Конспект занятия по внеурочной деятельности « Ее Величество Вежливость»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Долганова Ольга Николаевна

С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей. Поэтому, отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, которая ставит своей целью, прежде всего развитие личности обучающегося и его социализацию. На этом занятии дети демонстрируют свои творческие способности, при этом учатся  употреблять различные средства выражения вежливости, знакомятся с этикетными выражениями. Учатся оценивать поступки, пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы на основе литературных произведений.Дети  приобщаются к  культуре общения,  поведения в обществе,  формируется  чувство товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ee_velichestvo_vezhlivost.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

« Занятие внеурочной деятельности в начальной школе с учётом требований ФГОС НОО»

Занятие внеурочной деятельности  в 3 классе

Конспект занятия по внеурочной деятельности « Ее Величество Вежливость»

Класс: 3

УМК: Школа России

Учебный предмет: кружок «Путешествие в страну Этикета»

Тип занятия: комбинированный.
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями; научить оценивать поступки; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы на основе литературных произведений.
Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Личностные  УУД: 
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование  мотивации к обучению и познанию
3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению

Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности


Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и  людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство


Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: кукольный театр, таблицы со словами, запись стихотворения, мультимедийная установка, толковые словари, флажки

Дети разделены на две подгруппы.

Ход занятия:

1.Организационный момент. 

2. Определение темы и плана работы.

-Ребята , прослушайте  запись ( видеоролик) стихотворения

С.Маршак «Урок вежливости»

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

- В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

- Что вы можете сказать о медведе?

- Сформулируйте тему занятия. ( Вежливость. )
- Что вы хотите узнать о вежливости? ( Запись на доске)

План:

  1. Что такое вежливость?
  2. Какие слова ( поступки) мы можем называть вежливыми?
  3. Можно ли считать вежливым человека, который знает слова вежливости?
  4. Какого человека мы назовем вежливым?
  5. Как стать вежливым?

- Это будет планом нашего занятия.

3.Ход занятия.

1.Что такое вежливость?

Перед вами  толковые словари, найдите значение слова «вежливый».

1 гр. С.И.Ожегов «Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый»

2гр. Д.Н Ушаков «Учтивый, благовоспитанный, приличный.»

-Стало ли вам понятно значение слова? ( Нужно узнать значение слова «учтивый»)

Учтивый- почтительно вежливый . Сравните ваши записи.

Какой вывод мы можем сделать? (Вежливый человек - воспитанный человек.)

  1. -Какие слова вежливости вы знаете? – работает 1 гр
  • здравствуйте;
  • до свидания;
  •  спасибо;
  • пожалуйста;
  • разрешите мне;
  •  можно спросить;
  •  доброе утро;
  •  спокойной ночи;
  •  приятного аппетита;
  • можно я помогу вам;
  •  извините, пожалуйста;
  •  будьте здоровы;
  •  будьте добры;
  •  угощайтесь;
  •  приятно познакомиться

- Какие правила вежливости вы знаете?-  работает 2 гр.

  • Употреблять вежливые слова
  • Говорить спокойным тоном, глядя в глаза
  • Здороваться и прощаться
  • Отвечать на приветствие
  • С взрослыми здороваться стоя
  • С взрослыми разговаривать стоя, если он стоит
  • Не отвечать грубостью на грубость
  • Быть добрым и внимательным к окружающим

Почему воспитатели  зря тратили время на воспитание мишки?

( Вежливым нужно быть не только с близкими людьми.)

  1. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто быстрее?»

( Если группа знает, и сформулировала  ответ, поднимаете флажок и получите право на объяснение ситуации)

Задачи по культуре поведения.

  • Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.
    Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.

  • Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
    - Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, - заметила старушка.
    - А что я сделала? - возразила Лена. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
    Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным?

  • Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.
    Как вы должны поступить в таком случае? Что должен сказать тот, кто занял ваше место?

  • Костя и Витя давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в книжном магазине. Оба были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями, выбирали себе книги. Тут Костя вспомнил, что дома его ждет мама, и он поспешно прервал беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро направился к двери. А Витя стоял и растерянно глядел ему вслед.  Почему?

  • Шел Боря домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошел своей дорогойКак бы ты поступил на месте мальчика?

  • Петя пришел в школу, поздоровался с нянечкой, с учительницей Марией Петровной. В коридоре он увидел директора и поздоровался с ним. На перемене мальчик вновь встретил директора. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: здороваться еще раз или пройти, будто не видишьКак должен был поступить Петя?

Обсуждение.

 -Что вы поняли во время игры?  ( Не каждого знающего правила вежливости можно назвать воспитанным, вежливым, учтивым.)

  1. Драматизация стихотворения А.Барто «Вежливый поступок! ( 1гр)

- Оцените поступок Павлика.

-Дайте совет Павлику.

Было лето,

Пели птички...
Павлик ехал
В электричке.
Вдруг на станции
Фили
Две девчонки
В дверь вошли.
Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Павлик понял:
"Иностранки!
Это видно
По осанке!
Может быть, они туристки,
В первый раз у нас в стране?"
И с трудом он по-английски
Произнес: - Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!..
Было лето,
Пели птички...
Две девчонки
В электричке
Сели около окна.
- Между прочим,
Мы москвички, -
Улыбается одна.
Павлик крикнул:
- Как же так!
Значит, я
Попал впросак?!
И теперь не пьет,
Не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему!


5.Скажите, пожалуйста, можно ли перестараться быть вежливым?

Послушайте ребят.

С. Погореловский «Перестарался»,

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле:

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

- Что с тобой?- вскричала мать

-Заболел, сыночек?

- Я забыл тебе сказать:

«Мама, доброй ночи!

А.Барто « Докладчик»,

Выступал докладчик юный,

Говорил он о труде.

Он доказывал с трибуны:

— Нужен труд всегда, везде!

 

Нам велит трудиться школа,

Учит этому отряд...

— Подними бумажки с пола!

Крикнул кто-то из ребят.

 

Но тут докладчик морщится:

— На это есть уборщица!

Е.Чеповецкий «Чудесный вирус».( рассказывает учитель)

Ребята, потише!
Послушайте лучше,
Какой был со мной
Удивительный случай!
Однажды я нес
Чемоданы с вокзала,
Но сдали силенки –
Не те, что бывало!
Ну, думаю, сяду
Сейчас по дороге:
Откуда на улице
Ждать мне подмоги?..
И вдруг отовсюду
Бегом и вприпрыжку
Гурьбою ко мне
Повалили мальчишки;
Их сотня за сотней
Дружно спешила,
Наверное, все,
Сколько в городе было.
Они извинились,
Что поздно схватились,
За все чемоданы
Мои ухватились.
Они мне повсюду
Дорогу давали,
В метро и трамваях
Места уступали…
Я спрашивал: «Братцы,
Чего это ради?»
Они отвечали:
«Пожалуйста, дядя!»
Вокруг то и дело
Звучали красиво
Слова «Извините»,
«Позвольте», «Спасибо».
Меня же,
Сменяясь в пути понемногу,
Буквально несли
На руках всю дорогу…
Я так волновался,
Что съел два обеда,
Я ночью стучался
В квартиру соседа,
И срочно с постели его поднимая,
Я все рассказал, ничего не скрывая.
Сосед удивился:
«Вы разве не знали?!
Да вы же, дружок
От событий отстали!
Ведь это известно всему уже миру
Детей охватил уважения вирус!
Они теперь все –
превосходные люди,
И так, очевидно, всегда уже будет».
Мы с ним до утра
Обнимали друг друга,
Мы с ним до утра
Поздравляли друг друга:
Мол, вот это – дети!
Не то, что когда-то…

И с этим же вас
Поздравляем, ребята!

-Какие мысли вам пришли во время прослушивания? ( Обмен впечатлениями после каждого прочтения)

  1. Кукольный театр. 2 гр.

Бабушка хлопочет у стола

ВНУК: Бабушка, дай пирожок!

БАБУШКА: Поиграй еще немного, будет готов обед и будем кушать.

ВНУК: А я хочу! Хочу сейчас! Сейчас!( убегает)

-Ленка, ты что делаешь?

ДЕВОЧКА: Я подметаю пол, помогаю бабушке!

ВНУК: Дай, быстро, мне твою книжку, я буду читать ее.

ДЕВОЧКА: Ты видишь я занята, сейчас закончу и подам тебе книгу.

ВНУК: Я хочу сейчас! Сейчас!

(Девочка уходит. Мальчик плачет. Появляется Фея)

ФЕЯ: Андрюша, почему ты плачешь? Кто обидел тебя?

ВНУК: Все меня обижают: бабушка и сестра.

ФЕЯ: А ты никого не обидел?

ВНУК: Нет!

ФЕЯ: Может быть, ты был невежлив?

ВНУК: Вежлив! Я все знаю! Надо говорить спасибо, здравствуй, пожалуйста. Взрослым говорить «вы», быть добрым, внимательным, не грубить. А ты кто?

ФЕЯ: Я Фея! Я хочу тебе помочь!

ВНУК: Никто мне не может помочь!

ФЕЯ: Малыш, очень важно, не только знать правила, но и выполнять их! Понимаешь! Нужно  улыбнуться и говорить спокойно, глядя прямо в глаза.

ВНУК: Я все понял! (вздыхает)

ВНУК (одумавшись): Спасибо, Фея! До свидания! Бабушка, дай мне, пожалуйста, пирожок. Я очень проголодался!

БАБУШКА: Голубчик мой, проголодался, на пирожок.

 ВНУК: Лена, хочешь половину пирожка?

ЛЕНА: Спасибо! Хочешь, я дам тебе книгу. (Девочка уходит за книгой)

ВНУК: Я все понял! Надо выполнять правила вежливости и тогда все люди будут к тебе добры и внимательны!

-Какого человека мы назовем вежливым? ( Акцент на ЖЕЛАНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ правила и на ИНТОНАЦИЮ)

5.Подведение итогов:

- Какова  тема нашего занятия? Можем  ли назвать  вежливость «Ее Величество»? Почему?

- Смогли мы ответить на вопросы, поставленные вами?

- Какой вопрос   требует ответа ( Как стать вежливым человекам ?)

Дети высказывают свое мнение.

- Если вы можете сказать о себе:

«Я вежливый»- прикрепить на доску желтый кружок

 «Мне нужно учиться быть вежливым» - прикрепить на доску синий кружок

« Я узнал , что значит быть вежливым и буду этому учиться.»- красный кружок

Молодцы, ребята!  Мы будем учиться вместе, ведь мы школьная семья!

«Вежливым быть не просто».

Вежливым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит вежливость от роста,

Не зависит вежливость от цвета,

Вежливость - не пряник, не конфета.

Вежливым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит вежливость от роста.

Вежливость приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Вежливость с годами не стареет, 

Вежливость от холода согреет. 

Если вежливость живет на свете, 

Радуются взрослые и дети.

5. Домашнее задание: Напишите и оформите памятку « Как стать вежливым человеком» или составьте словарик вежливых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...