Анализ деятельности МО учителей начальных классов по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни
методическая разработка по теме
Одним из приоритетных направлений деятельности МО учителей начальных классов является работа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. Предлагаю анализ работы МО по данной проблеме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ деятельности МО учителей начальных классов по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни
Одним из приоритетных направлений деятельности методического объединения учителей начальных классов является работа по сохранению и укреплению здоровья детей.
Система здоровьесбережения в начальной школе имеет следующие направления:
I. Образовательное – дать единые знания всем участникам учебно-воспитательного процесса по основам здорового образа жизни. Осуществление идет через родителей, педагогов, родительские собрания, классные часы, посредством индивидуальных и групповых консультаций.
II. Создание здоровьесберегающей среды.
1. Диагностическое направление: изучение семьи, ее традиций, образа и стиля жизни, динамики развития ребенка. Педагогическое исследование ребенка – своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития, отслеживание динамики работоспособности.
2. Организация учебно-воспитательного процесса: выполнение санитарных норм; профилактика утомления и переутомления; осуществление индивидуального и личностно ориентированного подхода к ребенку; использование здоровьесберегающих педагогических технологий; организация физкультурно-оздоровительной работы.
3. Мониторинг здоровья проводится через изучение и отслеживание работоспособности, изучение заболеваемости учащихся и педагогов.
4. Оздоровление и коррекция: образом жизни, педагогическими методами, оптимизацию двигательной активности, направление к специалистам.
На заседаниях МО были рассмотрены следующие вопросы:
- Изучение и применение здоровьесберегающих технологий для разных категорий обучающихся на I ступени обучения.
- Применение здоровьесберегающих технологий, методов и приёмов в работе со слабоуспевающими детьми.
- Создание здоровьесохраняющей среды в начальной школе.
- Сохранение здоровья детей – условие повышения качества образования.
- Изучение здоровьесберегающих технологий для разных категорий обучающихся.
На уроках учителя практически реализуют компоненты здоровьесберегающей направленности:
- личностная ориентированность;
- психологическая и физическая безопасность;
- гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность;
- направленность на формирование здорового образа жизни.
Базовые потребности учащегося | Школьные факторы риска | Здоровьесберегающая деятельность педагога |
Самоактуализация (уважение к себе, самоосуществление) | Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет: освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения); освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания) | Ценности и цели личностно-ориентированной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет: обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся); деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности); развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения) |
Уважение (одобрение, благодарность, признание) | ||
Общения (привязанность, причастность к группе) | репродуктивно-иллюстративный подход к обучению; монологический характер обучения | кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся); создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности); диалогическое взаимодействие педагога и учащегося; |
Безопасность (физическая и психологическая) | неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику соревновательный характер обучения | соответствие обучения возрастным особенностям учащихся индивидуально-дифференцированный подход к обучению безопасное оценивание (эффективная обратная связь) создание условий для оценочной самостоятельности учащихся доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися |
Физиологические (пища, отдых, движение, кислород) | перегрузка гиподинамия неудовлетворительное состояние школьной среды | соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. домашних заданий) рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим) обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим) |
Согласно принципам здоровьесбережения учебный процесс строится следующим образом. В сентябре в 1 классе протекает адаптационный период. Наполняемость классов составляет не более 25 человек. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре, октябре – три урока по 35 минут каждый; со второй четверти – четыре урока по 35 минут. В день допускается не более четырёх уроков. Более трудные предметы изучаются на втором – третьем уроках. В 1 классе и первом полугодии 2 класса принята безотметочная система, способствующая более спокойному усвоению знаний. Во время занятий постоянно контролируется посадка детей, обращается внимание на положение ног и спины относительно стула, головы и рук относительно парты. Обязательно один – два раза на любом уроке проводятся физкультминутки. Выполняются специальные упражнения для рук с элементами массажа. Не меньшее значение придаётся регулярной зарядке для глаз.
В начальной школе часто проводятся лекции и беседы на различные темы. Постоянно проводятся классные часы о здоровом образе жизни, подвижные игры на переменах. Уроки физической культуры проходят не только в спортивном зале, но и на и на улице, в бассейне. Эти условия обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход к ученику в педагогическом процессе, с учётом его возрастных и психических возможностей и уровня развития здоровья.
Традиционные здоровьесберегающие мероприятия, проходящие в начальной школе:
учебные занятия начинаются с утренней зарядки;
дни здоровья, семейные спортивно-оздоровительные праздники, профилактические беседы с родителями и учащимися;
проведение физкультурных минуток во время уроков;
организованы спортивные секции, хореографический кружок;
проводятся подвижные перемены;
профилактические беседы с родителями и учащимися;
- диагностика состояния здоровья детей;
ежегодно совершаются экскурсии и поездки по краю;
встречи с известными спортсменами;
работает пришкольный оздоровительный лагерь «Ягодка».
Педагогами были проведены мероприятия
Классные часы |
| Сотникова В. А. Чулкова Л. А. Чулкова Л. А. Агафонова Г. Н. Семибратченко Т. В. Данилова Л. А. Данилова Л. А. Сотникова В. А. Комарова И. Б. Комарова И. Б. |
Праздники |
| Данилова Л. А. Данилова Л. А. Сотникова В. А. Гребёнкина Е. А. Гребёнкина Е. А., Малюкина В. В. |
Уроки |
| Паршина Л. А. Чулкова Л. А. Данилова Л. А. Данилова Л. А. Малюкина В. В. |
Беседы |
| Чулкова Л. А. Чулкова Л. А. Агафонова Г. Н. Паршина Л. А. Агафонова Г. Н. Комарова И. Б. |
Профилактика алкоголизма, курения и наркомании |
(о вреде токсикомании и наркомании)
| Семибратченко Т. В. Чулкова Л. А. Чулкова Л. А. Сотникова В. А. Малюкина В. В. |
Выступления, доклады |
| Паршина Л. А. Гребёнкина Е. А. Гребёнкина Е. А. Черепкова Д. А. Черепкова Д. А. Малюкина В. В. Семибратченко Т. В. Комарова И. Б. Комарова И. Б. Сотникова В. А. Агафонова Г. Н. |
Печатные работы |
(школьный выпуск)
| Малюкина В. В. Малюкина В. В. |
Конкурсы |
(1 место) | Гребёнкина Е. А. Малюкина В. В. Данилова Л. А. Семибратченко Т. В. Семибратченко Т. В. |
Выставки |
| Гребёнкина Е. А. Чулкова Л. А. |
Существующие проблемы:
1. Сохраняется значительное количество больных детей;
2. Несбалансированность питания учащихся с учетом особенностей состояния здоровья;
3. Недостаточно рассматриваются вопросы здоровьесбережения в семьях учащихся.
Направления ближайшего развития:
1. Совершенствование системы работы по укреплению и сохранению здоровья детей;
2. Формирование позитивного общественного мнения в родительской среде по вопросам здоровьесбережения;
3.Модернизация системы работы по овладению и использованию педагогами начальной школы здоровьесберегающих технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого классного часа для пропаганды здорового образа жизни "Здоровые привычки и как их создавать"
Классный час разработан для учащихся 3 классов....
Театрализованная инсценировка по пропаганде здорового образа жизни "Слагаемые здоровья".
Инсценировка "Слагаемые здоровья"....
Пропаганда здорового образа жизни с использованием ИКТ и театрализованной деятельности.
Внеклассное мероприятие, направленное на формирование убеждения о необходимости сохранения личного здоровья. ...
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся»
Из опыта работы по программе «Разговор правильном питании»...
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...
Отчет о пропаганде здорового образа жизни в начальной школе МБОУ лицей № 10
Отчет о пропаганде здорового образа жизни в начальной школе МБОУ лицей № 10...
Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.
В данной статье раскрываются понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, представлена их классификация. А также в статье дается обоснование необходимости их применения в нача...