Программа по организации летнего отдыха на базе лагеря с дневным пребыванием детей ЭкоВояж
рабочая программа на тему

Яхина Регина Рафаиловна

Предлагается комплексная программа по организации летнего отдыха детей на базе лагеря с дневным пребыванием детей экологической направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полное наименование программы.

«Цветик - семицветик», комплексная программа по организации летнего отдыха на базе лагеря с дневным пребыванием детей (МОУ Школа с. Белоярск), II смена «ЭкоВояж».

ФИО автора с указанием занимаемой должности

Яхина Регина Рафаиловна, учитель начальных классов

Направленность программы.

Агрономическая, экологическая, естественнонаучная.

Направления деятельности:

- спортивно-оздоровительное;

- интеллектуально-творческое;

- нравственно-патриотическое;

- социально-психологическое.

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика контингента, допустимость участия детей с ОВЗ).

На летнюю площадку принимаются учащиеся в возрасте

от 6 до 18 лет в количестве 50 человек:

  1. Дети, состоящие на учете в КДН и ЗП, ПДН;
  2. Дети из социально-опасных семей, семей групп риска;
  3. Дети из малоимущих семей;
  4. Дети из функциональных семей.

Краткая аннотация содержания программы.

Вид программы: модифицированная;

Направленность: естественнонаучная;

Программа  летнего пришкольного лагеря для детей и подростков «Цветик-семицветик» предполагает в 15-дневный период проведения ряда мероприятий, направленных на поиск новых талантов, развитие и воспитание детей, помощь в реализации их возможностей, как в своих интересах, так и в интересах общества.

2 СМЕНА «ЭКОВОЯЖ»

Мы много знаем о родном крае, о её растениях и животных, о том, что приносит пользу и вред рекам нашей бескрайней тундры.

Но Ямал это лишь маленькая часть Великой России. Знаете ли вы, что в Крыму обнаружена самая маленькая птичка России – красноголовый королёк? А на Алтае снежный барс находится в тяжёлом положении, ведь за его мехом гоняются браконьеры. Об этом и многом другом мы узнаем на нашей смене «ЭкоВояж»! За 15 дней мы совершим путешествие по России, заглянем в самые интересные её уголки, узнаем новые факты об экологии страны!

Как профессиональные путешественники, вы будете отмечать изведанные места на карте открытий, приняв участие в мероприятии или одержав в нём победу, вы получите возможность поставить свои, специальные знаки на карте:

  • Участие – один знак;
  • Победа – два знака.

По итогам смены победит та команда, которая изучит больше уникальных мест в России.

По итогам дня путешественникам вручаются знаки, которые они наклеивают в свой дневник:

  • Компас – Я командой управляю – ориентироваться в путешествии ей помогаю!
  • Чемодан – Багаж идей вожу с собой – нужна идея? Иди за мной!
  • Самолёт – Творю всегда и везде – и в воздухе и на земле!
  • Лупа – Помогаю я всем изучать – экологию родной земли защищать!
  • Солнышко - Природу я люблю – и никогда ей вред не нанесу!

По итогам смены те ребята, которые награждались переходными знаками больше остальных, награждаются грамотами «За активное участие в жизни лагеря».

Обоснование актуальности.

Лето – это лучшее время для развития и укрепления физического потенциала детей, совершенствования их творческого развития, формированию их знаний в области экологии и природопользования. Данные задачи можно с успехом решить в рамках организации летнего пришкольного лагеря, который является для детей не только социальной защитой, но и площадкой для социализации школьника с учётом реалий современной жизни.

В школе преобладает знаньевый компонент, а воспитательная составляющая экологической направленности уходит на второй план.

Но сегодня, как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является  причиной возникновения экологических бедствий и катастроф.

И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Необходимо сформировать осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально-чувственную сферу ребенка, (ведь находясь на природе мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе; причём изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по её сохранению. Одной из возможностей решения данной проблемы является лагерь с дневным пребыванием детей.

На Севере зима длится девять месяцев, а лето – всего один. Один месяц, когда учащиеся могут увидеть, поэкспериментировать, изучить природные особенности окружающей среды наглядным образом, а не по страницам учебников.

Лето – это идеальное время, когда ребята непосредственно могут заняться благоустройством пришкольной территории, провести экологические акции, и наглядно продемонстрировать бережное отношение к природе. Данная работа способствует воспитанию у детей этического вкуса, формированию чувства ответственности за свою школу и желание беречь окружающий мир.

Так, школьный двор становится эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.

Предполагаемый социальный эффект программы.

  1. Сформирован устойчивый познавательный интерес ребят к самообразованию и самореализации;
  2. Повысится уровень экологической, информационно – коммуникативной культуры;
  3. Расширится опыт трудовой и природоохранной деятельности;
  4. Повысится профессиональное мастерство педагогов;
  5. Приобретение вожатыми – старшими обучающимися -  нового опыта работы.

Цель и задача программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей.

Цель программы: Создание максимально благоприятных условий, способствующих сохранению и укреплению физического и нравственного здоровья детей для раскрытия и проявления творческого потенциала, для уменьшения количества правонарушений подростков в каникулярный период, расширение их знаний о природе России.

Задачи программы:

  1. Развивать  творческие, познавательные  способности

учащихся;

  1. Развивать коммуникативные навыки и физический, нравственный потенциал учащихся;
  2. Привлечь внимание обучающихся  к решению актуальных проблем школы:
  • развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;
  • привить навыки экологического поведения, воспитания любви к природе.
  1. Развивать экологическую культуру обучающихся;
  2. Выявлять и поддерживать детей, увлекающихся агрономией и экологией;
  3. Содействовать в приобретение опыта социальных практик, готовить учащихся к активной социально-направленной деятельности;
  4. Развивать познавательный интерес к изучению природы различных субъектов Российской Федерации;
  5. Сохранить и укрепить психическое здоровье детей и подростков.
  6. Осуществить профилактику детской и подростковой безнадзорности и правонарушений в летний период;

Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их

здоровья;

  1. Повышение экологической культуры учащихся,

привитие им социально-нравственных норм;

  1. Укрепление физических и психологических сил детей и

подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

  1. Возможность применения учебно-опытного участка на

уроках биологии, географии, улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и создание культурного ландшафта;

  1. Получение участниками смены умений и навыков

индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;

  1. Развитие коммуникативных способностей и

толерантности;

  1. Повышение творческой активности детей путем

вовлечения их в социально-значимую деятельность;

  1. Приобретение новых знаний и умений в результате

занятий (разучивание песен, игр, составление проектов, участие в конкурсах и др.);

  1. Расширение кругозора детей;
  2. Личностный рост участников смены;
  3. Снижение уровня преступности и правонарушений

детей и подростков.

Содержание программы: обоснованность реализации мероприятий программы: подготовительном; организационном; основном; итоговом.

Подготовительный (апрель - май): подбор кадров, проведение теоретических и практических занятий с вожатыми, работа с родителями и детьми, разработка документации и методических материалов, проведение совещания с работниками лагеря, подготовка материально-технической базы, прохождение медкомиссии, подготовка санитарных книжек, составление договоров, их заключение.

Организационный этап (июнь – начало июля):   решение организационно-хозяйственных вопросов, приём детей в лагерь, изучение законов и традиций лагеря, предъявление Единых Педагогических Требований по режиму и дисциплине, адаптация детей к условиям лагеря, введение в тематическую программу, формирование отрядных коллективов, начало реализации программы, оформление уголков отрядов. Разбивка новых клумб на территории школы, расширение цветочно-декоративного содержания клумб, обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе, уход за посаженными цветочными культурами.

Основной (практический) этап (июль): реализация программы летней досуговой площадки, развитие экологической культуры, творческих способностей и коммуникативных навыков детей, проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом.

Итоговый этап (конец июля): анализ, подведение итогов деятельности реализации программы, выработка перспектив деятельности, анализ предложений, внесённых по деятельности летней досуговой площадки детьми, родителями, педагогами.

Специалисты, реализующие программу; описание системы подготовки педагогического состава.

  • Начальник лагеря;
  • Воспитатели – педагоги школы;
  • Вожатые – учащиеся школы;
  • Медицинская сестра школы;
  • Техслужащие – рабочие школы;
  • Кухонные работники – работники школы.

Для успешной реализации программы пришкольного лагеря необходима тщательная подготовка педагогического состава, для чего работа организуется в следующих формах:

  • Май - собрание воспитателей с целью знакомства с

режимом дня, с тематикой смены, уточнения знаний о работе в условиях детского оздоровительного лагеря;

  • Май – проведение курса «Школа вожатых», состоящей

из 6 занятий, на которых раскроются такие понятия, как «Временный детский коллектив», «Логика развития смены. Режим дня», «Организация КТД», «Игры и как в них играть», «Первая медицинская помощь», «Основы возрастной психологии».

  • Формирование списочного состава отрядов,

предварительное  знакомство педагогического состава со списками для предварительного написания плана работы с отрядом.

Ресурсная обеспеченность программы.

  • Оптимальные площадки для проведения различных

мероприятий;

  • Материалы для оформления и творчества детей;
  • Наличие канцелярских принадлежностей;
  • Аудиоматериалы и видеотехника;
  • Призы и награды для стимулирования;
  • Спортивно-игровой инвентарь;
  • Костюмы и театральный реквизит;
  • Художественная и научная литература экологической направленности;
  • Призовой фонд;
  • Грамоты, дипломы.

Механизм оценки эффективности реализации программы: методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно – педагогических действий (количественные, качественные)

Для оценки уровня личностного роста детей фиксируются индивидуальные достижения в определённых видах деятельности: грамоты и дипломы;

Для оценки степени включенности каждого участника в игровую модель смены используются такие методы как беседа, опрос, педагогическое наблюдение;

Для оценки степенью удовлетворённости детей участием в программе применяются такие методы как беседа, опрос, совместное обсуждение, отзыв родителей, огонёк;

Для оценки степени участия детей в мероприятиях отслеживается и фиксируется участие и достижение каждого ребёнка в проводимых праздниках, конкурсах, состязаниях, акциях.

Наличие системы стимулирования участников (количество и качество регистрации достижений участников программы):

- развитие творческого потенциала детей;

- уровня спортивных достижений;

- пропаганды ЗОЖ;

- снижения уровня агрессивности в детской среде;

- профориентации;

На протяжении всей смены будет осуществляться мониторинг эффективности участия обучающихся в мероприятиях, по итогам которого будут подведены результаты коллективного и личностного роста.

Коллективный рост: выбран отряд, занявший I место;

Личностный рост:

По итогам дня ребятам вручаются знаки, которые они наклеивают в дневник путешественника:

  • Компас – Я командой управляю – ориентироваться в путешествии ей помогаю!
  • Чемодан – Багаж идей вожу с собой – нужна идея? Иди за мной!
  • Самолёт – Творю всегда и везде – и в воздухе и на земле!
  • Лупа – Помогаю я всем изучать – экологию родной земли защищать!
  • Солнышко - Природу я люблю – и никогда ей вред не нанесу!

Активным обучающимся и отряду – лидеру будут вручены фирменные грамоты и благодарственные письма.

ПЛАН – СЕТКА II СМЕНЫ «ЭКОВОЯЖ»

03 июля

1 день

День Ямала

04 июля

2 день

День Крыма

05 июля

3 день

День города Сочи

06 июля

4 день

День города Волгограда

07 июля

5 день

День города Москва

Знакомство с распорядком и режимом работы отряда, с законами и правилами жизни в лагере.

Игра по станциям «Что мы знаем о природе?»

Творческая мастерская поделок

«Символ года экологии»

Творческая мастерская

«Как напоить растение или лучшая лейка»

Творческая мастерская «Фоторамка»

КТД «Все живём мы на Ямале!» (создание корпоративной культуры отряда)

Концерт открытия смены «ЭкоВояж!»

Спортивная игра «Красная поляна»

Эстафета

«По течению Волги!»

Фото – кросс

«Я и природа»

Торжественная линейка, посвящённая открытию лагеря

Огонёк

«Мы одна команда»

Конкурсная программа

«Что такое дендрарий?»

Игра – квест «Мамаев курган»

Интеллектуальная игра

«Город и природа»

10 июля

6 день

День города Санкт – Петербург

11 июля

7 день

День Приуральского района

12 июля

8 день

День города Рязани

13 июля

9 день

День города Астрахань

14 июля

10 день

День города Казани

Творческая мастерская «Украшенье для теплицы»

Работа в теплице «Юный натуралист».

Конкурс проектов «Защитим природу!»

Блиц – викторина «Правила отдыхающих»

Творческая мастерская «Экологические листовки»

Конкурс рисунков на асфальте

«Мир нанотехнологий»

Экскурсия на молочную ферму

Акция «Играем в тишине»

Час краеведения «Сторона моя Ямальская»

Игры на свежем воздухе. Экскурсия на поляну «Тундровая».

Расклеивание листовок по посёлку

Подготовка к танцевальному шоу

Спортивная эстафета «Утилизируем отходы»

Концерт

«Мы живём в краю Суровом!». Подведение итогов конкурса проектов.

Конкурс рисунков «Национальный парк «Мещёрский»

Игра по станциям

«Собираем мы арбузы»

Танцевальное шоу «Создаём новое!»

17 июля

11 день

День города Краснокамска (Пермский край)

18 июля

12 день

День города Иркутска

19 июля

13 день

День Чукотки

20 июля

14 день

День Приморского края

21 июля

15 день

День России

Творческая мастерская «Вторая жизнь бумаги»

Творческая мастерская

«Гербарий – Краски лета»

Акция «Чистый маршрут»

Подготовка к литературной гостиной / Конкурс «Любимое животное» (лепка из пластилина)

Беседа «Природы мудрые советы»

Соревнование «Снайпер»

КТД «Зелёный мир» (конкурс газет)

Экскурсия в пожарную часть

Фестиваль дворовых игр «Земля леопарда»

Линейка, посвящённая закрытию лагерной смены

Интерактивная игра

«Создаём бумагу»

Конкурсно – развлекательная программа «Фокусы природы»

Литературная гостиная «Животные, которые рядом с нами»

Конкурсная программа «Мисс и мистер лагеря»

Концерт закрытия смены «Я люблю Россию!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа по организации летнего отдыха детей ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «НЕПОСЕДЫ-2013»

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Расчитана на 2 периода оздоровления детей по двум направлениям --  экологическое и спортивно-оздоровительное....

Программа по организации летнего отдыха в лагере дневного пребывания детей «Созвездие»

Краткосрочная комплексная программа.Цель программы:     организация познавательного, активного отдыха, направленного на оздоровление детей в условиях лагеря дневного пребывания...

Программа оздоровительно-воспитательной работы детского пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Весёлая планета"

laquo;Мы – хозяева нашей Родины и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни»М. Пришвин          Экологическое воспитание в условиях летних лагерей ...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе гимназии

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ Домодедовской гимназии №5 содержит в себе главные аспекты организации отдыха школьников в период летних каникул на базе гимназии....

ПРОГРАММА организации отдыха детей и их оздоровления оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «КОРАБЛИК ДЕТСТВА» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 20»

Данная програма по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность,обьединяет различные напрвления отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лаге...

Программа деятельности «По стране недоученных уроков» оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства»

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за этот год, встретиться и пооб...

Программа педагогической деятельности «Из праздника в праздник» лагеря с дневным пребыванием детей «Ромашка»

Разработка Программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей школьного возраста была вызвана:- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в...