Программа воспитания и развития классного коллектива "Росток"
методическая разработка на тему
В данной программе представлена организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 4 ступени развития, способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании I школьной ступени в общешкольном коллективе школы.Эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_i_razvitiya_klassnogo_kollektiva.docx | 155.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания и развития классного коллектива
Срок реализации: 2012 – 2016 годы
Составила: учитель начальных классов: Ефименко Т.Н.
г. Горняк
2014-2015 учебный год
Паспорт программы
Наименование программы | Программа воспитания и развития классного коллектива «Росток» |
Основания для разработки программы | Конвенция о правах ребёнка Закон РФ «Об образовании» Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» Распоряжение Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» Программа развития «Гимназия №3» « Воспитательная программа МБОУ «Гимназия№3» «Человек. Отечество. Знание." |
Заказчик программы | Родители, администрация МБОУ «Гимназия№3» |
Разработчик программы | Классный руководитель 3 класса МБОУ «Гимназия№3» Ефименко Татьяна Николаевна |
Участники программы | Коллектив учащихся 3 класса |
Цель программы | Воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать и общаться в коллективе. |
Задачи |
|
Срок реализации | 2012-2016г. |
Перечень приоритетных мероприятий | «Здравствуй, школа», «Праздник осени», «День матери», «День защитника Отечества», «8 марта», «День семьи», районная конференция научно-исследовательских работ мл. школьников, предметная олимпиада, «Поклонимся великим тем годам» |
Принципы, определяющие стратегию воспитания учащихся |
|
Ожидаемые конечные результаты | Организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 4 ступени развития, способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании I школьной ступени в общешкольном коллективе школы. Формирование детского коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД . Привлечение активного и инициативного детского коллектива- организатора всех КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу по формированию ученического самоуправления в своём коллективе. Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего Отечества, края, бережно хранящим традиции своего народа в контексте с его духовной культурой. |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации программы воспитания и развития классного коллектива «Росток» | - доля учащихся, активно участвующих в жизни класса, гимназии; - доля учащихся, чувствующих себя комфортно в классном коллективе; - доля учащихся, не имеющих пропусков без уважительной причины; -доля родителей, активно посещающих родительские собрания, вечера, принимающих активное участие в мероприятиях класса, гимназии; - доля учащихся и родителей, удовлетворённых воспитательной моделью класса. |
Диагностические средства определения результативности реализации программы воспитания и развития классного коллектива «Росток» | 1) Групповое изучение самооценки младшего школьника. Методика «Оцени себя». 2) Мониторинг выявления одарённых учащихся (с признакам одарённости). 3) Методика изучения удовлетворённости родителей работой учителя- классного руководителя. 4) Оценка уровня комфортности учащихся. Методика «Лестница успеха». 5) Оценка удовлетворённости школьной жизнью учащихся. 6) Методика изучения социализированности учащихся (разработана профессором М.И.Рожковым). 7) Методика А.М.Лутошкина «Какой у нас коллектив?» 8) Методика «Сформированность основных нравственных качеств личности» (Капустин Н.П.) 9) «Диагностика уровня воспитанности учащихся» (Капустин Н.П.) 10) Анкета «Сплочённость класса» 11) Анкета «Мой класс» |
Пояснительная записка
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Воспитание- это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
Можно с уверенностью сказать, что воспитывать- это, значит, развивать субъективный, внутренний мир каждого конкретного человека. С одной стороны воспитание основывается на идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, необходимо максимально развивать индивидуальные особенности каждого ребёнка. При таких условиях можно утверждать, что результатом является личность, гармонично социализированная в обществе. Задача каждого классного руководителя-помочь своему ученику пройти свой путь морально-нравственного и социального развития. В процессе своего становления как личности, ребёнок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, а также сверстников, общественных организаций, религиозных институтов, средств массовой коммуникации, то есть существует так называемое «организованное воспитание» и «неорганизованное воспитание». Но школе, как социальному субъекту- носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в воспитании и социализации ребёнка.
Воспитательная система нашей гимназии складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, учреждений дополнительного образования. Цель совместной работы-создать ребёнку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, в которой будет осуществляться успешное разностороннее развитие и самореализация учащихся самых разных категорий: творчески и интеллектуально одарённых, имеющих какие-либо отклонения, детей из неблагополучных семей, детей инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве. Воспитатель должен ориентировать детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания. Одним из важнейших компонентов воспитательной системы гимназии является системообразующая деятельность, то есть, деятельность общая для всех учащихся, порождающая межличностные, меж коллективные связи и отношения. В нашей гимназии таким центральным звеном является гражданско- патриотическое воспитание, призванное формировать у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина. Таким образом воспитательная система гимназии предполагает, что наш выпускник-это высоко нравственная, социально компетентная личность, способная эффективно реализовать себя в различных социальных сферах современного общества. Он-гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее нашей страны, ценящий духовное и культурное наследие российского народа.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
При разработке своей программы я, стараясь учитывать требования общешкольной воспитательной программы, новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, руководствуясь требованиями о соблюдении прав ребёнка, пыталась найти более эффективные подходы к организации воспитания и социализации учащихся, направленные на противодействие негативным тенденциям реальной жизни:
- современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. Поэтому необходимо проводить мероприятия, направленные на то, чтобы помочь детям разобраться в информационном пространстве, критично относиться к любому продукту, любой информации, которая им предлагается, вести активную пропаганду здорового образа жизни, противодействия всем негативным проявлениям, которое разрушает наших детей.
- иногда взрослые вольно или невольно стараются изолировать ребёнка от проблем, которыми живут сами, искажают их социализацию, нарушают процесс взросления, происходит ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми приводящее к агрессивности, грубости детей, за которыми скрывается страх, неуверенность, неприятие будущего. Поэтому необходимо введение ребёнка в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми.
- произошли существенные изменения в системе отношения ребёнка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. На первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Поэтому у детей стоит воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявлять заботу о других.
На вопрос: «Как это сделать?» - я попыталась ответить своей программой воспитания и развития.
Моя программа называется «Росток». Она должна помочь организовать работу в классе в течении четырёх лет.
Я считаю, чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг него должна быть атмосфера понимания, поддержки, развития. Ребёнка должна окружать красота, игра, творчество. Я стремлюсь, чтобы такие ценности, как: «доброта», «доверие», «уважение», «коллектив», «творчество», «самостоятельность» составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри класса и за его пределами, чтобы «Росток» дал крепкие корни становления высоконравственной, социализированной личности, а класс вырос крепким дубом с густыми, дружными ветвями.
Срок реализации программы 4 года.
Этапы реализации программы:
I этап (2012-2013)- изучение классного коллектива
1 класс
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
II этап (2013-2014, 2014-2015 уч.г.)- формирование, углубление и развитие творчества учащихся, переход в режим функционирования.
2класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
3 класс
- проявление интеллектуальных способностей на уровне района, края, России;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
III (2015-2016 уч.г.)- обобщение опыта
4класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной, творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме;
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе «Росток» является коллективно- творческая деятельность.
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать и общаться в коллективе.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебную и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции класса и школы и достигается путём решения задач воспитания и социализации школьников.
Задачи воспитания и социализации младших школьников:
-определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой;
- создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящим творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками;
- развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе;
- формирование целостного восприятия родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости);
- воспитание гражданина своего Отечества, края, района на традициях российского народа в контексте с его духовной культурой.
Принципы, определяющие стратегию воспитания учащихся:
Коллективное сотворчество, на которое ориентируется прогр..амма, ставит ученика перед необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо относится к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников.
Воспитание на принципах нравственности- это организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.
Принцип целостности в воспитании предполагает понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного.
Принцип природосообразности и развития, предполагает учёт закономерностей природного развития ребёнка, опирается на психологопедагогические диагностики, обеспечивает развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его самообразование, позволяет развивать разнообразные навыки и умения.
Принцип выбора обеспечивает учащимся свободу выбора дополнительных образовательных услуг.
Принцип системности и непрерывности утверждает, что взаимодействие всегда комплексно, оказывает влияние на всю систему, предполагает создание целостной образовательной системы.
Какова же миссия классного руководителя? Каким должен быть классный руководитель, чтобы удовлетворять высоким требованиям творца человеческой личности? Не секрет, что младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Учитель подаёт ребёнку пример нравственности. Каждому классному руководителю необходимо:
-стремиться через уклад классной жизни вводить ребёнка в мир доброты, понимания, ответственности, самосознания;
-формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем класса, своей семьи, микрорайона;
-находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, то есть социализировать детей-содействовать духовно-нравственному развитию учащихся, приобретению ими первоначального социально-нравственного опыта.
Содержание программы воспитания и развития классного коллектива
«РОСТОК»
Организация воспитания учащихся по программе «РОСТОК» осуществляется по семи направлениям:
- Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России»- воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности (смысл воспитания): любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, межэтнический мир, доверие к людям, служение Отечеству, правовое государство, свобода и ответственность.
- Нравственное и духовное «Сделай мир добрее»- воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, почитание родителей, забота о старших и младших, нравственный выбор.
- Воспитание положительного отношения к труду, эстетическое «Труд и порядок»- воспитание трудолюбия, осознанного отношения к труду , жизни. Ценности: трудолюбие, настойчивость в достижении целей, бережливость.
- Интеллектуальное «Наука и образование»- воспитание прилежания, творческого отношения к учению. Ценности: познание, истина, созидание, целеустремлённость.
- Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье»- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Экологическое «Мы заботимся о природе» -воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: жизнь, родная земля, заповедная природа.
- Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного»- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических ценностях. Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, художественное творчество.
Виды деятельности и формы занятий с учащимися 1-4 классов по приоритетным направлениям воспитательной программы
«РОСТОК»
Направление | Вид деятельности | Форма проведения |
Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России» | Ознакомление с государственной символикой; ознакомление с героическими страницами истории России; ознакомление с народным творчеством, фольклором; знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны; получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми-представителями разных народов России. | Беседы, внеклассное чтение; экскурсии; сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания; творческие конкурсы; фестивали; праздники; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки; правилами ПДД; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класс и школы- овладение навыками вежливого, внимательного отношения к окружающим людям; обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности; получение представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. | Беседы; диспуты; заочные путешествия; коллективно-творческие дела; театральные постановки; литературно-музыкальные композиции; «открытые» семейные праздники. |
Воспитание положительного отношения к труду, эстетическое «Труд и порядок» | Получение представлений о роли труда в жизни человека и общества; знакомство с различными видами труда, с различными профессиями; выработка навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в трудовой деятельности; приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и учреждений дополнительного образования; приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома. | Общественно полезный труд по самообслуживанию; экскурсии; встречи с родителями в рамках проекта «Труд наших родных»; сюжетно- ролевые экономические игры; ярмарки; конкурсы; трудовые акции. |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Получение представлений о роли знаний в жизни человека и общества; выработка первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебной деятельности; приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду. | Олимпиады по предметам; предметные недели; научно-практические конференции проектно-исследовательских работ; конкурсы; викторины. |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, об основных условиях и способах укрепления здоровья; освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, экологически грамотного питания; получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического, психического, социального; получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. | Беседы; спортивные праздники; спортивные секции; «Дни здоровья»; встречи со спортсменами; «Круглый стол» совместно с медицинским работником, родителями. |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | Усвоение представлений об экокультурных ценностях, нормах экологической этики; получение опыта экологически грамотного поведения в природе; усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой; обучение видеть прекрасное в окружающем мире, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. | Беседы; просмотр учебных фильмов; экскурсии; прогулки; высадка растений; очистка доступных территорий от мусора; подкормка птиц; конкурсы; праздники |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | Получение первоначального представления о ценностях отечественной культуры; об эстетических идеалах; ознакомление с народными художественными промыслами; обучение видеть прекрасное вокруг: в природе, в поведении и труде людей; получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества. | Экскурсии; беседы; посещение музеев и театров, выставок; праздники; конкурсы; выставки семейного художественного творчества |
Индивидуальная работа с учащимися
- Анализ индивидуальных карт учащихся, план работы в соответствии с индивидуальными особенностями детей;
- Анализ внеурочной деятельности детей (занятость в кружках, секциях);
- Работа по коррекции поведения учащихся.
- Оказание помощи в выполнении обязанностей школьника;
- Индивидуальные беседы с учащимися (по необходимости).
Коллективная работа с классным коллективом
Одна из форм воспитательной работы- классный час.
Классный час- гибкая по структуре форма фронтальной работы. Это общение классного руководителя с учащимися с целью содействия формированию классного коллектива и социализации детей.
Формы проведения классных часов различны. Это может быть:
-беседа;
-викторина;
-устный журнал;
-игра- путешествие;
-экскурсия
Темы классных часов
1класс | 2класс |
Первый звонок | День знаний |
Россия- Родина моя | Мои первые отметки |
Правила поведения в школе | Перемена с увлечением |
Ты- ученик | Можно и не ссориться |
Школа вежливости | Без друга в жизни худо |
Режим дня | "Береги здоровье смолоду" |
Мы-пассажиры | В гостях у Светофора |
Доброе слово- что ясный день | Каждой вещи своё место |
Письмо деду Морозу | Новогодние желания |
Все профессии нужны, все профессии важны | Человек среди людей |
Люби книгу | Когда лень- всё идёт через пень |
Правила безопасности при общении с животными | Дружба- чудесное слово |
День защитников Отечества | Наши защитники |
Потолкуем о маме | Гимн матери |
Твой труд дома | День птиц |
День космонавтики | Герои космоса |
Хочу всё знать | Правила поведения в театре |
Здравствуй, лето! | Скоро лето |
3класс | 4 класс |
День знаний | Здравствуй, школа! |
Порадовать близких- как просто | «Расти здоровым» |
Классный коллектив | «День грамотности» |
Школьный дневник | Честность-прежде всего |
Какая у меня память | У меня зазвонил телефон |
К тебе пришли гости | Игрушечный город |
День рождения-светлый праздник | Культура речи |
Права и обязанности ученика | Наша улица |
Новый год у ворот | Новый год |
Чем я богат | Зимушка-зима |
Удивительное рядом | Чудеса света |
Береги своё время и время других | Что я знаю о моём друге |
А, ну-ка, мальчики! | Богатыри-защитники земли русской |
Самые прекрасные на свете | Моя мама-самая лучшая |
Правила безопасного движения, культура поведения на улице, в транспорте | День смеха |
Вселенная и мы | Милосердие- мой девиз |
Пожарным можешь ты не быть | Мой ум |
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | Обо всём на свете |
Внеклассные мероприятия по приоритетным направлениям
воспитательной программы «РОСТОК»
1класс
Направление | Наименование мероприятия | Форма проведения | Сроки |
Нравственное | Здравствуй, школа! | Праздник начала учебного года | Сентябрь |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Правила поведения в школе | Беседа | Сентябрь |
Воспитание положительного отношения к труду, эстетическое «Труд и порядок» | "Содержи в порядке книжки и тетрадки" | Беседа- практикум по бережному отношению к учебникам | Сентябрь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Откуда берутся грязнули? | Игра-путешествие | Сентябрь |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | "Игрушечный мир" | Творческая мастерская | Октябрь |
Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России» | Наш район | Экскурсия | Октябрь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Осень золотая | Конкурс чтецов | Октябрь |
Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России» | День толерантности | Праздник | Ноябрь |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | «Азбука улиц» | Устный журнал | Ноябрь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Папа, мама, я- спортивная семья! | Спортивный праздник | Ноябрь |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | "Птицам нужна помощь" | Изготовление кормушек | Ноябрь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Защита Лего-проектов | Конкурс | Декабрь |
Воспитание положительного отношения к труду, эстетическое «Труд и порядок» | Новогодний сюрприз | Изготовление сувениров | Декабрь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Мой режим дня | Беседа с медицинским работником | Декабрь |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | Новый год у ворот | Праздник | Декабрь |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | «Новогодние Приключения» | Игра | Январь |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | Зимний водоём | Экскурсия | Январь |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Волшебные слова | Беседа | Январь |
Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России» | Самые добрые слова «Мама, Родина, мир» | Беседа | Февраль |
Интеллектуальное «Наука и образование» | В мире книг | Библиотечный урок | Февраль |
Воспитание положительного отношения к труду, эстетическое «Труд и порядок» | "Как трудится моя семья" | Конкурс рисунков, фотографий, сочинений | Февраль |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | У природы нет плохой погоды | Конкурс рисунков | Февраль |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | Весна-красна | Устный журнал | Март |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | День открытых дверей | Литературно-музыкальная композиция | Март |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Домашняя аптечка | Беседа | Март |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | «Как трудно быть мамой» | Семейная встреча | Март |
Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России» | Чем богат наш край | Заочная экскурсия | Апрель |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | День космонавтики | Конкурс рисунков | Апрель |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Я и мои таланты | Круговая беседа | Апрель |
Интеллектуальное «Наука и образование» | «Что за прелесть, эти сказки!» | Викторина | Апрель |
Воспитание положительного отношения к труду, эстетическое «Труд и порядок» | Вырасти растение! | Акция по озеленению кабинета | Апрель |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Старты надежд | Эстафета | Апрель |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Мой весёлый звонкий мяч | Игра | Май |
Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России» | Великая победа великого народа | Выступление перед ветеранами ВОВ | Май |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Прощание с выпускниками школы | Литературно-музыкальная композиция | Май |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Праздник славянской письменности | Заочное путешествие | Май |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | «Вот и стали мы на год взрослее» | Праздник | Май |
2 класс
Нравственное | День знаний | Праздник начала учебного года | Сентябрь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | "Полезные привычки" | Викторина | Сентябрь |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | «Есть в осени первоначальной…» | Экскурсия в городской парк | Сентябрь |
Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России» | Российский флаг | Беседа | Сентябрь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Праздник первой отметки | Праздник | Сентябрь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Вечер загадок | Викторина | Октябрь |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Человек среди людей | Диспут | Октябрь |
Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России» | Моя родословная | Занятие совместно родителями | Октябрь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Вопросы Светофорика | Конкурс по ПДД | Октябрь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | "Осенний кросс" | Соревнование | Ноябрь |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | Мы в ответе за тех, кого приручили | Диспут | Ноябрь |
Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России» | День толерантности | Праздник | Ноябрь |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | День матери | Праздник | Ноябрь |
Воспитание положительного отношения к труду, эстетическое «Труд и порядок» | Мастерская деда Мороза | Изготовление сувениров | Декабрь |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | Новогодний карнавал | Праздник | Декабрь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Лингвистический кросс | Интеллектуальный конкурс | Январь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Математический кросс | Интеллектуальный конкурс | Январь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Ослепительная улыбка на всю жизнь | беседа | Февраль |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Рыцарский турнир | Конкурс | Февраль |
Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России» | Живи и процветай родной район | Экскурсия в городской музей, конкурс рисунков | Февраль |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | Широкая масленица | Праздник | Февраль |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Что в имени тебе моём | Презентации | Март |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Путешествие в страну читалию | Игра | Март |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | "Береги здоровье смолоду" | Конкурс семейных плакатов | Март |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Я чувствую себя счастливым, когда… | Круговая беседа | Март |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Весне- физкульт-ура! | Эстафеты | Апрель |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Великий праздник Пасхи | Литературно-музыкальная композиция | Апрель |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | Земля- наш дом родной | Утренник | Апрель |
Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России» | Никто не забыт, ничто не забыто | Выступление перед ветеранами ВОВ | Май |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Смекай, считай, отгадывай | Конкурс | Май |
Гражданско-патриотическое «Мы-граждане России» | Старинные игры и песни | Беседа | Май |
3 класс
Нравственное | День знаний | Праздник начала учебного года | Сентябрь |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | Российский герб | Беседа | Сентябрь |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | Краски осени | Экскурсия в парк | Сентябрь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | «День здоровья» | Весёлые эстафеты | Сентябрь |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | Угадай мелодию | Праздник | Октябрь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Гуляй по улицам с умом | Конкурс по ПДД | Октябрь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Вокруг света | Игра-путешествие | Октябрь |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Спешите делать добро | беседа | Ноябрь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Мы любим спорт | Семейный спортивный праздник | Ноябрь |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | День толерантности | Праздник | Ноябрь |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | Природа и мы | Устный журнал | Ноябрь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Защита проектов | Выступление на школьных фестивалях | Декабрь Апрель |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | Семейный очаг | Занятие с родителями | Декабрь |
Воспитание положительного отношения к труду, эстетическое «Труд и порядок» | Новогодний калейдоскоп | Изготовление новогодних сувениров | Декабрь |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | Новогодний карнавал | Праздник | Декабрь |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Друг настоящий и мнимый | Диспут | Январь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | На ошибках учатся | Познавательная игра | Январь |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | Святки | Праздник народных игр | Январь |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | Сядем рядком-поговорим ладком | Фольклорный праздник | Февраль |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Умники и умницы | Игра | Февраль |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | Фашизму-нет! | День юного героя-антифашиста | Февраль |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Вредные привычки | Беседа | Февраль |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | День открытых дверей | Открытое мероприятие | Март |
Воспитание положительного отношения к труду, эстетическое «Труд и порядок» | Наши мамы -мастерицы, наши папы- мастера | Выставка работ | Март |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | В мире животных | Викторина | Март |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Самая красивая, добрая милая | Праздник мам | Март |
Воспитание положительного отношения к труду, эстетическое «Труд и порядок» | Акция «Чистота» | Операция по благоустройству школьной территории | Апрель |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Ловкие и быстрые | Эстафеты | Апрель |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | Чьи имена носят наши улицы | Устный журнал | Апрель |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | "Сделай мир добрее" | Тренинг-акция | Апрель |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | Долгий путь «Москва-Берлин» | Выступление перед ветеранам ВОВ | Май |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Чистота и здоровье | Утренник | Май |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | Знай и люби родную природу | Праздник | Май |
4 класс
Нравственное | День знаний | Праздник начала учебного года | Сентябрь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | "Мои интересы, мои возможности" | Беседа | Сентябрь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье» | Нам на улице не страшно | Конкурс по ПДД | Сентябрь |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | Российский гимн | Беседа | Сентябрь |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | Перед старостью склоним колени | Акция милосердия | Октябрь |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Честность и правдивость. Для чего они? | беседа | Октябрь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Корзина знаний | Игра | Октябрь |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | Животный мир земного шара | Викторина | Октябрь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Кто хочет получить приз? | Игра | Ноябрь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье | Папа, мама и я-спортивная семья! | Спортивный праздник | Ноябрь |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | Бал осени | Праздник | Ноябрь |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | День толерантности | Праздник | Ноябрь |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Защита проектов | Выступление на школьных фестивалях | Декабрь Апрель |
Воспитание положительного отношения к труду, эстетическое «Труд и порядок» | Моё пожелание | Изготовление сувениров | Декабрь |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного | Новогодний карнавал | Праздник | Декабрь |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | Человек, на котором держится дом | Занятие с родителями | Декабрь |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | Знаешь ли ты русскую историю? | Конкурс | Январь |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Забота о маленьких | Школа человечности | Январь |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье | Здоровое питание | Диспут | Январь |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Семья-шоу | Праздник | Февраль |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Дверь в детство | Игра-путешествие | Февраль |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | Москва. Московский кремль. | Викторина | Февраль |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | День открытых дверей | Открытое мероприятие | Март |
Здоровьесберегающее «Спорт и здоровье | Мы и наше здоровье | КВН | Март |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Литературный ринг | Конкурс | Март |
Нравственное и духовное «Сделай мир добрее» | Потолкуем о маме | Праздник | Март |
Экологическое «Мы заботимся о природе» | Экологический марафон | Исследование | Апрель |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного | Ярмарка талантов | Творческий отчёт | Апрель |
Воспитание положительного отношения к труду, эстетическое «Труд и порядок» | Все работы хороши | Беседа | Апрель |
Интеллектуальное «Наука и образование» | Это интересно знать | Устный журнал | Апрель |
Гражданско-патриотическое «Мы граждане России» | Чтобы помнили | Выступление перед ветеранами ВОВ | Май |
Интеллектуальное «Наука и образование» | "Школьные годы чудесные" | поисковая работа выпуск журнала | Май |
Культуротворческое и эстетическое «Мир прекрасного» | «Я умею, я могу, я хочу!» | Творческий отчёт выпускников | Май |
Ученическое самоуправление
Цель: привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей.
Самоуправление в классе- это сложный, а иногда не достижимый процесс, в результате которого все члены классного коллектива добровольно подчинены избранной группе одноклассников и выполняют правила ими же составленные и утверждённые.
Формирование социального опыта может быть достигнуто только на основе культуры взаимодействия детей и взрослых.
Ученическое самоуправление дает возможность ученику:
- приобрести опыт управленческой деятельности;
- раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности
учащихся; - ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и
проблем школы; - доминировать позитивные тенденции психического состояния в
урочной и внеурочной деятельности.
Основные функции ученического самоуправления:
- организация и проведение классных мероприятий и классных часов,
коллективных творческих дел и других мероприятий, - анализ деятельности членов совета класса, подготовка предложений
членов классного коллектива в вышестоящие органы самоуправления
(Совет директоров гимназии).
Мечта любого классного руководителя - создать единый, дружный
коллектив. А это становится все труднее и труднее...Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально противоположные, политические и природные катаклизмы... и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться теоретическими «догмами» и нравоучениями - типа это «хорошо», значит - «можно», а это «плохо», значит - «нельзя».
Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие — коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
Организационные моменты в самом начале учебного года дают хороший задел, эмоциональный заряд на последующую работу, взаимопонимание и добрый микроклимат в коллективе. Поэтому в сентябре мы вместе с уч-ся обсуждаем следующие вопросы: каждому дело - по душе, законы школьной жизни, дисциплина - свобода или необходимость, свободное время -простор для развития способностей, коллектив и его роль в формировании личности школьника.
Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.
Своим ученикам я доверяю работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, классная пресса, организация спортивных мероприятий, трудовое воспитание, помощь в проверке дневников, обеспечение правопорядка в классе, гимназии.
Мои ученики, их родители и я, классный руководитель — все мы являемся содружеством «ученик-учитель-родитель» под названием «Классный класс», девиз которого. «Нас классная семья недаром породнила, мы -школьные друзья, и в этом наша сила».
Приложение2
Карта наблюдений
№ | Критерии наблюдений | 1класс | 2 класс | 3класс |
1 | Учебная деятельность | |||
проявляет интерес к знаниям | 15 | 23 | ||
нежелание учиться | ||||
низкая успеваемость | 2 | 2 | ||
затруднения в усвоении учебных программ | 2 | 2 | ||
систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам | 2 | 2 | ||
2 | Социальный статус | |||
Положение в классе: | ||||
лидер | 6 | 6 | ||
предпочитаемый | 4 | 5 | ||
принимаемый | 18 | 21 | ||
отвергаемый | 3 | |||
противопоставление себя коллективу | ||||
дезорганизатор | ||||
Взаимоотношения со сверстниками | ||||
уважительное | 16 | 23 | ||
жестокое отношение со слабыми и младшими | ||||
пренебрежительное отношение со сверстниками | 1 | |||
3 | Взаимоотношения со взрослыми | |||
А) с учителями: | ||||
конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями | ||||
грубость, хамство | ||||
бестактность | ||||
ложь | ||||
Б) с родителями: | ||||
конфликтный характер | ||||
ложь | ||||
грубость, хамство | ||||
4 | Проведение свободного времени | |||
посещает секции, кружки | 19 | 23 | ||
в основном проводит свободное время вне дома(с друзьями, на улице) | ||||
проводит свободное время в игровых салонах | ||||
курит | ||||
употребляет спиртные напитки | ||||
Отношение к труду: | ||||
добросовестно относится к поручениям | 18 | 21 | ||
отрицательное отношение к работе | ||||
невыполнение трудовых обязанностей в школе | 3 | |||
неисполнение трудовых обязанностей дома | 3 | |||
5 | Поведение и поступки | |||
В школе | ||||
прогулы | ||||
нарушение школьной дисциплины | ||||
нецензурная брань | ||||
жаргонная речь | ||||
порча школьного имущества | ||||
срыв уроков | ||||
драки | ||||
В семье | ||||
побеги из дома | ||||
невыполнение домашних обязанностей | ||||
непослушание | ||||
Противоправные поступки: | ||||
бродяжничество | ||||
попрошайничество | ||||
кража | ||||
вымогательство | ||||
порча имущества | ||||
нанесение телесных повреждений |
Выводы: Отношение к учёбе изменилось в лучшую сторону. В начале 1 класса по результатам социометрии оказалось в группе отвергаемых -3. В начале второго полугодия- 3 ученика перешли в группу принимаемых. Конфликтов среди сверстников нет. В отношениях со взрослыми тактичны. С родителями не конфликтуют. Поручения стали выполнять более добросовестно и систематически и дома и в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и развития "Строим страну Дружляндию"
Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества,...
Программа воспитания и развития интереса к чтению "Книга.RU"
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, активной и самостоятельной.Известно ,что комплексное воздействие на все стороны ...
Программа воспитания и развития учащихся "Планета детства"
Программа отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми начального звена....
Программа воспитания и развития младших школьников «Вместе весело шагать!»
Программа «Вместе весело шагать!» рассчитана на то, что любой педагог (начинающий или с опытом) сможет достичь высоких результатов.Цель программы – формирование и развитие у ребёнка социальной компете...
Программа воспитания и развития патриотическо-краеведческого направления "Я вырос здесь и край мне дорог"
Программа воспитания и развития «Я вырос здесь и край мне этот дорог» раскрывает перед детьми вопросы патриотического воспитания, направлена на формирование и развитие личности школьника, облада...
программа воспитания и развития ученическим коллективом
Именно в наше время, когда современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях в обществе, с кризисом в экономике, социальной сфере и общественного сознания...
Программа воспитания и развития классного коллектива.
Программа воспитания и развития классного коллектива МБОУ СОШУИП №3 (срок реализации 4 года)....