«Воспитание этических норм у младших школьников с помощью интерактивных методов обучения»
статья (4 класс)

Романова Мария Андреевна

Данная статья посвящена актуальной проблеме нравственного воспитания и этических норм у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 29 с углублённым изучением французского языка и права

г. Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Воспитание этических норм у младших школьников на уроках с помощью интерактивных методов обучения»

Романова Мария Андреевна

Учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2019 г.

В последние годы, на фоне развития средств массовой информации и коммуникаций, глобализации общества, вопросы нравственного воспитания и этических норм зачастую оказываются, вытеснены на второй план. И последствием этого является размывание границ в области традиционных ценностей. В первую очередь, эти тенденции, к сожалению, отображаются на детях.

В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность.

Школа является одним из основных звеньев духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Образовавшийся духовный вакуум заставляет педагогов искать пути совершенствования образовательного процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование этических понятий и воспитание этических норм у ребенка.

Проанализировав научно-методическую литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что среди исследователей существуют различные точки зрения к определению понятий «этические нормы», «духовность» и «нравственность», однако можно смело утверждать, что эти явления сложные и многоаспектные, ключевыми основами которых являются такие понятия, как добро, истина, мораль, справедливость.

Рассмотрев позиции различных ученых, можно выделить критерии нравственности. Ими являются: поведение человека, его отношение к самому себе, к окружающим людям, к труду, к любви, к обществу и Отечеству.

Специфической особенностью нравственного воспитания является невозможность его обособления в какой-то специальный воспитательный процесс, поскольку формирование морального облика протекает в процессе разнообразной деятельности детей.

Особенностью младшего школьного возраста является высокая эмоциональность и восприимчивость к внешним влияниям, что предоставляет прекрасную возможность для формирования у детей этических норм. В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. И задача учителя здесь помочь детям в выборе правильной нравственной оценки. Однако, основным залогом нравственного воспитания школьника в младшем возрасте является тот небольшой, но фундаментальный опыт, который ребенок приносит в школу из семьи.

Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом.

Применение интерактивных методов обучения на уроках предоставляет большие возможности для выработки системы знаний, помогающих судить о том, что следует и чего не следует делать, отличать добро от зла, прекрасное от безобразного.

Практическое исследование проходило в школе № 21 имени Э.П. Шаффе Василеостровского района Санкт-Петербурга, в 4 б классе.

 Исследовательская деятельность проходила в три этапа. На первом этапе были проведены констатирующие диагностики, с целью выявления уровня сформированности нормативно-ценностной ориентации младших школьников.

На втором этапе мною была реализована серия уроков с использованием интерактивных методов обучения для эффективного формирования этических норм, понятий и представлений у младших школьников.

Третий этап нашего исследования был посвящен контрольной диагностике сформированности этических норм, понятий и представлений у младших школьников, с целью выявления эффективности разработанной серии уроков.

Для выявления исходного уровня сформированности этических норм, понятий и представлений у младших школьников использовались следующие диагностические методики:

1. Диагностика этики поведения по методике «Незаконченные предложения» (методика Н.Е. Богуславской);

2. Диагностика нравственной самооценки по методике оценивания высказываний;

3. Диагностика нравственной мотивации – тест;

4. Опросник «Самоанализ личности»;

5. Методика «Незаконченный тезис».

Проведенное диагностическое исследование позволило выявить, среди учащихся 4 класса, детей с недостаточной сформированностью и с несформированностью некоторых нравственных и этических позиций, представлений и знаний, а также их смысловых значений. В ходе исследования выявлен лишь 1 учащийся (девочка), продемонстрировавший высокие показатели абсолютно по всем проводимым методикам, что составляет лишь 3,8% от количества участников нашего исследования. Также выявлены дети – 5 человек (мальчики), которые по всем проводимым методикам выявили результаты ниже средних. Это составляет 19% от числа исследуемых нами учащихся. Остальные дети, в основном демонстрируют средние показатели по критериям.

Особенностью полученных данных является факт того, что в целом, по всем проводимым методикам, наиболее высокие результаты демонстрируют девочки. Возможно, этот факт, связан с тем, что в нашей выборке девочек изначально больше, чем мальчиков, но я, допускаю и вероятность того, что у девочек, возможно, раньше формируются этические представления и знания, понятия и нормы. Данный факт, на наш взгляд, имеет перспективу дальнейшего исследования с учетом гендерных различий.

Таким образом, проведенное диагностическое исследование выявило необходимость проведения целенаправленной работы по воспитанию у обучающихся 4 класса этических норм и представлений. Это определило цель формирующей работы – разработать серию уроков с использованием интерактивных методов обучения, направленную на нравственное воспитание и формирование у обучающихся этических норм, понятий и представлений.

Реализуемая мною серия, включала в себя 5 уроков, которые я проводила в 4 классе.

Первый урок данной серии посвящен теме праздников в мировых религиях. На уроке были использованы такие интерактивные методы обучения, как: игровые упражнения, «мозговой штурм», эвристическая беседа, обсуждение сюжетных рисунков, викторина, парная работа со словарём.

В ходе урока учащиеся участвовали в эвристической беседе, работали в парах со словарём Ожегова С.И., были вовлечены в викторину, которая проводилась в форме игрового упражнения.

Второй урок представленной серии посвящено теме семьи, семейным ценностям и традициям. Перед учениками был поставлен ряд вопросов: «Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей?»

На уроке были использованы такие интерактивные методы обучения, как: эвристическая беседа, инсценировка, составление синквейна, использование средств ИКТ (аудиозаписи, видеозаписи), кластер «Домик», работа с пословицами и выражениями, анализ притч, «Дополните предложения», творческая работа с макетом.

В ходе урока учащиеся участвовали в эвристической беседе, отвечали на вопросы учителя, смотрели видеозапись инсценировки сказки В.А. Сухомлинского «Цветок и лепесток». В конце урока была проведена творческая работа «Макет семейного дерева», в которой учащиеся писали своей семье теплые слова, рисовали иллюстрации, а также клеили фотографии, после чего отвечали, на кого из своей семьи они хотят быть похожи и почему.

Третий урок был посвящен знакомству с понятиями «долг», «свобода», «ответственность», «учение», «труд». На данном уроке были использованы такие интерактивные методы обучения, как: эвристическая беседа, работа со значениями слов в разных религиях «долг», «свобода», «ответственность», «учение», «труд», групповая работа со словарём Ожегова С.И., работа с таблицей, обсуждение сюжетных рисунков.

В ходе урока учащиеся отвечали на вопросы , перед изучением понятий объясняли их своими словами, заполняли таблицу «Понятия в разных религиях», в ходе заполнения которой изучили понятия «долг», «свобода», «ответственность», «учение», «труд» и их отношение к разным религиям (христианство, ислам, буддизм, иудаизм, по сюжетным рисункам изучили: какой бывает долг (профессиональный, родительский, моральный, денежный), разновидности свободы, ответственности, труда и учения, выполняли творческую работу с кластером «Виды ответственности».

На четвёртом уроке представленной серии, детям было предложено поразмышлять на тему милосердия, заботы о слабых, помощи и взаимопомощи, социальных проблем общества и отношения к ним разных религий. Перед учениками был поставлен ряд вопросов: «Что такое милосердие? К кому нужно быть милосердным?»

В ходе урока учащиеся участвовали в эвристической беседе, отвечали на вопросы, путешествовали по виртуальному миру религий разных народов, были вовлечены в групповую игру «Исследователи», в которой выясняли лексические значения слова «милосердие». Учащиеся делились личным опытом о том, как часто они видят милосердие в обычной жизни: в школе, дома, на улице, работали со словарями различных авторов над словом «милосердие», подбирали синонимы к данному слову.

Заключительный урок данной серии был посвящен теме Отечества, патриотизма, любви к Родине.

В ходе урока учащиеся участвовали в эвристической беседе, отвечали на вопросы учителя, прослушали аудиозапись песни «С чего начинается Родина», после чего смогли самостоятельно определить тему урока. Познакомились с понятиями «малая» и «большая» Родина, работали с картой, учились показывать свою большую родину, а также свою малую родину. Также, учащиеся изобразили в своих тетрадях кластер «Малая и большая Родина» в виде цветного, красочного рисунка, работали по группам (3 группы), у каждой группы было индивидуальное задание. В конце урока учащиеся оценивали работу групп, а также выполняли самооценку на оценочных листах.

После проведения серии уроков с использованием интерактивных методов обучения, в целях оценки ее эффективности, мною была проведена повторная диагностика учащихся.

В повторной диагностике использовались те же методики, что и на начальном этапе исследования.

По результатам повторной диагностики, проведенной после реализации серии уроков с использованием интерактивных методов обучения, можно сказать, что уровень знаний и представлений учащихся об этических нормах, а также их нравственной культуры повысился. Это подтверждает эффективность разработанной серии уроков  с использованием интерактивных методов обучения, а также указывает на целесообразность использования интерактивных методов обучения на уроках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников / АверинаН.Г. // Начальная школа. – 2015. – № 11
  2.  Азбука нравственного воспитания под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М: Просвещение. - 2014. - 420с.
  3.  Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 2014 – 296с.
  4. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. – Тула: ТГУ, 2014. – 127 с.
  5. Власова Т.И. Духовно – нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т.И. Власова// Педагогика. – 2014. - №9 – с.25 – 33
  6. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 2014.- 290 с.
  7. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. Волгоград: Учитель, 2014. - 91 с.
  8.  Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2015- 167с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения для повышения образовательных результатов учащихся.

Статья "Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения для повышения образовательных результатов учащихся" рассказывает о методах проекта. Работы могут быть индивидуа...

Выступление " Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"

доклад на педагогической мастерской" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"...

Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации (магистерская диссертация)

laquo;Организационно - педагогическое сопровождение формирования  нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации». Объект исследования: образовательный ...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС».

laquo;Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность ...