Программа пришкольного осеннего лагеря дневного пребывания "Оранжевая осень"
методическая разработка по теме
Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это система мероприятий, предназначенных для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательной организации, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей, развития их творческих способностей и их самореализации в ограниченный по времени срок. На реализацию данных задач направлена вся работа лагеря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа пришкольного лагеря | 763.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Лицей № 1 городского округа город Волгореченск Костромской области имени Героя Советского Союза Н.П.Воробьева»
Срок реализации программы: 29.10. – 03.11.2016 г.
Составитель программы:
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №1»
Корня Валентина Александровна
2016 г.
Содержание программы
1.Введение. Пояснительная записка
2.Педагогическая идея программы
3.Цель и задачи программы
4.Механизм реализации программы
5.Модель игрового взаимодействия
6.Критерии эффективности программы
7.Кадровое обеспечение программы
8. Информационно-методическое обеспечение программы
9. Особенности материально-технического обеспечения программы
10.План работы
11.Приложения
Введение
Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это система мероприятий, предназначенных для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательной организации, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей, развития их творческих способностей и их самореализации в ограниченный по времени срок. На реализацию данных задач направлена вся работа лагеря.
Пояснительная записка
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в период осенних каникул. Продолжительность смены 5 календарных дней. Рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 11 лет (включительно). Программа предусматривает деление детей на 2 отряда, 19 человек в каждом. К каждому отряду прикреплено по 2 воспитателя (из числа педагогов образовательного учреждения).
Осенний школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Оранжевая осень» является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
На современном этапе лагерь не утратил своих основных функций, а с учетом изменений в социально-экономической жизни общества расширил их. Сегодня вся работа лагеря тесно связана с образовательным и воспитательным процессом школы в период осенних каникул. Процесс организации воспитательной работы в осеннем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами, предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе. Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период отдыха на- ходит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, конкурсы, состязания, игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.
Педагогическая идея программы
Основная идея программы в необходимости создания условий для того, чтобы увидеть в детях их скрытые возможности и способности. Деятельность лагеря направлена на раскрытие способностей, талантов, возможностей детей, всех участников программы.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
- продолжения учебно-познавательного процесса во время каникул;
- осенней занятости детей;
- укрепления здоровья обучающихся.
При написании программы руководствовались принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
- создание условий для реализации своих способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря; организация досуга с учетом индивидуальных особенностей каждого
- ребенка; приветствие и принятие инициативы ребенка;
- создание безопасных условий для проведения всех мероприятий;
- профессиональное моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
- четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
- обеспечение достаточным количеством оборудования и материалов∙ для организации полноценной работы лагеря;
- равномерное распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
- позитивное решение конфликтных ситуаций;
- осуществление тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, что обеспечивает реализацию принципа профессионализма в организации работы лагеря.
Цель и задачи программы
Цель программы: планирование досуга школьников осенью с целью создания условий для разностороннего развития личности воспитанников и раскрытия творческого потенциала ребѐнка.
Задачи программы:
- обеспечить занятость и охрану здоровья детей, прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровья;
- создать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого ребенка и отдыха детей;
- спланировать и провести комплекс мероприятий, предусматривающих физическое, нравственное, психическое оздоровление детей в условиях временного коллектива;
- создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности и развитие творческого мышления.
Механизм реализации программы.
I. Подготовительный этап включает:
Формы работы:
- планирование;
- подбор кадров;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- оформление отрядных комнат;
- комплектование отрядов.
II. Организационный этап включает:
- знакомство;
- сплочение отрядов;
- знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- формирование условий совместной работы;
- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап реализации программы.
Реализация основной идеи лагерной смены - это вовлечение детей в различные виды творческой деятельности, согласно плана работы лагеря и отрядов.
Формы организации деятельности детей:
- организация и проведение лагерных мероприятий;
- творческие конкурсы;
- познавательные игры-викторины;
- тематические программы;
- спортивные игры и соревнования;
- конкурсные программы;
IV. Заключительный этап.
- Закрытие лагерной смены;
- подведение итогов смены.
Модель игрового взаимодействия.
Программа осеннего лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ «Лицей №1» носит название «Оранжевая осень». В период проведения лагерной смены по данной программе детям будет предложено стать участниками увлекательного путешествия, где каждый день детям будет открываться что-то новое и интересное. Каждый из пяти дней лагеря будет тематическим, где каждый отряд и каждый ребенок в частности сможет поучаствовать, соперничать в различных мероприятиях творческого характера, интеллектуальной направленности, спортивных состязаниях.
Девиз лагеря - «В нашей маленькой стране все хорошо – тебе и мне! Смеяться, верить и дружить. Нам хорошо всем вместе жить!»
За активное участие, за победу отряд получает листочки определенного цвета, которые будет копить в своем отрядном кошельке в течение всей смены. Каждый листочек – это вклад ребенка в развитие города: интеллектуальный, спортивный, творческий.
Листочки имеют разные цвета:
- Оранжевые – за 1 место
- Желтые – за 2 место
- Красные – за интересные идеи и инициативу
- Зеленые – за оригинальность
В конце лагеря будет назван лучший отряд смены, который будет награжден грамотой и призами.
Итог смены – раскрытие своего творческого потенциала, развитие способностей.
Ожидаемые результаты.
- Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах;
- Укрепление здоровья детей;
- Развитие творческой активности каждого ребенка;
- Укрепление связей между разновозрастными группами детей;
- Творческий рост детей и педагогов.
Критерии эффективности программы:
- постановка реальных целей и планирование результата программы;
- заинтересованность педагогов в реализации программы;
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
- творческое сотрудничество педагогов и детей;
- желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
Кадровое обеспечение.
Один из актуальных вопросов организации работы лагеря – его кадровое обеспечение.
Особая ответственность за проведение лагеря ложится на его начальника.
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, воспитатели, спортивный инструктор и музыкальный руководитель.
К работе в осеннем лагере дневного пребывания привлекаются технические работники школы.
Педагогические кадры.
Начальник лагеря: несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительной, развивающей и творческой деятельности, проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.
Специальные кадры (спортивный инструктор, музыкальный руководитель): осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для организации досуговых мероприятий.
Воспитатели: несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.
Педагогические условия:
- добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;
- сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);
- систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
- многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);
- отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
- создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
Методическое обеспечение смены:
- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки;
- должностные инструкции участников лагерной смены
- проведение установочного семинара для работников лагеря до начала смены;
- подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
- подбор реквизита для проведения дел;
- разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Особенности материально-технического обеспечения программы.
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Награды для стимулирования.
Материально-технические условия.
Помещение | Применение | Ответственные |
1 | 2 | 3 |
Кабинеты | Игровая комната, комната для занятий | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, зарядка | Воспитатели, спортивный инструктор, технический персонал |
Школьный двор | Отрядные дела, игры | Начальник лагеря, воспитатели |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Библиотекарь |
Комнаты гигиены | Туалеты, умывальники, раздевалки | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Приложение
8.30 – 9.00 – Сбор детей. Утренняя зарядка.
9.00 – 9.15 –Организационная линейка.
9.15- 10.00 – Завтрак.
10.00 –11.00 – Общелагерное дело.
11.00 – 12.00 – Внутрикомандное дело.
12.00 – 13.00– Спортивно – оздоровительный час.
13.00 – 14.00 – Обед.
14.00 – 14.30– Инструктаж. Уборка игровых комнат.
14.30 – Уход домой.
План-сетка работы
Дата | День недели | Мероприятия |
29.10 | 1 день «День ПДД» | 1.Открытие лагеря. Знакомство с режимом дня. Деление на отряды. Оформление уголка отряда. 2.Проведение инструктажа по ТБ. «Правила дорожного движения – должны знать все»(викторина) 3.Конкурс рисунков по ПДД. |
31.11 | 2 день «О, спорт – ты жизнь!» | 1.Спортивные состязания «Веселые старты» 2. Конкурс рисунков «О, спорт – ты жизнь». |
01.11 | 3 день «День хороших манер» | 1.Беседа о правилах этикета. Мероприятие «Ежели вы вежливы». 2.Конкурс рисунков «Все дети на свете мои друзья». 3.Экскурсия в музей МБОУ «СОШ № 2» |
02.11 | 4 день «Секреты домовенка», «День пожарной безопасности» | 1.Дидактическая игра о правилах пожарной безопасности. 2.Конкурс поделок из природных и других материалов
|
03.11 | 5день «Азбука здоровья», «День народного единства» | 1.«Мы за здоровый образ жизни» (игра-викторина) 2.Конкурс рисунков «Здоровье глазами детей». Просмотр видеоролика ко Дню народного единства. 3.Посещение музея МБОУ «Лицей № 1». 4.Закрытие лагеря. Подведение итогов. |
Список литературы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 42»
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деят...
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радуга»
Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга" с дневным пребыванием содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения....
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радуга»
Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга" с дневным пребыанием содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения....
Программа пришкольного летнего лагеря с дневным прибыванием
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитан...
Комплексная программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Комплексная программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей....
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным прибыванием
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным прибыванием "Цветик-семицветик"...
Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Остров Фортуны" с дневным пребыванием детей "Большое летнее путешествие".
Программа для воспитателей летнего оздоровительного лагеря, которые не хотят скучать, а хотят чтобы воспитанникам было весело и интересно....