Воспитательная работа через систему классных часов
рабочая программа (2 класс) на тему
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. Воспитательная работа через систему классных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska._klassnye_chasy._2_a_kl.doc | 110.5 КБ |
ktp._klassnye_chasy._2a.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа воспитательной работы через систему классных часов
2 – А класс
Срок реализации программы 1 год
Учитель: Евсеенкова Н. В.
2017 – 2018 учебный год
Санкт-Петербург
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для обучающихся 2 А класса ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга по воспитательной работе через систему классных часов в 2017-2018 учебном году.
- Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цель: создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитывая природные задатки, возрастные особенности, условия жизни и воспитания в семье и школе.
Задачи:
- формировать уважительное отношение к членам своей семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью;
- содействовать формированию классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, культуры поведения;
- формировать общечеловеческие нормы гражданской морали;
- развивать нравственно-личностные качества, культуру общения;
- прививать любовь к природе;
- развивать творческий потенциал учащихся;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- повышать педагогическую и психологическую культуру родителей через совместную деятельность.
1.2. Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 29.12.2010)
- О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 24.11.2015 № 81
- Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС) на 2017-2018 учебный год
- Учебный план ГБОУ школы №164 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год
- Годовой календарный учебный график ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год
1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
1.4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:
Содержание программы воспитательной работы через систему классных часов направлено на формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
1.5.Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС:
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).
1.6. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:
В соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 164 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год во 2 А классе по воспитательной работе через систему классных часов отводится 34 часа, так как на реализацию программы отводится 1 час в неделю. В связи с переносами выходных и праздничных дней произведено объединение некоторых тем.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
№ п/п | Коррекция № уроков | Предмет коррекции |
1 | ||
2 |
1.7. Информация об используемых технологиях обучения, формах и типах уроков.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики- учитель-родители-другие учителя-другие классы) базируются на следующих принципах:
-много знать - престижно;
-помогать друг другу – нормально;
-готовить дело по чужому сценарию – невозможно;
-жить в неуютной обстановке – нельзя.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научной организации
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
5. Принцип целостности
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
7. Принцип личностно – деятельностного подхода
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
10. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
Виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное творчество;
- трудовая деятельность.
Формы внеурочной воспитательной деятельности
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики, диспуты, олимпиады, соревнования, интеллектуальные клубы, проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры.
1.8. Виды и формы промежуточного и итогового контроля:
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития | Уровни результата воспитания | Показатели воспитанности и развития |
Зона актуального развития Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. | 1 уровень результата | Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. |
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. | 2 уровень результата | Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов. |
Зона ближайшего развития Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. | 3 уровень результата | Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. |
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
- рост активности обучающихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии;
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
2. Содержание рабочей программы
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Доброта», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющим его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
Механизм построения и функционирования воспитательной системы
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный творческий характер.
Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: творческие мастерские, походы на природу, «папин» день, праздник мам и бабушек, игры-путешествия, дни именинников и т. д.
Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, которая строится на основе следующих педагогических идей:
-равенство всех участников, включая мастера;
-ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
-отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
-чередование индивидуальной и коллективной работы;
-ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько сам процесс творчества;
-выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов
( без выбора нет свободы);
-нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Воспитательная работа построена по 5 основным направлениям:
- Гражданско-патриотическое
- Научно-познавательное
- Спортивно-оздоровительное
- Социальное
- Художественно-эстетическое
1. Спортивно-оздоровительное:
• работа спортивного кружка («ОФП»);
• организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;
• проведение бесед по охране здоровья (кл.часы)
• применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;
• участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях.
2. Художественно-эстетическое:
• работа кружков;
• организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
• проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
• участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
3. Научно-познавательное:
• работа научного кружка;
• интеллектуальная неделя;
• библиотечные уроки;
• конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.
4. Гражданско-патриотическое:
• встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
• выставки рисунков;
• встречи с участниками «горячих точек»;
• тематические классные часы;
• оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;
• конкурсы рисунков;
• работа патриотического кружка.
5. Социальное
• проведение субботников;
• беседы;
• разведение комнатных растений;
• Акция «Помоги природе»;
• Акция «Доброе дело».
3. Требования к уровню подготовки обучающихся 1-4 классов
Возрастные особенности достижения результатов воспитания
- При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
- Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
- Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
- вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Оценивать предъявленное готовое решение.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
- Конструировать несложные задачи.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток
4. Литература и средства обучения
4.1. Литература для учителя:
1.Е.Н. Степанов « Педагогу о воспитательной системе школы и класса»
2.Е.Н.Степанов « Воспитательная система класса, теория и практика»
3. Г.К. Селевко «Воспитательные технологии.»
4. М.П.Нечаев « Управление воспитательным процессом в классе»
5. Журнал « Справочник классного руководителя»
6. Журнал « Классный руководитель»
7. Журнал « Воспитательная работа в школе»
8. Л.И.Божович « Личность и ее формирование в детском возрасте»
9. Н. И. Дереклеева « Справочник классного руководителя»
4.2. Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:
4.3. Электронные образовательные ресурсы:
Авторские:
- Самостоятельно созданные в процессе подготовки к отдельным темам уроков
4.4. Информационно-техническая оснащенность кабинета:
- Компьютер
- МФУ
- Документ-камера
- Классная доска с набором приспособлений для крепления печатных пособий
- образовательные ресурсы
- Мультимедийный проектор
- Демонстрационные печатные пособия
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 2 А класс 2017-2018 учебный год.
Тематика классных часов.
№ п/п | Тема занятия | Направление | Теория (кол-во часов) | Практика (кол-во часов) | Форма занятия | Способы выявления образовательных результатов учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
1 | День солидарности в борьбе с терроризмом – 3 сентября. | Гражданско-патриотическое | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 4.09 | 4.09 | |
2 | ПДД. Новое о светофоре и дорожных знаках. | Спортивно-оздоровительное | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 11.09 | 11.09 | |
3 | 10 сентября – День озера Байкал | Научно-познавательное | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 18.09 | 18.09 | |
4 | 24 сентября – Всемирный день моря. | Научно-познавательное | 1 | Клубное мероприятие. | Творческая работа. | 25.09 | 25.09 | |
5 | Загадки природы. Викторина. | Научно-познавательное | 1 | Игра. Клубное мероприятие. | Соревнование. | 2.10 | 2.10 | |
6 | ППБ. Огонь друг и враг человека. | Спортивно-оздоровительное | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 9.10 | 9.10 | |
7 | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. | Спортивно-оздоровительное | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 16.10 | 16.10 | |
8 | ПДД Правила безопасного поведения во время осенних каникул. Международный день школьных библиотек. | Научно-познавательное | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 23.10 | 23.10 | |
9 | 4 ноября День народного единства. | Художественно-эстетическое | 1 | Клубное мероприятие. | Творческая работа. | 13.11 | ||
10 | Толерантность – путь к миру. | Художественно-эстетическое | 1 | Клубное мероприятие. | Творческая работа. | 20.11 | ||
11 | День Матери. | Социальное | 1 | Клубное мероприятие. | Творческая работа. | 27.11 | ||
12 | ПДД. Что нужно знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта. | Спортивно-оздоровительное | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 4.12 | ||
13 | ПДД. Что мы видим на дороге. | Спортивно-оздоровительное | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 11.12 | ||
14 | Тематический урок информатики в рамках Всероссийской акции «Час кода». | Научно-познавательное | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 18.12 | ||
15 | Игра-конкурс «Эти удивительные растения». | Научно-познавательное | 1 | Игра. Клубное мероприятие. | Соревнование. | 25.12 | ||
16 | 18 января – день снятия блокады Ленинграда. | Гражданско-патриотическое | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 15.01 | ||
17 | ПДД. Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Спортивно-оздоровительное | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 22.01 | ||
18 | Я выбираю здоровый образ жизни. | Спортивно-оздоровительное | 1 | Игра. Клубное мероприятие. | Соревнование. | 29.01 | ||
19 | 4 февраля – 145 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина. | Художественно-эстетическое | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 5.02 | ||
20 | ПДД. Мы идем в школу. | Спортивно-оздоровительное | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 12.02 | ||
21 | Масленица. Первый блин комом. | Социальное | 1 | Клубное мероприятие. | Творческая работа. | 19.02 | ||
22 | А ну-ка, мальчики! | Социальное | 1 | Игра. Клубное мероприятие. | Соревнование. | 26.02 | ||
23 | А ну-ка, девочки! | Социальное | 1 | Игра. Клубное мероприятие. | Соревнование. | 5.03 | ||
24 | 13 марта – 105 лет со дня рождения Сергея Владимировича Михалкова. | Художественно-эстетическое | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 12.03 | ||
25 | ПДД. Наши верные друзья. | Спортивно-оздоровительное | 1 | Игра. | Созданная модель. | 19.03 | ||
26 | 7 апреля - всемирный день здоровья. | Спортивно-оздоровительное | 1 | Игра. Клубное мероприятие. | Соревнование. | 2.04 | ||
27 | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы». | Гражданско-патриотическое | 1 | Клубное мероприятие. | Творческая работа. | 9.04 | ||
28 | 2 апреля – международный день детской книги. | Художественно-эстетическое | 1 | Экскурсия | Творческая работа | 16.04 | ||
29 | ПДД. Мы пассажиры. | Спортивно-оздоровительное | 1 | Игра. | Созданная модель. | 23.04 | ||
30 | ОБЖ «Если случилась беда. Потерялся.» Практическая работа (изготовление «Удостоверения личности»). | Спортивно-оздоровительное | 1 | Конкурс-смотр творческих проектов | Представление творческого проекта. | 28.04 | ||
31 | 9 мая - День победы. | Гражданско-патриотическое | 1 | Клубное мероприятие. | Творческая работа. | 7.05 | ||
32 | Международный день семьи (15 мая) | Социальное | 1 | Клубное мероприятие. | Творческая работа. | 14.05 | ||
33 | ПДД. Инструктаж перед летними школьными каникулами. Особенности движения на загородных дорогах. Катание на велосипедах по улицам дачных поселков. | Спортивно-оздоровительное | 1 | Беседа | Тест самопроверки | 21.05 | ||
Итого | 15 ч | 18 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе "Через игру- в жизнь"
План воспитательной работы по программе "Через игру- в жизнь" для 1-4 классов...
Совершенствование системы воспитательной работы через использование проектной методики. Педагогический проект "Мама, папа, школа, я - вместе дружная семья.
Одной из форм применения интерактивных технологий является организация проектной деятельности младших школьников, как в учебной, так и во внеклассной работе с установкой на саморазвитие личности....
Обеспечение продуктивности воспитательной работы через использование материалов для классных часов на платформе Учи.ру.
Выступление на заседании методического объединения учителей и классных руководителей начальных классов....
Статья на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Воспитать человека" "Применение современных воспитательных технологий при проведении классных часов"
В статье говорится об использовании современных воспитательных технологиях при проведении классных часов в начальных классах...
Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным.
Реализация программы социальной активности обучающихся «Орлята России» в МБОУ «СОШ № 9», г. Зима (2022-2023гг)...
Современные аспекты воспитательной работы в деятельности классного руководителя
Представлена рабочая программа рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы...
"Формирование финансовой грамотности через систему классных часов".
В статье кратко раскрывается понятие финансовой грамотности, приводится планирование классных часов для формирования финансовой грамотности в начальной школе....