Программа по культуре поведения "Этикет"
материал на тему
Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуется как общество повышенной агрессивности. Фильмы, программы, компьютерные игры – все то, что окружает современных детей и заполняет их досуг, – пропитано агрессией. И это стало нормой. Подростки предпочитают вместо чтения книг играть в компьютерные игры, вместо посещения театра – смотреть боевик, вместо спортивных игр – участвовать в группировках. В результате у детей отсутствует культура поведения. Современные дети грубы, развязны и не умеют вести себя ни в школе, ни дома, ни в общественных местах.
Ознакомившись с литературой по данному вопросу, я постаралась составить программу для учащихся начальных классов под названием «Этикет».
Программа «Этикет» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая формирование навыков и привычек культурного поведения личности в учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по культуре поведения для 1-4 классов | 51.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Елабуга Республика Татарстан
ПРОГРАММА
«ЭТИКЕТ»
1 класс
учитель высшей квалификационной категории
Герфорт В.А.
Елабуга
Пояснительная записка.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах.
Уже в начальной школе дети должны усвоить основы культуры поведения: знания и правила, связанные с личной гигиеной, вежливостью и культурой речи, точностью и обязательностью поведения на улице, в гостях и общественных местах.
Работа по этикету в 1 классе ведётся по 4 разделам:
- Этикет и его назначение.
- Коллектив и этикет.
- Этикет и гигиена.
- Правила общения. Нормы отношений с окружающими.
Программа рассчитана на 32 часа.
I раздел. Этикет и его назначение. Этикет - это свод правил поведения, форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятие в каком - либо обществе.
Усвоение общих понятий: «будь вежлив», «веди себя прилично», «выполняй обещание», «береги своё и чужое время». Обращение ко взрослым на «вы», по имени и отчеству. Правила поведения в школе, на улице, в общественных местах, в гостях.
II раздел. Коллектив и этикет. Познание себя и другого через общение.
Игра - развлечение, провождение времени каким-либо занятием, служащим для отдыха всестороннего развития человека.
Правила культурного поведения со своими сверстниками. Отношения между мальчиками и девочками. Самолюб - кто это и как его перевоспитать.
Мудрые мысли в народных сказаниях, легендах, песнях.
III раздел. Этикет и гигиена.
Гигиена - наука о здоровье, включающая комплекс мероприятий, направленных па укрепление и сохранение здоровья человека.
Гигиена и культура поведения. Гигиенические навыки аккуратности и опрятности во внешнем виде и за столом. Правила пользования личными вещами и носовым платком.
Режим дня, его особенности, построение, значение для школьников. Правила и виды закаливания.
IV раздел. Правила общения. Нормы отношений с окружающими.
Вежливость - это форма общения человека с другими людьми. Вежливое отношение к родителям и близким людям, учителям и другим работникам школы, к незнакомым людям
Бережное отношение к природе. Уважение к общим установлениям и правилам, их соблюдение и выполнение.
I раздел. Этикет и его назначение.
№ | Тема | Цели и задачи | Кол-во часов | Знания | Умения |
1 | Уроки школьной жизни. | Способствовать формированию у детей понятия о важности соблюдения правил поведения во время учебных занятий, на переменах. | 1 | Знать правила поведения в школе. | Соблюдать правила поведения в школе. |
2 | Мои помощники слова. | Способствовать формированию умения уч-ся пользоваться волшебными (вежливыми) словами, подвести к мысли о том, что внимательность, доброжелательность к другим людям проявляются в поступках, словах, тоне разговора с ним. | 2 | Знать значение и назначение добрых, вежливых слов. | Применять вежливые слова в различных ситуациях. |
3 | Умение вести беседу. | Способствовать пониманию детьми, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие всегда относятся по - доброму. | 1 | Знать к каким последствиям приведет вежливое и грубое общение с людьми. | Уметь общаться с окружающими тебя людьми, как со взрослыми так и с детьми. |
4 | Я и улица. | Способствовать воспитанию у детей уважение к окружающим людям, показать необходимость выполнения правил поведения на улице. | 1 | Знать и выполнять правила поведения на улице. | Уметь оказывать посильную помощь людям на улице. |
5 | Добрые дела, Добрые слова. | Заострить внимание детей на том, что рядом с ними живут люди, нуждающиеся в их заботе и внимании, что добрые слова и дела приносят радость окружающим. | 1 | Знать, что не только добрые слова, но и добрые дела приносят радость людям. | Уметь проявлять заботу и оказывать посильную помощь людям. |
6 | «Вредные советы». | Способствовать воспитанию стремления отзываться на чужие беды, шуткой поднимать настроение людей (на примере «Вредных советов» Г. Остера). Сочинять собственные вредные советы. | 2 | Знать, что не только словом, но и шуткой можно помочь человеку. | Сочинять весёлые четверостишия для поднятия настроения. |
7 | За столом. | Способствовать обобщению знаний об этикете, познакомиться с основными правилами приёма пищи и поведения за столом. | 2 | Знать, что такое этикет и для чего он нужен. Знать правила поведения за столом. | Применять полученные знания в жизни. Правильно вести себя за столом. |
II раздел. Коллектив и этикет.
№ | Тема | Цели и задачи | Кол-во часов | Знания | Умения |
1 | Этикет в разные времена. | Способствовать развитию умения применять в различных ситуациях полученные знания. Показать, что в народных сказаниях, легендах, песнях, всегда воспевалось всё доброе, хорошее, сделанное во имя людей, их жизни, счастья, что в разные времена этикет существовал по-разному. | 1 | Знать смысл слов «сказание», «легенда». | Уметь использовать в жизни полученные правила этикета. |
2 | Поможешь другим - поможешь себе. | Заострить внимание детей на том, что важно уметь понять состояние другого человека и окликаться на его беды и горести. | 1 | Знать смысл слова «тактичность». | Уметь видеть беду и горесть другого человека, оказывать посильную помощь. |
3 | Школа – друзья – школа. | Способствовать пониманию детьми, что все в классе должны уважать другого человека, считаться с ним, быть доброжелательным, стремиться помочь слабому – чтобы класс был дружным. | 1 | Знать что класс – это вторая семья, надо жить так, чтобы всем было хорошо. | Уметь помочь слабым. Уметь считаться с мнениями других окружающих тебя людей. |
4 | Мальчики и девочки. | Способствовать формированию представления о том, почему нужно проявлять уважение к девочке, пропускать её вперед, уступать место, защищать, что девочки должны быть вежливыми, не дразниться, выражать мальчикам благодарность за их заботу. | 1 | Знать, что во все времена рыцари - мужчины уважали и защищали дам. Знать слова благодарности. | Уметь защищать девочку. Девочкам уметь быть вежливыми. |
5 | Думай о других. | Способствовать пониманию детьми того, что тот, кто вредничает, жадничает, дерётся, слишком любит себя и совсем не думает о других, - это самолюб или эгоист. | 1 | Знать смысл слова «эгоист», «самолюб». | Уметь быть щедрым, великодушным, думать не только о себе, но и об окружающих. |
6 | Игра, игра. | Способствовать формированию представления о том, что игры очень важны, что в игре нужно учитывать настроение и состояние другого человека. | 2 | Знать игры разного характера. | Уметь подобрать игру в различных ситуациях. |
7 | Смеёшься ты - смеются все. | Способствовать усвоению понятий о том, что надо всегда стараться видеть рядом с собой другого человека, помнить о нём, чувствовать и понимать его, только тогда в классе будет общая радость. | 1 | Знать, что радость на одного ничтожна, а согласие и смех всех в классе - бесценны. | Уметь выслушать товарищей (горе и радость). Помочь ему. Порадоваться вместе с ним. |
III раздел. Этикет и гигиена.
№ | Тема | Цели и задачи | Кол-во часов | Знания | Умения |
1 | Что такое гигиена? | Способствовать пониманию детьми, насколько важно заботиться о своём здоровье, соблюдать чистоту и опрятность. | 1 | Знать, что такое гигиена. | Уметь соблюдать чистоту и опрятность. |
2 | Режим дня и его значение. | Способствовать формированию убеждения в важности порядка в жизни и работе человека: режиме дня и ночи, работы и отдыха, умении уважать режим работы и отдыха других людей | 2 | Знать значение режима дня. | Выполнять режим дня. |
3 | Сделал дело – гуляй смело. | Способствовать формированию умения помнить о своих обещаниях, соблюдать культуру распорядка дня. | 1 | Знать, что минута час бережёт. | Выполнять обещание ценить своё и чужое время |
4 | Моем мылом чисто – чисто. | Способствовать формированию умений и навыков, как правильно следует мыть руки, умываться, пользоваться зубной щёткой, расчёской, щёткой для чистки обуви и одежды. | 1 | Знать правила ухода за кожей. | Уметь пользоваться мылом и другими туалетными принадлежностями. |
5 | Чистота – залог успеха. | Способствовать формированию умения выполнять гигиенические требования к рукам, чистоте тела и свежести кожи, о необходимости пользоваться носовым платком. | 1 | Знать, к чему может привести плохой уход за телом. | Уметь вовремя пользоваться носовым платом. |
6 | Закаляйся, если хочешь быть здоров. | Способствовать пониманию уч-ся благотворного влияния утренней гимнастики и обтирания водой на здоровье человека, научить правильно проводить утреннюю зарядку. | 1 | Знать виды закаливания и их значение в жизни людей. | Ежедневно выполнять зарядку. |
IVраздел. Правила общения. Нормы отношений с окружающими.
№ | Тема | Цели и задачи | Кол-во часов | Знания | Умения |
1 | Вместе жить на свете веселей. | Способствовать формированию представления о том, что от совместного труда рождается радость, что необходимо постоянно выполнять посильную помощь по дому, дежурить в школе. | 2 | Знать, что безделье - плохо. | Уметь выполнять трудовые поручения. |
2 | Надо ли быть воспитанным? | Способствовать пониманию того, почему необходимо воздерживаться от плохих поступков, капризов, лени, грубости, воспитать умение сопротивляться дурному, не подражать плохим примерам. | 1 | Знать, что плохое поведение приведет к плохим последствиям. | Уметь сопротивляться дурному. |
3 | Мама, милая мама. | Способствовать воспитанию детей стремления проявлять о близких людях, оказывать знаки внимания. | 1 | Знать, что хорошая семья основывается на добрых взаимоотношениях, любви и внимания друг к другу. | Уметь оказывать знаки внимания, проявлять заботу. |
4 | Моя семья – мое богатство. | Способствовать формированию норм поведения с родными, необходимости вежливого и деликатного отношения к членам семьи. | 1 | Знать, что хорошая семья основывается на добрых взаимоотношениях, любви и внимания друг к другу. | Уметь ухаживать за старыми и больными. |
5 | Природа и человек. | Способствовать воспитанию в детях бережного отношения к окружающей их природе, умения строить свои отношения с ней | 1 | Знать, что природа нуждается в постоянной защите. | Уметь бережно относиться к природе. |
6 | Игра, игра | Способствовать формированию убеждения в том, что игры должны быть разумными, во время игр нельзя обижаться и обижать других. | 1 | Знать, что игра сплачивает, обогащает и развивает способности людей. | Уметь выбирать игры и соблюдать игровые правила. |
Список используемой литературы.
1. Дорохов А.А. Как себя вести. М., Просвещение, 1966.
2. Богданова О.С. Этические беседы. М., Просвещение, 1987.
3. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1 - 3 классов. М., Просвещение, 1972.
4. Богданова О.С. Беседы классного руководителя об этике. М., Издательство Академии педагогических наук, 1958.
5. Каирова И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. М., Просвещение, 1979.
6. Леонид Яхнин. Вежливые слова. М.. 2002.
7. И.Панкеев. Энциклопедия этикета для детей. М., 1999.
8. А.Алексеева, А.Стреляный. Азбука для несовершеннолетних. М., 1985.
9. Н.А.Смирнов. Этика и этикет младших школьников. М., 1972.
10. М.С.Ходаков. Как не надо себя вести. М., 1972.
11. В.Д.Пекелис. Как найти себя. М., 1989.
12. Энциклопедия этикета. (Подписано в печать с готовых диапозитивов.) М., 1997.
13. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. М., Педагогика, 1988.
14.Хаткина Н.В., Хаткина М.А. Академия вежливых наук профессора Бонуса. Д., Сталкер, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ФГОС второго поколения)
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с...
Программа Педагогическая культура родителей: "Воспитываем вместе!»
С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разрабо...
Программа по культуре поведения младших школьников.
Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...
Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа направлена на формирование у учащихся представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье; учит беречь и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены....
Тематическое планирование в 3 классе по авторской программе "Славянская культура" "Славянская культура"
Тематика занятий в 3 классе спецкурса "Славянская культура"...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболит» (1-4 класс) Сроки реализации программы: 2010-2014 годы.
Актуализация. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Ксожалению, на снижение здоровья де...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье».
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье»...