Воспитательная работа через систему классных часов
рабочая программа (2 класс) на тему

Кутазова  Наталья Викторовна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. Воспитательная работа через систему классных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska._klassnye_chasy._2_a_kl.doc110.5 КБ
Файл ktp._klassnye_chasy._2a.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

        Рабочая программа воспитательной работы через систему классных часов

2 – А класс

Срок реализации программы 1 год

Учитель: Евсеенкова Н. В.

2017 – 2018 учебный год

Санкт-Петербург

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для обучающихся  2 А  класса ГБОУ СОШ  № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга по воспитательной работе через систему классных часов в 2017-2018 учебном году.

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

            Цель: создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитывая природные задатки, возрастные особенности, условия жизни и воспитания в семье и школе.

           Задачи:

- формировать уважительное отношение к членам своей семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью;

- содействовать формированию классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, культуры поведения;

- формировать общечеловеческие нормы гражданской морали;

- развивать нравственно-личностные качества, культуру общения;

- прививать любовь к природе;

- развивать творческий потенциал учащихся;

- прививать навыки здорового образа жизни;

- повышать педагогическую и психологическую культуру родителей через совместную деятельность.

1.2. Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 29.12.2010)
  • О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 24.11.2015 № 81
  • Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС) на 2017-2018 учебный год
  • Учебный план ГБОУ школы №164 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год
  • Годовой календарный учебный график ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год

1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

             Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

          Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

1.4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

           Содержание программы воспитательной работы через систему классных часов направлено на  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации,  сопоставлением данных;  развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

1.5.Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС:

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).

1.6. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:

В соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 164 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год во 2 А классе по воспитательной работе через систему классных часов отводится 34 часа, так как на реализацию программы отводится 1 час в неделю. В связи с переносами выходных и праздничных дней произведено объединение некоторых тем.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

№ п/п

Коррекция № уроков

Предмет коррекции

1

2

1.7. Информация об используемых технологиях обучения, формах и типах уроков.

           Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики- учитель-родители-другие учителя-другие классы) базируются на следующих принципах:

-много знать - престижно;

-помогать друг другу – нормально;

-готовить дело по чужому сценарию – невозможно;

-жить в неуютной обстановке – нельзя.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научной организации
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
5. Принцип целостности
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
7. Принцип личностно – деятельностного подхода
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
10. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации

Виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное творчество;
  • трудовая деятельность.

Формы внеурочной воспитательной деятельности

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики, диспуты, олимпиады, соревнования, интеллектуальные клубы, проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры.

1.8. Виды и формы промежуточного и итогового контроля:

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития 

Зона актуального развития

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.

Зона ближайшего развития

Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  • рост активности обучающихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  • качественное изменение в личностном развитии;
  • удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

2.  Содержание рабочей программы

       Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Доброта», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно  выполняют  роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющим его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.

Механизм построения и функционирования воспитательной системы

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный творческий характер.

Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: творческие мастерские, походы на природу, «папин» день, праздник мам  и бабушек, игры-путешествия, дни именинников и т. д.

Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, которая строится на основе следующих педагогических идей:

-равенство всех участников, включая мастера;

-ненасильственное привлечение к процессу деятельности;

-отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;

-чередование индивидуальной и коллективной работы;

-ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько сам процесс творчества;

-выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов

( без выбора нет свободы);

-нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Воспитательная работа построена по 5 основным направлениям:

  • Гражданско-патриотическое
  • Научно-познавательное
  • Спортивно-оздоровительное
  • Социальное
  • Художественно-эстетическое

1. Спортивно-оздоровительное:

•    работа спортивного кружка («ОФП»);

•     организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;

•     проведение бесед по охране здоровья (кл.часы)

•     применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;

•     участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях.

2. Художественно-эстетическое:

•     работа кружков;

•     организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

•     проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

•     участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

3. Научно-познавательное:

•     работа научного кружка;

•     интеллектуальная неделя;

•     библиотечные уроки;

•     конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.

4. Гражданско-патриотическое:

•     встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

•     выставки рисунков;

•     встречи с участниками «горячих точек»;

•     тематические классные часы;

•     оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;

•     конкурсы рисунков;

•     работа патриотического кружка.

5. Социальное

•     проведение субботников;

•     беседы;

•     разведение комнатных растений;

•     Акция «Помоги природе»;

•     Акция «Доброе дело».

3. Требования к уровню подготовки обучающихся 1-4 классов

Возрастные особенности достижения результатов воспитания 

  • При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
  • Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
  • Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами  являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
  • вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Оценивать предъявленное готовое решение.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток

4. Литература и средства обучения

4.1. Литература для учителя:

1.Е.Н. Степанов « Педагогу о воспитательной  системе школы и класса»

2.Е.Н.Степанов « Воспитательная система класса, теория и практика»

3. Г.К. Селевко «Воспитательные технологии.»

4. М.П.Нечаев « Управление воспитательным процессом в классе»

5. Журнал « Справочник классного руководителя»

6. Журнал « Классный руководитель»

7. Журнал « Воспитательная  работа в школе»

8. Л.И.Божович « Личность и ее формирование в детском возрасте»

9. Н. И. Дереклеева « Справочник классного руководителя»

4.2. Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:

4.3. Электронные образовательные ресурсы:

             Авторские:

  • Самостоятельно созданные в процессе подготовки к отдельным темам уроков

4.4. Информационно-техническая оснащенность кабинета:

  • Компьютер
  • МФУ
  • Документ-камера
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления печатных пособий
  • образовательные ресурсы
  • Мультимедийный проектор
  • Демонстрационные печатные пособия



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 2 А класс 2017-2018 учебный год.

Тематика классных часов.

№ п/п

Тема занятия

Направление

Теория (кол-во часов)

Практика (кол-во часов)

Форма занятия

Способы выявления образовательных результатов учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

День солидарности в борьбе с терроризмом – 3 сентября.

Гражданско-патриотическое

1

Беседа

Тест самопроверки

4.09

4.09

2

ПДД. Новое о светофоре и дорожных знаках.

Спортивно-оздоровительное

1

Беседа

Тест самопроверки

11.09

11.09

3

10 сентября – День озера Байкал

Научно-познавательное

1

Беседа

Тест самопроверки

18.09

18.09

4

24 сентября – Всемирный день моря.

Научно-познавательное

1

Клубное мероприятие.

Творческая работа.

25.09

25.09

5

Загадки природы. Викторина.

Научно-познавательное

1

Игра. Клубное мероприятие.

Соревнование.

2.10

2.10

6

ППБ. Огонь друг и враг человека.

Спортивно-оздоровительное

1

Беседа

Тест самопроверки

9.10

9.10

7

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. 

Спортивно-оздоровительное

1

Беседа

Тест самопроверки

16.10

16.10

8

ПДД Правила безопасного поведения во время осенних каникул. Международный день школьных библиотек.

Научно-познавательное

1

Беседа

Тест самопроверки

23.10

23.10

9

4 ноября День народного единства.

Художественно-эстетическое

1

Клубное мероприятие.

Творческая работа.

13.11

10

Толерантность – путь к миру.

Художественно-эстетическое

1

Клубное мероприятие.

Творческая работа.

20.11

11

День Матери.

Социальное

1

Клубное мероприятие.

Творческая работа.

27.11

12

ПДД. Что нужно знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.

Спортивно-оздоровительное

1

Беседа

Тест самопроверки

4.12

13

ПДД. Что мы видим на дороге.

Спортивно-оздоровительное

1

Беседа

Тест самопроверки

11.12

14

Тематический урок информатики в рамках Всероссийской акции «Час кода».

Научно-познавательное

1

Беседа

Тест самопроверки

18.12

15

Игра-конкурс «Эти удивительные растения».

Научно-познавательное

1

Игра. Клубное мероприятие.

Соревнование.

25.12

16

18 января – день снятия блокады Ленинграда.

Гражданско-патриотическое

1

Беседа

Тест самопроверки

15.01

17

ПДД. Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Спортивно-оздоровительное

1

Беседа

Тест самопроверки

22.01

18

Я выбираю здоровый образ жизни.

Спортивно-оздоровительное

1

Игра. Клубное мероприятие.

Соревнование.

29.01

19

4 февраля – 145 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина.

Художественно-эстетическое

1

Беседа

Тест самопроверки

5.02

20

ПДД. Мы идем в школу.

Спортивно-оздоровительное

1

Беседа

Тест самопроверки

12.02

21

Масленица. Первый блин комом.

Социальное

1

Клубное мероприятие.

Творческая работа.

19.02

22

А ну-ка, мальчики!

Социальное

1

Игра. Клубное мероприятие.

Соревнование.

26.02

23

А ну-ка, девочки!

Социальное

1

Игра. Клубное мероприятие.

Соревнование.

5.03

24

13 марта – 105 лет со дня рождения Сергея Владимировича Михалкова.

Художественно-эстетическое

1

Беседа

Тест самопроверки

12.03

25

ПДД. Наши верные друзья.

Спортивно-оздоровительное

1

Игра.

Созданная модель.

19.03

26

7 апреля - всемирный день здоровья.

Спортивно-оздоровительное

1

Игра. Клубное мероприятие.

Соревнование.

2.04

27

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы».

Гражданско-патриотическое

1

Клубное мероприятие.

Творческая работа.

9.04

28

2 апреля – международный день детской книги.

Художественно-эстетическое

1

Экскурсия

Творческая работа

16.04

29

ПДД. Мы пассажиры.

Спортивно-оздоровительное

1

Игра.

Созданная модель.

23.04

30

ОБЖ «Если случилась беда. Потерялся.» Практическая работа (изготовление «Удостоверения личности»).

Спортивно-оздоровительное

1

Конкурс-смотр творческих проектов

Представление творческого проекта.

28.04

31

9 мая - День победы.

Гражданско-патриотическое

1

Клубное мероприятие.

Творческая работа.

7.05

32

Международный день семьи (15 мая)

Социальное

1

Клубное мероприятие.

Творческая работа.

14.05

33

ПДД. Инструктаж перед летними школьными каникулами. Особенности движения на загородных дорогах. Катание на велосипедах по улицам дачных поселков.

Спортивно-оздоровительное

1

Беседа

Тест самопроверки

21.05

Итого

15 ч

18 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе "Через игру- в жизнь"

План воспитательной работы по программе "Через игру- в жизнь" для 1-4 классов...

Совершенствование системы воспитательной работы через использование проектной методики. Педагогический проект "Мама, папа, школа, я - вместе дружная семья.

Одной из форм применения интерактивных технологий является организация проектной деятельности младших школьников, как в учебной, так и во внеклассной работе с установкой на саморазвитие личности....

Обеспечение продуктивности воспитательной работы через использование материалов для классных часов на платформе Учи.ру.

Выступление на заседании методического объединения учителей и классных руководителей начальных классов....

Статья на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Воспитать человека" "Применение современных воспитательных технологий при проведении классных часов"

В статье говорится об использовании  современных воспитательных технологиях при проведении классных часов в начальных классах...

Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным.

Реализация программы социальной активности обучающихся «Орлята России» в МБОУ «СОШ № 9», г. Зима (2022-2023гг)...

Современные аспекты воспитательной работы в деятельности классного руководителя

Представлена рабочая программа рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы...

"Формирование финансовой грамотности через систему классных часов".

В статье кратко раскрывается понятие финансовой грамотности, приводится планирование классных часов для формирования финансовой грамотности в начальной школе....