Концептуальное изложение своего педагогического опыта
опыты и эксперименты на тему

Концептуальное изложение своего педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_kontseptsiya.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальное изложение своего педагогического опыта

                                      «Из всех творений самое прекрасное –                    

                                      получивший прекрасное воспитание человек».

                                                                  греческий философ Эпиктет

Воспитательный процесс в общеобразовательной школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.

 С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль. При этом необходимо учитывать тот факт, что воспитание – это  долговременный, непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание. Следовательно, результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности - система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы:

- диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;

- проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);

- организация педагогического взаимодействия (реализация планов);

- проверка, оценка результатов.

Практика показывает, что только системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.

 «Последнее 10-летие в России характеризуется, прежде всего, как период активных социальных преобразований, которые находили и находят свое отражение в тенденциях развития среднего образования. Одна из этих тенденций заключалась в фактическом отказе от воспитательного компонента работы в школе и признании приоритетности собственно обучения. Однако разочарование в социальных реформах, долженствующих создать благоденствие человечества, заставляет вспомнить и о воспитании как средстве подготовки лучшего будущего», - писал еще в 1910 году, русский философ Г.Шлет. В наше время это высказывание остается актуальным, хотя уже 21 век. На современном этапе развития российского общества необходимо создать  воспитательную концепцию образования таким образом, чтобы будущий выпускник школы смог безболезненно адаптироваться к требованиям  рыночной экономической системы и найти свое призвание в жизни общества и страны. Выполняя социальный заказ, я разработала концептуальную модель «Я – личность», цель которой формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

В своей воспитательной системе я объединила процессы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, постаралась модернизировать «вечные» ценности человечества к менталитету современной молодежи. При этом воспитательная концепция класса является  неотрывной частью воспитательной системы школы.

Цель:

 Способствовать созданию условий для формирования личности обучающегося –

человека, обладающего духовным богатством, готового к самоопределению в жизни, способного к творчеству и самостоятельности в различных сферах.

Задачи:

  1. продолжить формирование единого коллектива учащихся, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя и учащихся, учителей-предметников, администрации школы и родителей для достижения поставленной цели;
  2. организация внеурочной деятельности с учётом развития самостоятельных возможностей учащихся;
  3. продолжить формирование качеств каждого ученика в зависимости от личностных особенностей, его интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей, характера;
  4. воспитание гордости за свою  школу, уважительного отношения к её традициям и истории.

Задача родительских собраний:  сотрудничество и единство воспитательных требований, предъявляемых к ребёнку обеими сторонами. Формы: родительские собрания, консультации, лаборатории семейных талантов, др

           

Направления воспитательной работы.

Систематизировав, данные анализа работы за прошлые года и социальные ожидания, основными направлениями работы будут:

Актуальные сферы жизнедеятельности  

Название направления

1. Интеллектуальное развитие (содействие школьникам в освоении образовательных программ);

2.  Воспитание гражданина. (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения);

3. Культура (воспитание нравственной культуры, создание условий для развития творческой одаренности учащихся, пропаганда полезного отдыха).

4. Здоровый образ жизни (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, профилактика правонарушений, азбука безопасного поведения);

5. Профориентация (помощь в выборе будущей профессии);

6.  Семья (установление тесной связи детей с родителями).

1. «Быть отличником хочу!»

2. «Я – Россиянин»

3. «Познавая мир, познаю себя»

4. «Здоровому - всё здорово»

5. «У меня растут года»

6. «Поймем друг друга»

 Принципы построения воспитательной системы класса.

  1. Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального
  2. Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей
  3. Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. 
  4. Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации. 
  5. Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
  6. Принцип тесного взаимодействия с родителями учащихся. Только сообща с родителями можно добиться по-настоящему положительного результата в воспитании.

        Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.

 Прогнозируемые результаты.

           1. «Быть отличником хочу!»

  • высоко развитая потребность в самостоятельном добывании новых знаний,
  • увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.

2.  «Я – Россиянин»

  • усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения
  • активная жизненная позиция.

3. «Познавая мир, познаю себя»

  • овладение обучающимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками;
  • овладение учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях,
  • делать морально-нравственной выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его;
  • умение организовать свой досуг.

4. «У меня растут года»

  • сделать осознанный выбор будущей профессии.

5. «Здоровому всё здорово»

  • понимать значение физической культуры в жизни,
  • иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья,
  • уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.

6. «Пойми меня»

  • ответственность за своих близких,
  • доброе отношение к родителям.

Я  считаю, что любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Конспект урока Изложение «Своими руками».

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Изложение «Своими руками».Цели урока: развить умения определять тему текста, передавать содержание текста письменно, использовать при письме полученные з...

Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта

Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...

Представление своего педагогического опыта

На странице представлены общешкольные мероприятия, открытые занятия, выступления на школьных методических объединениях....

Второй Чемпионат России по педагогическому мастерству среди работников образовательных организаций - 2020 (презентация своей педагогической деятельности)

В самопрезентации представленна инновационная деятельность, результаты и достижения, а так же обобщение опыта своей педагогической деятельности....

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...