Экологическое путешествие по донской степи. Конспект урока.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Карпушина Лидия Андреевна

Целью урока является познакомить учащихся с экологическими проблемами, стоящими перед человечеством. Рассказать об охране природы на примере экологической ситуации Донского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Экологическое путешествие по донской степи.

 (Региональный компонент)

Цели:

1. Познакомить учащихся с экологическими проблемами, стоящими перед человечеством. Поставить вопрос об охране окружающей среды на примере экологической ситуации в Донском крае.

2. Расширить и углубить природоведческие знания учащихся о животном и растительном мире нашего края. Научить видеть прекрасное в окружающей природе, способствовать развитию связной речи.

3.  Развивать наблюдательность, мышление, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

4. Воспитывать экологическую культуру школьников, бережное отношение к природе, желание работать с энциклопедиями, справочниками,

Тип урока: Комбинированный тип урока в форме устного журнала.

Оборудование: Журнал с изображениями животного и растительного мира донской степи, глобус, картина с изображением степи, отдельные рисунки животных и растений, зелёные косынки, росток, карточки с названиями растений, магнитофон.

Используемая литература:

  1. Твой родной край. // Б. Нагорный.
  2. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».  //   Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко.
  3. На донском меридиане.  // Б. Нагорный
  4. Природа и история родного края. //  П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская.
  5. Книга для чтения по охране природы. // Н. Захлебный.
  6. Энциклопедия «Я познаю мир». // Растения. Животные. Экология.
  7. Журнал «Начальная школа»  // 2005 № 5,6.
  8. Журнал «Первое сентября»

Ход урока.

1. Орг. момент. (тема на доске.)

- Здравствуйте, ребята.

Я хочу спросить  у вас:

- Какие правила поведения на уроке вы знаете?:

-не выкрикивать с места,

- поднимать руку, если хочешь ответить,

- не перебивай отвечающего.

-Я вижу, что вы готовы к проведению урока.

По ходу урока вы будете за правильные ответы получать вот такие жетоны. И у кого их будет больше всего, тот получить в конце урока сувенир.

Итак, начнём.

2. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

На столе глобус. Учитель спрашивает:

- Ребята, что это?

(Крутит глобус).

Посмотрите. Какие цвета есть на нём? Верно, и зелёный, какую природную зону он обозначает?  А оранжевый цвет, что это? А что находится между этими зонами и обозначено светло – жёлтым цветом?

- Это природная зона называется – степь.

На планете есть районы, где влаги слишком мало, чтобы росли леса, но достаточно для роста трав. В Африке и Австралии их называют – саваннами; в Северной Америке - прериями; в Европе - степями (рассказывая, показать материки на глобусе)

-А вы когда-нибудь были в степи?

-Я вам даже больше скажу, мы с вами живём в этой природной зоне. Это наш родной край.

Посмотрите, на рисунке степь, но очень уж скучный пейзаж. А почему скучный, кого на нем не хватает?

-Правильно, растений и животных. Ну, ничего мы с вами это исправим, но чуть позже.

И я приглашаю вас в путешествие по донской степи. В ходе которого вы узнаете много нового о растительном и животном мире нашего края. Научитесь правильно вести себя в природе. Путешествие будет проходить в форме устного журнала. Посмотрите, на доске журнал, который мы с вами будем читать.

-Скажите, вы любите читать журналы?

-А какие детские журналы вы знаете?

В нашем журнале, как и во многих других, есть и развлекательные странички: рисунки, кроссворды, загадки, занимательные задания, которые вам необходимо  будет выполнить по ходу чтения нашего урока.

- Открываем первую страницу, она знакомит нас с организациями, которые защищают природу.

- Как вы думаете, почему мы начинаем читать наш журнал именно со страницы, которая нас знакомит с этими организациями?

Многие люди понимают, что если сейчас не спасти природу, то потом будет поздно, человек останется один, а потом и сам исчезнет с лица земли. Человек продвинулся в своих знаниях очень далеко, он придумал умные машины: роботов.

-Что ещё придумал человек? ( компьютеры, сотовые телефоны)  Отправил в космос ракеты. Но вот раскрыть тайну появления такой  на первый взгляд простой зелёной травинки, маленького ростка он не смог.(показать росточек в стаканчике). Поэтому нам с вами надо беречь всё живое и неживое на Земле.

-А вы знаете названия организаций по защите природы?

- Ребята, таких организаций не очень много. Я познакомлю вас с некоторыми.

-1-ая называется «Гринпис», что означает  (кто у нас изучает английский язык?) «Зелёный мир». Это всемирная организация. В нашей стране «Гринпис» появился в 1988году.

2-ая организация – Российское общество защиты животных «Фауна», эмблема этого общества – белка.

3-ая - Всемирный фонд защиты дикой природы. Его эмблема – панда.

Все они борются за сохранение нашей планеты.

3.Совместное открытие знаний,

I. Царство растений донской степи.

Итак, продолжаем, открываем 2-ую страницу и попадаем в царство растений.

- Ребята, какую профессию выполняют растения в природе? (Кормильцы или производители)

Растительный мир степи очень разнообразен.

-Назовите  растения донской степи?

- Хочу познакомить вас с одним удивительным степным цветком. Называется он чабрец обыкновенный. Ароматный полукустарничек. Ценное лекарственное растение. Используют его отвар при простудах, при кашле и при многих других болезнях. В религиозные праздники, особенно на Троицу люди посыпают этой пахучей травой пол в комнате. Даже осенью, когда и трава пожелтеет, чебрец пахнет и горько, и звонко, и радостно. Есть такая легенда у нас на Дону: уехал, будто казак на чужбину и долго не возвращался, полюбились ему края заморские, очерствело, видимо сердце…

Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы, стали наши девушки…» Выслушал их казак – головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «спой ему наши песни…». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего - с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал соби-раться в дорогу. Душистей, чем чебрец, цветка в степи нет. Его можно заваривать и пить как чай.

Я принесла вам в подарок чай из этого растения.

-У вас наверное проводятся праздничные чаепития в классе. Так вот, когда вы соберётесь всем классом попить чайку, попробуйте чай из чабреца. Запомните этот вкус и запах. Потому что так пахнет наша степь.

Но, растение становится редким, так как поедается и вытаптывается животными, а люди вырывают его с корнем.  Поэтому оно нуждается в защите. Давайте поместим рисунок на нашу картину.

И вот для вас на страничке журнала первое задание: у вас на столах лежат листики. Подчеркните в них названия растений донской степи (зелёным карандашом):

-Одуванчик, карликовая берёзка, голубика, чебрец,  ягель, папоротник, горец, пастушья сумка, ромашка,  болотный мирт, мать-и-мачеха, тысячелистник, гусиный лук., подорожник.

А теперь проверим (исправляйте ошибки красным карандашом). Я буду показывать вам рисунки степных растений, а вы назовёте их.

(Учитель показывает рисунки степных растений, дети проверяют)

Кто у нас справился без ошибок, поднимите руки. Вы получаете жетоны за правильный ответ.

_ О растительном мире степи можно говорить бесконечно, но я ещё хочу познакомить вас и с другими обитателями нашего края.

II. Животные донской степи.

-Отрываем 3-ую страницу.

-Как вы думаете, кто герои этой странички? Совершенно верно, животные.

- А они, какую профессию выполняют в природе? (Едоки или потребители)

В очень далёкие времена водились в наших краях и медведи, и кабаны, и рыси, горделивые олени и много других зверей. А сейчас редкими стали волки, зайцы, даже полчища грызунов поредели.

-Назовите животных нашего края.

Большая часть наших животных – «норники», то есть животные, которые живут в норах.

- Почему?

-Потому, что нора для них спасение от непогод. Даже волки и лисы строят себе подземные укрытия. А куда же прятаться, если нет густых зарослей, как в лесу. (жетон)

Я хочу познакомить вас с очень интересным животным. Это одно из самых древних обитателей планеты. Называется оно – выхухоль. Этот зверек современник динозавров. Обитает в водоёмах, но домик себе строит на суше в виде норки. 300лет назад  (при каком царе? Это 1700 год примерно) выхухолей в России было много. Но из – за ценного, густого меха с серебристым отливом его стали истреблять. И ещё одна причина исчезновения это зверька, это загрязнение водоёмов, где обитает выхухоль. Зверёк занесён в Международную Красную книгу, так как находится под угрозой исчезновения.

-Давайте поместим животное в его привычную среду обитания. Да и степь наша начнёт приобретать свой обычный вид. А то она у нас какая-то неживая.

-Ребята, а вот на страничке журнала занимательное задание, которое проверит, хорошо ли вы знаете животный мир степи.

Задание: убери лишнее.

-На рисунке помешены различные животные. Надо исключить тех, кто в степи не живёт. (жетон)

1ученик будет отвечать, а если он не верно назовёт животное, вы сделаете 2 хлопка в ладошки, а если правильно, то в классе должна быть тишина.

- Скажите, а в каких книгах можно узнать об этих животных?

-Верно, вы можете прочитать о них в различных энциклопедиях, справочниках. Тогда вы ещё лучше будете знать животный и растительный мир. У вас, наверное у многих есть такие энциклопедии.

III. Птицы донской степи.

Отгадайте, о ком будет рассказывать следующая страница нашего журнала?

- Это удивительные творения природы, они радуют нас своей подвижностью, голосом, обликом. Они умеют петь, летать, имеют необычно острое зрение, и причудливый окрас. Кто это?

- Верно, птицы. В нашем краю живёт много птиц. Это и водоплавающие, которые прилетают к нам весной и улетают осенью.

-Назовите их.

В степи живут другие птицы.

-Назовите их. (это: царь птиц - орёл, жаворонок.)

А так же те, кто приспособился к жизни рядом с жилищем человека.

-Давайте вспомним, какие птицы живут рядом с нами (воробей, ворона, скворец и другие).

-Если на предыдущих страницах журнал  рассказывал вам о редких растениях и животных, то вот сейчас мы поговорим о неприметном воробышке. Это компанейская птица.

-Почему?

- Так как в стайке легче выжить зимой. А какой у него характер! Живя всю жизнь, бок о бок с человеком, он сумел остаться гордым и независимым. Воробей не станет, как доверчивая синица брать у нас корм из рук. А если его посадить в клетку, он будет в ней биться до тех пор, пока человек не выпустит его обратно на волю. Воробьи - смелые бойцы. Часто можно увидеть, как стайка этих птиц отгоняет ворону или голубя от лакомого кусочка. Но у этого маленького беззащитного комочка очень много врагов и среди них и кошки, и мальчишки с рогатками.

А ведь убив воробья, мы наносим непоправимый вред природе, так как эта птичка приносит громадную пользу человеку.

- Какую?

-За летние дни, вскармливая птенцов, пара воробьёв уничтожает полторы тысячи насекомых, большая часть которых является вредителями поля. И если выложить в всех насекомых, которых уничтожила пара воробьёв за летние месяцы в одну линию, то получиться полоска длиной в километр.

-Так давайте с вами беречь всех птиц, красивы они или не очень, редкие или их ещё много, звонкоголосые или молчаливые. Без птиц природа мертва.

-А сейчас для вас новое задание на страницах журнала. Вы знаете, что некоторые птицы улетают на зиму, а некоторые остаются с нами зимовать. Прочитайте названия птиц. В кружочке – осёдлые зимующие, а в квадратике – перелётные.

-Что нам необходимо делать зимой, чтобы помочь птицам, потому что в тёплое время им легче прожить?

Скажите, а что страшнее птицам холод или голод?

- Верно, ведь птицы чаще погибают в сильный мороз не от холода, а от голода.

- А сейчас у нас музыкальная пауза

 физминутка.

-Вы умеете танцевать танец утят? Ну что ж повторяйте все движения за мной.

Физминутка.

IV. Насекомые степи.

- Итак, мы дошли до последней страницы нашего журнала.

А познакомит она нас с насекомыми. Потому что нельзя представит степь без разных жучков, паучков, муравьишек.

Вот и бабочка прилетела к нам. (прикрепить бабочку)

Журнал приготовил вам сюрприз, живую страничку. К нам на урок пришёл настоящий представитель жителей степи. Отгадайте кто это?

-Входит кузнечик.

Кузнечик: Здравствуйте, ребята.

Так, как жизнь животных и растений очень трудная и опасная мы, жители степи, придумали запрещающие знаки, которые помогут человеку научиться правильно вести себя в природе.

Вот я и хочу проверить, как вы будете вести себя во время прогулок, походов или пикников.

- Зачеркните те рисунки, на которых ребята ведут себя неправильно.

(жетоны)

- Поясните, почему так нельзя вести себя в природе.

Учитель: Ну что ж, я думаю, что теперь ребята вооружены знаниями и смогут правильно вести себя в природе.

-  Кузнечик погости ещё у нас. Присаживайся и послушай, о чём будут говорить ребята.

А мы прикрепим на картину изображение кузнечика.

4. Итог:

Ну, вот наше путешествие и закончилось. Посмотрите, а ведь не такая скучная у нас степь, как  показалось в начале.

Давайте подведём итоги.

- Кто же у нас был самым активным на уроке, большим знатоком природы? У кого больше всех жетонов?

-Выходите к доске.

Сегодня, дети, вы показали прекрасные знания по животному и растительному миру нашего края. Я надеюсь, что вы станете защищать и беречь свою планету. Кузнечик вам вручит зелёные косыночки, как своим главным защитникам. Зелёные косынки носят представители организации «Гринпис». Носите их и берегите природу.

- А я хочу вручить такую же косыночку вашему классному руководителю. Ведь это она научила вас любить и беречь природу. Спасибо вам Людмила Николаевна.

Ребята, присаживайтесь на свои места. А кузнечику пора домой в степь. Попрощайтесь  с ним. (кузнечик уходит)

-Ребята, в какой природной зоне мы с вами побывали?

- Какие растения встретили?

- С какими животными познакомились?

5. Д/задание.

- А вы дома нарисуете по 1 растению, животному и птице донской степи. И на следующий урок окружающего мира принесёте свои рисунки.

6. Вывод:

- И ещё один вопрос я просто не могу вам не задать. А, что вы можете сделать для своего города, чтобы он не был серым и однообразным?

(посадить цветы под своими окнами, посадить дерево во дворе и ухаживать за ним, не сорить).

И урок я хочу закончить такими строками. Помните, как в сказке «Маленький принц»: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок, и сразу же приведи в порядок свою планету»!

На этом наш урок окончен. Спасибо вам за хороший урок. Вы просто молодцы. До свидания.


Растения донской степи.



Одуванчик, карликовая берёзка, голубика, чебрец,  ягель, папоротник, горец, пастушья сумка, ромашка,  болотный мирт, мать - и - мачеха, тысячелистник, гусиный лук., подорожник.





Растения донской степи.



Одуванчик, карликовая берёзка, голубика, чебрец,  ягель, папоротник, горец, пастушья сумка, ромашка,  болотный мирт, мать - и - мачеха, тысячелистник, гусиный лук., подорожник.





Растения донской степи.



Одуванчик, карликовая берёзка, голубика, чебрец,  ягель, папоротник, горец, пастушья сумка, ромашка,  болотный мирт, мать - и - мачеха, тысячелистник, гусиный лук., подорожник.





Растения донской степи.



Одуванчик, карликовая берёзка, голубика, чебрец,  ягель, папоротник, горец, пастушья сумка, ромашка,  болотный мирт, мать - и - мачеха, тысячелистник, гусиный лук., подорожник.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие по русскому языку во 2 классе "путешествие в страну слов" конспект урока и презентация. .

Конспект мероприятия с презентацией.Цель:развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной деятельности, формировать навык коллективной работы....

План-конспект урока по математике "Закрепление пройденного. Урок-путешествие по калмыцкой степи"

Открытый урок по закреплению сложения и вычитания в столбик, умению решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, слагаемого, уменьшаемого....

Степь. Конспект урока по окружающему миру. 4 класс

Актуализация знаний.- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами позна...

Экологические проблемы природы Донского края.

Разработка занятия по курсу "Доноведение"...

Конспект урока литературного чтения В.Маторин "Дмитрий Донской"

В конспекте предложены разнообразные формы организации урока литературного чтения по картине В.Маторина "Дмитрий Донской"....

Путешествие в осенний лес. Конспект урока по окружающему миру

Учащиеся на уроке уточняют, обобщают и объединяют в систему знания и представления о признаках осени.  Развивают умение распознавать животных леса по их устному описанию; находить взаимосвязь в п...

«Волшебное путешествие по страницам сказок». (Конспект урока нестандартной формы «урок – сказка»)

Актуальность урока: Для многих учителей не секрет, что на сказках легко строить воспитательную работу с классом  по формированию чувства любви к Родине,  толерантности, формировать навыки...