Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Шахматы"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Шахматы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_fgos_4_kl_-_kopiya.docx | 43.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена на основе программы факультативного курса “Шахматы – школе” (автор Прудникова Е.А)
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- - формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- - воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Общая характеристика курса
Программой предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Место курса «Шахматы» в учебном плане
Программой предусматривается 34 шахматных занятия, поэтому для прохождения программного материала отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Ценностные ориентиры содержания курса «Шахматы»
Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Предмет «Шахматы» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Содержание образовательной программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
“Шахматы, третий год”.
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух– и трехходовые партии.
II. Основы дебюта.
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Принципы игры в дебюте:
- Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”.
- Борьба за центр.
- Безопасная позиция короля. Значение рокировки.
- Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.
Классификация дебютов.
III. Основы миттельшпиля.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
IV. Основы эндшпиля.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические приемы;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности учащихся | По плану | По факту |
1. | Повторение пройденного материала. | Повторять пройденные термины и приёмы. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Использовать различные способы поиска информации на заданную на тему. Познакомиться с тремя стадиями шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, с двух– и трехходовыми партиями. Соблюдать основные правила. Делать выводы, выяснять закономерности . Понимать этику шахматной борьбы. Применять правила поведения за шахматной доской. Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах. Решать дидактические задания. | ||
2. | Повторение пройденного материала. | |||
3. | Повторение пройденного материала. | |||
4. | Повторение пройденного материала. | |||
5. | Три стадии шахматной партии. | |||
Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. | Уважать мнение и решение других. Наблюдать за передвижением фигур на доске. Уметь записывать шахматные партии или фрагмента шахматной партии. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Определять, какую фигуру развивать лучше Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте. Знать принципы игры в дебюте. Распределять функции и роли в совместной деятельности. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. Повторять пройденные термины и приёмы. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Использовать различные способы поиска информации на заданную на тему. Познакомиться с тремя стадиями шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, с двух– и трехходовыми партиями. Соблюдать основные правила. Делать выводы, выяснять закономерности . Понимать этику шахматной борьбы. Применять правила поведения за шахматной доской. Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах. Решать дидактические задания. | |||
Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | ||||
Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | ||||
Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. | ||||
Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка» | ||||
Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты. | ||||
Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. | ||||
Основы дебюта. Борьба за центр. | ||||
Принципы игры в дебюте. Рокировка. Правила рокировки. | ||||
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. | ||||
Основы дебюта. Связка в дебюте. | ||||
Основы дебюта. Классификация дебютов. | ||||
Как изучать дебюты. | ||||
Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. | Знать принципы игры в миттельшпиле. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивать силу фигур и их позицию. Находить несложные тактические приемы. Использовать матовые комбинации и комбинации, ведущие к материальному перевесу. Моделировать различные связки, нападения. Распределять функции и роли в совместной деятельности. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | |||
Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле. | ||||
Основы миттельшпиля. Двойной удар. | ||||
Основы миттельшпиля. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. | ||||
Основы миттельшпиля. | ||||
Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). | Уважать мнение и решение других Анализировать положение фигур на шахматной Оценивать правильность ходов. Решать дидактические задания. Точно разыгрывать простейшие окончания. Находить несложные тактические приемы. Анализировать позиции и искать слабые места противника. Самостоятельно выбирать способ решения задачи. Делать выводы в результате совместной работы всей команды. Формировать уважительное отношение к иному мнению. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами. Повторение основных вопросов курса. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. Объяснять термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Знать учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами. Повторение основных вопросов курса. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. Объяснять термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Знать учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах. | |||
Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | ||||
Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). | ||||
Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». | ||||
Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция. | ||||
Основы эндшпиля. | ||||
Основы эндшпиля. | ||||
Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения. | ||||
Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. | ||||
Повторение материала. | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами. Повторение основных вопросов курса. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. Объяснять термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Знать учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах. | |||
Повторение материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...