«Формирование читательской компетенции в начальной школе».
статья на тему

Колтовская Мария Семеновна

«Читательская компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях». Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

самостоятельного выбора и определения содержания книги по элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_koltovskoy_m.s.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Колтовская Мария Семеновна

 Учитель начальных классов МОБУ СОШ №3

Секция: Все может быть иначе… (традиции и инновации в образовании)

«Формирование читательской компетенции в начальной школе».

«Нельзя быть счастливым не умея читать»

А. П. Чехов

Формирование читательской компетенции в начальной школе.

Сколько несчастливых Маш, Саш, Даш уходят из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу из-за низкой техники чтения и неосознанного восприятия прочитанного. У таких детей снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учениками, учителями. Не читающий ребенок- это катастрофа школы и общества. Ни для кого сейчас не секрет, что за последнее время, благодаря компьютерам и разного рода гаджетам, статус чтения и отношение к чтению сильно изменились. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа ориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, личности, на формирование таких качеств и умений, которые в дальнейшем позволят ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности, и как следствие, быть успешным в жизни, роль книги неизмеримо возрастает.   В условиях современного быстро изменяющегося мира школа должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни.

Формирование читательской компетенции начинается с интереса к урокам чтения, которая составляет одну из ключевых компетенций - умения учиться.

«Читательская компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях». Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

самостоятельного выбора и определения содержания книги по элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

 Красной нитью в сознании детей должна быть обозначена мысль, что «чтение - лучшее учение», особенно востребованы слова К.Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса». Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни. Только читая, дети обогащают свой словарный запас и представление об окружающем мире. Уроки чтения создают основу для развития образного мышления, эстетического чувства, воспитывают любовь к художественной литературе. На уроках литературного чтения дети получают элементарные представления об изобразительных средствах и языке художественных произведений.

Необходимо научить учащихся слушать слово, то есть воспринимать художественное произведение на слух. С первых уроков обучения грамоте следует перед детьми поставить задачу: представить себе то, что они услышат в красках, звуках, формах. Естественно учитель должен обладать интонационной выразительностью читаемого произведения, только в этом случае дети смогут представить себе героев, ситуацию, обстановку, привыкнут и научатся воображать, у них разовьется стремление оценивать свои переживания, а так же поступки героев.  Не менее важная задача – это усвоение понятия «читать» в узком и широком его смысле и формировании навыков учебной деятельности. Первое чему должна научить начальная школа, это быстро и осознанно читать. Существует много способов и приемов, которые способствуют этому. Рассмотрим некоторые из них:

Динамическое чтение, это чтение глазами, ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются, как картинки, читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки.

Жужжащее чтение.

Ежеурочное чтение.

Использование зрительных диктантов.

Чтение по Кушнеру. 

           Скорость говорения в 4 раза меньше скорости мысли. Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за 1 секунду должны запомнить, все что изображено на картинке – сфотографировать. 1 секунду можно отмерить произнося 21 про себя.

Чтение за ведущим облегчает процесс овладения плавным слоговым чтением, быстрее развивает поле зрения.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, включающей в себя три этапа работы с текстом:

  1. Работа с текстом до чтения, опираясь на заголовок или на иллюстрацию к произведению.
  2. Во время чтения останавливаясь на непонятных словах или на высказываниях детей не дальнейшее развитие событий. Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приемы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами, и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроков на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.
  3. После чтения, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями. Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

Какие же дидактические средства может использовать учитель для формирования читательских компетенций.

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и библиотек.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом, при котором необходимо придерживаться следующих принципов:

1) Принцип жанрового разнообразия (научно-популярный, художественный, очерки, статьи, рассказы, сказки, волшебные и реалистические повести, стихотворения, баллады, пьесы и т.д.).

2) Монографический принцип – чтение произведений одного и того же автора, для более глубокого знакомства с его творчеством.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, способностью к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг.

Неумение найти главное в тексте, для большинства читателей в тексте «все главное», они не умеют пропускать через фильтр избыточную информацию, быстро находить нужное. Умение задавать вопросы по прочитанному повышает самочитаемость ребенка. Повышению результативности обучения способствует создание на уроке таких ситуаций, когда ученик оказывается в педагогической позиции: это взаимный контроль школьников, помощь учителю и своим одноклассникам. Обучению контролю младших школьников очень важная проблема, которой необходимо уделять постоянное внимание. В качестве показателей интереса к чтению у учеников начальных классов имеют все шансы выступать: положительное отношение к читательской деятельности ("люблю читать"); заинтересованность литературными произведениями ("хочу эти книги"); увлечение чтением ("не могу оторваться от книги"); желание поделиться эмоциями от прочитанной книги ("хочу, чтоб другие об этой книжке узнали"). Обучение контроля младших школьников – очень важная проблема, которой необходимо уделять постоянное внимание. Научившись проверять качество не только своих действий, но и действия своих товарищей ребенок ставит для себя на ближайшую перспективу конкретную цель по формированию навыков чтения: ученик говорит себе: «Я должен прочитать красиво. Я буду читать правильно».

В заключении хочется сказать, что компьютер сегодня отнимает у детей время и желание читать. Но можно сделать так, что именно компьютер станет помощником учителя в формировании читательской компетентности. Использование возможностей сети Интернет, электронных изданий, сайтов традиционных библиотек, появление цифровых библиотек, электронных литературных форумов способствует формированию новых читательский приоритетов и ценностей. Главное, надо найти правильное разумное применение этим возможностям.

Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

Каким ребенок будет читателем – во много зависит от нас с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

Развитие читательских компетенций учащихся начальной школы

Материал отражает опыт работы по формированию читательских компетенций учащихся третьего класса (образовательная система "Начальная школа XXI века")....

Тема самообразования "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"

обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, позволяющее найти подходы и методы формирования творческих способностей у учащихся в связи с требованиями ФГОС, при которых они приобре...

Формирование читательской компетенции в начальной школе

Как же учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Каждая книга должна прийти к ребёнку в опре...

Индивидуальная проблемная тема самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников" 

Индивидуальный план самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"...