Рабочая программа воспитания для организации отдыха детей и их оздоровления в профильном лагере с дневным пребыванием детей «Летняя карусель»
рабочая программа
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Покровская средняя общеобразовательная школа»
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Степновская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа воспитания
для организации отдыха детей и их оздоровления в профильном лагере
с дневным пребыванием детей
«Летняя карусель»
Составитель программы:
Кудашова Наталья Александровна,
учитель начальных классов,
с. Покровка, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания для детского оздоровительного лагеря «Летняя карусель» разработана на основе Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»;
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р);
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642);
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.);
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к организациям отдыха детей и их оздоровления (далее – детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей: организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна реализовываться программа:
«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за будущее России, знание истории, недопустимость фальсификации исторических событий и искажения исторической правды, на основе развития программ воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному окружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет сформировать
в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства.
Детский коллектив объединяет детей с разными интересами, потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать работу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми для каждого ребенка.
«Россия – страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что его окружает. Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки. Важно создавать воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка. Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды возможно через вовлечение детей в конкурсы, мероприятия и проекты детских общественных объединений, заинтересованных организаций (АНО «Россия – страна возможностей», АНО «Большая Перемена», Российское движение школьников, Российское общество «Знание», Российское историческое общество), где каждый ребенок может найти то, что ему по душе. Необходимо популяризировать все возможности и социально значимые проекты организаций.
Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, школьники получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.
Язык реализации программы: русский
Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год (7 дней, с 3 по 11 июня)
Адресат программы: 1-5 классы
Планируемая численность детей на 2024 год: 10
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к
разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений
сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении
детским оздоровительным лагерем. Основная идея программы лагеря через сюжетно-ролевую игру предоставить возможность для личностного роста ребенка. Участвуя в различных играх, ребенок знакомится и выбирает для себя профессии, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.
Количество дополнительных общеразвивающих программ различных направленностей, одновременно реализуемых в течение смены: 1 (Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» социальной направленности с практической ориентацией, разработанная учителями начальных классов МБОУ «Бурлаковская средняя общеобразовательная школа», Кемеровская область – Кузбасс, Прокопьевский район, с. Бурлаки)
Информационная справка об организации отдыха детей и их оздоровления:
Наименование учреждения | Профильный лагерь с дневным пребыванием «Летняя карусель» |
Тип учреждения | Профильный лагерь с дневным пребыванием |
Организационно-правовая форма учреждения | «Покровская средняя общеобразовательная школа» филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Степновская средняя общеобразовательная школа |
Учредитель | Комитет по образованию Родинского района |
Год основания | 2024 |
Телефон/факс | 9635759607 |
Юридический адрес | 659786, Родинский район, с. Степное, ул. Шольная, д. 8 |
Фактический адрес ведения деятельности учреждения | 659787, Родинский район, с. Покровка, ул. Аврамкова, д. 77 |
Адрес электронной почты | |
Сайт | stepschool.ucoz.ru |
Ф.И.О. руководителя | Замятин Владимир Сергеевич |
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детский разновозрастной отряд. Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
2.1. Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
- Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
6 июня - День русского языка (Учрежден указом президента РФ в 2011 г.).;
9 июня - 350 лет со дня рождения Петра I.
Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям:
4 июня - Международный день невинных детей — жертв агрессии. (По решению ООН отмечается с 1983 г.)
5 июня - Всемирный день окружающей среды. (Отмечается по решению ООН с 1972 г.).
9 июня – Международный день друзей.
10 июня - Всемирный день мороженого
11 июня - 110 лет со дня рождения детского писателя Юрия Вячеславовича Сотника.
- Проведение всероссийских и региональных мероприятий.
- Взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации, региона (АНО «Большая Перемена», Российское движение школьников)
- Формирование межкультурных компетенций.
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей. Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря предусматривает:
- Торжественное открытие и закрытие программы;
- Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат.
5 июня - Российский День эколога (с 2007 г.)
6 июня - Пушкинский день России. (Учрежден указом Президента РФ в 1997 г.). 225 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга Александра Сергеевича Пушкина
- Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации;
- тематические и спортивные праздники («Здравствуй, лето!», «Путь к рекордам», «Жаркие игры», «Знай наших!», День друзей, День леса, Зоологические забеги)
- творческий фестиваль «Пусть всегда будет солнце!»;
- мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания (организация творческого отчетного концерта для родителей «До свидания, лагерь!»).
2.3. Модуль «Отрядная работа»
Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу (оформление стенда о своем отряде);
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты («Познай себя!»: игры и упражнения на развитие навыков саморегуляции; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы);
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: организационный сбор, утренняя зарядка «Вместе с солнышком встаю…»;
- отрядная «свеча»: огонек прощания. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений.
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенны видом общественного ценного опыта.
Познавательные дела: КТД: «Город весёлых мастеров»
Трудовые дела: КТД Трудовой десант «Сделай мир вокруг себя чище!»
Художественные дела: КТД Кукольный театр «Сочиняем сказку…»
2.5. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.
На уровне детского лагеря: Высшим органом самоуправления является сбор лагеря (детей и вожатых), в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: выбор командира отряда, руководителя информационного центра, физрука отряда, культорга отряда. Составление графика дежурств в отряде, обсуждение и принятие правил поведения в отряде.
2.6. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смены в условиях детского лагеря.
В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.
- Кружковые объединения «Добро своими руками», «Кукольный театр «Петрушка»», «Дело мастера боится»;
- Арт-студия «Радуга красок»;
-Секции «Подвижные игры», «Ориентирование на местности».
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
- физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе;
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом «В движении жизнь», «Мы за здоровый образ жизни».
2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (коридоров, рекреаций, зала);
- подготовка оборудования отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха;
- оформление отрядного уголка, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой отрядной символики (флаг, эмблема отряда);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды,) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – музыкальное сопровождение мероприятия лагерной смены, исполнение гимна РФ;
- «Места новостей» – оформленные места, стенда в помещениях, содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности (Инструктажи по ТБ);
- разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: беседа «Скажем нет вредным привычкам!», «Безопасный Интернет», «Правила дорожные знать каждому положено!»;
- развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – значимое общение, любовь, творчество, деятельность.
2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
Вожатый или воспитатель детского лагеря обязан:
- Участвовать в организации развлечений для детей, подбирать материал для проведения мероприятий.
- Рассказывать детям и их родителям о планируемых в лагере событиях, о работе коллективов, кружков, объединений.
- Информировать об изменениях в работе лагеря.
- Следить за соблюдением детьми режима, за выполнением ими санитарно-гигиенических норм.
- Отслеживать поведение воспитанников и оказывать им моральную и физическую помощь в пределах своей компетенции.
- Сопровождать детей на экскурсиях и мероприятиях.
При выполнении работы вожатый взаимодействует с коллегами, рассказывает о возможных проблемах и ведёт документы.
2.11. Модуль «Профориентация»
В рамках Национального проекта «Образование» реализуется
федеральный проект «Успех каждого ребенка», одним из направлений
которого является ранняя профориентация. В современной жизни огромное количество различных профессий, и социализация ребенка является важнейшим звеном в мире человеческих занятий. На территории с. Покровки находятся сельскохозяйственные угодья, фельдшерский пункт, почтовое отделение, магазины, детский сад. Есть возможность познакомить ребят с профессиями и предприятиями своей малой родины.
Всем известно, чтобы познакомить ребенка с определенной
профессией недостаточно рассказать о ней, необходимо чтобы ребёнок
увидел предприятие, сам попробовал что-то сделать. Для этого в старших
классах проводятся профессиональные пробы. Учащиеся же 1-4 классов могут посетить местные предприятия сельского хозяйства (животноводческая ферма, МТМ), бюджетной сферы, сферы услуг, провести практические занятия. Через игру, творческую, исследовательскую
деятельность, совместную работу с родителями учащиеся начальной школы
познакомятся с основными профессиями, востребованными не только в
родном селе, но и в районе, крае.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения,
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия и встречи с представителями разных профессий, дающие ребятам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии:
1. Мы – продавцы;
2. Мы – медики;
3. Профессия – повар;
4. Профессия – водитель;
5. Профессия – почтальон;
6. Знакомство с профессиями: агроном, тракторист, комбайнер.
7. «Все профессии нужны!»
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально-привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- многопрофильность;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Основные характеристики уклада детского лагеря (Перечень является примерным, конкретизируется в соответствии с действительным укладом лагеря или его планируемым качеством, характеристиками):
- основные вехи истории детского лагеря, включенность в историко-культурный контекст территории, «миссия» детского лагеря в самосознании ее педагогического коллектива;
- местоположение и социокультурное окружение (местное, региональное), историко-культурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;
- организационно-правовая форма, направленность детского лагеря, образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание);
- наличие социальных партнеров;
- особенности детского лагеря, определяющие «уникальность» лагеря;
- наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности и решения этих проблем;
- кадровое обеспечение воспитательной деятельности.
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
«Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей»
Критерии | Измерители | Результаты |
Сохранение и укрепление здоровья | 1.Мониторинг количества участников соревнований, их результативность и занимаемые места. 2.Результаты спартакиад. | Проявлять высокую активность в спортивных и оздоровительных мероприятиях. |
1.Отсутствие травм. 2.Отсутствие штрафных баллов в соревнованиях и результативность команд (Экран участия в Олимпиаде). | Знать основные виды спорта, технику и правила участия в соревнованиях, принципы физической культуры и занятий спортом, историю олимпийского движения. | |
1.Диагностика индивидуального здоровья (Анкета «Мое здоровье») 2. Показания медицинского осмотра в начале и в конце смены. | Знать правила ЗОЖ, закаливания, осмыслить ценность своего здоровья, повысится стремление его сохранить. Повысятся физические параметры (вес, рост). | |
Профилактика асоциального поведения, ДТТ и несчастных случаев. | Отсутствие правонарушений, дорожно-транспортного травматизма и других несчастных случаев. | Увеличится процент охвата учащихся группы риска организованными формами занятости. |
Приобретение умений и навыков эффективной коммуникации и толерант-ности | 1. Результаты участия в викторинах, конкурсах, соревнованиях. 2.Анкетирование «Комфортность». 3. Психологический тест на выявление толерантности. | Конструктивно строить общение друг с другом в условиях разновозрастного отряда, уметь слушать и слышать собеседника, бесконфликтно общаться. |
Развитие познавательной активности, творческого мышления и самовыражения и личностных качеств | 1.Анкетирование «Чего я ожидаю от лагеря», в конце смены - «Что я получил за время пребывания в лагере». 2. Отслеживание результатов активности каждого ребенка – «Карта успеха» 3. Опросник М.И. Рожкова. | Проявлять творческую активность, используя полученные знания в различных конкурсах, выставках. |
Анкетирование (начало смены)
«Чего я ожидаю от лагеря»
Мы снова вместе! Для того, чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
- Твои первые впечатления от лагеря?
- Что ты ждешь от лагеря?
- Есть ли у тебя идея, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
- В каких делах ты хочешь участвовать?
- Что тебе нравится делать?
- Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
- Кто твои друзья в лагере?
Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому что………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………..
Я боюсь, что……………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя……………………….. Фамилию……………………………..
Анкетирование (конец смены)
«Что я получил за время пребывания в лагере»
- Что ты ожидал от лагеря?
- Что тебе понравилось в лагере?
- Что тебе не понравилось?
- С кем из ребят ты подружился?
- Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
- Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующем году?
- Было ли скучно в лагере?
- Было ли тебе страшно?
- Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
- Что из того, что ты получил в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
- Что бы ты хотел пожелать себе?
- Что бы ты хотел пожелать другим ребятам?
- Что бы ты хотел пожелать педагогам?
- Самое важное событие в лагере? Было ли оно?
- Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
Закончи предложения:
Я рад, что…………………………………………..……………………………
Мне жаль, что………………………………………………………….……….
Я надеюсь, что…………………………………………………………………
Твое имя, фамилия и автограф на память……………………………………
Приложение
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРОФИЛЬНОГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
на 2024 год
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет уровни проведения мероприятий.
22 ноября 2023 года президент России Владимир Путин подписал указ об объявлении 2024 года в РФ Годом семьи.
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссий-ский/реги- ональный | Детский лагерь | Отряд | |||
2.1 Модуль «Будущее России» | |||||
1. | Международный день невинных детей — жертв агрессии. | 04.06. 24 | + | ||
2. | Всемирный день окружающей среды. | 05.06.24 | + | ||
3. | День русского языка | 06.06.24 | + | ||
4. | 9 июня – Международный день друзей. | 07.06.24 | + | ||
5. | 350 лет со дня рождения Петра I. | 10.06.24 | + | ||
6. | Всемирный день мороженого | 10.06.24 | + | ||
7. | 110 лет со дня рождения детского писателя Юрия Вячеславовича Сотника. | 11.06.24 | + |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссий-ский/реги- ональный | Детский лагерь | Отряд | |||
2.2 Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» | |||||
1. | Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации; | 03.06.24, 10.06.24 | + | ||
2. | «Здравствуй, лето!» | 04.06.24 | + | ||
3. | Путь к рекордам | 04.06.24 | + | ||
4. | Российский День эколога (с 2007 г.). День леса | 05.06. 24 | + | ||
5. | Творческий фестиваль «Пусть всегда будет солнце!» | 05.06.24 | + | ||
6 | Зоологические забеги | 05.06.24 | + | ||
7. | Пушкинский день России. | 06.06.24 | + | ||
8. | «Жаркие игры» | 06.06.24 | + | ||
Всемирный день бега. Спортивные соревнования «Знай наших!» | 07.06.24 | + | |||
6. | Праздник «Прощай, лагерь!» | 11.06.24 | + |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссий-ский/реги- ональный | Детский лагерь | Отряд | |||
2.3 Модуль «Отрядная работа» | |||||
1. | Организационный сбор | ежедневно | + | ||
2. | Анализ дня «Огонёк прощания» | ежедневно | + | ||
3. | Выбор Совета. | 03.06. 24 | + | ||
4. | Оформление стендов | 03.06.24 | + | ||
5. | Познай себя (игры и упражнения на развитие навыков саморегуляции) | 04.06.24 | + | ||
6. | Познай себя (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы) | 07.06.24 | + |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссий-ский/реги- ональный | Детский лагерь | Отряд | |||
2.4 Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)» | |||||
1. | КТД: «Город весёлых мастеров» | 03.06.24 | + | ||
2. | КТД Трудовой десант «Сделай мир вокруг себя чище!» | 05.06.24 | |||
3. | КТД Кукольный театр «Сочиняем сказку…» | 07.06.24 |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссий-ский/реги- ональный | Детский лагерь | Отряд | |||
2.5 Модуль «Самоуправление» | |||||
1. | Обсуждение и принятие правил поведения в отряде/лагере | 03.06.24 | + | + | |
2. | Составление графика дежурства в лагере | 03.06.24 | + | ||
3. | Подведение итогов дня | ежедневно | + | ||
4. | Планирование дел, распределение поручений | ежедневно | + | + |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссий-ский/реги- ональный | Детский лагерь | Отряд | |||
2.6 Модуль «Дополнительное образование» | |||||
1. | Кружковое объединение «Дело мастера боится» | 03.06.24 | + | ||
2. | Кружковое объединение «Кукольный театр «Петрушка»» | 04.06.24 | + | ||
3. | Кружковое объединение «Добро своими руками» | 05.06.24 | + | ||
4. | Арт-студия «Радуга красок» | 07.06.24 | + | ||
5. | Секция «Подвижные игры» | 10.06.24 | + | ||
6 | Секция «Ориентирование на местности» | 05.06.24 | + |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссий-ский/реги- ональный | Детский лагерь | Отряд | |||
2.7 Модуль «Здоровый образ жизни» | |||||
1. | Утренняя зарядка «Вместе с солнышком встаю» | ежедневно | + | ||
2. | В движении жизнь | 06.06.24 | + | ||
3. | Мы за здоровый образ жизни! | 11.06.24 | + | ||
4. | + |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссий-ский/реги- ональный | Детский лагерь | Отряд | |||
2.8 Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||||
1. | Оформление помещений детского лагеря | ежедневно | + | ||
2. | Подготовка оборудования | ежедневно | + | ||
3. | Оформление отрядного уголка | 03.06.24 | + | ||
4. | Оформление выставок творческих работ | ежедневно | + | ||
5. | Создание отрядной символики (эмблема, флаг) | 03.06.24 | + | ||
6. | Исполнение гимна РФ | 03.06.24, 10.11.24 | + |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссий-ский/реги- ональный | Детский лагерь | Отряд | |||
2.9 Модуль «Профилактика и безопасность» | |||||
1. | Скажем НЕТ вредным привычкам! | 05.06.24 | + | ||
2. | «Безопасный Интернет» | 11.06.24 | + | ||
3. | «Правила дорожные знать каждому положено!»; | 10.06.24 | + |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссий-ский/реги- ональный | Детский лагерь | Отряд | |||
2.10 Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями» | |||||
1. | Подбор материала для занятий | ежедневно | + | ||
2. | Соблюдение режима дня | ежедневно | + | ||
3. | Выполнение санитарно-гигиенических норм | ежедневно | + | ||
4. | ТБ во время экскурсий | ежедневно | + |
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||
Всероссий-ский/реги- ональный | Детский лагерь | Отряд | |||
2.11 Модуль «Профориентация» | |||||
1. | Мы – продавцы | 03.06.24 | + | ||
2. | Мы – медики | 04.06.24 | + | ||
3. | Профессия - повар | 05.06.24 | + | ||
4. | Профессия – водитель, агроном, тракторист, комбайнер | 06.06.24 | + | ||
5. | Профессия – почтальон | 07.06.24 | + | ||
6. | Профессия – оператор машинного доения | 10.06.24 | + | ||
7. | «Все профессии нужны!» | 11.06.24 | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа по организации летнего отдыха детей ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «НЕПОСЕДЫ-2013»
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Расчитана на 2 периода оздоровления детей по двум направлениям -- экологическое и спортивно-оздоровительное....
Комплексная программа профильного лагеря дневного пребывания «Радуга» Эколого-краеведческой направленности «Край родной»
программа летнего лагеря дневного пребывания для детей 1-4 класов...
Программа оздоровления летнего пришкольного лагеря дневного пребывания
Основная идея программы ЛДП «Солнышко» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общест...
Портфолио методов работы психолога в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
В последнее время произошло большое увеличение количества детских летних загородных лагерей. Родители с радостью пользуются этой возможностью, так как отдых в загородном лагере представляется им как ц...
Всероссийский конкурс программ и методических кейсов «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления»
Данная программа участвовала в Всероссийском конкурсе и была признана призером.Новизна программы заключается в комплексном подходе к организации досуга и оздоровления детей....
ПРОГРАММА организации отдыха детей и их оздоровления оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «КОРАБЛИК ДЕТСТВА» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 20»
Данная програма по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность,обьединяет различные напрвления отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лаге...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ «ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ»
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в обл...