Выступление " Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"
статья на тему
доклад на педагогической мастерской" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Главной задачей, которую предстоит решать учителю сейчас, в первую очередь, — научить ученика учиться .А это значит, что в детях должны быть развиты такие качества, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания.
В п. 8 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( далее ФГОС) представлен « портрет выпускника начальной школы»( слайд №2 презентации).
Таким образом, основой ФГОС становится формирование базовых компетентностей современного ученика. Речь идет об идее компетенностно — ориентированного образования, при котором учителя должны всем своим ученикам создать такие условия, при которых они бы овладели комплексом универсальных учебных действий и научились применять их в повседневной жизни.
Деятельностный метод обучения детей универсален, т. к. открывать знания можно на любом предмете и на всех ступенях образования. Специфическими чертами данного метода являются:
- проблематизация учебного материала;
- активность ребёнка;
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом;
- повышение мотивации школьника к обучению.
Слайд №3)
Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»:
- Извлекать пользу из опыта
- Организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их
- Организовать свои собственные приёмы обучения
- Уметь решать проблемы
- Самостоятельно заниматься своим обучением
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
( слайд№4)
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова:
ИСКАТЬ
ДУМАТЬ
СОТРУДНИЧАТЬ
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО
АДАПТИРОВАТЬСЯ
Важным на современном этапе становится переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности — проектных, творческих, исследовательских .Таким образом, основой ФГОС становится формирование базовых компетентностей, в число которых входят: информационные компетентности, самоорганизация, самообразование и т. д.
( слайд№5, №6, №7, №8,№9)
ИСКАТЬ
- опрашивать окружение
- консультироваться с учителем
- получать информацию
(слайд№6)
ДУМАТЬ
- устанавливать взаимосвязи между прошлым и настоящими событиями
- занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение
СОТРУДНИЧАТЬ
- уметь работать в группе
- принимать решения
- улаживать разногласия и конфликты
- договариваться
- разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО
- включаться в группу или коллектив и внести свой вклад
- организовать свою работу
- пользоваться вычислительными приборами
АДАПТИРОВАТЬСЯ
- стойко противостоять трудностям
- находить новые решения
( слайды № 10 — 14)
Из этого следует, что учащиеся должны:
- Проявить способность мобилизовать полученные ранее знания
- Проявить способность доказывать свою точку зрения
- Суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т.е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями.
- Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Проблемный урок, положенный в основу деятельностного метода, дает детям возможность творческого усвоения знаний. Это значит, что обучающиеся проходят несколько этапов научного творчества. Урок строится в соответствии с логической схемой, которые включают в себя последовательные звенья.( слайд № 14)
В ходе проблемного урока учебная проблема существует в двух основных формах: как тема урока и как совпадающий с темой вопрос, ответом на который и будет новое знание. Поставить учебную проблему — значит помочь детям сформулировать либо тему урока, либо исходный вопрос для исследования.
( Учителям раздается памятка « Методические приемы создания проблемных ситуаций для обучающихся»)
Немаловажную роль в начальных классах играет создание комфортных условий, комфортной обстановки для детей .Ребенок чувствует себя уверенней и работает лучше, когда увлечен или заинтересован. Мотивация обучения очень важна для каждого ученика.
Перечислю основные мотивирующие приемы:
- « яркое пятно»: сказка, легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, случаи из истории науки, культуры, повседневной жизни
- на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка учителя начальных классов используют приёмы: составление кластера, синквейна.
Например синквейн удобно составлять на уроках литературного чтения для того, чтобы дать характеристику герою. В ходе работы над текстом ребенок выделяет необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя.( слайд № 15 )
Вашему вниманию представляю синквейн, составленный учащейся 3 класса в ходе изучения темы « Древнегреческие мифы»( слайд №16)
Любят дети на уроках и работу с кластерами.( слайд № 17 — общее понятие)
( слайд № 18)
Прием « Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.
( слайды № 19 - 22)
И еще один из важнейших основных мотивирующих приемов: актуальность.
Актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Как подведение итога всему вышесказанному( слайды № 23 — 25)
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отозвать…
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-66096-1486486225.jpg)
«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-281808-1376819453.jpg)
«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс
Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...
Выступление на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"
Материал содержит выступление учителя начальных классов на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-32096-1422206630.jpg)
презентация" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"
презентация, сопровождающая выступление на педагогической мастерской...
«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»
2013 год.«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-1269578-1600273922.jpg)
Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе личностно-ориентированных технологий.
В статье раскрываются компетентностные принципы, пути реализации по формированию образовательных компетентностей обучающихся, основные виды деятельности, методы, приемы работы учителя начальных классо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-408464-1395126781.jpg)
Формирование ключевых компетенций младшего школьника через внедрение технологии проблемного обучения.
Хочу поделиться материалом из своего опыта, как я использую в учебном процессе технологию проблемного обучения. Из всех методов проблемного обучения на уроках я чаще отдаю предпочтение побуждающему и ...