Экологическое путешествие
классный час (1 класс) на тему

          Одной из важнейших проблем современности является экологическая проблема. Экологическая проблема – это изменение природного климата (среды), в результате деятельности человека, поэтому экологические проблемы – это проблемы антропогенного характера, т.е. они возникают вследствие негативного влияния человека на природу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog_kl._chas.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из важнейших проблем современности является экологическая проблема. Экологическая проблема – это изменение природного климата (среды), в результате деятельности человека, поэтому экологические проблемы – это проблемы антропогенного характера, т.е. они возникают вследствие негативного влияния человека на природу. Так существуют экологические проблемы локального характера, которые касаются определенно взятой местности, проблемы регионального характера, относится к конкретно взятому региону, и проблемы глобального характера, они могут оказывать влияние на всю планету.

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако на сегодняшний день ясно, что мы – всего лишь крошечная частица в мире.

Давно не секрет, что наша планета за последние несколько десятилетий загрязнилась сильнее, чем за все остальные тысячелетия. В основном этому способствовали промышленная деятельность заводов, активное истощение и сжигание нефтяных запасов планеты, и огромные горы не переработанного мусора.

Проживая в городской суете, особенно, в промышленных районах, сложно говорить о благоприятной экологической обстановке. Свалки, химические отходы, выхлопы от автомобилей, загрязнение воды и воздуха промышленными предприятиями, вырубка лесов, запрещенная рыбалка и охота – все это напрямую влечет за собой экологические проблемы. Всех не переубедить изменить образ жизни, вряд ли много кто откажется от автомобилей или промышленного бизнеса, перестанет охотиться на редких животных, но доказать необходимость хотя бы минимальных действий, направленных в это русло – можно.

Классный час "Экологическое путешествие"


Цель: создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной земли, формирования экологической культуры.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с историей и традициями празднования Дня земли, влиянием деятельности человека на экологию природы.
  • Создать условия для развития устойчивого внимания; умения анализировать, сравнивать, обобщать; связной речи; навыков рефлексии.
  • Способствовать воспитанию чувства любви к природе, уважения ко всему живому.
  • Отрабатывать навыки работы в группе.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданием, вырезанные ладошки из цветной бумаги, плакат, на котором нарисована планета Земля, знаки охраны природы, фломастеры, шапочки-эмблемы для команд.

Ребята класса заранее поделены на три команды: “Муравьишки”, “Божьи коровки”, “Одуванчики”. Придумывают девиз. Эмблемы можно нарисовать на уроках изобразительного искусства, а шапочки для участников команд можно сделать на уроках технологии.

На доске написаны названия команд. За правильные ответы каждая команда будет получать баллы в виде яблочек (прикрепляются на магнитах).

Ход занятия

/слайд 1/ Презентация.

--- Здравствуйте, дорогие ребята! За окном зима, мороз, пасмурно. Но скоро весна, и яркое солнышко обогреет всех нас. Давайте сейчас позовём солнышко, чтобы оно обогрело всех присутствующих здесь. Для этого давайте просто улыбнёмся друг другу. Ведь улыбка близкого, как солнышко, может согреть всех нас.

/щелчок/

--- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в уникальное, интересное и познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность. И прежде чем отправиться в путешествие, давайте с вами вспомним законы дружбы.

/Ребята вспоминают законы дружбы, а затем сверяют свои высказывания с записью на слайде./

/слайд 2/

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Относись к другу как к себе.

9. Умей признавать свои ошибки.

--- Как и в любом путешествии, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

--- Команды отправляются в путь. Кто стоит у нас на старте?

/Объявляются команды – участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз./

--- А вы знаете, где вы живете?(Название улицы, района, села, республики)

--- Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. И сегодня мы будем продолжать учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем.

--- У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле.

Мы речь сейчас ведем о том,
Что вся Земля – наш лучший дом –
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

--- А поможет нам в этом наука экология.

--- Кто знает, что такое “экология”? /ответы ребят/

/слайд 3/

--- В переводе с греческого языка слово “экология” означает “учение о доме”. Речь идет о “природном доме”, который есть у каждого растения, животного, человека.

--- А знаете ли вы, что у нашей планеты тоже есть свой праздник, который называется День Земли. Что вы знаете об этом празднике? /ответы детей/

/слайд 4/

--- И сейчас мы с вами отправляемся в путешествие по истории возникновения праздника Дня Земли.

--- Этот праздник возник 1872 году в США по инициативе администратора, а позднее министра земледелия штата Небраска, Дж. Стерлинга Мортона. Штат этот расположен в бескрайних безлесных прериях, где редко растущие рощи вырубались на строительство и дрова. Мортон, живший в штате с 1840 года, предложил заняться озеленением, устроить День дерева, и учредить приз тому, кто в этот день посадит наибольшее количество деревьев. Только в первый День дерева, 10 апреля 1872 года, жители штата посадили около миллиона деревьев.

Позднее, в 1882 году, правительство штата Небраска учредило День Дерева как официальный праздник, и отмечать его стали 22 апреля, в день рождения Мортона.

В 1970 г.по инициативе Гейлорда Нельсона, сенатора от штата Висконсин День Дерева получил новое название - День Земли.

Этот день призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего, что необходимо для жизни.

С 1990 года 22 апреля объявлено Международным Днем Земли,его отмечают жители большинства  стран Мира. Этот день стал Всемирным движением. На сегодняшний день, 147 стран мира зарегистрировано во Всемирном движении. Во многих странах проходят праздничные мероприятия и акции, призывающие обратить внимание на проблемы экологии.

По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, сажают деревья, убирают мусор. В этот день по всей стране организуются кинофестивали, выставки, концерты, пресс-конференции, уличные шествия, выступления в школах, посвящённые проблемам экологии.

Символ Дня Земли

Зелёная греческая буква http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660292/img1.gif на белом фоне.

Флаг Дня Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне.

--- А сейчас ответьте на мои вопросы.

--- Как называют животный мир? (фауна)

--- А растительный мир? (флора)

/слайд 5/

--- Мы с вами совершим путешествие по царствам Флоры и Фауны. Я буду задавать по очереди командам вопросы.

1. Коллекция засушенных растений – это ... (гербарий)

2. Кто был серый, а стал белый? (заяц)

3. Самая быстроногая птица? (страус)

4. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (лиственница)

5. Какая птица выводит птенцов в лютый мороз? (клест)

6. Чем питаются журавли и цапли? (лягушками)

7. Сколько ног у жука? (шесть)

8. Что ест зимой еж? (он в спячке)

9. Какой ядовитый гриб служит лекарством для животных? (мухомор)

--- Следующая игра “Найди лишнее слово”. Каждая команда получила карточки, в которых написаны по три слова. Вам нужно вычеркнуть лишнее слово и объяснить почему. 

1. Камбала, карась, щука.

2. Сирень, жасмин, рябина.

3. Корень, букет, листья.

4. Трава, земля, воздух.

5. Дрозд, воробей, соловей.

6. Бегемот, морж, тюлень.

7. Венера, Земля, луна.

8. Креветка, чайка, медуза.

9. Кузнечик, шмель, полевка.

--- Посмотрите на экран! Каждой команде предоставляется возможность ответить на вопрос от цариц Флоры и Фауны.

/слайд 6, 7, 8/

--- А теперь отгадайте – кто это?

/слайд 9/

/ответы детей/ Да не всё безоблачно в царствах Флоры и Фауны. И иногда матушка-природа преподносит сюрпризы.

--- Кто знает, что же угрожает нашей природе? /ответы детей/

/Показ на слайдах – загрязнение рек, морей, воздуха, уничтожении животных и растений./

/слайд 10/

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощения
У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

--- Скажите, что создали люди, чтобы исправить свои ошибки, чтобы будущие поколения видели всё разнообразие растительного и животного мира? /красную книгу, заповедники, национальные парки, различные организации по охране природы)

Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

--- А теперь мы совершим путешествие по страницам Красной книге.

/слайды 11 – 19/

--- Задание для команд. Напишите на листочках, какие животные или растения, изображённые на картинках, занесены в Красную книгу.

/слайд 20/

--- А теперь, юные экологи, ответьте на несколько вопросов.

/слайд 21/

--- Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки , напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля.

/Выполнение коллективного коллажа “Мы – дети Земли”. Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли./

--- У вас на партах лежат листочки, на которых написаны стихи, посвящённые экологическим проблемам нашей планеты. Выберете среди участников команды того, кто сможет красиво прочитать эти стихи

/слайд 22/

/Дети читают стихи/

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету, 
Ведь другой на свете нету!

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Немудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас.

Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей,
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.

--- Давайте подведём итоги. Подводятся итоги работы команд

--- Ребята, желаю вам быть внимательными к друг другу, животным, растениям, и тогда нам удастся сохранить нашу планету!

Ведь нас в любое время года 
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению.

Паучок - терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.

У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Учат крепкой дружбе.

--- На этом наш урок окончен. Большое всем спасибо.

В конце детям раздаются памятные сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое путешествие по донской степи. Конспект урока.

Целью урока является познакомить учащихся с экологическими проблемами, стоящими перед человечеством. Рассказать об охране природы на примере экологической ситуации Донского края....

"Экологическое путешествие по планете Земля"

Конспект внеклассного мероприятия может быть использован для уроков окружающего мира и внеклассной работы с целью воспитания экологического сознания младших школьников....

Классный час "Экологическое путешествие на воздушном шаре"

Классный час для обучающихся 2 класса с ОВЗ. Разработан с учетом индивидуальных возможностей детей с ОВЗ....

Сценарий классного часа "Экологическое путешествие"

: напомнить детям основные правила поведения по отношению к природе; развивать внимание, мышление, воображение, речь, воспитывать бережное отношение к природе, способствовать формированию у детей цело...

Игра "Экологическое путешествие" для обучающихся 3 класса.

Игра "Экологическое путешествие" проводилась с целью экологического воспитания ребят....

«Экологическое путешествие»

Игровая программа для учащихся начальных классов. ...