Самоанализ педагогического опыта по теме : «Современные подходы к формированию основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
материал на тему

Алексеенкова Анна Михайловна

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный  социальный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ  педагогического опыта по теме : «Современные подходы к  формированию основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

1.Обоснование актуальности темы.

  Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане  безопасного поведения в различных условиях. Социальная и экологическая обстановка с течением времени не становиться лучше. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. Возникает необходимость поиска механизма для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.  Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный  социальный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.  Поэтому необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице,  дома. Нужно прививать детям навыки поведения  в опасных ситуациях.  Учить избегать их и тем более не создавать специально.

 

2. Технология использования инновационного опыта в практике работы педагога.

   Модернизация и реформирование всей образовательной системы требуют от нас повышения качества образования, овладения и успешного применения в своей деятельности инновационных педагогических технологий, что  открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.  Одним из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов, так как он основан на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапной  практической деятельности по достижению поставленной цели.

  Реализация, разработанных мною проектов: «Азбука безопасности»,   «Ребенок и его безопасность», «Учусь жить в безопасности»  способствовала развитию у детей собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков.  Важно и то, что в процессе решения практических задач воспитанникам предоставлялась возможность самостоятельного приобретения знаний, требующих  интеграции из различных образовательных областей.    

  Реализация проектов происходила через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Были использованы различные формы и методы  обучения и воспитания детей:  комплексные занятия,  экскурсии,  целевые прогулки, подвижные,  дидактические, сюжетно-ролевые, игры,  театральная деятельность,  наблюдения, беседы, чтение специальной детской литературы, анализ заданных ситуаций, совместная работа по созданию развивающей среды, экспериментирование, взаимодействие с родителями.

  В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей,  были использованы: плакаты, сюжетные картинки, отображающие различные ситуации, разрезные картинки, настольно-печатные игры, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, презентации, видеоуроки по ОБЖ, игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.), настольный макет, альбомы по ОБЖ, наборы дорожных знаков, муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов, карточки с телефонами служб спасения, подборка художественной литературы для чтения и рассматривания, цикл консультаций для детей и родителей, папки-передвижки.  

   Главной целью  при разработке и  реализации данных проектов,  было создание условий для формирования у детей  осознанного выполнения правил поведения в условиях улицы, природы, быта,  воспитание умения правильно действовать  в экстремальной ситуации и формирование у ребенка  

понятия,  что его безопасность часто зависит от него самого

 

3. Описание инновационных подходов, методов, приемов и средств в работе с детьми (родителями, педагогами).

    Основываясь на содержании поставленных задач, для каждого возраста  мною было  разработано  перспективное планирование, целью которого являлась   систематизация  методических рекомендаций и подбор наиболее эффективных форм и методов для работы с детьми и родителями по формированию у них сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

  С учетом возрастных особенностей дошкольников, были разработаны конспекты занятий по формированию основ безопасности жизнедеятельности  у детей. Материалы подбирались по разделам: Пожарная безопасность;  Ребенок и его здоровье; Безопасность в быту; Ребёнок и другие люди; Ребенок и природа; Ребенок на улицах города. В старшем возрасте затрагивалась проблема информационной безопасности.

  Пожарная безопасность.

  В ходе занятий «Утром, вечером и днем – осторожен,  будь с огнем», «Огонь – друг или враг?»,  дети познакомились с правилами пожарной безопасности, научились осторожному обращению с огнём, узнали о профессии пожарного. С помощью сюжетно – ролевой игры  «Отважные пожарные», у них  сформировалось умение действовать в команде,  появилось уважение к труду пожарных. На занятии «Что делать, если в доме пожар», мы познакомились с первичными действиями при обнаружении пожара,  на  практике учились правильно сообщать о пожаре по телефону. Благодаря дидактическим играм, таким как: «Источники опасности»,

«Можно - нельзя», «Опасные предметы в доме»,  у детей появилось  понимание того, что соблюдение  правил  пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Так же   проводились беседы: «Осторожно, огонь!», «Маленькая искра – большой пожар» (об опасности поджога сухой травы), «Опасные огни» (об опасности  новогодних гирлянд, хлопушек, бенгальских огней). В сюжетно – ролевой игре «Семья», мы закрепляли пройденный материал. Совместно с родителями проводили неделю пожарной безопасности.

Раздел: Ребёнок и его здоровье

  Одним из направлений работы по укреплению здоровья детей  является, формирование основ  валеологической  культуры.  

  На начальном этапе у детей формировались  представления о строении собственного тела, назначении органов. В беседе «Тело человека» мы уточняли знания детей, из каких частей состоит тело человека, узнали  о роли органов чувств. На занятии «Дороже алмаза своих два глаза», учились соблюдать культурно-гигиенические правила, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, а так же познакомить с профессией «Врач – офтальмолог».  В ходе беседы «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» дети узнали, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека и их необходимо держать в чистоте. Поэтому на занятиях  «Я вырасту здоровым», «Ждем кукол в гости» мы продолжали формировать представления о здоровье и здоровом образе жизни, закрепляли навыки пользования индивидуальными предметами (носовой платок, салфетка, полотенце, расческа), познакомились с полезными продуктами, их значением для здоровья и хорошего настроения. В беседах «О пользе овощей и фруктов», «Витамины укрепляют организм» дети узнали о пользе витаминов для организма человека. Полученные знания закреплялись в игровых ситуациях:  «Помоем куклу Катю»,  «Мишка заболел»;  в дидактических и сюжетно – ролевых играх: «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»,  «Разложи на тарелках полезные продукты», «Магазин продуктов».

  В ходе  экскурсии в медицинский кабинет и с помощь сюжетно – ролевых игр «Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Аптека» у детей формировалось представление о профессии медицинских работников,  воспитывалось уважение к их труду.

   В дошкольном  возрасте нередко возникают ситуации, когда в организм детей попадает инородное тело. Поэтому вместе с беседами по предупреждению подобных случаев, мы занимались выработкой алгоритма действий при попадании в организм инородного тела.

   Все дети очень любят есть снег. Что бы отучить их от этой вредной привычки мы использовали экспериментальную деятельность «Почему нельзя есть снег», где я рассказала и показала, что в снегу содержится,  большое количество опасных для здоровья грязи и микробов.

   На занятии «Опасность громких звуков» дети, с помощью экспериментирования, усвоили  знания,  об опасности для слуха громких звуков.  

   Важно было так же научить дошкольников, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, таких, как: переохлаждение и перегревание организма, солнечный ожог.

 Для закрепления основ валеологической культуры, использовались художественные произведения: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр»,  Ю. Тувим «Овощи», С. Бялковская «Юля – чистюля», З.Александрова «Купание», пословицы, загадки об овощах и фруктах.

  Не остались в стороне и родители группы. В работе с ними я использовала следующие формы работы: открытые занятия, консультации, беседы, родительские собрания, настенные газеты по валеологической  культуре, совместные праздники и развлечения. Таким образом, использование разнообразных форм работы и совместная деятельность взрослых, окружающих дошкольника  создает фундамент, для формирования культуры здорового образа жизни.  

Ребенок на улицах города.

  На занятиях по изучению правил дорожного движения «Примерный пешеход», «Правила дорожные – правила надежные», «Знакомство с правилами дорожного движения» дети в игровой форме познакомились с правилами безопасного поведения по улице. Закрепили представления: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Пешеходная зона», «Островок безопасности». Мы рассматривали потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх во дворе дома, учились  мерам предосторожности.

  Для знакомства с различными видами транспорта и  их назначением использовались: дидактические игры «Транспорт», «Назови машину»; сюжетно – ролевая  игра  «Мы –водители»; подвижные игры «Чья машина едет быстрее», «Ловкий пешеход»; альбом «Виды транспорта».

   В играх с макетом,  атрибуты к которому  мы изготавливаем  совместно с детьми, закреплялись  знания о дорожных знаках, их классификации и назначении.

  В сюжетно-ролевой  игре  «Пассажиры», мы изучали правила поведения в общественном транспорте: входить в автобус, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, нельзя шуметь и отвлекать водителя.

  Для изучения правил поведения на вокзале и наблюдения за светофором на пешеходном переходе, была проведена экскурсия на железнодорожную станцию поселка. Мы наблюдали за выходом и  посадкой пассажиров в электропоезд. Повторяли, какие правила надо при этом соблюдать. Дети узнали, что железная дорога является источником повышенной опасности  и  находиться здесь без взрослых категорически запрещено.

  Работа по формированию у дошкольников основ безопасности осуществлялась в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, беседах, открытых мероприятиях знакомились с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получали консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения. В групповом журнале «Колокольчик» мы освещаем совместные развлечения, размещаем фотоматериал по нашим занятиям, предлагаем родителям ознакомиться с консультациями по ОБЖ.

Безопасность в быту

   В младшей группе  работу по обучению навыкам безопасного поведения в быту, я начала с изучения  элементарных правил поведения в детском саду: играть, не мешая другим, не отнимать игрушки, не драться, уходить из детского сада только с родителями, не разговаривать с незнакомыми людьми. Для этого использовались: игровые ситуации: «Покажем кукле, как надо себя вести», «Правильно ли поступает мишка»; наблюдение за играми старших детей; беседа «Вместе весело играть»; чтение С. Михалков «Песенка друзей»; целевая прогулка по участку детского сада.    

   На занятии «Шалости Хрюши и Степашки», дети изучали, как, правильно вести себя дома.  Благодаря  инсценировке у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя играть со спичками,  лекарствами, иголками.  Было закреплено знание номеров служб спасения 01, 02, 03, 04.    В ходе занятия « Каждому опасному предмету своё место», уточнила знания детей  о правилах пользования колющими, режущими предметами. Выучили стихи и потешки, которые помогли запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения.

  В беседах мы знакомились с предметами домашнего обихода и  бытовыми приборами, закрепили представления детей об их значимости для людей, о правилах пользования ими, узнали об их опасности. Провели экскурсию на кухню, где рассматривали электроприборы. Работники кухни рассказали детям об опасности горячих кастрюль на плите.

  В повседневной жизни у детей формировалось представление о том, что каждая вещь в доме должна иметь свое место, что необходимо соблюдать осторожность с колющими предметами (ножницы, нож, вилка),  с краном (горячая вода), с мелкими предметами (нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в нос и уши).

  На каждом занятии, где нам необходимы ножницы, мы повторяем правила их безопасного использования. Иногда при смене видов деятельности, нам требуется перенести стулья на другое место. Чтобы избежать травм, мы всегда соблюдаем правила безопасного перемещения по группе.

 В беседе «Осторожно - лекарство» у детей формировалось понятие о том, что лекарства и витамины могут быть опасными и принимать их надо только под присмотром взрослых.

 Успех в работе по обеспечению безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. Сотрудничество с семьей включает такие формы работы, как: консультации; выпуск буклетов; выставки рисунков; анкетирование.

Ребенок и природа.

  Некоторые темы по блоку «Безопасность в природе»  мы изучали  в зависимости от сезонных изменений. В конце лета и осенью обязательно закрепляются знания о съедобных и несъедобных грибах, о том, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их плоды – они могут оказаться ядовитыми. Дети рассматривают  иллюстрации, макеты, фото с изображением растений и грибов. Закрепляют знание их названий.

  С наступлением холодов обязательно проводятся беседы об опасности хождения по льду водоемов, а так же об опасности сосулек на крышах домов. В ходе экспериментальной деятельности мы выяснили, каким тяжелым может быть даже небольшой кусок льда. Так же мы вспоминаем о правилах безопасности во время проведения зимних  игр, о том, что кататься на коньках надо только в специально отведённых местах, а не на водоёмах и дорогах.

 С приходом лета мы обязательно проводим беседу «Безопасность на воде». Дети знают, что без присмотра взрослых купаться категорически запрещено.

  Круглогодично мы повторяем правила обращения с домашними животными. У детей формируется  представление, что даже домашнее животное, если его провоцировать,  может стать опасным. В связи с участившимися случаями бешенства у домашних и диких животных, я рассказываю детям, что даже очень ласкового, но незнакомого зверя  трогать нельзя.

  И конечно, мы затрагиваем тему бережного отношения к природе.  Дети знают, что не только им надо быть осторожным в природе, но и природе нужна защита от человека. А лучшая защита – это не вмешательство: не разорять птичьи гнёзда, муравейники, не рвать полевые цветы, не уносить из леса домой животных, не вырезать надписи на  деревьях, не обижать насекомых, не мусорить.

Ребенок и другие люди.

  Для того, чтобы научить ребенка избежать опасности при общении с незнакомыми людьми, мы рассмотрели  и обсудили типичные ситуации, которые могут возникнуть. Но прежде всего ребенок должен понимать, что это общение  может быть опасным. Что нельзя брать угощение и поддаваться уговорам  пойти или поехать с незнакомым человеком, который обещает,  что-то показать или подарить. Вместе с детьми рассмотрели  иллюстрации из альбома «Безопасность»,  выясняя при этом,  где дети поступили правильно,  а где нарушили правила.  Научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность,  правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать « нет» на предложение  незнакомого  взрослого.

 Так же в ходе бесед я рассказывала  детям, о том, какую опасность могут представлять чужие вещи и игрушки.  

  С родителями были проведены индивидуальные  беседы об опасности прогулок без присмотра взрослых.

Информационная безопасность.

  В старшем дошкольном возрасте некоторые дети довольно много времени проводят пред телевизором и компьютером. Часто родители используют компьютер для того, что бы ребенок, не отвлекал от домашних дел или как награду за хорошее поведение. Поэтому основная работа по профилактике формирования компьютерной зависимости была направлена на  родителей: индивидуальные беседы, консультации.  

  С детьми проводилась  беседа   «Компьютер – не игрушка», где они узнали, для чего нужен компьютер,  в какой деятельности он необходим, а так же какой вред здоровью может принести длительное пребывание за компьютером.

4. Анализ результатов внедрения инновационного опыта. 

  Для  отслеживания  качества  усвоения дошкольниками материала по основам безопасной жизнедеятельности, на протяжении  трех лет проводился мониторинг. На его основе корректировались  действия  по формированию  у  детей  знаний, умений и навыков, подбирались формы и методы обучения и воспитания.  

Возраст

Младший возраст.

Средний возраст.

Старший возраст.

Высокий уровень

25%

42%

46%

59%

63%

71%

Средний уровень

37%

32%

30%

25%

23%

18%

Низкий уровень

38%

26%

24%

16%

14%

11%

Вывод: Таким образом, в результате реализации комплекса педагогических условий, наблюдается положительная динамика в освоении опыта безопасного поведения  ребенком дошкольного возраста.  Взаимодействие с родителями  и систематическая работа по реализации проектов, способствовали выполнению поставленных задач. Дети не только увеличили сумму полученных знаний, но и приобрели умение правильно вести себя в различных ситуациях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

Из опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

В этой статье дается краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.Часть работы уже проведена, но многое еще предстоит сделать в подготовительной г...

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...

Проект по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста (младшая, средняя группы)

Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию  детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....