Социализация личности в современных социокультурных условиях.
статья на тему

Захарова  Надежда Витальевна

Статья к научно- практической конференции по социализации личности - социальное направление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация личности и система образования в современных социокультурных условиях.

                                                                        Захарова Н.В.

                                                               

Жизнь людей в нашей стране изменилась коренным образом. Эти изменения коснулись практически всех сторон нашей жизни, преобразив их кардинальным образом на всех уровнях: от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества.

 В современных социокультурных условиях требуется отношения к личности как к открытой изменяющейся системе. При этом особое значение приобретает социализация личности, в ходе которой она пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями. Неизменно такие процессы порождают внутренние конфликты в личности человека  и тем более восприимчивы к таким изменениям наши дети. Задачи современной педагогики, психологии и социологии вовремя увидеть, помочь, направить без насильственного вмешательства в  жизнь незрелой личности.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность.

Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.

Для личности, особенно в дошкольном и школьном возрасте, важно создание благоприятных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, формирование способов межличностного взаимодействия, которые бы позволили усваивать предлагаемые элементы социального опыта без ущерба для психического здоровья.

Задача школы сегодня - развитие нравственного воспитания, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. Сегодня в обществе возникла острая проблема: падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.

Познавательная сфера ребёнка формируется в процессе освоения содержательного поля теоретической и практической деятельности, учения и эмоционально-чувственного освоения окружающего мира. Только гуманистически ориентированный образовательный процесс, целью которого является удовлетворение потребностей ребёнка с учётом его индивидуальности, может реализовать целый спектр гуманистических, валеологических, нравственных, эстетических и организационно-педагогических условий. Формирование личностной культуры детей, основанной на постепенном погружении в окружающую природную и социальную среду, подводит их к глубокому эмоциональному восприятию, желанию жить в гармонии с внешним миром, в соответствии его законами. Реализация такого образовательного процесса возможна при условии обращения идеям гуманности, ответственности и оптимизации взаимоотношений человека с человеком, человека с природой, благоговения перед жизнью.

Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность.

Процесс социализации происходит во время школьного учения, хотя он не всегда удовлетворяет натуру ребёнка. Кругозор ребёнка постепенно расширяется ещё в раннем детстве, когда малыш общается со взрослыми; в этот период начинается складываться его характер. Не найдя ответа на трудные вопросы жизни у взрослых, он сам ищет ответ в окружающей его среде.

Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придётся толкнуться в дальнейшей жизни. Представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о её индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека. Сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать  как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.

Социализация личности зависит от его собственной и общественной  деятельности , его участия в ней, от того, какое влияние оказывает окружающая среда (семья, круг общения, школа) на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Стабильность и жизнеспособность государства определяется, прежде всего, нравственными и духовными уровнями его населения, а не состоянием его экономики. Сознание во многом определяет бытие. Истинный путь нравственного и духовного роста человека – внутри человека. Этот путь начинается только тогда, когда он не будет заглушать в себе голос своей совести, будет прислушиваться к нему и поступать в жизни по совести. Это - глубоко внутренний индивидуальный процесс. [5]

В современных условиях главной целью работы школы становится не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребенка. Ныне в большей степени от школы, а то и вовсе только от нее зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокомерным или безнравственным, тружеником или тунеядцем, честным или преступником. [7]

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Недостаточно контролируемая, т.е. стихийная и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия. Так называемое прогнозируемое будущее, что доказано многими примерами из реальной жизни.

Во многих образовательных учреждениях при отсутствии технологии педагогического управления социализацией осуществляют эту работу порой на интуитивном уровне, ведущие порой к негативным и необратимым последствиям.

Для управления внутренним ресурсом образовательного учреждения руководителям необходимо:

1. Научиться исследовать и проектировать реальный процесс управления, обеспечивающий сохранение и развитие образовательного учреждения в современных условиях;

2. Создать условия для успешной социализации детей с учётом социального заказа общества и родителей.

Образовательные учреждения могут оказать содействие социализации ребёнка, если соответствующим образом организуют и структурируют методические, управленческие, кадровые и другие ресурсы.

Сейчас в педагогическом мире существует множество взглядов, которые придерживаются мнения, что процесс становления личности в школе должен происходить через обучение: чем больше ребенок познает в той или иной области, тем больше развито его “Я”, его личность. Знания, которые получит ребенок в школе, помогут стать ему самодостаточной личностью, помогут ему найти себя в сложном современном обществе. Этого отрицать нельзя. Но где же свободное общение ребенка со своими сверстниками, где творческие решения вопросов, пение под гитару, обсуждение насущных проблем общества и личности; где свершение дел и поступков (хорошие они или плохие), где приобщение ко всемирной культуре (кроме уроков литературы и истории), где личный опыт? Ведь все это воспитывает нравственное отношение к обществу, помогает сформировать свою жизненную позицию, умение аргументировать свою точку зрения. Если ребенок может хорошо отвечать у доски или прекрасно решает контрольные задания, пишет сочинения, это еще не значит, что он сможет стать полноценной, самостоятельной личностью.

Педагогический опыт показывает, что больших результатов в жизни достигают те дети, у которых с ранних лет была активная жизненная позиция, те, кто были заводилами всех школьных дел и событий, а не те, кто целыми днями сидел за учебниками в надежде получить очередную пятерку. Наша задача сделать так, чтобы наши учащиеся были успешны в обучении, активны, уверенны в себе и самостоятельны в общественной жизни класса, школы, города, района.

Многое в становлении личности может сделать педагог. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, форм и методы воспитания.

Думаю, что многие согласятся со словами Караковского В.А., который считает, что сегодня важно сосредоточить усилия педагогов на воспитании в детях таких качеств, которые помогут им не только выжить в новых условиях, но и сохранить лучшие человеческие качества. Многие наши дети испытывают огромную потребность в доброте, ласке, внимании. И очень важно эту потребность вовремя удовлетворить. [4]

Школа должна стать для ребенка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловила бы его ценностные ориентации, поэтому очень важно, чтобы вся школьная жизнь была пронизана этическим содержанием, высоким нравственным смыслом, так как именно в это время происходит становление личности. [2]

Совместная деятельность ребенка и педагога должна быть максимально разнообразна для того, чтобы у ребенка развивались самые разнообразные умения, навыки, взгляды, суждения, которые будут необходимы ему в настоящем и в будущей самостоятельной (взрослой) жизни. У ребенка должно сформироваться собственное целостное отношение к окружающему миру.

За пределами учебных программ располагается жизнь, не отраженная в них, и кто-то должен помочь ребенку познать и эту жизнь, приобрести жизненно важные умения, знания и навыки.

Подросток, не обученный элементарному взаимодействию с миром, страшится окружающей действительности, занимает заведомо агрессивную позицию по отношению к этому непонятному миру, ожидая от него каверз, неприятностей, несчастья.

В нашей стране существуют школы, в которых воспитание стало основой образования, его фундаментом, их не так уж много, чтобы с их помощью можно было помочь подрастающему поколению найти достойные жизненные ориентиры. Ориентиры, которые основаны на мировых нравственных ценностях. Хотелось бы, чтобы каждый руководитель учебного учреждения задумался над вопросом: “Всегда ли безукоризненные знания, приобретенные и отточенные до мастерства навыки и умения, будут применены только во благо общества и человечества вообще?” Только человек достойно воспитанный согласно всем нравственным законам общества не сможет совершить действия во зло ближнему, т.е. во зло человеку и человечеству вообще.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребёнка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста.

Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой информации, искусство, литература;

- образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Удачными могут быть отношения педагога и воспитанника, если первый будет помнить о выводах учёных-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому педагогу с этого и следует начинать: организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка  относят следующие:

- состояние психического здоровья детей;

- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

- обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

- организация психолого-педагогического мониторинга  в динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

- разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;

- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия, со знанием ответственности по отношению к будущему формирующейся личности.

                                                         Литература:

1. Шишковец Т.А.Справочник социального педагога.- М.:ВАКО, 2009.-336 с.

2. Апресян Р.Г. Этика // Энциклопедический словарь. – М., 2001, 670 с.

3. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

4. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. – М.: 1999, 90 с.

5. Кудрявцев Л.Д. «Современное общество и нравственность». Москва, «Наука», 2000г., 62 стр.]

6. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М.: 1989, 345 с.

7. Фридман Л. Программа формирования воспитанности.// Народное образование, №6, 2002 – с. 136.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальный проект как условие реализации программы социализации личности школьника в рамках ФГОС»

Я хочу рассказать о создании новой формы воспитательной работы -  агитбригады. Это прежде всего пропаганда здорового образа жизни: правильного питания, правил поведения в школе, в столовой, ...

« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».

Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....

Модель развития личности младших школьников в условиях социокультурной среды образовательной организации в рамках стратегии ФГОС НОО

Модель «Развитие личности младшего школьника в условиях  организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» определяется характеристикой современного социума, процессами формиро...

« Внеурочная деятельность младших школьников как условие социализации личности »

Прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим  и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать....