Презентация на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ".
презентация к уроку по русскому языку на тему
Данная презентация содержит алгоритмы по основным орфограммам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmy.ppt | 410 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Алгоритм – совокупность действий, правил для решения данной задачи» Ожегов С.И. «Алгоритм - такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат». Беспалько В.П.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1.Теоретический анализ методической литературы по проблемам исследования. 2.Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя в процессе обучения орфографии. 3.Беседы с учащимися. 4.Анализ ученических работ и других материалов исследования. 5.Экспериментальная работа в начальных классах по определению эффективных способов применения алгоритмов при изучении орфографии. 6.Лабораторный эксперимент по выявлению условий, в которых наиболее отчетливо реализуются преимущества компьютерного обучения орфографии младших школьников.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Ознакомиться с концепциями современных методистов по алгоритмизации обучения. 2. Выявить теоретические основы и принципы методики формирования орфографических навыков с использованием алгоритмизации процесса обучения. 3. Выяснить сравнительную эффективность применения различных видов алгоритмических предписаний в процессе усвоения правил. 4. Разработать систему уроков по обучению орфографическим темам с помощью алгоритмов. 5. Определить возможности формирования орфографических навыков учащихся с использованием компьютерных программ.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ : показать, как в соответствии с Государственными образовательными стандартами начального образования может происходить формирование ключевых компетенции младших школьников в процессе использования алгоритмов при обучении орфографии разработать систему уроков, ориентированную на формирование орфографических знаний на этапе изучения и первичного закрепления правил, с использованием алгоритмизированного обучения. БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ : - МОУ «СОШ № 36» г. Северодвинска, с. Ненокса, Архангельской области, 4 класс 2003, 3 класс 2000. Учитель – Нечаева О.Г.
Принципы русской орфографии. - морфологический - фонетический - традиционный - дифференцированный - фонематический - синтаксический - смысловой - интонационный
Классификация правил: 1.Правило - указание или запрещение . 2.Правило - результат наблюдения над языком. 3 . Правило - указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний . 4.Грамматические правила (определения). 5. Правило - предписание к выполнению действия.
Алгоритм: 1 шаг: Прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится? 2 шаг: Назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? отчестве? фамилии?
Пример алгоритма: распознавание приставки с целью ее правильного написания.( 3 класс ) 1 шаг: Найти в слове корень. 2 шаг: Определить, есть ли в слове приставка, назвать ее. 3 шаг: Определить, какое слово образовано с помощью приставки, от какого слова образовано? 4 шаг. Проговорить приставку отчетливо - по буквам. Запомнить: она пишется всегда одинаково. (орфографический.)
1 шаг: Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква. 2 шаг: Еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает ( найти в слове ударяемый слог). 3 шаг: Подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова. 4 шаг: Сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание. 5 шаг: Написать слово, проверить написанное.
Основными свойствами алгоритма являются: 1.Определенность (простота и однозначность операций). 2.Массовость (присоединимся к целому классу задач). 3.Результативность (обязательное подведение к ответу). 4.Дискретность (членение на элементарные шаги).
Разновидности алгоритмов. - алгоритмы поиска - разрешающие алгоритмы - обобщающими.
Модели алгоритмов. ДИХОТОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИТОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Алгоритм - формула
Дихотомическая модель Мышь 1. Выясни, относится ли данное существительное к 3-му склонению. если да нет пиши И
Дихотомическая модель Демонстрация 2.Относится ли данное слово к существительному 1-го склонения на -ия ? если да нет пиши И
Алгоритм-формула . 1склонение 2склонение 3склонение - а,- я - ия , -о,-е -ие ь Р.П. - и - - и Д.П. е и - - и П.П. е и - е и
Этапы работы с алгоритмами. 1.Подготовительный этап. 2.Основной этап 3.Этап сокращения операций.
Ступени свертывания алгоритма. 1 ступень - полное рассуждение. Задача : Нахождение орфограммы и определение ее типа.
2 ступень - частичное сжатие. Задача : Определение порядка решения задачи в общем виде, его модель.
Алгоритм проверки слитного и раздельного написания приставки / предлога. 1 – шаг. Употребляется ли проверяемое слово без предлога, приставки. | | Да нет, пиши слитно это приставка | 2 – шаг. Можно ли вставить вопрос или другое слово. | | Да, можно, пиши раздельно, нет, нельзя, пиши слитно, это это предлог приставка
3 ступень - максимальное сжатие. Задачи : сама проверка данного слова, запись проверенного слова, словосочетания.
Алгоритм действий при списывании текста. 1.Прочитай предложение орфоэпически, чтобы его понять. 2.Выдели орфограммы, т.е. буквы, написание которых надо проверять. 3. Прочитай орфографически слово, обрати внимание на орфограммы, запомни слово. 4. Запиши слово, диктуя по слогом, не глядя в образец. 5. Проверь : прочитай, отметь дугами слоги, подчеркни орфограммы, сверь с исходным.
Письмо под диктовку. 1.Составь модель предложения. 2.Раздели слова на слоги, укажи ударный, подчеркни орфограммы. 3. Запись предложения под самодиктовку по слогам. 4. Проверь с помощью слоговых дуг. 5. Поставь ударение, подчеркни орфограммы. 6. Сравни с данной моделью предложения.
Алгоритм проверки безударного гласного звука. 2класс 1 – шаг : Произнеси проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных слогах ? 2 – шаг: если есть – какие они ? | | а, о, е, и -проверь их. у, ы – проверять не надо. 3 – шаг: измени слово так, чтобы ударение падало на безударную гласную, выдели ударный слог. 4 – шаг – пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышишь под ударением. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь.
Помоги зайчику найти свой домик. Щелкай мышкой только на те слова, в которых есть безударная гласная, которую нужно проверить.
Волна Почта Ручей
Рыбный Большой Густой
Шумит Знают Летит
Увы, но ты не смог помочь зайчику найти домик. Попробуй еще раз!
Поздравляю, ты справился с заданием. Теперь зайчик будет жить в теплом домике.
Проверка безударного гласного. 4класс, 2003 3класс, 2000
Алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных. 1 шаг. Есть ли в словах парные согласные на конце слова или перед согласными. | | есть нет, не проверять 2 шаг. В корне ли орфограмма ? | | В корне в приставке (проверь другим способом) | 3 шаг: подбери проверочное слово, измени проверяемое слово. | | подобрал не удалось, проверь по словарю проверь 4 шаг: сопоставь, сравни проверочное и проверяемое слово. Напиши.
Алгоритм проверки ь 1 шаг. Слышится ли в слове после согласного звук [j] ? | | да, слышится нет, не слышится: пиши без ь | 2 шаг. Какие следующие буквы? Есть ли Е, Е, И, Ю, Я? | | да, есть одна нет: пиши без ь из них 3 шаг. Пиши после согласного ь, после него - одну из указанных букв. | Проверь написанное.
Алгоритм проверки написания предлога. 1- шаг: есть ли ударение на предлоге, или он безударный. | | Без ударения под ударением – пиши, как слышишь | 2 – шаг: проверь написание предлога по словарику (гласные о,а,е)
Алгоритм проверки слов с двумя безударными гласными в корне. 1-й шаг: В слове есть сочетания «-оро-», «-оло-», «-ере-», «-еле-». Какие гласные здесь безударные? Безударные оба гласных звука Б /глас. звук 1: подбери проверочное слово. 2- шаг : Подбери проверочное слово для первого безударного гласного звука. Удается найти проверочное слово Нет, проверь по словарю 3 шаг : - Подбери второе проверочное слово. Удается найти проверочное слово. Нет, проверь по словарю. 4-й шаг: Сопоставь, сравни проверяемое слово с обоими проверочными словами. Напиши соответствующие гласные буквы. Проверь написанное
Алгоритм проверки непроизносимой согласной. 1 шаг. Есть ли в слове «опасное» сочетание согласных? | | есть: [с н], [з н], [в д] нет: проверять нечего. 2 шаг. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова, слышатся отчетливо. 3 шаг. Сравнить проверяемое и проверочное слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное.
Угадай, какую букву потерял водитель. Л, Т В, Д 0 Л, Т В, Д 0 Л, Т В, Д 0 ПРЕКРАС*НЫЙ ЧЕС*НЫЙ ИНТЕРЕС*НЫЙ Л, Т В, Д 0 Л, Т В, Д 0 Л, Т В, Д 0 ЗДРА*СТВУЙ ГРУС*НО СО*НЦЕ
Так держать, молодец! Продолжай! Вернись к предыдущему слайду!
Подумай! Вернись на предыдущий слайд!
Молодец, теперь шофер сможет заехать в гараж.
АЛГОРИТМ проверки ъ. 1. Есть приставка? | | Да Нет, ъ не пишется 2. Оканчивается ли она на согласный? | | Да Нет, Ъ не пишется 3. Есть после приставки буквы "е", "е", "ю", "я"? | | Да Нет | | ъ пишется ъ не пишется
Алгоритм проверки ь после шипящих. 1шаг. Проверяемое слово - существительное? да нет: проверь по словарю. 2шаг. Оканчивается на шипящий (ж, ч, ш, щ)? да нет: проверь по словарю. 3шаг. Определи род: женский, мужской. женский: пиши "ь". мужской: "ь" не пишется.
Не с глаголами. 1 шаг. Найди в предложении глагол. Есть при глаголе отрицание «Не» | | да нет, проверять нечего | 2 шаг. «НЕ» с глаголом пиши отдельно. Проверь написанное.
Предложение. 1. Найди сказуемое и подлежащее. 2.Найди слова уточняющие подлежащее. 3. Найди слова уточняющие сказуемое. 4. Найди слова, связанные второстепен-ными членами. 5. Выпиши все словосочетания, ставя вопрос. 6. Укажи работу второстепенных членов.
Алгоритм проверки однородных членов и знаков препинания: 1-й шаг: Прочитать предложение. Сколько в нем подлежащих, сказуемых, второстепенных членов? По 2 или несколько. По одному. 2-й шаг: Какие это члены? Назови их. На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся (с каким словом связаны)? 3-й шаг: Есть ли между ними союз «и»? Нет: между однородными Да: перед «и» не нужна членами запятая нужна. запятая. Проверь написанное.
Безударные окончания прилагательных. 1. Найди словосочетание прил. + сущ. есть нет 2. Выдели окон. в прил. Безударно ли оно ? безударное удар., не проверяй | 3. Определи род, падеж прил. по сущ. 4. Особо проверить по родам, выбрать окончание по таблице. 5. Написать в соответствии с проверкой.
Алгоритм проверки безударных личных окончаний глагола. 1 шаг. Проверь: проверяемое слово - глагол? | | да нет 2 шаг. Определи время (настоящее или будущее). 3 шаг. Определи окончание. Безударное ли оно? | | безударное ударное: проверять не нужно. | 4 шаг. Образуй неопределенную форму глагола, проверь правильность ее образования. | 5 шаг. На что оканчивается неопределенная форма? | | на "-ить" на "-ать" ("-уть", "-еть", "-оть", "-ыть", "-ти" и др.) | | 6 шаг. Найди в таблице Проверь, если оканчивается личное окончание. на "-ать"("-еть"), не относится ли к числу | | исключений. | | | 7 шаг. Глагол II спр., ------------------------да ( искл. ) нет (не искл.) пишем в окончании и, а, я | Найди по таблице личное окончание. | Глагол I спр., пишем окончание с гласными е", "у", "ю". 8 шаг. Проверь написанное.
Сравнительный анализ. 3класс, 2000 4класс,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы
В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...
Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы
В данной презентации отображен перечень ключевых компетенций, основанный на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах...
«Формирование метапредметных компетенций учащихся начальной школы».
Материал по теме «Формирование метапредметных компетенций учащихся начальной школы»....
Семинар для педагогов "Формирование ключевых компетенция учащихся начальной школы"
Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;- не может применить определенный набор знаний ...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Язык является важнейшим источником познания истории и культуры народа, он несет в себе социокультурную информацию, хранит сведения об этносе, этапах и особенн...
Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы в процессе обучения
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...
Формирование глобальных компетенций учащихся начальной школы
В данной статье дано определение глобальных компетенций, его значение для всестороннего развития ребенка и приведены примеры заданий с помощью которых формируются у учащихся глобальные компетенции....