«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».
консультация

Ильясова Айжан Куанышевна

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту..

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 123 « Гармония» комбинированного вида города Орска.

Консультация для воспитателей на тему

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».

Выполнила: Ильясова А.К.

Воспитатель группы

 № 3 « Зайчата».

 г. Орск 2018

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность»

Актуальность

«В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности  Сайрус                                                                                                               

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту..

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должна быть определена следующая цель:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья; основ безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Каковы показатели опыта безопасного поведения, которые мы должны сформировать у детей дошкольного возраста.

Знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы).

Умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

Отношение переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

Методы ознакомления детей с основами безопасности:

наблюдение, сравнение, моделирование ситуаций, повторение, игровые приемы, придумывание сказок на разнее темы.

Формы работы с детьми.

  • ознакомление с правилами безопасности на специально-организованных занятиях;
  • ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, познавательных бесед;
  • организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
  • использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр и пособий встречи с интересными людьми профессии «пожарный», «милиционер», «врач», и др.;
  • экскурсии на предприятия, отнесенные к структуре  МЧС;

просмотр презентаций по данной тематике;

  • игры-драматизации, развлечения;
  • познавательные минутки;
  • проекты.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать РППС в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся и поэтому неотъемлемой частью является работа с родителями.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Заключение.

Воспитание  культуры безопасного поведения непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается  фундамент жизненных ориентировок в окружающем и все, что ребенок усвоит в детском саду (правила  безопасного поведения, ЗОЖ) прочно останется у него навсегда. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость!

Литература:

1. Авдеева Н. Н. , Князева Н. Л. , Стеркина Р. Б. . Основы безопасности детей дошкольного возраста-- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.;

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика -Синтез 2015г.;

3. Билибенко Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.;

4.https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2019/03/27/formirovanie-osnov-bezopasnosti;

5 .https://docplayer.ru/55973260-Tema-formirovanie-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-doshkolnikov-cherez-poznavatelnuyu-aktivnost.html.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру"

дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами канзаши».

«Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через овладение основами канзаши»....

Самоанализ педагогического опыта по теме : «Современные подходы к формированию основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный  социальный опыт, который послужит ему фундаментом дл...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Мастер-класс

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознаком...

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с правилами пожарной безопасности »

Аттестационная работа на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с правилами пожарной безопасности"...

«Формирование Патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с городами Нижегородской области»

laquo;Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с городами Нижегородской области»...