Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.
материал по теме

Чеботарева Елена Алексеевна

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master_klass_proekty.ppt160.5 КБ
Microsoft Office document icon proktnaya_deyatelnost.doc50 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов. Чеботарева Елена Алексеевна

Слайд 2

Приоритетная цель: формирование умения учиться Условие достижения цели: формирование системы универсальных учебных действий (УУД)

Слайд 3

УУД личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Слайд 4

Педагог активен - воспитанник пассивен Воспитанник активен – педагог создаёт условия для активности

Слайд 5

Метод проектов – интерактивный метод обучения Что нам мешает заниматься проектной деятельностью? Есть ли в Вашем учреждении условия для создания проектов?

Слайд 6

Виды проектной деятельности ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. ИГРОВОЙ И РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ.

Слайд 7



Предварительный просмотр:

Тема: Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет  именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре  блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

Сегодня перед педагогами нашего района стоит важнейшая проблема: переход к стандартам второго поколения. Иначе говоря: как изменить процесс обучения, чтобы он стал ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? В своей работе педагоги используют разные формы и методы обучения: пассивные, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения; активные (здесь педагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач). Существует ещё одна очень интересная форма обучения детей – интерактивная. Педагог в ней теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.

В традиционной пассивной педагогике: педагог учит - воспитанник учится, педагог думает – воспитанник воспроизводит, педагог говорит – воспитанник слушает, педагог выбирает - воспитанник принимает, педагог активен - воспитанник пассивен. При использовании же интерактивных методов обучения в корне меняются соотношения “педагог – воспитанник”: воспитанник определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, воспитанник открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний, воспитанник выбирает – педагог содействует, воспитанник активен – педагог создаёт условия для проявления активности.

Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов. Появившись вначале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, метод проектов не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Он становится дидактическим инструментом, который позволяет включить обучающихся в активный познавательный процесс, а педагога превращает в организатора познавательной деятельности, в соучастника творческого процесса. Понятие “метод проектов” не нов для педагогов. Они уже внедряют этот метод в образовательный процесс в НШ, но есть и проблемы. Давайте вместе подумаем над вопросами:

“Что мешает нам заниматься проектной деятельностью?”,

 “Есть ли в вашем учреждении условия для создания проектов? Какие?” Вероятно, ответы будут такими:

неуверенность в своих силах;

недостаточность теоретических знаний по проектной деятельности и практических навыков,

условия для создания проектов имеются не во всех учреждениях или недостаточны,

наличие грамотных специалистов, педагогов – мастеров, готовых оказать помощь;

отсутствие достаточного количества литературы;

отсутствие готовых проектов, на которые можно ориентироваться при создании новых.

Виды проектной деятельности

Доминирующая деятельность, которую осуществляет учащийся, работая над проектом, во многом определяет тип проекта. Существуют различные типы проектов, которые позволяют учителю решать разнообразные дидактические задачи.

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ.
Цель проекта – решение практических задач. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т. п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и т.п.

 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ.
Цель проекта – доказательство или опровержение какой – либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным образом.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ.
Цель проекта - сбор информации о каком – либо объекте или явлении для представления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
Цель проекта – привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблеме, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

ИГРОВОЙ И РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ.
Цель – предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). При этом автор проекта выступает в какой – либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер – постановщик, судья, литературный персонаж).
Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами работы учащегося. Учитель может направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение учащихся знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков.

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с методом интерактивного обучения через вовлечение их в работу над мини-проектом;
  2. Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.
  3. Выяснить, как формируются УУД в процессе работы над проектом
  4. Создать условия для активного взаимодействия участников между собой.

Ход мастер-класса:

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:

Ведущий: Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения. Вы углубите свои знания о методе проектов, об алгоритме создания проекта. С вами будет проведено интерактивное практическое занятие, в процессе которого вы сможете выяснить, что вам мешает заниматься проектной деятельностью, вспомните основные стадии проекта и поработаете над одной из главных стадий создания проекта – планированием действий команды. Кроме того, вы покажете умение работать в команде. Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность учащихся.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР – КЛАССА.

  1. Целеполагание.

- Какой праздник будут отмечать россияне в ближайшее воскресенье? Кто догадался о теме нашего коллективного проекта?

  1. Деление участников на группы:

Первая: История праздника

Вторая: «Загадки о маме»

Третья: «Стихи о маме»

Четвертая: «Своими руками»

  1. Работа в группах
  2. Презентация своей страницы каждой группой
  3. Соединение страниц в единый проект «День Матери в России»

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР – КЛАССА.

- Давайте выясним, какие универсальные учебные действия мы формировали в ходе работы над таким проектом?

(Участники мастер-класса приводят свои примеры, опираясь на виды УУД начального общего образования по ФГОС)

КАКИЕ ИМЕННО ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться

для решения поставленной задачи

Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию    у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействовать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.

Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...

Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".

Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения для повышения образовательных результатов учащихся.

Статья "Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения для повышения образовательных результатов учащихся" рассказывает о методах проекта. Работы могут быть индивидуа...

Методический семинар: Формирование УУД у младших школьников посредством метода «Интеллект-карт».

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться....

Проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики».

quot;Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики"...

«Формирование инженерного мышления младших школьников посредством внеурочной деятельности «Интерактивное конструирование».

Обобщение опыта работы по теме  «Формирование инженерного мышления младших школьников посредством внеурочной деятельности  «Интерактивное конструирование»....