Занятие «Мы разные, но мы вместе»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 183.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие на тему: «Мы разные, но мы вместе»
Для учащихся 4 классов ОВЗ
Цели и задачи:
- способствовать формированию дружеских отношений в классе;
- ввести в жизнь детей принципы терпимости и толерантности;
- формировать стремление быть терпимыми;
- показать детям, что все ученики в классе разные, но между ними могут быть дружеские отношения и взаимопонимание.
Материалы: персональный компьютер, альбом, фломастеры.
Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. Тема нашего занятия «Мы разные, но мы вместе».
Толерантность. Что это такое?
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это всё земное.
То, на чём стоит Планета вся».
Алёна Ашумова
Уважай в себе и других человеческую личность.
Д. Писарев
Быть снисходительным к поступкам других людей и безоценочно относиться к промахам и ошибкам других.
Как вы думаете, почему мы сегодня затронули эту тему, почему она так важна и актуальна (ученики отвечают на поставленный вопрос, рассуждают).
Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и так далее. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными. Посмотрите на доску, выберите из предложенных те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек
- Чем же мы похожи и что нас объединяет? (ученики называют признаки похожести между людьми).
- А в чем мы не похожи друг на друга, что нас отличает? (ученики называют признаки различия между людьми)
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантность (терпимость) – это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобою не разделяются. Попробуйте приведите примеры (терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям).
Как вы относитесь к друг другу в классе часто ли ссоритесь, проявляете нетерпимость, жестокость, непонимание (высказывания учеников). Разногласия в классе могут вызывать разные интересы, увлечения, стиль одежды, образ жизни и т.д. Бывают ли у вас в классе случаи, когда вы со своими друзьями ссоритесь, обижаетесь на старших из-за того, что вас не понимают (примеры детей)?
Как вы поступите в такой ситуации? Например:
Твой друг сломал вашу вещь…
- Ты его простишь, он сделал это не нарочно;
- Ты ударишь его;
- Как ты поступишь?
Ты поссорилась со своей подругой…
- Ты пытаешься объясниться с ней;
-Ты обижаешься и пытаешься мстить ей за это;
-Как вы поступите?
Ты не согласен с кем-нибудь.
-Ты всё-таки его слушаешь;
-Ты не даёшь ему говорить;
Как вы поступите?
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость.
Игры
«В тесноте, да не в обиде»
Класс делится на две равноценные команды примерно с одинаковым количеством мальчиков и девочек в каждой. Можно учесть взаимные интересы и симпатии. Ведущий рисует напротив каждой команды квадрат, разделенный на восемь клеток. Каждой команде предлагается занять как можно меньше клеток.
«Талисман»
Талисманом считают предмет, который приносит удачу и счастье. Поэтому его всегда стараются носить с собой. Талисманом может быть любой предмет - важно только, чтобы он попал к вам при счастливых обстоятельствах и из хороших рук. Возможно, талисман несет какую-то положительную, добрую энергию. Пусть каждый подумает и найдет у себя какой-то предмет, который сопровождал бы его в счастливые дни. Это может быть простая авторучка, расческа, значок и т. д. Потом выберите человека, который вам чем-то симпатичен. Обменяйтесь с ним талисманами, сопровождая это добрыми пожеланиями и напутствиями. Продумайте, что вы будете говорить своему партнеру при вручении талисмана: от чего талисман будет хранить своего нового владельца, какую удачу приносить, что символизировать.
«Психологический портрет»
Приготовьте фломастеры или карандаши и чистые листы бумаги. Играющие должны заменить слова, которым нужно дать ассоциативное толкование, на рисунок. Слова могут быть любыми: дом, работа, дружба, любовь, ужас, абракадабра, семья. На каждый рисунок отводится 1 минута. Детям надо постараться в рисунке выразить смысл, который заключен в каждом из слов.
После этого можно предложить детям составить психологический портрет своего соседа по его рисункам. Конечно, трудно дать их однозначное толкование, но жизненный опыт, интуиция и здравый смысл помогут.
Если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у рисовавшего их натура практичная, надежная, основательная, но без фантазии, без оригинальности. Рисунки в виде символов, аллегорий принадлежат человеку с хорошей логикой и ясным умом. Он хозяин своих эмоций, но, может быть, несколько суховат и педантичен. Если в рисунках много фантазии и оригинальности, то это говорит о творческих способностях, но также и о трудностях, с которыми автор сталкивается в обыденной жизни.
Можно взять и другие слова, например: учеба, развлечение, преступление, творчество, Бог, отдых, мечта.
«Прогноз»
Класс делится на две команды. Каждая получает 4 листка бумаги с надписями: ссора, грусть, дружба, счастье. На обратной стороне каждого из них игроки должны сделать небольшой рисунок, изображающий это слово. Члены другой команды, видя лишь слово, но не рисунки, должны предположить (сделать прогноз), что же изображено.
«Групповой рисунок»
Дети садятся в круг. Один начинает рисовать что-то важное для себя. Затем передает рисунок соседу справа. Одновременно он получает другой рисунок от соседа слева. Дети рисуют до тех пор, пока рисунок не вернется к своему хозяину. Затем можно организовать выставку групповых рисунков.
«С завязанными глазами» («Интересный эксперимент»)
Каждому участнику игры на глаза надевается повязка. Сначала все хаотично двигаются по комнате, стараясь не толкать друг друга. Затем предлагается мальчикам организовать свой круг в одной части помещения, а девочкам - в другой. Тут потребуются интуиция, чутье, так как разговаривать и вообще издавать какие-либо звуки запрещено. За соблюдением этого правила строго следит ведущий. Правда, можно прикасаться друг к другу.
Выводы:
Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление толерантности. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром. Никогда не оценивайте людей, а цените их! Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этого ученика, потому что он такой. А вы сами достойный человек? Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый – это можно узнать по его глазам. Загляните друг, другу в глаза и я думаю, что вы встретите доброжелательный взгляд своего товарища! Пусть ваше сердце наполняют дружба, доброта и понимание; милосердие и любовь; искренность и душевность.
Что нужно сделать, чтобы класс стал дружным и сплоченным коллективом?
Все очень просто. Нужно, чтобы в классе, между учениками, были уважение, взаимопонимание, терпимое отношение друг к другу. Все мы разные. У нас разный характер, культура и воспитание, желания и потребности. Но можно жить в согласии, если ценить друг друга, принимать людей такими, какие они есть… быть толерантными.
Уважать и понимать другого! Сегодня мы с вами много говорили о толерантности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения в обществе и запишем их на плакат (ученики предлагают свои правила).
Наша школа, ваш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
Заключительное действие: создание коллажа: слово «толерантность» я изобразила в виде солнышка и от него идут лучики. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко. Солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом!
Литература
1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.- №20 – 46-47 с.
3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова – М: Генезис, 2000.
5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие-игра о толерантности "Мы такие разные, но мы вместе" 2 класс
Занятие в доступной игровой форме расширяет знания второклассников о толерантности. Ситуации из жизни, любимые герои мультфильмов помогут ребятам вывести главное правило толерантности. Учащиеся учатся...
Открытое занятие для родителей на тему "Мы разные, но мы вместе" (о дружбе народов)
Открытое занятие для родителей на тему "Мы разные, но мы вместе" (о дружбе народов)...
Презентация к открытому занятию для родителей на тему "Мы разные, но мы вместе" (о дружбе народов)
Презентация к открытому занятию для родителей на тему "Мы разные, но мы вместе" (о дружбе народов)...
Внеклассное занятие – час толерантности "МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ, НО МЫ - ВМЕСТЕ!"
Цель классного часа: воспитание культуры общения, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; Задачи:ü формирование понятия «толерантность»;ü формиро...
Занятие на тему: «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
Материал данного классного часа позволяет в игровой форме познакомить детей с принципами толерантности, учит детей быть терпимыми по отношению друг к другу. Цель классного часа: научить детей выделять...
Внеклассное занятие "Мы разные, но мы вместе"
Занятие способствует улучшению социально-психологического климата в коллективе...