Выступление " Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"
статья на тему

Мягкова Алла Владимировна

доклад на педагогической мастерской" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedmasterskaya_doklad.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Главной задачей, которую предстоит решать учителю сейчас, в первую очередь, — научить ученика учиться .А это значит, что в детях должны быть развиты такие качества, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания.

В п. 8 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( далее ФГОС) представлен « портрет выпускника начальной школы»( слайд №2 презентации).

Таким образом, основой ФГОС становится формирование базовых компетентностей современного ученика. Речь идет об  идее компетенностно — ориентированного образования, при котором учителя должны всем своим ученикам создать такие условия, при которых они бы овладели комплексом универсальных учебных действий и научились применять их в повседневной жизни.

Деятельностный метод обучения детей универсален, т. к. открывать знания можно на любом предмете и на всех ступенях образования. Специфическими чертами данного метода являются:

  • проблематизация учебного материала;
  • активность ребёнка;
  • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом;
  • повышение мотивации школьника к обучению.

Слайд №3)

Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»:

  • Извлекать пользу из опыта
  • Организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их
  • Организовать свои собственные приёмы обучения
  • Уметь решать проблемы
  • Самостоятельно заниматься своим обучением

Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. 

( слайд№4)

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова:

ИСКАТЬ

ДУМАТЬ

               СОТРУДНИЧАТЬ

           ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО

АДАПТИРОВАТЬСЯ

Важным на современном этапе становится переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности — проектных, творческих, исследовательских .Таким образом, основой ФГОС становится формирование базовых компетентностей, в число которых входят: информационные компетентности, самоорганизация, самообразование и т. д.

( слайд№5, №6, №7, №8,№9)

ИСКАТЬ

  • опрашивать окружение
  • консультироваться с учителем
  • получать информацию

(слайд№6)

                                                 ДУМАТЬ

  • устанавливать взаимосвязи между прошлым и настоящими событиями
  • занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение

СОТРУДНИЧАТЬ

  • уметь работать в группе
  • принимать решения
  • улаживать разногласия и конфликты
  • договариваться
  • разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности

ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО

  • включаться в группу или коллектив и внести свой вклад
  • организовать свою работу
  • пользоваться вычислительными приборами

АДАПТИРОВАТЬСЯ

  • стойко противостоять трудностям
  • находить новые решения

( слайды № 10 — 14)

Из этого следует, что учащиеся должны:

  • Проявить способность мобилизовать полученные ранее знания
  • Проявить способность доказывать свою точку зрения
  • Суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т.е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями.
  • Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Проблемный урок, положенный в основу деятельностного метода, дает детям возможность творческого усвоения знаний. Это значит, что обучающиеся проходят несколько этапов научного творчества. Урок строится в соответствии с логической схемой, которые включают в себя последовательные звенья.( слайд № 14)

В ходе проблемного урока учебная проблема существует в двух основных формах: как тема урока и как совпадающий с темой вопрос, ответом на который и будет новое знание. Поставить учебную проблему — значит помочь детям сформулировать либо тему урока, либо исходный вопрос для исследования.

( Учителям раздается памятка « Методические приемы создания проблемных ситуаций для обучающихся»)

Немаловажную роль в начальных классах играет создание комфортных условий, комфортной обстановки для детей .Ребенок чувствует себя уверенней и работает лучше, когда увлечен или заинтересован. Мотивация обучения очень важна для каждого ученика.

Перечислю основные мотивирующие приемы:

  • « яркое пятно»: сказка, легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, случаи из истории науки, культуры, повседневной жизни
  • на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка учителя начальных классов используют приёмы: составление кластера, синквейна.

Например синквейн удобно составлять на уроках литературного чтения для того, чтобы дать характеристику герою. В ходе работы над текстом ребенок выделяет необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя.( слайд № 15 )

Вашему вниманию представляю синквейн, составленный учащейся 3 класса в ходе изучения темы « Древнегреческие мифы»( слайд  №16)

Любят дети на уроках и работу с кластерами.( слайд № 17 — общее понятие)

 ( слайд № 18)

Прием « Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.

( слайды № 19 - 22)

И еще один из важнейших основных мотивирующих приемов: актуальность.

Актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Как подведение итога всему вышесказанному( слайды № 23 — 25)

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отозвать…

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Выступление на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"

Материал содержит выступление  учителя начальных классов на конкурсе "Учитель года России -2016"  по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших ...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

2013 год.«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых ...

Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе личностно-ориентированных технологий.

В статье раскрываются компетентностные принципы, пути реализации по формированию образовательных компетентностей обучающихся, основные виды деятельности, методы, приемы работы учителя начальных классо...

Формирование ключевых компетенций младшего школьника через внедрение технологии проблемного обучения.

Хочу поделиться материалом из своего опыта, как я использую в учебном процессе технологию проблемного обучения. Из всех методов проблемного обучения на уроках я чаще отдаю предпочтение побуждающему и ...