душевно реагировать. Хорошо, если дети имеют возможность слушать сказки, стихи, песни, классические произведения в исполнении известных исполнителей и могут работать под музыку, по желанию включать магнитофонные записи любимых песен. Музыкальная окрашенность жизни создаёт жизнерадостность [11;72].
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс [13;43].
Методы ознакомления детей с основами безопасности.
Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д. [6;17].
Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др.Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
Метод повторения. Важнейший дидактический метод, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём.Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты. Это дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация.В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка [3;31].
Список использованной литературы:
1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.
2.Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,2001.
3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
4.Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
5.Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1999.
7.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении– М.: Педагогика, 2001
8.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 2000.
9.Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. - В.,2004.
10.Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир./Дошк. воспитание 2000 №1.
11.Князева О. Мои помощники. -Дошк воспитание 2000 №2.
12.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998.
13. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников.- Детский сад от А до Я.-2004, №4.
14. Парамонова Л. Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. -Дошкольное воспитание.-2005
15.Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб.,1997.
16.Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! - После уроков – 2002.
17.Шаталин А.А. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».После уроков – 2003.
18. Каджаспирова, Г.М. Педагогика – М.: Гардарики, 2007
19. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций – М.: Прометей; Юрайт, 1999
20. Педагогика профессионального образования : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений под ред. В.А.Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Самоанализ педагогического опыта по теме : «Современные подходы к формированию основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный социальный опыт, который послужит ему фундаментом дл...
Статья "Формирование элементарных основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня"
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – детей-инвалид...
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий экологической культуры и основы безоп...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий экологической культуры и основы безоп...
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с правилами пожарной безопасности »
Аттестационная работа на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с правилами пожарной безопасности"...