Программа патриотического воспитания младших школьников "Моя родословная",
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Данная программа способсвтует формированию патриотического восптания у обучающихся начальной школы, так как именно с семьи закладываются отвественность и чувство гордости за свою страну. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Она была развита на Руси как в дохристианский период, так и в нынешнем тысячелетии. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая бы не относилась с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. А если это непочитание и случалось, то тут же наиболее совестливые взывали к почтению, стыдили, одёргивали. «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности», - обращался к безпамятным  А.С.Пушкин. И.С.Аксаков выражался о таких людях  ещё более категорично: «У нас большей частью о предках ничего не знают, преданий рода не уважают». И это написано в то время, когда при Сенате существовал целый геральдический отдел, занимающийся родословными дворян, когда гостиные каждого имения украшали портреты предков. Потомки просто обязаны были хранить множество документов, купчие, дарственные, планы имений.

  Не меньше напоминал о предках и сельский дом. Причём многими предметами быта, сделанными руками крестьян, пользовались многие поколения, и в этом был глубокий смысл.

Основная задача программы заинтересованность детей и родителей в изучении своей родословной, знакомство детей с прошлым их предков, их именами и даже подвигами. Очень важно начать формирование патриотических чувств и гордость за свою семью начиная с младших школьников.

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание в рамках школы направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе.

         Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна. В последних документах Министерства образования и науки особое внимание уделяется духовно-нравственным ценностям, которые должны быть положены в основу воспитательно-образовательного процесса. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

Новизной программы для класса, в котором осуществлялись занятия, является то, что все учащиеся вместе с семьями живут одним общим делом, которое предлагает им данная программа.

Цель программы: развитие личности ребёнка и раскрытие его нравственных качеств и патриотических чувств.

Задачи:

Обучающие:

 1.Содействие объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, её генеалогии.

2.Формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания

3.Развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня

4.Формирования патриотизма на основе семейных ценностей

Развивающие:

1. Поощрять интерес ребенка к самостоятельному поиску, его усилия и настойчивость в стремлении в освоении программы.

2. Развитие познавательного интереса, эмоционально-ценностного отношения детей к истории своих предков.

3. Развитие когнитивной сферы детей младшего школьного возраста (внимания, памяти, мышления и т. д.).

4. Развитие художественно–эстетического вкуса, творческого воображения и фантазии.

Воспитательные:

1.Помочь учащимся в развитии коммуникативных навыков.

2.Использовать возможности содержания программы для формирования основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи). 

          3. Воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков их предков, формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям

4. Способствовать формированию гражданской позиции младших школьников.

Условия реализации:

Программа рассчитана на детей 7-10 лет.

Режим проведения занятий: программа рассчитана на месяц, занятия 2 раза в неделю

Формы и методы обучения:

Программа предусматривает использование различных форм и методов работы. В программе предлагается большое количество заданий для коллективного, группового и индивидуального творчества детей.

На занятиях приемлемы различные формы работы: беседы, викторины, выполнение творческих заданий и др.

Для достижения целей и задач данной программы будут применяться следующие технологии: развивающего, технологии творческой деятельности и игровые технологии.

Формы подведения итогов: 

  1. Беседы, диспуты, викторины;
  2. Исследовательская деятельность; 
  3. Подведение итогов: творческие работы.

 Ожидаемые результаты реализации программы: 

  • формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи; 
  • уважительное и бережное отношения к истории своих предков; 
  • любовь и бережное отношение к семье;
  •  посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; 
  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе. 

Осуществление настоящей программы позволит:

  • продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания;
  • сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
  • отвлечь учащихся от противоправной деятельности
  • заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;
  • оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;

 

                                     Учебно-тематический план

Тема

Цель занятия

Предполагаемые результаты

Часы

1.

Вводное занятие «Роль патриотизма в жизни человека», анкетирование учащихся  «Уровень патриотизма»

Формирование у учащихся представление и понимание о понятие «патриотизм», «патриот», проверить уровень патриотизма у младших школьников

Развить стремление у учащихся быть патриотами, понимание учащимися понятия «патриотизм», выявить уровень патриотизма у младших школьников

1

2.

«Кто я? Где живу?»

Развитие интереса к истории родного края

Формирование у детей привязанности к своей семье, родному дому

3.

Генеалогическое древо, что такое родословная, фамильный герб, фамильный девиз

Познакомить детей с новыми понятиями

Повышение знаний учащихся по новой теме

1

4.

Родительское собрание на тему «Воспитание патриотизма у младших школьников»

Познакомить родителей с задачами патриотического воспитания младшего школьника

Сформировать у родителей гражданско-правовых знаний

1

5.

15 мая – день семьи

Воспитание ответственного отношения к семье

Развить положительные эмоции и чувства, сформировать у учащихся уважение к своей семье

2

6.

Великая Отечественная война «След войны в моей семье»

Воспитать чувство гордости за нашу страну, уважения к истории своей страны и участникам войны

Формирование уважительного отношения к подвигу наших предков

1

7.

Моя родословная

Создание генеалогического древа каждой семьи

Проявление интереса к истории своей семьи, своей родословной, воспитание чувства гордости и уважения к своей семье, чувства уважения к родителям

1

8.

Итоговое занятие : выставка работ учащихся, анкетирование «Уровень патриотизма», беседа с детьми и их родителями, как важно сохранять историю своей семьи

Провести рефлексию пройденного материала, провести итоговое анкетирование, сохранение памяти о своих предках

Развитие интереса у детей и родителей в дальнейшем изучать и хранить память о своих предках, выявить уровень патриотизма у учащихся после пройденного материала

1


Содержание программы

1.Роль патриотизма в жизни человека.

Теория.

Что такое патриотизм?

Как проявляется патриотизм?

Какими качествами должен обладать патриот, что он должен делать

Практика:

Сочинение на тему «Я – патриот»

Рекомендованное домашнее задание: узнать у родителей о своих семейных традициях, о своем месторождении, о своем городе

2. «Кто я?Где живу?»

Теория.

Место рождения, семейные традиции, кто твои родители, история города.

Практика:

Игра привести примеры добрых дел для жизни города

     3.Генеалогическое древо, что такое родословная, фамильный герб, фамильный девиз

Теория.

Понятия генеалогическое древо, родословная, как составляются родословные, что такое фамильный герб и фамильный девиз

Практика:

Творческое задание нарисовать генеалогическое древо и фамильный герб

4. Родительское собрание на тему «Воспитание патриотизма у младших школьников»

Теория.

Вопросы для обсуждения: нужно ли говорить с ребенком о патриотизме, Родине;  обычаи и традиции проявления патриотизма в семьях учащихся; с чем необходимо бороться родителям, воспитывая в ребенке патриотизм; объединение усилий семьи и школы в вопросах формирования патриотизма и гражданственности.

5.15 мая – день семьи

Сценарий праздника: конкурс «Закончи пословицу», «Портрет нашей дружной семьи», «Семейная головоломка», «Конкурс капитанов», игра «Кто это?», подведение итогов

6.Великая Отечественная война. След войны в моей семье

Теория.

История ВОВ, дети-герои в ВОВ, просмотр фрагмента из фильма о войне «В бой идут одни старики», прослушивание военных песен «Идет война народная», «День победы», прослушивание голоса Левитана о начале войны и о безоговорочной капитуляции Германии.

Рекомендованное домашнее задание: подготовить рассказ о своих предках, побывавших на войне.

Практика:

Рассказы учащихся о подвигах их предков на войне

7.Моя родословная

Теория.

Демонстрация примера родословной знаменитого человека

Как составлять генеалогическое древо

Практика:

Сочинение «Моя семья», домашнее задание детям и их родителям составить генеалогическое древо их семьи

8.Итоговое занятие

Выставка работ учащихся, рефлексия вместе с детьми и их родителями, беседа о том, как важно знать историю своей семьи и хранить память о своих предках и развивать патриотизм детей в дальнейшем

Методическое обеспечение программы

                                                                                                         

Тема

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение

1.

Роль патриотизма в жизни человека

Занятие, беседа , игра

Беседа, анкетирование, творческое задание

Раздаточный материал

Проектор, ноутбук, экран, презентация

2.

«Кто я?Где я живу?»

Беседа, занятие, игра

Творческое задание, беседа

Раздаточный материал для игры «Моя семья»

Проектор, ноутбук, экран, презентация

3.

Генеалогическое древо,что такое родословная, фамильный герб, фамильный девиз

Занятие, беседа

Выполнение творческого задания, беседа

Иллюстративный материал

Проектор, ноутбук, экран, презентация

4.

Родительское собрание на тему «Воспитание патриотизма у младшего школьника»

Беседа с родителями, анкетирование

Беседа, диагностика результатов

Раздаточный материал - анкеты

Проектор, ноутбук, экран, презентация

5.

15 мая – день семьи

Мероприятие для детей и родителей, конкурсы, игры

Игры, конкурсы

Раздаточный материал

Проектор, ноутбук, экран, презентация

6.

Великая Отечественная война. След войны в истории семьи

Занятие, беседа, проверка домашнего задания

Беседа, рассказы детей, просмотр видеофильма, прослушивание аудиофайлов

Видеоматериалы, аудиофайлы

Проектор, экран, ноутбук, презентация

7.

Моя родословная

Занятие, беседа

Беседа, выполнение творческого задания

Иллюстративный материал

Проектор, ноутбук, экран, презентация

8.

Итоговое занятие

Рефлексия, выставка работ детей и их родителей, беседа, анкетирование

Беседа с родителями и детьми о значимости патриотизма, итоговое анкетирование

Работы детей и их родителей, раздаточный материал

Проектор, ноутбук, экран, презентация

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагогов

  1. Преданья старины глубокой. Газета «Начальная школа» №21/ 2001год.
  2. Преданья старины глубокой. Газета «Начальная школа» №28 / 2002год.
  3. Древние символы народного искусства. Газета «Начальная школа» №15 /1997
  4. Чем занимались наши предки. Газета «Начальная школа» №27-28 /2002год.
  5. Родословное древо. Журнал «Трамвай» №1 /1990 год.
  6. Нравственное воспитание в начальной школе. Ж. «Завуч начальной школы» №3 /2004 год.
  7. Русская традиционная культура в начальной школе. Е.Б.Ангелина. Ж. «Завуч начальной школы» №3, 2006 год.
  8. Обновление содержания дополнительного образования на основе русской традиционной культуры. Ж. «Завуч начальной школы» №3, 2006 год.
  9. Уроки этикета и вежливости для детей. Е.Г.Черенкова. Рипол Классик. Дом. 21 век. М. 2008.
  10. Этикет на все случаи жизни. А.И.Чиненный. М. 1996.

Литература для учащихся

1.Генеалогия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.), Москва,1990.- 680 с.

2.Наумов О. Н. Очерки по русской генеалогии: Избранные труды/ Наумов Олег Николаевич.- Москва, Старая Басманная, 2012-664 c.

3.Барсуков Александр. Обзор источников и литературы русского родословия/ Барсуков Александр.- Екатеринбург,2001.- 48 с.

4.Онучин А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной/ Онучин Андрей Николаевич.-Пермь. Изд-во генеалогов-любителей,1992. - 40 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»

Программа патриотического воспитания младшего школьника "Моё Отечество" расчитана на 4 года, имеет концентрическую структуру. В данной работе демонстрируется рабочая программа и мероприятия, про...

Программа патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"

Программа патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....

Программа патриотического воспитания младших школьников

Программапатриотического воспитания младших школьников...

Программа патриотического воспитания младших школьников "Патриот"

Патриотическое воспитание молодого поколения является            первостепенной функцией каждого современного общества....

Программа патриотического воспитания младших школьников «Кадеты – наследники Победы»

Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания...

проект программы патриотического воспитания младших школьников 1-2 класс

проект программы патриотического воспитания младших школьников 1-2 класс...