«Воспитание этических норм у младших школьников с помощью интерактивных методов обучения»
статья (4 класс)
Данная статья посвящена актуальной проблеме нравственного воспитания и этических норм у младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 с углублённым изучением французского языка и права
г. Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Воспитание этических норм у младших школьников на уроках с помощью интерактивных методов обучения»
Романова Мария Андреевна
Учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2019 г.
В последние годы, на фоне развития средств массовой информации и коммуникаций, глобализации общества, вопросы нравственного воспитания и этических норм зачастую оказываются, вытеснены на второй план. И последствием этого является размывание границ в области традиционных ценностей. В первую очередь, эти тенденции, к сожалению, отображаются на детях.
В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность.
Школа является одним из основных звеньев духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Образовавшийся духовный вакуум заставляет педагогов искать пути совершенствования образовательного процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование этических понятий и воспитание этических норм у ребенка.
Проанализировав научно-методическую литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что среди исследователей существуют различные точки зрения к определению понятий «этические нормы», «духовность» и «нравственность», однако можно смело утверждать, что эти явления сложные и многоаспектные, ключевыми основами которых являются такие понятия, как добро, истина, мораль, справедливость.
Рассмотрев позиции различных ученых, можно выделить критерии нравственности. Ими являются: поведение человека, его отношение к самому себе, к окружающим людям, к труду, к любви, к обществу и Отечеству.
Специфической особенностью нравственного воспитания является невозможность его обособления в какой-то специальный воспитательный процесс, поскольку формирование морального облика протекает в процессе разнообразной деятельности детей.
Особенностью младшего школьного возраста является высокая эмоциональность и восприимчивость к внешним влияниям, что предоставляет прекрасную возможность для формирования у детей этических норм. В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. И задача учителя здесь помочь детям в выборе правильной нравственной оценки. Однако, основным залогом нравственного воспитания школьника в младшем возрасте является тот небольшой, но фундаментальный опыт, который ребенок приносит в школу из семьи.
Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом.
Применение интерактивных методов обучения на уроках предоставляет большие возможности для выработки системы знаний, помогающих судить о том, что следует и чего не следует делать, отличать добро от зла, прекрасное от безобразного.
Практическое исследование проходило в школе № 21 имени Э.П. Шаффе Василеостровского района Санкт-Петербурга, в 4 б классе.
Исследовательская деятельность проходила в три этапа. На первом этапе были проведены констатирующие диагностики, с целью выявления уровня сформированности нормативно-ценностной ориентации младших школьников.
На втором этапе мною была реализована серия уроков с использованием интерактивных методов обучения для эффективного формирования этических норм, понятий и представлений у младших школьников.
Третий этап нашего исследования был посвящен контрольной диагностике сформированности этических норм, понятий и представлений у младших школьников, с целью выявления эффективности разработанной серии уроков.
Для выявления исходного уровня сформированности этических норм, понятий и представлений у младших школьников использовались следующие диагностические методики:
1. Диагностика этики поведения по методике «Незаконченные предложения» (методика Н.Е. Богуславской);
2. Диагностика нравственной самооценки по методике оценивания высказываний;
3. Диагностика нравственной мотивации – тест;
4. Опросник «Самоанализ личности»;
5. Методика «Незаконченный тезис».
Проведенное диагностическое исследование позволило выявить, среди учащихся 4 класса, детей с недостаточной сформированностью и с несформированностью некоторых нравственных и этических позиций, представлений и знаний, а также их смысловых значений. В ходе исследования выявлен лишь 1 учащийся (девочка), продемонстрировавший высокие показатели абсолютно по всем проводимым методикам, что составляет лишь 3,8% от количества участников нашего исследования. Также выявлены дети – 5 человек (мальчики), которые по всем проводимым методикам выявили результаты ниже средних. Это составляет 19% от числа исследуемых нами учащихся. Остальные дети, в основном демонстрируют средние показатели по критериям.
Особенностью полученных данных является факт того, что в целом, по всем проводимым методикам, наиболее высокие результаты демонстрируют девочки. Возможно, этот факт, связан с тем, что в нашей выборке девочек изначально больше, чем мальчиков, но я, допускаю и вероятность того, что у девочек, возможно, раньше формируются этические представления и знания, понятия и нормы. Данный факт, на наш взгляд, имеет перспективу дальнейшего исследования с учетом гендерных различий.
Таким образом, проведенное диагностическое исследование выявило необходимость проведения целенаправленной работы по воспитанию у обучающихся 4 класса этических норм и представлений. Это определило цель формирующей работы – разработать серию уроков с использованием интерактивных методов обучения, направленную на нравственное воспитание и формирование у обучающихся этических норм, понятий и представлений.
Реализуемая мною серия, включала в себя 5 уроков, которые я проводила в 4 классе.
Первый урок данной серии посвящен теме праздников в мировых религиях. На уроке были использованы такие интерактивные методы обучения, как: игровые упражнения, «мозговой штурм», эвристическая беседа, обсуждение сюжетных рисунков, викторина, парная работа со словарём.
В ходе урока учащиеся участвовали в эвристической беседе, работали в парах со словарём Ожегова С.И., были вовлечены в викторину, которая проводилась в форме игрового упражнения.
Второй урок представленной серии посвящено теме семьи, семейным ценностям и традициям. Перед учениками был поставлен ряд вопросов: «Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей?»
На уроке были использованы такие интерактивные методы обучения, как: эвристическая беседа, инсценировка, составление синквейна, использование средств ИКТ (аудиозаписи, видеозаписи), кластер «Домик», работа с пословицами и выражениями, анализ притч, «Дополните предложения», творческая работа с макетом.
В ходе урока учащиеся участвовали в эвристической беседе, отвечали на вопросы учителя, смотрели видеозапись инсценировки сказки В.А. Сухомлинского «Цветок и лепесток». В конце урока была проведена творческая работа «Макет семейного дерева», в которой учащиеся писали своей семье теплые слова, рисовали иллюстрации, а также клеили фотографии, после чего отвечали, на кого из своей семьи они хотят быть похожи и почему.
Третий урок был посвящен знакомству с понятиями «долг», «свобода», «ответственность», «учение», «труд». На данном уроке были использованы такие интерактивные методы обучения, как: эвристическая беседа, работа со значениями слов в разных религиях «долг», «свобода», «ответственность», «учение», «труд», групповая работа со словарём Ожегова С.И., работа с таблицей, обсуждение сюжетных рисунков.
В ходе урока учащиеся отвечали на вопросы , перед изучением понятий объясняли их своими словами, заполняли таблицу «Понятия в разных религиях», в ходе заполнения которой изучили понятия «долг», «свобода», «ответственность», «учение», «труд» и их отношение к разным религиям (христианство, ислам, буддизм, иудаизм, по сюжетным рисункам изучили: какой бывает долг (профессиональный, родительский, моральный, денежный), разновидности свободы, ответственности, труда и учения, выполняли творческую работу с кластером «Виды ответственности».
На четвёртом уроке представленной серии, детям было предложено поразмышлять на тему милосердия, заботы о слабых, помощи и взаимопомощи, социальных проблем общества и отношения к ним разных религий. Перед учениками был поставлен ряд вопросов: «Что такое милосердие? К кому нужно быть милосердным?»
В ходе урока учащиеся участвовали в эвристической беседе, отвечали на вопросы, путешествовали по виртуальному миру религий разных народов, были вовлечены в групповую игру «Исследователи», в которой выясняли лексические значения слова «милосердие». Учащиеся делились личным опытом о том, как часто они видят милосердие в обычной жизни: в школе, дома, на улице, работали со словарями различных авторов над словом «милосердие», подбирали синонимы к данному слову.
Заключительный урок данной серии был посвящен теме Отечества, патриотизма, любви к Родине.
В ходе урока учащиеся участвовали в эвристической беседе, отвечали на вопросы учителя, прослушали аудиозапись песни «С чего начинается Родина», после чего смогли самостоятельно определить тему урока. Познакомились с понятиями «малая» и «большая» Родина, работали с картой, учились показывать свою большую родину, а также свою малую родину. Также, учащиеся изобразили в своих тетрадях кластер «Малая и большая Родина» в виде цветного, красочного рисунка, работали по группам (3 группы), у каждой группы было индивидуальное задание. В конце урока учащиеся оценивали работу групп, а также выполняли самооценку на оценочных листах.
После проведения серии уроков с использованием интерактивных методов обучения, в целях оценки ее эффективности, мною была проведена повторная диагностика учащихся.
В повторной диагностике использовались те же методики, что и на начальном этапе исследования.
По результатам повторной диагностики, проведенной после реализации серии уроков с использованием интерактивных методов обучения, можно сказать, что уровень знаний и представлений учащихся об этических нормах, а также их нравственной культуры повысился. Это подтверждает эффективность разработанной серии уроков с использованием интерактивных методов обучения, а также указывает на целесообразность использования интерактивных методов обучения на уроках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников / АверинаН.Г. // Начальная школа. – 2015. – № 11
- Азбука нравственного воспитания под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М: Просвещение. - 2014. - 420с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 2014 – 296с.
- Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. – Тула: ТГУ, 2014. – 127 с.
- Власова Т.И. Духовно – нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т.И. Власова// Педагогика. – 2014. - №9 – с.25 – 33
- Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 2014.- 290 с.
- Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. Волгоград: Учитель, 2014. - 91 с.
- Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2015- 167с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.
презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....
Повышение учебной мотивации младших школьников через использование интерактивных средств обучения
Доклад "Умственное воспитание младших школьников"...
Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения для повышения образовательных результатов учащихся.
Статья "Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения для повышения образовательных результатов учащихся" рассказывает о методах проекта. Работы могут быть индивидуа...
Выступление " Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"
доклад на педагогической мастерской" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"...
презентация" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"
презентация, сопровождающая выступление на педагогической мастерской...
Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации (магистерская диссертация)
laquo;Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации». Объект исследования: образовательный ...
«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС».
laquo;Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность ...