У хороших детей - счастливые родители.
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «У хороших детей ---
счастливые родители»
«Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание-это наша
счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А, С, Макаренко.
«Откуда у честных родителей дети приобретают злой нрав? Скажу вам истину ради исправления: от материнской ласки, от отцовского наказания, от строгости в воспитании. Хвалит мать маленькую злобу маленького сына, а злоба в сердце, как терновник, корни управляет, и с ростом сына растёт более злоба. Когда же сын вырастит в величину стойкую, вместе с тем вырастит злоба и нрав неискоренимый, и тогда исполнится такая притча: если юноша и состарится на своём пути, то не сойдёт с него, ибо, как глиняный сосуд, если в начале обработки варёной смолы напитается, никогда не отмоется. Так человек, глиняный сосуд, хранит до смерти нрав, воспринятый в юности».
Подобным образом детям злых родителей трудно изменить злой нрав и говорить хорошо, так как от пелёнок обучаются злословию.
Счастливы родители, чья жизнь – пример благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел. Несчастны те родители, которые соблазняют своих детей плохой жизнью; эти люди являются более детоубийцами, чем родителями.
Испокон веков родителей интересует вопрос: что именно нужно делать, как себя вести, если ребёнок делает что – то не то, не слушается, раздражает?
Психологи предлагают следующие правила и способы общения.
Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит о помощи.
Когда ваш малыш что-то строит из кубиков, рисует и т. п. и у него получается что-то не так с вашей точки зрения, то вам очень хочется вмешаться - научить, показать, покритиковать,- и вы говорите: «Не так!» (Не так пишешь, рассказываешь, моешь посуду и т. д.)
Реакция детей на такое вмешательство разная: один втягивает голову в плечи, теряется; другой обижается, не хочет смотреть «как надо», третий: «Раз плохо, вообще не буду».
Почему же ребёнок испытывает растерянность, обиду, возмущение? В это время вспомните, пожалуйста, себя:
результатов.
Первый--- знания и умения, которые ребёнок освоил.
Второй---(менее очевиден) --- тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
Третий--- эмоциональный след в душе ребёнка: удовольствие или неудовольствие от знания, уверенность или неуверенность в своих возможностях.
Четвёртый--- «прибавка» к вашим взаимоотношениям с ребёнком: либо негативная (взаимное неудовольствие), либо позитивная (дружба).
Родители в основном ориентируются на первый результат, то есть на знания и умения, которые ребёнок освоил, а об остальных трёх забывают. Совет в таком случае такой: не вмешивайтесь, не критикуйте ребёнка, а проявите интерес к его делу.
Правило 2
Совместная разделённая деятельность – включение родителя в занятия ребёнка.
это та ситуация, в которой ребёнок наталкивается на почти непреодолимую трудность и может либо попросить о помощи, либо признаться, что « не знает как».
В данной ситуации ему обязательно надо помочь и выполнить работу вместе с ним
Рассмотрим пример.
Вы купили ребёнку конструктор, сын обрадовался, стал играть и попросил помощи. Но вы ответили, что сын не маленький, должен сам разобраться. В результате мальчик больше не подходил к конструктору.
Почему так родители поступили? На это могут быть разные причины. Одной из них является воспитание самостоятельности. Но всегда ли нужно этой цели отказывать ребёнку в помощи?
Поэтому когда ребёнок просит:
«Поиграй со мной», «Пойдём, погуляем», «Возьми меня с собой», не отказывайте ему, если у вас на это нет серьёзных причин.
Приведу пример. В психологическую консультацию обратилась мама шестилетнего мальчика.
--- У меня ребёнок какой-то странный, наверное, ненормальный. Недавно сидим мы с мужем на кухне, а он открывает дверь, идёт на нас с палкой и бьёт!
--- А как вы с ним проводите время? – спрашивает консультант.
---С ним-то? Да никак не провожу. Когда мне? Дома всё кручусь по хозяйству. А он хвостом ходит: поиграй, да поиграй. Я ему: да отстань ты, сам поиграй, игрушек, что ли хватает?
---А муж?
---Муж, как придёт, сразу на диван – и телевизор смотрит. С сыном не играет.
--- А сын к нему подходит?
---Конечно, но он его прогоняет: «Не видишь, я устал, иди к матери!»
Агрессия мальчика в этом случае – нормальная реакция на ненормальный стиль общения с ним родителей.
Так как же правильно организовать совместную с ребёнком деятельность? Вот два совета:
- Играя с ребёнком или занимаясь с ним каким-то общим делом, берите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему.
- По мере освоения им новых действий увеличивайте его самостоятельность.
Как же уберечь естественную активность ребёнка, направленную на познание и освоение нового? Как её не загубить, не заглушить?
Здесь есть две опасности.
- Слишком рано переложить свои функции на ребёнка.
- Слишком долгое и настойчивое участие родителей.
Среди 1000 подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Ученики 3-5 классов ответили «Нет», так как им не доверяют, но хотели бы помогать.
Ученики 7-8 классов ответили «Нет», но, правда, недовольных этим почти не было.
Этот пример показывает, как угасает активность ребёнка, когда её забивает активность родителей.
Последующие упрёки в адрес детей, что они « ленивы», «несознательны», «эгоистичны», столь же запоздалые, сколь и бессмысленные. Всё это родители создали собственными руками, мешая детям быть активными.
Как построить правильно отношение с ребёнком? Можно ли их поправить, если они зашли в тупик?
Общение ребёнку необходимо, как пища. Малыш, который получает полноценное питание, медицинский уход, но лишён постоянных контактов с взрослыми, недостаточно развивается не только психически, но и физически: плохо растёт, худеет, теряет интерес к жизни.
В Америке и Европе был проведён анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребёнка, случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения. Учёные пришли к выводу, что причины - в неудовлетворительной потребности детей в психологическом уходе, внимании, заботе, в недостатке положительных эмоций от контакта с взрослыми.
Общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм. «Пища общения», отравленная злобой, раздражением, агрессивностью, искривляет психику ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а в последствии – его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети также как и дети с «комплексами», забитые или несчастные, - это те, за судьбами которых скрываются неправильно сложившиеся отношения в семье, непонимание ребёнка, невнимание к нему или надуманные, нереальные требования.
Что нужно делать, чтобы избежать данной ситуации?
Существует один общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить с ребёнком оказываются безуспешными.
Это – безусловное принятие ребёнка. Его нужно любить не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а просто так, просто за то, что он вот такой у нас есть!
Нередко мы обращаемся к детям: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то буду тебя любить». Или: « Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться); не начнёшь хорошо учиться (хорошо вести)». То есть ребёнку прямо сообщают: его принимают условно, его любят (или будут любить), если только …
А ведь всем известна закономерность: чем больше ребёнка ругаешь, тем хуже он становится. Почему? Воспитание - это не дрессура, а родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. Доказано, что потребность в любви, в нужности - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Если же эта потребность не удовлетворяется, то у малыша возникают эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Например, мать одной 5-летней девочки обратилась к врачу, обнаружив у ребёнка симптомы невроза. В разговоре дочь однажды спросила: «Мама, а какая самая большая неприятность была у вас с папой до моего рождения?» - «Почему ты спрашиваешь?» - «Да потому, что потом самой большой неприятностью у вас стала я». Сколько же раз девочка слышала, что она сущее наказание, что она не та, ничего не умеет, всем надоедает и т. д. И всё это воплотилось в невроз.
Исправить положение можно почти в любой ситуации. Но начинать следует с себя. Принять ребёнка – значит проявлять к нему терпимость и одновременно стремиться понять его и помочь ему. Ведь если ребёнок болен, температурит и капризничает, редко, кто из нас скажет: «Прекрати сейчас же эти капризы», «Перестань, а то я тебя накажу». В этом случае мы находим другие слова. Почему же в других случаях мы этого не делаем? Конечно, скрывать и копить негативные чувства нельзя, но их следует выражать особыми способами:
- Можно выражать своё неудовольствие отдельными действиями ребёнка, но не самим ребёнком.
- Можно осуждать его действия, но не его чувства.
- Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие.
Хочу закончить словами Себастьяна Брандта, писателя и мыслителя 16-17вв: « Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители - пример ему».
« Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них то, чему их учит».
Ахаминова Ирина Назировна
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №2 ГП Терек
Отличник народного просвещения, ветеран труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрания " У хороших детей-хорошие родители"
Счастливы родители, чья жизнь-благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел....
"Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми" (О.Уайльд)
Уважаемые родители. В рамках наших родительских собраний вы часто просите дать совет, подобрать "ключ" к решению вопросов, связанных с воспитанием наших детей. Думаю, что предлагаемый ...
Модифицированная программа дополнительного образования детей "Счастливый английский"
Программа рассчитана на 4 года обучения. По данной программе занимаются дети 7-11 лет.Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание у обучающих...
Проверочная работа по разделу «Хорошие соседи, счастливые друзья». 1 класс. Литературное чтение. УМК «Перспектива».
Цель: проверка полученных знаний при изучении раздела Планируемые результаты: знание произведений; умение характеризовать героев, умение объяснять пословицы....
Комплексная программа летнего оздоровления детей «Счастливое лето»
laquo;Счастливое лето» – название игры, где через выполнение различных заданий – коллективных и индивидуальных – на «Поляне радостных событий» (экран игры) появляе...
Викторина для детей и родителей "Счастливы вместе"
Совместные минуты проведённые с родителями объединят семью, сделают учение в увлечение...
«Как сделать детей счастливыми»
Из конфет и пирожных, Из сластей всевозможных - Вот из этого сделаны девочки. Из колючек, ракушек, Из зеленых лягушек - Вот из этого сделаны мальчики. ...