Статья на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Воспитать человека" "Применение современных воспитательных технологий при проведении классных часов"
статья (4 класс)

Машкова Алёна Борисовна

В статье говорится об использовании  современных воспитательных технологиях при проведении классных часов в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mashkovoy_a.b.docx 17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных воспитательных технологий

при проведении классных часов

         

Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Психологически и физиологически и они не похожи на своих родителей, что вызывает в их воспитании большие трудности.

Особенность современных детей состоит в том, что они обладают не системно-структурным, характерными для детей 20 века, а новым типом сознания – системно-смысловым.

Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного школьника, а смысл поступков и действий.

Перед классным руководителем стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью планомерного и спокойного   развития личности  школьника и развитие творческой личности.

Классный руководитель всегда думает: почему бы не использовать инновационные технологии и в воспитательной работе. Причин для размышления можно назвать несколько:

Как поддержать интерес учащихся  к классным часам?

Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?

Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать чему-то ребёнка, когда  современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы необходимо вводить инновационные технологии.

Я расскажу о своем опыте применения игровой технологии, технологии критического мышления, АРТ-технологии и КЕЙС-технологии.

Каждый год мы проводим классный час по теме «Безопасный Интернет». Я покажу свою систему работы на примере этого классного часа.

Игровая технология

  • Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.

Алгоритм успешной игры

  • общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил),
  •  работа по группам,

 общий сбор-финиш (подведение итогов).

В 6 классе я предложила своим ребятам игру «Безопасность в сети Интернет».

Игра «Безопасность в сети Интернет»

Правила безопасности в сети Интернет:

  • Не поддавайся навязчивым рекламам и не заходите на подозрительные незнакомые сайты
  • Не выкладывай личные данные и данные своих близких
  • Не открывай все сайты подряд, ходи по Интернету с определенной целью
  • Всегда сообщай взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у тебя смущение или тревогу

Правила необходимо распечатать, нарезать на отдельные слова. Каждое слово помечается определенным цветом (все слова первого предложения-красным, второго-синим и т.д.).

Сначала дети разбиваются на команды, в зависимости от цвета вытащенного слова.

Затем в командах они должны собрать из слов предложения, которые затем вывешивают на доску и зачитывают правила поведения в сети Интернет.

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

 Приемы технологии РКМ

 (развития критического мышления)

1.Приемы стадии вызова: верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова

2.Кластеры, денотатный граф

3.Инсерт

4.Дерево предсказаний

5.Дневники и бортовые журналы

6.Работа в группах

7.Дискуссии

8.Приемы проведения рефлексии

9.Стратегия «РАФТ»

10.Ранжирование

11.Пирамида приоритетов

12.Стратегия IDEAL

В своей практике я чаще всего использую кластеры и синквейн.

Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит

краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.

Синквейн активирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Пример синквейна, который составили мои ученики в 7 классе по теме «Безопасный Интернет».

  • Интернет
  • Полезный, доступный
  • Найти что угодно
  • Правильно веди себя в Интернете
  • Безопасность

Преимущества ТРКМ:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  • развивает активное слушание;
  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
  • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего,  к ребёнку, к его индивидуальности.

Кейс – технология  (метод конкретных ситуаций)

Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1.   Интеллектуальное развитие обучаемых.

2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6.   Развитие коммуникативных навыков.

Ситуация, которую я предложила ученикам при проведении классного часа «Безопасный Интернет», в 8 классе.

Учитель предлагает купить нужную вещь, лежащую в чёрном ящике, убеждая учеников, что она очень нужная. Начинаются торги. После достают из ящика пустышку. Может ли подобная ситуация произойти при работе в Интернете?

Далее с учащимися обсуждаются различные виды Интернет-мошенничества (покупка несуществующих услуг, получение призов и т.д.).

Арт-технология –

воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.

Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека.

В 5 классе мои ребята рисовали рисунки по теме «Мой безопасный Интернет».

Маленькие дети особенно любят рисовать, такой вид работы всегда вызывает у них интерес и хорошее настроение. Но учеба в выпускном классе – достаточно важный и сложный период в жизни ребенка. Я считаю, что нужно использовать арт-технологии в старших классах, чтобы снять тревожность, улучшить самооценку, добавить уверенности в собственных силах. В этом году я предложила своему 9 классу задание нарисовать баннеры по правилам безопасного поведения в Интернете.

Время выполнения было всего 15 мин.

Все получили огромное удовольствие от выполнения этой работы.

Я считаю арт-технологии и  методы универсальными для любого направления в воспитательной работе, в учебном процессе, урочной и внеурочной деятельности, потому что воспитание и личностный рост происходит не только через осознание, а главным образом через эмоциональное восприятие.

Заключение

Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.

Французский ученый  Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя добавлю, что труд воспитателя бессмертен, потому что каким будет мир – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть учитель, воспитатель, классный руководитель будет в классе солнышком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы заочного тура муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России –2015» учителя начальных классов ОстренкоЛ.П.

Представлены материалы заочного тура муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России –2015» учителя начальных классов Остренко Л.П., которые включают следующие документы:1.заявку на ...

Сценарий муниципального этапа Всероссийского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

Любовь к Родине у каждого из нас начинается с любви к родным местам, где ты родился и живешь… любое место, даже самая маленькая деревенька, неповторимы своей красотой, очарованием!   Сценарий муз...

«Система формирования качества образования через применение современных образовательных технологий (мультимедиа-технологии) на этапе реализации ФГОС»

Теоретическое обоснование  эффективности использования мультимедиа-технологий в обучении младших школьников. (с презентацией)....

Аналитическая записка участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2016 году. Эссе " Я - учитель".

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние.Генри АдамсТрудно привести к добру  нравоучениями, легко примером.Сенека...

Презентация к конкурсу "Визитка " муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года 2017".

Эта презентация была подготовлена к конкурсу "Визитка"! . Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года 2017"....

Доклад на тему " Современные воспитательные технологии и их применение в работе классного руководителя."

Данный доклад поможет лучше спланировать и построить работу классного руководителя...