Индивидуальная проблемная тема самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников" 
материал

Виноградова Анастасия Анатольевна

Индивидуальный план самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samob-ya_original.docx12.28 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная проблемная тема самообразования:

"Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников" 

Цели:

1) Активизация познавательных интересов младших школьников с целью повышения качества обучения.

2)Формирование конкурентоспособной, коммуникативной, толерантной личности;

3)Формирование на уроках гражданской идентичности;

4) Использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;

5) Повышение своего методического уровня.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. Активизировать познавательную деятельность и интерес к истории с помощью современных технологий; формировать умения ставить цель и находить пути, средства к ее достижению.
  2. Научить организовывать работу с источниками информации по проблеме урока.

Ожидаемые результаты:

Положительная динамика уровня развития способов чтения, темпа, правильности и осознанности чтения, а также уровня развития УУД по работе с информацией, высокий уровень самостоятельности учебной работы, повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.

 Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию, намечены основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

3.Систематически выписывать журнал «Начальная школа».

4.Вести каталог статей из этих журналов.

5. Повышать квалификацию на курсах повышения квалификации для учителей начальных классов.

2019- 2024

 

 

 

 

2019-2024

 

регулярно

 

регулярно

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по предметам: литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения учащихся.

3. Принимать активное участие в работе муниципального и школьного МО учителей начальных классов.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ и олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, республики через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроках.

9. Проводить открытые уроки для коллег по школе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

 

регулярно

 

 

 

регулярно

 

 

регулярно

 

 

ежегодно

 

 

регулярно

 

 регулярно

 

регулярно

 

 регулярно

регулярно

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по обучению, воспитанию учащихся начальных классов.

регулярно

 регулярно

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме.

2018-2019

1.Пройти курсы повышения квалификации учителей.

2.Выступление на заседании школьного МО

3.Подписка на методическую литературу

4.Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2019-2020

1.Выступление на заседании школьного МО

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2021-2022

1.Выступление на заседании педагогического совета.

2.Открытые уроки на муниципальном, республиканском уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2022-2024

1.Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных дейс твий через социализацию личности учащихся в рамках ФГОС».

2. Участие в муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс по теме самообразования.

4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2023-2024

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», в конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика».

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте.

 

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств и оценка их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

Изучить литературу по данной проблеме:

  1. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.А. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
  2.  Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1988.
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995, 2006.
  5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге. – М., 1996.
  6. Соболева О.В., Дыбленко С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 8. – С. 18–22.
  7. Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей. – М..: Просвещение, 1990. – 128с.
  8. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. — М., 1991.
  9. Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в Страну Книги: В 4_х кн. – М., 1998; СПб., 2003.
  10. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. с. 27-31.

Интернет-источники:

  1. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4685/Itemid,343/index.php
  2. http://trunovalv.ucoz.ru/news/dejatelnostnyj_podkhod/2011-04-12-58
  3. http://region56.ucoz.ru/load/dejatelnostnyj_podkhod_v_processe_formirovanija_navyka_chtenija_rjabova_lv/5-1-0-95
  4. http://school.iatp.by/uthitel/10/2.4.htm
  5. https://sites.google.com/site/bibliotekapoipkro/informacionnaa-kompetentnost

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
  • Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».

4. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки с применением указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями по вопросам тем самообразования.
  • Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
  • Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на заседаниях школьного методического объединения и педагогических советах школы.
  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

Предполагаемые результаты самообразования

  • Повысить качество преподавания
  • Научить детей работать с Интернетом, с энциклопедическим материалом, с книгой, грамотно использовать полученные знания.
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
  • Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности по теме самообразования на МО и педсоветах.
  • Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

  • Результаты работы над темой самообразования поместить на личном сайте.
  • Обобщить опыт по исследуемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

Презентация «Интегрированный урок в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся»

Презентация «Интегрированный урок в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся», к конкурсу "Учитель года 2018"...

Тема самообразования "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"

обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, позволяющее найти подходы и методы формирования творческих способностей у учащихся в связи с требованиями ФГОС, при которых они приобре...

Обобщение опыта по теме " Технология проблемно-диалогического обучения как способ активизации учебной деятельности младшего школьника"

Представила сою работу на семинаре по теме " Проблемно-диалогическое обучение" Доклад + презентация...

Выступление на ШМО учителей начальных классов: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций»

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация ...

Статья "Альтернативный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"

В статье рассматривается альтернативный урок как способ активизации познавательной деятельности детей начальной школы....