Комплексная программа летнего оздоровления детей «Счастливое лето»
методическая разработка на тему

Ольга Ивановна Кравцова

«Счастливое лето» – название игры, где через выполнение различных заданий – коллективных и индивидуальных – на «Поляне радостных событий» (экран игры) появляется все больше и больше имен участников смены с указанием их званий и заслуг.  Дети чувствуют  себя инициаторами, организаторами проводимых дел и активными участниками жизни. Программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 12 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13_ifn.doc650 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная программа

 летнего оздоровления детей

«Счастливое лето»

Автор: учитель начальных классов

МБОУ Кашарской СОШ

Кравцова Ольга Ивановна

сл Кашары Ростовскаяобласть

Пояснительная записка

Экологический лагерь  «Счастливое лето» организуется на  базе МБОУ Кашарская СОШ. Наличие  пришкольного участка, близкое расположение парка и реки Ольховая  позволяют  создать профильный лагерь  экологической направленности. Вовлечение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

  Лето – пора поистине золотая. Ведь от того, как человек подпитается активизирующейся в этот период живительной силой самой природы, какую психологическую разгрузку он получит, какие положительные эмоции приобретет,  какой настрой получит на предстоящий год, зависит его дальнейшая успешность, рождение и реализация новых планов и замыслов. Тем более – если этот человек – ребенок.

       Для того чтобы летние каникулы  были полезными и продуктивными как для здоровья, так и для интеллектуально-творческого развития, необходимо создать наиболее благоприятные условия для оздоровления и отдыха.

      «Счастливое лето» – название игры, где через выполнение различных заданий – коллективных и индивидуальных – на «Поляне радостных событий» (экран игры) появляется все больше и больше имен участников смены с указанием их званий и заслуг.

       Дети чувствуют  себя инициаторами, организаторами проводимых дел и активными участниками жизни.

       Программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 12 лет

Цель программы:

   Создание благоприятных условий для формирования личности, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде, принимать адекватное решение и активно участвовать в охране природы.

Задачи программы:

  • способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;
  • расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
  • формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
  • развитие различных форм общения в разновозрастных группах;
  • создание условий для развития творческого потенциала,
  • создание положительного эмоционального климата в коллективе лагеря;
  • создание системы взаимодействия в коллективе лагеря, которая основана на позитивных взаимоотношениях

Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Конституцией Российской Федерации;
  • Законом РФ «Об образовании».

 Ведущие принципы:  В основе деятельности экологического лагеря лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии:

  • личностно-ориентированный подход;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;
  • обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;
  • воспитание способности и потребности общения с миром через освоение
  • гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.

Предполагаемые результаты программы

  • Сплочение временного детского коллектива;
  • Приобретение детьми нового социального опыта;
  • Установление полезных контактов среди сверстников села;
  • Закрепление навыков здорового образа жизни;
  • Социальная адаптация в пространстве временного детского коллектива;
  • Сбор методических материалов в помощь организаторам и вожатым из опыта реализации программы «Счастливое лето»;

Содержание программы.

Содержательная часть программы реализуется в течение 16 дней. Основное время отводится проектно – исследовательской работе, сочетающей, как учебно – трудовую, так и образовательную деятельность.

Модель экологического лагеря – сюжетно-ролевая игра «Счастливое лето».

В основе сюжета игры - организация жизнедеятельности страны со своей историей, традициями и законами.

За смену происходит изучение, ознакомление, приобретение навыков практической деятельности как индивидуально, так и в группе и в коллективе.

I этап – организационный (включение в игру)(1-3 день)

Задачи этапа:

знакомство детей друг с другом;

выявление интересов, склонностей и способностей детей;

мотивация на игровое взаимодействие;

образование городов, обсуждение законов и правил жизни.

На этом этапе школьники придумывают название, эмблему и девиз своих городов, которые формируются из детей по 7-10 человек. Город действует на основании программы и плана лагеря. Этап завершается  утверждением Законов Страны.

II этап – основной период (4-14 день)

Задачи этапа:  включение детей в совместную активную жизнь;

создание условий самореализации и саморазвития детей.

Начинает действовать система стимулов и поощрений. По мере участия в игре на протяжении всей смены заполняется «Поляна радостных событий». Участие и успех отрядов в общелагерных делах  отмечается символами на экране игры.

Каждый символ имеет свою расшифровку:

  Алый значок - в лагере все любуются вами, вы постарались по  полной программе;

     Зеленый значок - чуть-чуть не хватило до ликования, но ваш отряд достоин признания;

     Синий значок - что-то сегодня вы подкачали, завтра удача будет с вами.

         

Символ игры - улыбающееся солнышко, за победу в конкурсе отряд получает символ. В конце потока по количеству солнышек будет выбран победитель игры. Будет назван лучший город.

     Каждый ребенок в соответствии со своими желаниями, умениями, интересами попадает в позицию то организатора, то участника, а то и автора какого то дела.

    Для реализации цели и задач программы используются следующие формы работы: кружки, конкурсы, КТД, творческие лаборатории, инициативные группы, соревнования, выставки, турниры, трудовые акции, «огоньки» ролевые игры, деловые игры, ярмарки, тематические дни.    

Учащиеся учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования диагностики.

III этап – заключительный (15-18день)

Задачи этапа:

рефлексия участников лагеря;

исследовательская работа обобщается и демонстрируется на научно-практической конференции;

оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных;

День в свою очередь состоит из трех блоков:

      1 блок Информационный блок (Получение заданий, знаний). Проводятся утренние линейки;

     2 блок Практический блок (Получение навыков). Работа в микрогруппах, мастер – классах, индивидуальная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Подготовка к общелагерному делу.

     3 блок –  Творческий блок (Закрепление материала). Коллективно-творческая деятельность.

       

Основные законы участников игры

  «Счастливое лето»:

  1. Закон добра - дари людям добро.
  2. Закон заботы – позаботься о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите.
  3. Закон милосердия – прояви милосердие, этим ты проявишь свою силу духа.
  4. Закон мира - согрей мир своим участием и добротой.
  5. Закон леса – не навреди природе.
  6. Закон человека – соблюдай нравственность в общении друг с другом.
  7. Закон 0: 0 – делай всё вовремя.
  8. Не тот капитан, кто впереди идёт, а тот капитан, кто за собой ведёт.
  9. Не думай, что ты выше друзей, и нос задирать, зазнаваться не смей!

Организационный период (1-3 день)

Задачи периода

Отрядные дела

Общелагерные дела

Знакомство детей друг с другом;

выявление интересов, склонностей и способностей детей;

мотивация на игровое взаимодействие;

образование городов, обсуждение законов и правил жизни

Знакомство  «Расскажи мне о себе»,

«Мои сильные качества»;

Первичная диагностика.

Оформление отрядных уголков

Выбор актива.

Презентация отрядов.

Игра по станциям «Стартуют молодые». Экскурсия «Флора и фауна населённого пункта».

Праздничная линейка открытия

Основной период (4-14день)

Включение детей в совместную  активную жизнь;

создание условий самореализации и саморазвития детей.

Подготовка к тематическим дням

«Моя компания», «Добрый вечер», «Что такое? Кто такой?», «Все дороги начинаются с порога», «Три плюс один», «Пресс-конференция», «Время решений»

Занятие в кружках, мастерских, творческих лабораторий

Работа актива лагеря

Подготовка к общелагерным делам;

Межотрядные дела

Спортивно-оздоровительная работа.

Театрализованная игра на местности «Посвящение в экологи». Дискуссия – практикум «Экологические проблемы Земли и пути их решения». День леса. День веселых игр и забав

«Ярмарка чудес». Практикумы: «Заготовка лекарственных растений», «Озеленение территории школьного двора».Конкурсная спортивная программа «Малые олимпийские игры». Трудовой десант «Чистая среда»,  Экологический ликбез «Все в природе взаимосвязано!» День добрых дел.

       

Итоговый период (15-18 день)

Рефлексия участников лагеря;

исследовательская работа обобщается и демонстрируется на научно-практической конференции;

оглашаются победители в различных номинациях:

Анкетирование

Диагностика

 «В кругу друзей»; «Задушевный разговор»

Выставка творческих работ детей

Выпуск газеты

Составление летописи смены

Выпуск информационных бюллетеней смены

Закрытие смены

План - сетка. 

1 день

Открытие смены

2 день

Игра по станциям «Стартуют молодые».

3 день

Экскурсия «Флора и фауна населённого пункта».

4 день

Театрализованная игра на местности «Посвящение в экологи».

5 день

День веселых игр и забав

«Ярмарка чудес»

6 день

Практикум «Заготовка лекарственных растений»

7 день

Практикум «Озеленение территории школьного двора»

8 день

День леса.

9 день

Конкурсная спортивная программа «Малые олимпийские игры».

10 день

Трудовой десант «Чистая среда»          

11 день

Фотоконкурс

«Моё село»

12 день

Экологический ликбез “Все в природе взаимосвязано!”

13 день

Дискуссия – практикум «Экологические проблемы Земли и пути их решения»

14 день

День реки.

15 день

День добрых дел.

16 день

Конкурс «Мы - Робинзоны»

17 день

Конкурс рисунков «Природа родного края»

18 день

Закрытие смены.

Поляна радостных событий»

№ отряда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

2

Алый значок - в лагере все любуются вами, вы постарались по полной программе;

Зеленый значок - чуть-чуть не хватило до ликования, но ваш отряд достоин признания;

Синий значок - что-то сегодня вы подкачали, завтра удача будет с вами.

Отряд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

2

Экран чистоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У хороших детей - счастливые родители.

Родительское собрание для 3 класса...

Подвижная игра с дидактической направленностью как средство педагогики оздоровления

Подвижная игра с дидактической направленностью  как средство педагогики оздоровления ...

Анализ деятельности МО учителей начальных классов по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни

Одним из приоритетных направлений  деятельности МО учителей начальных классов является работа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. Предлагаю анализ работы МО по данной пробл...

Модифицированная программа дополнительного образования детей "Счастливый английский"

Программа рассчитана на 4 года обучения. По данной программе занимаются дети 7-11 лет.Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание у обучающих...

Комплексное задание на лето для будущих третьеклассников.

Комплексное задание на лето для будущих третьеклассников....

«Как сделать детей счастливыми»

Из конфет и пирожных, Из сластей всевозможных - Вот из этого сделаны девочки. Из колючек, ракушек, Из зеленых лягушек - Вот из этого сделаны мальчики. ...

моделирование индивидуальной программы комплексного оздоровления для обучающихся СМГ

занятия в специальной медицинской группе строятся на основе общепринятых принципов: всесторонности, сознательности, постепенности, повторения....