Формирование читательской компетенции в начальной школе
статья по чтению на тему
Как же учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.
Очень часто учитель определяет необходимость чтения и то, какие книги будут читать ученики. А очень бы хотелось, чтобы ученики, со временем, сами пришли к осознанию необходимости чтения и правильному выбору литературы, ведь именно от того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.
Проблема с чтением существует и в моем классе, поэтому я решила уделить этой проблеме особое внимание. Работа по формированию интереса к чтению осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения и внеурочную деятельность. Проанализировав в первом классе читательские умения и запросы учеников, постаралась выстроить определенную систему занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Невская школа № 691, г. Санкт-Петербург
Полякова Наталья Витальевна
Статья на тему:
«Формирование читательской компетенции
в начальной школе».
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970- 1980 годы возник и разделялся миф о России как о самой “ читающей стране мира”. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно “серьёзной” литературы, классики, произведений в “толстых журналах”, собирательство книг, создание своих домашних библиотек - всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно- технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует меня, как каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.
Как же учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.
Очень часто учитель определяет необходимость чтения и то, какие книги будут читать ученики. А очень бы хотелось, чтобы ученики, со временем, сами пришли к осознанию необходимости чтения и правильному выбору литературы, ведь именно от того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.
Проблема с чтением существует и в моем классе, поэтому я решила уделить этой проблеме особое внимание. Работа по формированию интереса к чтению осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения и внеурочную деятельность. Проанализировав в первом классе читательские умения и запросы учеников, постаралась выстроить определенную систему занятий.
В нашем классе существует пятиминутка общения с книгой: каждый день несколько минут перед уроками и пять минут в начале урока литературного чтения, дети читают свои книги. Стало доброй традицией не только прочитывать книгу, но и делиться впечатлениями о прочитанном, как в устной, перед классом, так и в письменной форме, в читательском дневнике. Читательский дневник ведется и в течение всего учебного года, и во время каникул.
У нас проходит много внеклассных мероприятий, которые предоставляют возможность для творчества детей: конкурсы сочинений и рисунков, литературные праздники, викторины и олимпиады, библиотечные часы.
В первом классе, спустя пару недель, после того, как дети пришли в школу, мы побывали в школьной библиотеке. И с этого дня многие стали в ней частыми посетителями. Велика роль библиотекаря в воспитании читателя. Нам повезло, потому что библиотекари нашего лицея – творческие люди. Вместе с ними мы проводим библиотечные часы, конкурсы чтецов, викторины по прочитанным книгам. Не остается без внимания ни одна просьба учителя или ученика.
Спустя некоторое время мы побывали в городской детской библиотеке. Знакомство с детскими книгами, читальным залом, выставочным залом было проведено в очень доступной интересной форме. Это стало началом нашей дружбы. Вот уже четвертый год очень многие литературные викторины, занятия, литературные встречи у нас проходят в этой библиотеке. Форма проведения занятий каждый раз различная: это могут быть игры «Звездный час», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», и др. Детей знакомят с писателями и их произведениями. При этом нередко используются ИКТ. Ребята с удовольствием участвуют во всех конкурсах, которые проходят в библиотеке, нередко становятся победителями. Каждый год дети являются гостями на празднике, посвященном Неделе детской книги. Все мероприятия не только очень интересные, разнообразные, но и познавательные.
Но привитие интереса к чтению на 90% зависит от родителей. Поэтому необходимо установить своевременный и тесный контакт с родителями, ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие формирования ребенка – читателя в семье. Следовательно, при работе над формированием интереса к чтению у детей, нельзя без планирования работы с родителями в данном направлении. Воспитать любовь к чтению и книге помогают родительски собрания «Роль чтения в жизни ребенка», «Правильное чтение - залог успешного обучения учащегося». Очень продуктивными являются совместные литературные праздники.
Работа с книгой богата как по форме, так и по содержанию. Долг каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы
В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...
Презентация на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ".
Данная презентация содержит алгоритмы по основным орфограммам....
Развитие читательских компетенций учащихся начальной школы
Материал отражает опыт работы по формированию читательских компетенций учащихся третьего класса (образовательная система "Начальная школа XXI века")....
«Формирование читательской компетенции в начальной школе».
laquo;Читательская компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успеш...
Тема самообразования "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"
обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, позволяющее найти подходы и методы формирования творческих способностей у учащихся в связи с требованиями ФГОС, при которых они приобре...
Индивидуальная проблемная тема самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"
Индивидуальный план самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"...