« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».
статья по теме
Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belova_n.m._sotsializatsiya_na_urokakh_literaturnogo_chteniya.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями.
Работая с детьми начальных классов, я ставлю перед собой задачи в социализации личности ребенка:
• Помочь ребенку формировать и использовать свой социальный опыт.
• Адаптировать важные, но сложные жизненные явления.
• Воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции.
• Оградить детей от асоциальных влияний.
• Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа.
В связи с этим усиливается значение учебного курса «Литературное чтение», так как именно этот предмет в первую очередь решает задачи развития и воспитания личности ребёнка, формирования у него ценностных смыслов и духовно-нравственных ориентиров.
Ведущей идеей курса литературного чтения с 1 по 4 классы является воспитание любви к Родине, к своей семье, уважения к другим народам, к культурному наследию России, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к родной природе, стремления осознавать и признавать этические и моральные нормы, сохранившиеся в менталитете россиян.
Перечисленные ценности лежат в основе формирования личностных универсальных действий, поскольку без нравственной основы, без нравственных ориентиров невозможно достичь каких-либо результатов в воспитании подрастающего поколения.
Развивать младших школьников в данном направлении на уроках литературного чтения мне помогают различные формы и современные технологии.
Здесь я хочу подробно остановиться на некоторых из них:
Чтобы понять литературный образ и вместе с ним понять основную идею литературного произведения, необходимо учащимся поставить себя на место того или иного литературного героя, через призму собственного сознания и жизненного опыта пропустить мотивы, побуждающие героя к тому или иному поступку.
Важно регулярно создавать для учащихся ситуации нравственного выбора и оценивания себя, своих и чужих поступков. Система заданий и вопросов учебника позволяет учащимся ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
- В этом хорошо помогает мне на уроках литературного чтения такая форма урока, как драматизация. Где ребята самостоятельно выбирают роли, распределяют время своих выступлений, учатся работать в команде и демонстрируют свои творческие способности.
- Для воспитания и создания условий для социализации младших школьников сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. В этом на современном этапе реализации новых образовательных стандартов мне помогает социо-игровая технология, которая дает возможность на уроке литературного чтения объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
В рамках данной технологии я ставлю перед собой такие задачи:
• помочь детям научиться эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
• воспитать в школьниках желание узнавать новое.
Приведу примеры некоторых игр, которые позволяют реализовать данные задачи:
«Снежная королева»
Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.
Ход: учитель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Учитель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
«Стихи по ролям»
Для игры учитель подбирает диалоги из стихов Чуковского, Маршака, Барто, Заходера, Михалкова, Хармса и др. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.
«Собрать диалог»
Учитель предлагает детям вспомнить героев и фразы из известных сказок, рассказов. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определённый сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5 реплик.
- Одним из наследий национальной истории и культуры, а, следовательно, и средством духовно – нравственного развития и социализации младших школьников являются пословицы.
Актуальность приобщения детей к истокам народной мудрости можно выразить словами казахской пословицы: «Сын, помнящий семь поколений, процветает семь поколений. Сын, не помнящий одно поколение, погибает». Человек, оторванный от глубинных национальных корней, теряет самые ценные духовные и нравственные качества личности. Но и человек, который замыкается в своей национальности как в скорлупе, также теряет лучшие качества личности. Поэтому необходимо параллельное изучение культурных и исторических традиций многонациональной России и народов мира.
Так, например, необходимость воспитания на основе знакомства с культурным и историческим наследием с детских лет объясняет башкирская пословица «Что птенец получает в гнезде, с тем и вылетает из него». Эту же мысль можно выразить и словами азербайджанской пословицы «Посеянное вовремя, жемчугом взойдёт».
Работу с пословицами на уроках литературного чтения можно организовать различными способами, что помогает разнообразить учебный процесс.
Так, например:
- Р. Киплинг «Маугли»
Подходят ли к сказке пословицы:
На чужбине наша корова превратилась в телёнка (таджикская).
Собака на чужой стороне с поджатым хвостом ходит (татарская).
Чужбина – калина, Родина – малина (русская).
Чужбина – холодина (карельская).
- Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Подходит ли к сказке пословица «Трус и таракана принимает за великана»?
- Представь, что редактор одного из книжных издательств предложил тебе участвовать в составлении сборника произведений для учащихся начальной школы. Для названия сборника выбрана осетинская пословица «Испуганному глазу и мышь – гора». Какие произведения ты поместишь в этот сборник?
- В пословицах и поговорках широко используется сравнение. Найдите пословицы с различными формами сравнения, подчеркните их. Объясни смысл данных пословиц. Узнай у товарищей, какие пословицы записали они. Есть ли у вас пословицы на одну тему?
( Сравнения могут быть построены с помощью союзов «как», «что», «ровно», «словно», а могут быть выражены творительным падежом, например, «Сердце петухом запело». Есть бессоюзные формы сравнений , например, «Чужая душа – тёмный лес». В пословицах и поговорках может быть по два и более сравнений, например, «На словах – что на гуслях,, а на деле – что на балалайке»)
- Прочитай пословицы и поговорки. Раздели их на три группы.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не хвали себя – есть умней тебя.
Цыплят по осени считают.
Видно неряху по грязной рубахе.
Глядит лисой, а пахнет волком.
Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.
Чужая мука белее молока.
С волками жить – по-волчьи выть.
Кони верблюдам всегда снятся горбатыми.
( Первая группа – пословицы и поговорки, не имеющие иносказательного, переносного значения, вторая группа - употребляющиеся и в прямом и в переносном значении, третья группа - имеющие только иносказательный, переносный смысл.)
- На основе старых пословиц могут создаваться новые. Так пословица «Учись боец, командиром будешь» создана по образцу пословицы «Терпи, казак, атаманом будешь». В пословице «Врагов бояться – пограничником не быть» угадывается пословица «Волков бояться – в лес не ходить».
Попробуй сочинить свою пословицу на основе
а) татарской пословицы «Свой чёрный хлеб лучше чужих пирогов».
б) русской пословицы «На яблоне груши не растут».
Работа с пословицами интересна детям, родителям и педагогам. Она помогает по-новому взглянуть на нашу жизнь. Вполне возможно, что поколение, воспитанное на знании и уважении культурных традиций народов своей страны, своего края, планеты, будет строить жизнь и политику на качественно ином уровне, когда не будет экологических катастроф, межнациональных и религиозных конфликтов, когда наша планета будет процветать.
Кто-то из мудрых сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад, народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. На мой взгляд, уроки литературного чтения позволяют создать благоприятные условия для социализации учащихся и их духовно – нравственного развития, изучая произведения художественной литературы и жемчужины народной мудрости, созданные современными авторами и авторами прошлого столетия, объединенные одной темой: «Воспитание самостоятельной, творческой и духовно – нравственной личности».
Управление образования мэрии города Магадана
« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение»
Автор: Надежда Михайловна Белова, учитель высшей категории МАОУ «СОШ с УИОП № 14»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования успешной личности младшего школьника в условиях модернизации начального образования.
Материал прочитан на районных секционных занятиях учителей начальных классов. В этом выступлении освещались вопросы,касающиеся реализации формирования успешной личности....
Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника
Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность...
Статья на тему: «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».
Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри Адамс, американский писатель и историк....
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
В статье раскрываются технологии по социализации младших школьников: игровые, информационно-коммуникационные, внеурочная деятельность....
Социализация как фактор успешности становления личности младшего школьника
Одной из задач школы на современном этапе становится создание условий для формирования социально успешной личности ребенка. Процесс социализации - эта та сила,которая заставляет человека развиваться. ...
«Технологии дифференцированного обучения как условие успешного развития личности младшего школьника»
Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Театр - это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...