Кружок « Мастерская добрых дел» (Духовно-нравственное направление)
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_dobryh_del.doc | 54.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Алдан
МО «Алданский район»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании педагогического совета №1 _________О.И. Оглоблина
от 29 августа 2017 г. директор МБОУ СОШ № 2 Рекомендовано в качестве рабочей г. Алдан
программы по внеурочной
деятельности приказ №_________от_____
в 4 А классе
Рабочая программа
начального общего образования
кружка « Мастерская добрых дел»
(Духовно-нравственное направление)
для 4 «А» класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель: ГришинаЕ,А.,
учитель высшей категории
г. Алдан
2017 г.
Пояснительная записка
Место внеурочного учебного предмета в учебном плане
Программа внеурочного учебного предмета «Мастерская добрых дел» входит во внеурочную деятельность по направлению «Социальное». В соответствии с учебным планом школы в 4 классе на занятия по внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел» отводится 34 часа (1 часа в неделю, 34 учебные недели).
Количество часов в неделю по программе 1
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел» для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 2;
Учебный план и календарно-учебный график МБОУ СОШ № 2 на 2017-2018 учебный год;
Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ № 2
Цели:
- раскрытие творческого потенциала ребенка
- способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества;
- социализировать личность младшего школьника через выполнение общественно - полезной деятельности и участие в коллективных творческих делах;
- реализация общественно – значимых инициатив.
Основные задачи:
- привлечь детей к активному участию в делах класса;
- учить детей навыкам общественной работы;
- воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
- развивать организационные и коммуникативные компетенции;
- создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
- обучение умению работать индивидуально и в группе;
- формирование умения планировать последовательность выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- формирование мотивов достижения и социального признания;
- развитие природных задатков и способностей детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
- развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса
В результате реализации программы учащиеся должны знать:
- правила дежурных по классу, в столовой
- несколько видов комнатных растений;
- пословицы о труде
- особенности труда обслуживающего персонала школы
- способы ухода за комнатными растениями;
- правила бережного отношения к книгам
- правила личной гигиены
- правила полива, очистки листьев;
- как выполнять мелкий ремонт книг и тетрадей
- как выполнять творческие работы с использованием различных материалов.
Личностные:
принимать и выполнять правила школьной жизни;
соблюдать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
проявлять познавательный интерес к трудовому процессу;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
знать о факторах, наносящих вред здоровью.
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать учебную задачу под руководством учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- принимать элементарный план действий при работе в группе;
- определять последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
- составлять элементарный план действий при работе в группе;
- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
- вносить коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- оценивать свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом; организовывать рабочее место;
- эмоционально рефлексировать свои действия;
- готовить необходимые инструменты для занятия; удерживать организованное поведение во время занятия.
Познавательные:
- отличать новое от уже известного под руководством учителя;
- устанавливать очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
- владеть элементарными навыками чтения информации;
- сравнивать и группировать предметы и их образы, классифицировать по заданным признакам, выделять признаки, обобщать под руководством учителя;
- выполнять работу практического действия под руководством учителя;
- использовать знаково-символические средства, в том числе владеть действием моделирования;
- уметь выделять существенные признаки;
- действовать по аналогии;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
- вступать в диалог; уметь слушать и понимать других;
- соблюдать нормы речевого этикета;
- оказывать взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимать правила работы в паре;
- быть готовым договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя);
- умееть задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
- понимать, что у других людей есть своя точка зрения;
- уметь выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).
Формы организации внеурочной деятельности
Наиболее естественным видом деятельности для детей школьного возраста является игра. Также для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод учебного проекта.
Основные формы занятий:
беседа;
игра;
творческая мастерская;
экскурсия;
проект;
наблюдение;
исследование
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | «Принесем в наш класс уют!» | 15 |
2 | «Мастера на все руки» | 10 |
3 | «Подготовка к праздникам» | 9 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ №№ п/п | Тема занятия | Дата | Планируемые результаты | |
План | Факт | |||
1 | Повторение общих правил поведения на занятиях, во время посещения театра, проведения экскурсий. | 7.09.17 | 7.09.17 | принимать и выполнять правила школьной жизни; соблюдать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение с помощью учителя и по образцу; |
2 | Составление режима дня школьника. | 14.09.17 | 14.09.17 | |
3 | Организация дежурства в классе. | 21.09.17 | 21.09.17 | |
4 | Уборка в классе. | 28.09.17 | 28.09.17 | выполнять правила дежурных по классу |
5 | Поддержание порядка на книжных полках. | 5.10.17 | 5.10.17 | принимать элементарный план действий при работе в группе; выполнять правила бережного отношения к книгам |
6 | Прогулка. Сбор природного материала. | 12.10.17 | 12.10.17 | умения анализировать свои действия |
7 | Работа с природным материалом в рамках подготовки к выставке «Золотая осень». | 19.10.17 | 19.10.17 | принимать элементарный план действий при работе в группе |
8 | Работа с природным материалом в рамках подготовки к выставке «Золотая осень». | 26.10.17 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов | |
9 | Работа с природным материалом в рамках подготовки к выставке «Золотая осень». | 2.11.17 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов | |
10 | Праздник День матери. | 16.11.17 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов | |
11 | План работы по дому. | 23.11.17 | выполнять мелкие задания дома | |
12 | Открытка Деду Морозу. | 30.11.17 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов | |
13 | Подготовка к Новому году. Изготовление ёлочных украшений. | 7.12.17 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов | |
14 | Подготовка к Новому году. Изготовление ёлочных украшений. | 14.12.17 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов | |
15 | Оформление класса, рекреации к новогоднему празднику. | 21.12.17 | ||
16 | Уборка в классе. | 28.12.17 | выполнять правила дежурных по классу | |
17 | Мир профессий. | 18.01.18 | познакомиться с особенностями труда различных профессий. | |
18 | Мир профессий. | 25.01.18 | познакомиться с особенностями труда различных профессий. | |
19 | Мир профессий. | 1.02.18 | познакомиться с особенностями труда различных профессий. | |
20 | «Кем я стану, когда вырасту?» | 8.02.18 | познакомиться с различными профессиями; подбирать материал по теме; работать со справочным материалом; выполнять презентацию | |
21 | Творческая работы «Закладка». | 15.02.18 | выполнять мелкий ремонт книг и тетрадей | |
22 | Праздник 23 февраля. Участие в акции | 22.02.18 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов | |
23 | Подготовка к 8 марта . Подарок для мамы. | 1.03.18 | ||
24 | Коллаж «Будь осторожен на дороге!» | 15.03.18 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме | |
25 | Проект «Птицы вокруг нас» Учимся планировать свою деятельность | 22.03.18 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме | |
26 | Проект «Птицы вокруг нас» Учимся планировать свою деятельность | 5.04.18 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме | |
27 | Проект «Птицы вокруг нас» Учимся планировать свою деятельность | 12.04.18 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме | |
28 | Проект «Птицы вокруг нас» Учимся планировать свою деятельность | 19.04.18 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме | |
29 | Никто не забыт, ничто не забыто. К 9 Мая и проведение акции «Подарок ветерану». | 26.04.18 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; выполнять презентацию | |
30 | Участие в субботнике к празднованию Дня Победы. | 3.05.18 | принимать элементарный план действий при работе в группе | |
31 | Подготовка к выпускному начальной школы. | 10.05.18 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме | |
32 | Подготовка к выпускному начальной школы. | 17.05.18 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме | |
33 | Подготовка к выпускному начальной школы. | 24.05.18 | выполнять творческие работы с использованием различных материалов; подбирать материал по теме | |
34 | Праздник «Прощай, начальная школа» | 31.05.18 | принимать элементарный план действий при работе в группе |
Содержание программы
1. Добрые дела для моего класса. - Самообслуживание — дежурство в классе, в столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей,
- Сельскохозяйственный труд -- уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями).
2. Наши руки не знают скуки. - Разные трудовые операции - изготовление игрушек и поделок. Работа с природным материалом, пластилином, бумагой и картоном. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. 3. Твори добро - Оказание помощи— Забота о близких людях. Проведение акций.
Критерии показателей достижений ожидаемых результатов обучения по программе.
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Оценка в баллах |
1. Теоретическая подготовка | |||
1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | а) высокий уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | 3 балла |
б) средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ | 2 балла | ||
в) низкий уровень – овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой | 1 балл | ||
2. Практическая подготовка | |||
1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | а) высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 3 балла |
б) средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более½ | 2 балла | ||
в) низкий уровень – воспитанник овладел лишь начальным уровнем подготовки | 1 балл | ||
2. Творческие навыки | Креативность выполнения творческих заданий | а) высокий уровень – творческий – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно | 3 балла |
б) средний уровень – репродуктивный – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога | 2 балла | ||
в) низкий уровень – элементарный – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие задания по шаблону, подглядывая за другими исполнителями | 1 балл | ||
3. Общеучебные умения и навыки | |||
3.1. Учебно-интеллектуальные умения | |||
Умение сформулировать цель, задачу | Самостоятельная и правильная постановка задачи | а) высокий уровень – Постановка задачи без помощи учителя | 3 балла |
б) средний уровень – Постановка задачи с подсказкой учителя | 2 балла | ||
в) низкий уровень – умение сформулировать задачу по образцу/ по шаблону | 1 балл | ||
Умение воспринимать информацию. | Умение самостоятельно осмысливать материал и выделять в нем главное. | а) высокий уровень – самостоятельное осмысление материала и выделение в нем главного (без помощи учителя) | 3 балла |
б) средний уровень – осмысление материала и выделение в нем главного с помощью учителя или товарища | 2 балла | ||
в) низкий уровень – умение осмыслить но затрудняется выделить главное | 1 балл | ||
3.2. Учебно-коммуникативные умения | |||
1. Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | а) высокий уровень – сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнение других | 3 балла |
б) средний уровень – слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других | 2 балла | ||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию | 1 балл | ||
2. Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения двигательными навыками | а) высокий уровень – самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию | 3 балла |
б) средний уровень – готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога, иногда стесняется | 2 балла | ||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации, часто старается быть меньше на виду | 1 балл | ||
3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | а) высокий уровень – самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения | 3 балла |
б) средний уровень – участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога, иногда сам строит доказательства | 2 балла | ||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога | 1 балл | ||
3.3.Учебно-организационные умения и навыки | |||
1. Умение организовать свое рабочее место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | а) высокий уровень – самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой | 3 балла |
б) средний уровень – организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога | 2 балла | ||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога | 1 балл | ||
2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | а) высокий уровень – освоил весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период | 3 балла |
б) средний уровень – допускает ошибки | 2 балла | ||
в) низкий – воспитанник овладел менее чем 1/2 объема навыков | 1 балл | ||
3. Умение планировать и организовать работу, распределять учебное время | Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время | а) высокий уровень – самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. | 3 балла |
б) средний уровень – планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога | 2 балла | ||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога | 1 балл | ||
3.4. Предметные достижения ребенка | |||
Умение применять полученные знания в практической деятельности и в жизни | Способность на практике (в повседневной жизни) применить полученные знания | а) высокий уровень – умение самостоятельно применить знания. | 3 балла |
б) средний уровень – умение применить полученные знания при поддержке (подсказке) педагога | 2 балла | ||
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в применении полученных знаний на практике, нуждается в постоянной помощи педагога | 1 балл | ||
18-13 высокий уровень | |||
Критерии показателя достижений ожидаемых результатов личностного развития детей в процессе освоения программы | |||
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Оценка в баллах |
1. Организационно-волевые качества | |||
1. Терпение | Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени | а) высокий уровень – терпения хватает на все занятие | 3 балла |
б) средний уровень – на большую часть занятия | 2 балла | ||
в) низкий уровень – менее чем на половину занятия | 1 балл | ||
2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | а) высокий уровень – волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком | 3 балла |
б) средний уровень – чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога | 2 балла | ||
в) низкий уровень – волевые усилия ребенка побуждаются извне | 1 балл | ||
3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки | а) высокий уровень – ребенок постоянно контролирует себя сам | 3 балла |
б) средний уровень – периодически контролирует себя сам | 2 балла | ||
в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно | 1 балл | ||
2. Ориентационные качества | |||
1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | а) высокий уровень – адекватная самооценка | 3 балла |
б) средний уровень – заниженная самооценка | 2 балла | ||
в) низкий уровень – завышенная самооценка | 1 балл | ||
2. Интерес к занятиям в объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | а) высокий уровень – постоянно поддерживается ребенком самостоятельно | 3 балла |
б) средний уровень – периодически поддерживается самим ребенком | 2 балла | ||
в) низкий уровень – продиктован ребенку извне | 1 балл | ||
3. Поведенческие качества | |||
1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации | а) высокий уровень – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты | 3 балла |
б) средний уровень – сам в конфликтах не участвует, старается их избежать | 2 балла | ||
в) низкий уровень – периодически провоцирует конфликты | 1 балл | ||
2. Тип сотрудничества (отношение воспитанника к общим делам объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | а) высокий уровень – инициативен в общих делах | 3 балла |
б) средний уровень – участвует при побуждении извне | 2 балла | ||
в) низкий уровень – избегает участия в общих делах | 1 балл | ||
9-7 высокий уровень |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература | Дополнительная литература |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2014 год. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. |
Технические средства обучения Классная доска; Компьютер; Мультимедийный проектор; | MULTIMEDIA-поддержка курса: Материалы к внеурочным занятиям: Поделки. http://www.svoimi-rukamy.com/Sdelay/podelki/ Энциклопедия комнатных растений. http://greendom.net/catalog.html Подготовка праздников в начальной школе. http://www.proshkolu.ru/user/natalya7777d/file/2082370/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности кружок "Тулячок"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тулячок»...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )
Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов....
Тестовая диагностическая работа по курсу внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по духовно-нравственному направлению
Тестовая диагностика...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...