Совершенствование системы воспитательной работы через использование проектной методики. Педагогический проект "Мама, папа, школа, я - вместе дружная семья.
проект (2 класс) на тему

Андреева Валентина Ивановна

Одной из форм применения интерактивных технологий является организация проектной деятельности младших школьников, как в учебной, так и во внеклассной работе с установкой на саморазвитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_proektnoy_metodiki_vo_vneklassnoy_rabote.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

        Одной из главных и достаточно сложных функций начальной школы является воспитание человека. Современная начальная школа переживает этап нового осмысления многих постулатов, методов, приёмов, средств и форм, долгие годы служивших основой процесса воспитания. Невозможно решать проблему формирования нужной и полезной обществу личности гражданина обновлённой России старыми средствами. Поиск новых технологий, средств и форм воспитания становится всё более актуальной задачей.

        Одной из форм применения интерактивных технологий является организация проектной деятельности младших школьников, как в учебной, так и во внеклассной работе с установкой на саморазвитие личности.

        В основу метода проектов положена идея о том, что учебно-познавательная деятельность учащихся направлена на результат, который получается при решении определённой проблемы. На долю учителя остаётся трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Они должны быть знакомы и значимы для ребёнка.

        «Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

        Проект – это «пять П»: Проблемы – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др.

        Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

        Проект имеет большое количество видов и разновидностей. Можно выделить три различные классификации:

  1. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

1) Практико-ориентированный проект нацелен на интересы самих участников.

Продукт может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства (от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России).

2) Исследовательский проект напоминает подлинно научное исследование.

3) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

4) Творческий проект предполагает нетрадиционный подход к оформлению

результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного и прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5) Ролевой проект. Участники берут на себя роли  литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

        Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, творческий, ролевой или информационный.

  1. Классификация проектов по комплексности и по характеру контактов.
  1. Монопроекты – проводятся в рамках одного предмета или одной области

 знаний.

  1. Межпредметные проекты – выполняются во внеурочное время. По

 характеру контактов между участниками проекты могут быть:

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными;
  • межрегиональными;
  • международными.
  1. Классификация проектов по продолжительности.
  1. Мини-проекты могут укладываться в один урок и менее.
  2. Краткосрочные проекты (4-6 уроков).
  3. Недельные проекты.
  4. Годичные проекты.

Формы продуктов проектной деятельности.

От выбора формы продукта проектной деятельности зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным.

  • Web-сайт;
  • Атлас;
  • Видеофильм;
  • Выставка;
  • Газета;
  • Игра;
  • Костюм;
  • Модель;
  • Музыкальное произведение;
  • Мультимедийный продукт;
  • Праздник;
  • Статья;
  • Экскурсия;
  • Коллекция
  • Сказка;
  • Учебное пособие;
  • Оформление кабинета;
  • серия иллюстраций.

Проектная методика используется в нашем лицее при организации внеклассной работы. Каждая творческая группа учителей начальной школы разработала свои проекты:

1 классы – «Мир животных».

Цель: сформировать представление о бабочках, обратить внимание на общие для насекомых признаки, познакомить с образом жизни, с размножением бабочек, показать их красоту, значение бабочек в природе, воспитывать бережное отношение к природе.

3 классы – «Охрана окружающей среды».

Цель: проследить эффективность влияния разных форм экологического образования на повышение уровня технологической компетентности  и формирование устойчивого представления об экологии в современных условиях, привлечь внимание школы, семьи и общественности к современным проблемам экологии.

4 классы – «Экологическое воспитаниие младших школьников на основе краеведения».

Цель: сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии, познакомить с экологическими памятниками Ульяновской области, учить самостоятельно находить решение проблемы в своём районе, городе, области, сформировать мотивацию природоохранной деятельности.

2 классы – «Мама, папа, школа, я – вместе дружная семья!»

Большинство родителей у нас в стране имеют два выходных дня, но не всегда умеют правильно их использовать. Формы семейного отдыха, как правило, однообразны – это или бесцельное просиживание у телевизора, или чтение книг, или, в лучшем случае, посещение кинотеатра. Активных, целесообразных для воспитания детей форм проведения досуга в арсенале родителей мало. Порой ничтожное количество времени тратится взрослыми членами семьи на воспитание ребёнка. А.С.Макаренко говорил:

«Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должны быть школа как представительница государственного воспитания».

Цель проекта:

  • Организация сотрудничества семьи и школы посредством создания на базе лицея Центра семейного общения
  • Проследить эффективность влияния разных форм сотрудничества семьи и школы на повышение уровня технологической компетентности и формирование устойчивого представления о ценности семьи у учителей школы и родителей учеников

Задачи проекта:

  • Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения
  • Формирование заинтересованности у учителей, учащихся и их родителей микрорайона лицея в активном взаимодействии
  • Освоение новых форм и методов сотрудничества руководителей и педагогов лицея с семьями учеников
  • Формирование новых партнёрских отношений с родителями и семьями учащихся
  • Формирование структуры управления  и разработка пакета документов
  • Создание материально-технической базы Центра

Заинтересованные группы:

  • Учащиеся МОУ «ФМЛ № 38»
  • Родители учащихся
  • Педагоги лицея, члены команды по созданию проекта
  • Администрация лицея
  • Работники отдела образования

Ожидаемые результаты:

  • Инфраструктура Центра
  • Информационная служба
  • Психологическая служба
  • Изменение статуса семьи

Аналитическое сопровождение проекта  - мониторинг:

  • Влияния сотрудничества школы и семьи на воспитание детей
  • Влияния качества обученности педколлектива на эффективность взаимодействия с семьями учащихся
  • Эффективности работы Центра

  • Возможности
  • Ограничения

  1. Повышение ценности семьи
  2. Повышение результативности воспитательного процесса
  3. Улучшение психического здоровья
  4. Стимулирование заинтересованного отношения родителей к  детям

  1. Низкий уровень мотивации руководителей и учителей.
  2. Пессимистическое отношение к проекту .
  3. Нехватка свободного времени родителей.
  4. Нежелание партнёров участвовать в проекте.

        

Финансовое обеспечение:

  • Фонд родительского комитета
  • Спонсорские вложения предприятий
  • Средства муниципальной системы образования
  • Участие в городских конкурсах

Фонд проекта – создаётся для решения следующих вопросов:

  • Узаконить и соответствующим образом оформить сбор родительских и иных средств для нужд проекта
  • Содействовать развитию социального партнёрства школы, семьи и окружающего школу местного сообщества
  • Организовать в интересах проекта добровольный труд родителей
  • Наладить связи и сотрудничество с благотворительными, некоммерческими и иными организациями

Информационное сопровождение проекта

  • Информационная служба :
  • Страница на сайте школы
  • Публикации в СМИ
  • Родительские собрания и встречи
  • Школьные газеты
  • Представление проекта в ИПК ПРО

Управление проектом – совет проекта:

  • Руководитель проекта
  • Проектная группа
  • Администрация школы
  • Предприятия – партнёры
  • Родительский комитет

Стратегия проекта:

  • Формирование ценностей семьи и семейного воспитания
  • Создание в микрорайоне организующего ядра – Центра семейного общения
  • Создание системы управления и условий по подготовке педагогического коллектива к работе по организации сотрудничества семьи и школы

План реализации проекта

 «Мама, папа, школа, я – вместе дружная семья!»

№№

п\п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

1.

Конкурс плакатов-презентаций «Наша дружная семья»

сентябрь

Кл.руководители 2-х классов

2.

Участие во П Всероссийской киноакции «Вера, надежда, любовь в российских семьях»

сентябрь

Макарова Г.В.

2.

Выставка поделок «Осенняя фантазия»

октябрь

Кл.руководители 2-х классов, родительские комитеты

3.

Городской творческий конкурс «Самая читающая семья»

октябрь-ноябрь

Управление образования мэрии, учителя лицея

4.

День семейного отдыха (концерт, музыкальный конкурс, чаепитие)

октябрь

Кл.руководители 2-х классов

5.

Эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья»

ноябрь

Половова Т.Г.

Соколова Т.Н.

6.

Выставка поделок «Зимняя фантазия»

декабрь

Кл.руководители 2-х классов, родительские комитеты

7.

Концерт «Самая творческая семья» (стихи, танцы, театральные постановки, инсценировки, цирковые номера и проч.)

январь

Прохорова Н.В. Кл.руководители 2-х классов

8.

Вечер семейного общения «Самая весёлая семья» (семейные игры, шутки, розыгрыши)

март

Кл.руководители 2=х классов, родительские комитеты

9.

Выставка-продажа  «Оч.умелые ручки»

апрель

Родительские комитеты

10.

Праздник братика и сестрички

апрель

Кл.руководители

11.

Интеллектуальная игра «Самая эрудированная семья»

май

Кл.руководители

12.

Семейный праздник «В гостях у леса» (с выездом на природу)

май-июнь

Родительские комитеты, Кл.руководители

Итак, проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Школа будущего – школа проектов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Папа, мама, школа, я - вместе дружная семья"

Данное мероприятие – заключительный этап проекта. В рамках этого проекта детьми были проведены исследования: «Моя родословная», «Моя фамилия», «Мое имя». Также учащиеся писали сочинения: «Моя семья», ...

Мама, папа, я - вместе дружная семья!

В работе представлен сценарий внеклассного мероприятия, предполагающего совместного участия детей и родителей. Занятие проходит в игровой форме. Используются занимательные задания с элементами т...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА " ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ"

Свою воспитательную систему класса я назвала " Вместе - дружная семья", ведь только вместе с друзьямии близкими по духу людьми, шагая рука об руку, человек обретает себя, делает свою жизнь осмысленной...

Внеклассное мероприятие "Мама, папа, школа, я-вместе дружная семья!"

Аннотация: Внеклассное мероприятие  "Мама,папа, школа,я-вместе дружная семья" проводится с целью создания условий для сплочения детско-родительского коллектива; обучения  коллективному взаим...

Обеспечение продуктивности воспитательной работы через использование материалов для классных часов на платформе Учи.ру.

Выступление на заседании методического объединения учителей и классных руководителей начальных классов....

Мама, папа, школа, я - наша дружная семья!

Укрепление связи взаимодействия семьи и школы,совместное проведение досуга родителей с детьми в школе...

Сценарий спортивного праздника "Папа, мама, я – вместе дружная семья"

Сценарий спортивного праздника "Папа, мама, я – вместе дружная семья"...