« Внеурочная деятельность младших школьников как условие социализации личности »
статья на тему
Прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.
Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть плоды своего труда?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
« Внеурочная деятельность младших школьников как условие социализации личности » | 31.55 КБ |
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МБОУ « Гимназия № 97 г.Ельца»
« Внеурочная деятельность
младших школьников
как условие социализации личности »
учитель начальных классов Семянникова О.Ю.
Ребенок, который впервые переступает порог школьного здания, становится учеником. Ему предстоит строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил. Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он (как дошкольник) имел дело прежде. Наконец, у него должна сформироваться внутренняя позиция школьника. Ребёнок осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему нужно понять и запомнить новые правила поведения. Наконец, теперь результаты его деятельности будут оцениваться учителем. Поступление ребенка в школу означает, прежде всего, увеличение нагрузок на его организм. Ребенок испытывает постоянный стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации .
Прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.
Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть плоды своего труда?
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:
- овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.),
- умение адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Решение задач воспитания исоциализации школьников наиболее эффективно в
рамках организации внеурочной деятельности.Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через основные направления развития личности.
В условиях, когда «развивающемуся современному обществу нужны предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения, поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения», формирование у детей потребности в достижении успеха становится необходимым и достаточным условием социализации личности обучающихся.Создание ситуации успеха, в которой ребёнок может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Нашими педагогами разработаны программы внеурочной деятельности по различным направлениям:спортивно-оздоровительное направление, художественно-эстетическое, научно- познавательное, духовно- нравственное, проектная деятельность
Тесное взаимодействие названных направлений со всем учебно-воспитательным процессом школы придает жизнеспособность всей системе внеурочной деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности школы состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются направления деятельности
1. Спортивно-оздоровительное направление. «Растем сильными , смелыми, ловкими».
Целью данного курса является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, развитие логики и умственных способностей,ценностного отношения к своему здоровью.
Занятия проходят в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов, турниров.
На занятиях ученики получают элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; знаниясанитарно-гигиенических правил. Мы прививаем интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
2. Художественно-эстетическое направление представлено занятиями « Умелые руки» ,
« Сотвори чудо своими руками»с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества. Необходимым условием формирования современного человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
На занятиях мы решаем задачи:
-развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций;
-овладение учащимися навыками индивидуальной и коллективной деятельности;
-овладение навыками межличностного общения;
-формирование интереса к творческим профессиям;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду
-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-умение соблюдать порядок на рабочем месте;
-бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
В процессе изучения учащиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
3. Научно-познавательное направление реализуется на занятиях « Иностранный язык в играх»
4.Духовно- нравственное: «Этическая грамматика»,« Люби и знай свой край»
Деятельность направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.представлений об этических ценностях.
Прогнозируемые результаты:
-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
-ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
-усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы
-овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье
Формы работы разнообразны: беседы, сообщения, экскурсии, просмотры фильмов, экскурсии в музей, на природу, викторины, выставки, коллективные творческие дела.
5. Проектная деятельность .
Цель : создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности через игры, наблюдения, исследования, защиту исследовательских работ.Проектная деятельность реализуется путем выполнения познавательных, социальных проектов, исследовательских работ, конкурсов, конференций, выставок. Способствует формированию таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов.
Ожидаемые результаты:
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
Реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта .
Внеурочная деятельность осуществляется через деятельностный подход, обеспечивающий компетенцию – «научить учиться», практическому применение знаний и учебных умений в решении внеурочных задач, формирует учебную мотивацию. Ребята вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам.
Занятия проводятся в форме тренинга, что позволяет детям чувствовать себя комфортно в группе, что в свою очередь развивает толерантность и коммуникабельность обучающихся. Оценочной системы нет, поэтому каждый ребенок идет в своем темпе. Уровни заданий тоже разные, что облегчает работу педагога с детьми с разным уровнем развития. Дети имеют возможность проводить самооценку по базовым надпредметным умениям, формируемым в курсе. Именно поэтому различные формы организации внеурочной деятельности помогают им более безболезненно адаптироваться в новых социальных условиях. Это и ситуации успеха для разных детей. Участие детей во ВД учит их сотрудничать, вместе решать проблемы, обеспечивает подлинную вариативность образования
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МБОУ « Гимназия № 97 г.Ельца»
« Внеурочная деятельность
младших школьников
как условие социализации личности »
учитель начальных классов Семянникова О.Ю.
Ребенок, который впервые переступает порог школьного здания, становится учеником. Ему предстоит строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил. Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он (как дошкольник) имел дело прежде. Наконец, у него должна сформироваться внутренняя позиция школьника. Ребёнок осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему нужно понять и запомнить новые правила поведения. Наконец, теперь результаты его деятельности будут оцениваться учителем. Поступление ребенка в школу означает, прежде всего, увеличение нагрузок на его организм. Ребенок испытывает постоянный стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации .
Прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.
Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть плоды своего труда?
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:
- овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.),
- умение адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Решение задач воспитания исоциализации школьников наиболее эффективно в
рамках организации внеурочной деятельности.Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через основные направления развития личности.
В условиях, когда «развивающемуся современному обществу нужны предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения, поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения», формирование у детей потребности в достижении успеха становится необходимым и достаточным условием социализации личности обучающихся.Создание ситуации успеха, в которой ребёнок может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Нашими педагогами разработаны программы внеурочной деятельности по различным направлениям:спортивно-оздоровительное направление, художественно-эстетическое, научно- познавательное, духовно- нравственное, проектная деятельность
Тесное взаимодействие названных направлений со всем учебно-воспитательным процессом школы придает жизнеспособность всей системе внеурочной деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности школы состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются направления деятельности
1. Спортивно-оздоровительное направление. «Растем сильными , смелыми, ловкими».
Целью данного курса является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, развитие логики и умственных способностей,ценностного отношения к своему здоровью.
Занятия проходят в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов, турниров.
На занятиях ученики получают элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; знаниясанитарно-гигиенических правил. Мы прививаем интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
2. Художественно-эстетическое направление представлено занятиями « Умелые руки» ,
« Сотвори чудо своими руками»с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества. Необходимым условием формирования современного человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
На занятиях мы решаем задачи:
-развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций;
-овладение учащимися навыками индивидуальной и коллективной деятельности;
-овладение навыками межличностного общения;
-формирование интереса к творческим профессиям;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду
-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-умение соблюдать порядок на рабочем месте;
-бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
В процессе изучения учащиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
3. Научно-познавательное направление реализуется на занятиях « Иностранный язык в играх»
4.Духовно- нравственное: «Этическая грамматика»,« Люби и знай свой край»
Деятельность направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.представлений об этических ценностях.
Прогнозируемые результаты:
-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
-ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
-усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы
-овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье
Формы работы разнообразны: беседы, сообщения, экскурсии, просмотры фильмов, экскурсии в музей, на природу, викторины, выставки, коллективные творческие дела.
5. Проектная деятельность .
Цель : создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности через игры, наблюдения, исследования, защиту исследовательских работ.Проектная деятельность реализуется путем выполнения познавательных, социальных проектов, исследовательских работ, конкурсов, конференций, выставок. Способствует формированию таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов.
Ожидаемые результаты:
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
Реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта .
Внеурочная деятельность осуществляется через деятельностный подход, обеспечивающий компетенцию – «научить учиться», практическому применение знаний и учебных умений в решении внеурочных задач, формирует учебную мотивацию. Ребята вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам.
Занятия проводятся в форме тренинга, что позволяет детям чувствовать себя комфортно в группе, что в свою очередь развивает толерантность и коммуникабельность обучающихся. Оценочной системы нет, поэтому каждый ребенок идет в своем темпе. Уровни заданий тоже разные, что облегчает работу педагога с детьми с разным уровнем развития. Дети имеют возможность проводить самооценку по базовым надпредметным умениям, формируемым в курсе. Именно поэтому различные формы организации внеурочной деятельности помогают им более безболезненно адаптироваться в новых социальных условиях. Это и ситуации успеха для разных детей. Участие детей во ВД учит их сотрудничать, вместе решать проблемы, обеспечивает подлинную вариативность образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность, как условие самореализации личности школьника.
Презентация-отчет стажировки ( с 28.03 по 08.04 2011) на базе инновационных школ и гимназий РТ (гимназия №122 г. Казани).Благодарим преподавателей и администрацию гимназии за теплый прием. Дальн...
«Социальный проект как условие реализации программы социализации личности школьника в рамках ФГОС»
Я хочу рассказать о создании новой формы воспитательной работы - агитбригады. Это прежде всего пропаганда здорового образа жизни: правильного питания, правил поведения в школе, в столовой, ...
Социализация личности в современных социокультурных условиях.
Статья к научно- практической конференции по социализации личности - социальное направление....
« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».
Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Театр - это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся, как условие успешной социализации личности
Материал для выступления...
Выступление на заседании педагогического совета Тема: « Трудный» ребёнок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».
Выступление содержит рекомендации по работе с "трудными " детьми с целью их самореализации и социализации....