Культура этикета
классный час (1, 2, 3 класс) по теме

Цель: Способствовать  нравственному развитию личности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kultura_etiketa.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Культура этикета»

Цель: Способствовать  нравственному развитию личности учащихся.

Задачи:

1.Прививать учащимся знания правила этикета;

2.Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение;

3.Формирование эстетического вкуса в манерах поведении;

4.Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Ожидаемые результаты

1 уровень понятийный: раскрыть и уточнить представления детей о понятии «этикет ; убедить детей в значимости соблюдения этических правил.

Методы и формы

- Мозговой штурм;

-Беседа;

-Моделирование.

2 уровень отношенческий: воздействовать на чувства, эмоции детей, что бы у детей возникло желание изменить себя и желание выполнять правила воспитанного человека.

Методы и формы

-Анализ сказки о вежливом кролике;

-Составление правил поведения воспитанных людей.

3 уровень поведенческий: раскрытие поведения детей в жизненных ситуациях.

Методы и формы

-Групповая работа «Хорошие манеры»;

-«Показ» - хороших манер;

-Игра «Вежливые прятки»;

-Творческое задание «Приветливые люди»;

-Сценки-диалоги;

Оборудование: ребус, рисунки на тему «Вежливый человек», карточки- вежливые слова, карточки- задания для проведения игры»Приветливые люди»,презентация к сказке «Вежливый кролик»

Форма проведения: Этическая беседа

Ход занятия

1.Актуализация знаний

Ребята, сегодня у нас очень интересная тема классного часа. А какая, вы узнаете, разгадав ребус.

                П=К          +                УРА                       этикета

– О чем же мы  будем говорить на занятии? (О культуре этикета)

Чтение  стихотворения  А. Усачёва «Что такое этикет?»

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? 
Как есть?
Как звонить? 
Как встать? 
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ 
Этот самый этикет.

2. Мозговой штурм «Этикет – это …».

Ребята,что значит «этикет» и зачем он нужен людям?

В толковом словаре С.И. Ожегова:

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе

Этикет способствует тому, чтобы люди чувствовали себя комфортно рядом друг с другом. Он обязывает обладать хорошими манерами, благодаря которым люди способны сделать общение взаимно приятным, выражая уважительное отношение к окружающим.

А зачем нужно соблюдать людям правила этикета?

Соблюдение и знание этикета позволяют представить общую картину о человеке, например, о том, насколько он внимательно относится к людям, где он вырос, каков стиль его общения, одним словом, по поведению человека можно определить уровень его воспитания.

Хорошо воспитанный человек везде и всегда будет корректен. Согласно нормам этикета, его манеры поведения будут одинаковыми всюду, как на работе или во время официальных мероприятий, так и в домашних условиях. Потому что манера поведения – это способность человека при любых обстоятельствах достойно держать себя, свою речь, походку, тон, мимику и жестикуляцию. Но манеры бывают как хорошими, так и плохими.

- А какие вы знаете хорошие манеры?

Хорошие:

- скромность;

- внимательное обращение с окружающими;

- способность держать под контролем свои слова;

- обладание чувством такта.

Назовите плохие манеры?

Плохие:

- бестактность;

- привычка громко говорить;

- недоброжелательность к окружающим проявляется открыто;

- намеренное желание оскорбить достоинство окружающих людей;

- пренебрежительное отношение к чужим интересам;

- сквернословие;

- грубость;

- беззастенчивое навязывание своих желаний и воли другим людям;

- неряшливость в одежде.

А теперь послушайте сказку:

3. Презентация и беседа по прочитанному «Сказка о вежливости кролика».

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. 
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

- Перечислите все вежливые слова, которые произнес сказке вежливый Кролик.
- Представьте, что вежливый Кролик открыл в лесу школу вежливости. Расскажите, как будет устроена эта школа?
- Вспомните какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.
4. Групповая работа «Хорошие манеры»

Класс разделен на 2 групп. Каждая группа получила конверт с заданием .Ваша задача подготовить и  показать хорошую манеру поведения.

1.группа – манера сидеть и стоять

2. группа – правила вежливости при общении с соседями и с другом.

Перед вами рисунки на тему «Вежливый человек». 

Расскажите, с кем бы вы сравнили вежливого человека, и объясните почему?

- А теперь давайте поиграем  Игра «Вежливые прятки»

 Задача водящего - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какие-то вежливые слова:(«Здравствуй!», «Добрый вечер!», «Всего хорошего!», «Спасибо!»).Если водящий не узнал по голосу говорящего, то слова вежливости произносит второй, третий ученик. Если голос человека узнали, водит он.

5.Творческое задание «Приветливые люди» (работа в группах)

Ребята у вас на столах карточки с заданием вам нужно придумать небольшие сценки-диалоги

1 группа:  между приветливым учителем и учеником,

2 группа: между покупателем и продавцом,

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Вежливые манеры - это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Это внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.

Как сказал Р. Эмерсон: «...жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость».

Ребята, какие жесты не приняты в обществе воспитанных людей?

Нельзя:

• хлопать собеседника по плечу;

• размахивать руками;

• теребить одежду, крутить пуговицы;

• чесать голову и теребить себя за ухо;

• барабанить пальцами по столу;

• трогать лицо руками;

• чихать, не прикрывшись рукой или платком;

• бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.

А в качестве домашнего задания: Я предлагаю вам в течение дня посчитать, сколько вежливых слов вам сказали люди, и сколько вежливых слов вы сказали людям. 

Спасибо за активную работу! Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Мобильный этикет. Воспитание культуры использования средств связи.

Мобильный этикет.Воспитание культуры использования средств связи....

Программа по культуре поведения "Этикет"

Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуется как общество повышенной агрессивности. Фильмы, программы, компьютерные игры – все то, что окружает современных дет...

Этикет в профессиональной культуре педагога

Общая характеристика педагогической культуры.1) Сущность и общая структура.2) Характеристика структурных компонентов.3)Педагогическая техника. Педагогические приемы в структуре педагогической техники....

Информационно-игровая программа: "Вежливость. Культура. Этикет" ________________________________________

Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществеЗадачи:·         Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.·...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет и культура общения" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....