Повышение учебной мотивации младших школьников через использование интерактивных средств обучения
консультация на тему
Доклад "Умственное воспитание младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение учебной мотивации младших школьников через использование интерактивных средств обучения
Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию мотивации учебной деятельности. На сегодняшний день это одно из самых эффективных средств для повышения интереса детей к предмету.
Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках: чтения, русского языка, окружающий мир, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса . Использование ИКТ позволяет мне на уроках разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. позволяет экономить время урока. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
В начале появляется общая идея урока, например, раньше при обобщении материала использовалась форма путешествия по станциям, теперь формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить: можно «собирать яблоки в корзину», «оформлять букет маме», «делать необходимые покупки» и т.д. Каждое выполненное задание будет помогать учащимся выполнить все задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность.
Целесообразно использовать информационные технологии в обучении:
1. При изложении нового материала .
2. При закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы).
3. В системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы).
4 . При самостоятельной работе учащихся.
5. При возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов.
6. Во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Компьютерные технологии помогают:
• привлекать пассивных слушателей;
• делать занятия более наглядными;
• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
• обеспечивать моментальную обратную связь;
• повышать интенсивность учебного процесса;
• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
• активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
• объективно оценивать действия учащихся;
• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)
Именно использование компьютерных технологий позволяет:
1. Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).
2. Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.
3. Давать разноуровневые задания.
4. Обеспечить повторение ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.
- Снабдить курс необходимыми справочными материалами.
- Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
- Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
- Значительно повысить мотивацию школьников к изучению учебных предметов.
Таким образом, использование ИКТ на уроках, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся начальной школы к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.
Так же ведущее место в современной педагогической практике принадлежит методу проектов. Метод проектной деятельности даёт простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Проекты в младших классах – это трудно? Это проблематично, так как дети слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Однако речь пойдёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Без помощи учителя, родителей не обойтись. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако, при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важнейший фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Повышение учебной мотивации младших школьников"
Учебная мотивация - необходимое условие успешного обучения в школе. Одна из задач, которая решается в начальной школе, создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальней...
Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников
Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/29/picture-897790-1506707021.jpg)
Использование инновационных технологий как средства повышения учебной мотивации младших школьников
Статья раскрывает значение современных технологий в учебной деятельности младшего школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1078260-1541427031.jpg)
Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников
Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, р...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/21/picture-1379849-1642747552.jpg)
Использование ИКТ на уроках как средство активизации познавательной деятельности и повышения учебной мотивации младших школьников
Использование ИКТ на уроках как средство активизации познавательной деятельности и повышения учебной мотивации младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-938635-1665946005.jpg)
Статья- "УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ."
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...