Программа воспитания и развития младших школьников «Вместе весело шагать!»
рабочая программа (1 класс) на тему

Вычужанина Светлана Валериевна

Программа «Вместе весело шагать!» рассчитана на то, что любой педагог (начинающий или с опытом) сможет достичь высоких результатов.

Цель программы – формирование и развитие у ребёнка социальной компетентности, навыков осознанного поведения в обществе, создание у учащихся семейных ценностей.

 Данная программа предусматривает работу в двух направлениях:

1.      Работа с родителями.

2.      Работа с детьми.

Основное содержание

1.      Пояснительная записка.

2.      Формы и методы работы по реализации программы.

3.      Прогнозируемые результаты.

4.      Диагностическое сопровождение программы.

    5.     Календарно-тематическое планирование учебно-воспитательной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»

  Программа  воспитания и развития  

              младших школьников

 «Вместе весело шагать!» 

       

                                                      Автор: Вычужанина Светлана Валериевна,

                                                                   учитель начальных классов

                                                                   МОУ «Лицей» г. Черногорска

                                                г. Черногорск

                                                       2009                  

Программа «Вместе весело шагать!»

Основное содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Формы и методы работы по реализации программы.
  3. Прогнозируемые результаты.
  4. Диагностическое сопровождение программы.
  5. Календарно-тематическое планирование учебно-воспитательной работы.

  1. Пояснительная записка.

Данная программа составлена в соответствии с «Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования» (приказ Минобрнауки от 05.03.2004.г. №1089).

Социальная компетентность – понятие сложное. Оно только входит в педагогическую науку и не имеет четкого определения. Анализ существующих подходов позволяет определить его основное содержание. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Понятие «социальная» определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем.

Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной компетентности я считаем формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Младшего школьника необходимо целенаправленно знакомить с традициями, выработанными в школе, семье, городе, селе, правилами поведения, нормами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных жизненных (и не только школьных) ситуациях. Эту работу нельзя ограничить разовыми мероприятиями. Она должна носить систематический характер, что требует усиления внимания к ней со стороны педагогов. Учитель должен вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, привлекать детей к выработке правил взаимодействия, обсуждать с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии поведения в них.

Однако не только педагог может и должен выполнять эту работу. Роль родителей в процессе формирования социальной компетентности очень велика и даже в чём-то превосходит роль педагога, ведь начальное воспитание и развитие ребёнок получает именно в семье. Родители всегда были и будут главным авторитетом для ребёнка. Однако, к сожалению, не все родители являются образцом для подражания, не все родители обладают теми педагогическими знаниями и умениями, которые необходимы для воспитания и развития ребёнка. Многие считают, что взрослого человека нельзя перевоспитать. В чем-то с этим мнение я могу согласиться, и всё же считаю, что изменить линию поведения родителей, форму и способы их общения с ребёнком можно, а в некоторых случаях даже нужно. Каждый взрослый, мать или отец должны быть уверены, что в лице педагога они найдут единомышленника и помощника. Задача педагога в данном случае – привлечь родителей и помочь им: дать психолого-педагогическую консультацию, предложить необходимую литературу для самообразования, организовать тренинги, круглые столы, беседы наедине или вместе с ребёнком, дать рекомендации и пр. Такое сотрудничество, основанное на дружбе и взаимопонимании, позволит получить наилучшие результаты в воспитании детей, а также получить удовлетворение от проделываемой в этом направлении работы.

Таким образом, процесс воспитания и развития ребёнка представляет собой своеобразный треугольник взаимоотношений, вершинами которого являются родители, педагог и сам ребёнок.

               

                                                                 Ребёнок

                                   

                                                      Педагог             Родители

В таком треугольнике взаимоотношений нет второстепенных ролей, каждый субъект должен осуществлять работу на своём уровне и решать свои задачи.

Конечная цель педагога – воспитание и развитие ребёнка и его социальной компетентности. Достижение этой цели возможно в результате решения целого ряда задач:

  1. Привлечь родителей к активному сотрудничеству;
  2. Способствовать формированию у детей мотивации и активной жизненной позиции.

Решение данных задач вполне по силам каждому педагогу. Необходимо лишь, чтобы работа, проводимая педагогом, была систематической и чётко спланированной.

Программа «Вместе весело шагать!» рассчитана на то, что любой педагог (начинающий или с опытом) сможет достичь высоких результатов.

Цель программы – формирование и развитие у ребёнка социальной компетентности, навыков осознанного поведения в обществе, создание у учащихся семейных ценностей.

 Данная программа предусматривает работу в двух направлениях:

  1. Работа с родителями.
  2. Работа с детьми.

Работа с родителями начинается уже с того момента, когда они написали заявление о поступлении ребёнка в школу, и продолжается в течение четырёх и даже более лет. Причём, когда речь идёт о родителях, я не имею в виду лишь отца или мать, это так же и бабушки, и дедушки, и другие близкие родственники, которые могут оказывать на ребёнка даже малейшее влияние.

В работе с родителями ставятся следующие задачи:

- психолого-педагогическое просвещение,

- включение в учебно-воспитательный процесс.

Психолого-педагогическое просвещение предполагает использование следующих форм деятельности:

  • родительские собрания (организационные, тематические, итоговые, классные и обще-

       школьные),

  • групповые и индивидуальные тематические консультации,
  • круглые столы,
  • тренинги,
  • беседы,
  • чтение и анализ психолого-педагогической литературы.

Включение родителей в учебно-воспитательный процесс предполагает использование следующих форм деятельности:

  • открытые уроки и воспитательные мероприятия,
  • совместные праздники (подготовка и проведение),
  • экскурсии и массовые выходы (организация и проведение),
  • литературные кафе, литературные гостиные.

Работа с детьми подчинена решению следующих задач:

- умственное воспитание и развитие детей,

- психическое развитие – гармонично развитие всех психических процессов,

- нравственное воспитание – формирование нравственного сознания и самосознания, выработка умений и навыков нравственного поведения,

- патриотическое воспитание – способствовать развитию у детей любви к Родине ( к планете Земля, к родной стране, к родной Хакасии, к родному городу, к школе, к семье), формирование семейных ценностей,

- семейное воспитание – способствовать формированию и развитию качеств личности будущего семьянина (толерантность, доброта, сострадание, стремление к сотрудничеству, заботливое отношение к близким и окружающим людям, умение сочувствовать и сопереживать, умение отвечать за свои поступки)

- физическое воспитание – способствовать развитию у детей осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, к сохранению здоровья своих близких людей, формирование гигиенических умений и навыков.

- половое воспитание – расширение знаний о строении женского и мужского организма,  

     процессе возникновения и развития новой жизни, о приличии в отношениях между девоч-

     ками и мальчиками, способствовать формированию гигиенических навыков, серьёзного от-

     ношения к семейным ценностям,

- экологическое воспитание – развитие любви к природе, чувства ответственности за своё поведение в природе, трепетного отношения к окружающему, осознание себя частью окружающего мира,

- экономическое воспитание – способствовать развитию у детей качеств, необходимых гражданину и будущему семьянину (экономность и практичность, бережливость, ответственность),

- развитие мотивационно-познавательных интересов ребёнка.

Решение учебно-воспитательных задач предполагает организацию следующих форм работы:

  • классные часы,
  • беседа,
  • тренинги,
  • практические занятия,
  • чтение и анализ текстов разных стилей,
  • индивидуальные и групповые консультации,
  • практические занятия. Экскурсии,
  • ролевые игры,
  • конкурсы, викторины,
  • конференции,
  • литературные кафе, литературные гостиные,
  • минутки доброты.

Весь процесс работы по развитию и воспитанию ребёнка, не смотря на его сложность и неоднозначность, должен строиться на основе

- гуманизма и признания уникальности каждого ребёнка;

- педагогического оптимизма;

- гибкости, вариативности проведения занятий, разнообразия методов и приёмов работы;

- интеграции различных видов деятельности.

  1. Формы и методы работы по реализации программы.

Значение разнообразных форм и методов работы в развитии и воспитании младших

школьников.

   

   Важной задачей педагога является раскрепощение детей, создание такой обстановки, при которой каждый ребёнок будет чувствовать себя равным и свободным членом классного коллектива.    

   Необходимо учить детей не бояться высказать своё мнение, пусть даже непохожее на мнение других, поддержать одноклассников и педагога, высказать своё несогласие, неодобрение в адрес других детей, в том числе и педагога. Здесь важно не только создать условия, но и научить ребёнка грамотно и корректно вести себя в той или иной ситуации, обсудить выходы из сложившегося положения, наметить пути решения проблемы и выбрать наиболее подходящий. Всё перечисленные ранее умения легче всего отрабатывать в ролевых играх, мини-постановках, сценках, иногда просто импровизируя.

   Ознакомление со способами и правилами поведения и взаимодействия осуществляется в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения литературных произведений, информирования, разбора конкретных ситуаций и т.д. и т.п. их. Отмечу лишь необходимость их осознанного усвоения ребенком, понимания, зачем существуют те или иные способы и правила поведения, их принятия детьми. Тем более, что сами по себе знания еще не обеспечивают человеку компетентность в обществе. Известны многочисленные примеры, когда человек, имеющий много знаний об обществе и правилах поведения в нем, оказывается слабо адаптированным, и наоборот, тот, кто плохо успевает по общественным наукам, оказывается успешным в социуме. Ребенок, знающий правила, далеко не всегда адаптирован к школьной жизни. Имеющиеся знания надо уметь применить. Это обеспечивается наличием умений и сформированностью навыков.

     Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специально организованной деятельности. Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому, в качестве следующего пути развития социальной компетентности мы считаем важным выделить специально организованное взаимодействие между детьми, с целью формирования социальных умений и навыков. Младшего школьника важно научить вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашиванию помощи и т.д.

    Для эффективного формирования социальных навыков при организации такой деятельности необходимо вырабатывать алгоритмы выполнения заданий, обсуждать правила работы, анализировать их выполнение. Взаимодействие может быть организовано по поводу учебных ситуаций, но по завершении работы обсуждается не просто выполнение учебного задания, но и соблюдение норм и правил групповой работы. Это способствует осмысленному выполнению правил. На смену урокам и занятиям, где доминирует учитель, сегодня должны придти активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии. Эти навыки формируются в групповой работе, которая должна занять достойное место в урочной и внеурочной деятельности детей (доверительные беседы, мозговые штурмы, коллективные обсуждения, ролевые и деловые игры). Учитель сегодня должен отказаться от монолога и занять позицию сотрудничества во взаимодействии с детьми.

Одновременно я провожу работу над общим развитием ребят и затрагиваю разные направления в воспитании. Вот почему постоянно используются такие методы и формы работы, как диспуты, викторины, беседы, конкурсы. 

Приёмы стабилизации и активизации работы учащихся.

 Работая в детском коллективе педагоги с любым стажем и опытом работы сталкиваются с разного рода проблемными ситуациями, способными перерасти в конфликт между педагогом и ребёнком, мешающие плодотворной работе всех участников образовательного процесса, нередко ведущие к дестабилизации обстановки в классном коллективе. Для снятия трудностей и проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы, данная программа рекомендует использовать разные методы и приёмы работы.

Техника создания у ребёнка субъективного переживания

(при выполнении задания, при формировании поведения).

В работе с детьми учитель стремится решить разные задачи, достигнуть разные цели. В этом сложном и неоднородном  процессе учитель может и должен использовать разные приёмы, позволяющие создать у ребёнка положительные эмоции, уверенность в своих силах, сосредоточенность.

      Приёмы:

  • Снятие страха – «Ничего страшного…»;
  • Скрытая инструкция – «Ты помнишь, что…»;
  • Авансирование – «У тебя получится…»;
  • Персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться…»;
  • Усиление мотива – «Нам это нужно для …»;
  • Педагогическое внушение – «Приступай же!»;
  • Высокая оценка детьми – «Вот эта часть у тебя замечательно получилась!».

Техника экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения

ребёнком внимания.

«Минимизация внимания»

 Приёмы:

  • Контакт глазами;
  • Встаньте рядом;
  • Вставляйте имя ученика в текст объяснения материала, его обсуждения;
  • Посылание секретных знаков и письменных замечаний;

«Неожиданности»

                   Приёмы:

  • Выключить свет;
  • Издать музыкальный звук;
  • Изменение голоса;
  • Временное прекращение ведения занятия;
  • Разговор со стеной (или портретом).

Техника оказания помощи ученикам почувствовать свою интеллектуальную

состоятельность.

                    Приёмы:

  • Рассматривать ошибки как нормальное и  нужное явление;
  • Формировать веру в успех;
  • Концентрировать внимание на уже достигнутый ранее успех;
  • Делать процесс обучения ощутимым;
  •           Отмечать достижения.

Использование литературных произведений.

Литература всегда имела и имеет огромное воспитательное значение, там можно встретить живые примеры добра и зла, опрятности и неряшливости, положительных и отрицательных поступков и т.п., кроме этого книга способствует развитию детей. Именно поэтому часто на занятиях рекомендуется использовать литературные произведения отечественных и зарубежных авторов. Некоторые произведения можно прочитать в классе, а некоторые дать для самостоятельного домашнего чтения, а в классе на занятии больше времени отвести на анализ прочитанного.

   Так, когда мы затрагиваем обсуждение родного края, его природы на помощь педагогу придут произведения А.С.Пушкина, С.Есенина, В.Даля, И.Токмаковой, Ф.Тютчева, В.А.Жуковского, Н.А.

Некрасова, А.К.Толстого, А.А.Фета, А.Н.Плещеева, И.Сурикова, И.Бунина, А.Блока, Б.Житкова, Н.

Сладкова, В.Бианки, Э.Шима, Е.Чарушина, В.Сутеева, В.Чаплиной, Д.Мамина-Сибиряка, Р.Киплинга и др.

   На занятиях, посвящённых взаимоотношениям между знакомыми, незнакомыми и родными людьми хорошо использовать рассказы, сказки и стихи Н.Артюховой, В.Осеевой, Е.Благининой, А.Барто, Н.

Носова, К.И.Чуковского, Л.Н.Толстого, Е.Шварца, В.Катаева, П.Бажова, В.Берестова, С.Михалкова и др.  

   Отечественная и зарубежная литература богата разнообразными произведениями широко известных и малознакомых авторов, задача учителя заключается в том, чтобы грамотно и своевременно подобрать тот или иной текст и правильно провести работу над его анализом.

  1. Прогнозируемые результаты.

 В процессе реализации данной программы мы рассчитываем, с одной стороны, повысить педагогическую компетентность родителей и привлечь их к активному участию в жизни ребёнка, класса, школы, а, с другой стороны, сформировать у учащихся социальную компетентность, необходимую ему для жизни в обществе, создать у ребёнка те семейные ценности, которые в будущем позволят ему создать свою здоровую и счастливую семью.

   В ходе реализации программы предполагается общее развитие и воспитание ребёнка, формирование у него мотивационно-познавательных интересов.

  1. Диагностическое сопровождение программы.

Методика для изучения социализированности личности учащихся (М. И.Рожков)

   Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

   Ход проведения: учащимся предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

       4 – всегда

       3 – почти всегда

       2 – иногда

       1 – очень редко

       0 – никогда

   Суждения:

  1. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться то других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

   Для каждого учащегося заводится таблица, в которой против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

16

17

2

6

10

15

18

3

7

11

14

19

4

8

12

13

20

   Обработка данных: среднюю оценку социальной адаптированности учащиеся получают при сложении всех оценок первой строки делении этой суммы на пять.

   Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строкой.

   Оценка социальной активности – с третьей строкой.

   Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвёртой строкой.

   Если получаемый коэффициент:

  • Больше трёх, то можно констатировать высокую степень социализированности ребёнка;
  • Если же он больше двух, но меньше трёх, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств;
  • Если коэффициент меньше двух, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности. 

   

Диагностика уровня развития нравственности, общественной и трудовой активности.

Анкета для учащихся.

  1. Имеешь ли общественные поручения и хочешь ли их выполнять? Нравится ли тебе участвовать в трудовых делах класса?
  2. Интересно ли тебе учиться? Всегда ли выясняешь непонятное у учителя или одноклассников?
  3. Каким предметом больше всего увлекаешься? В каком кружке занимаешься?
  4. Быстро ли воспринимаешь и запоминаешь учебный материал? Стремишься ли запомнить учебный материал дословно или выделяешь главные мысли?
  5. Удаётся ли тебе кратко пересказать прочитанный текст?
  6. Успеваешь ли ты вместе с классом делать записи, зарисовки, чертежи, читать тексты?
  7. Сколько времени уходит обычно на выполнение домашнего задания?
  8. Всегда ли после выполнения домашних заданий проверяешь свои записи, вычисления?
  9.  Отвечаешь ли на конкретные вопросы учебника?
  10.  Соблюдаешь ли режим дня, рекомендуемый порядок выполнения учебных заданий?
  11. Стремишься ли выполнить до конца учебные задания, если они у тебя не получаются?
  12. Можешь ли читать литературу, посещать театры, выставки?
  13. Какие телевизионные передачи обычно смотришь? Какие предачи слушаешь по радио? Как часто?
  14. Получаешь ли замечания за нарушение дисциплины от родителей? Считаешь ли их справедливыми и посильными для исправления поведения?
  15. Затрудняет ли учение твоё состояние здоровья?
  16. Чьи требования к твоему поведению и учению считаешь наиболее строгими: учителей или родителей?
  17. Есть ли у тебя товарищи по месту жительства? Что нравится в их поведении? Чем они тебе помогают и в чём ты помог им?
  18. Что больше всего мешает тебе улучшить свою учёбу, поведение?

Диагностика отношения к учёбе, познавательной активности.

Анкета для учащихся.

   Ребята в школе вы изучаете разные предметы. Как вы к ним относитесь? Прочтите возможные варианты ответов и для каждого предмета укажите знаком «+» наиболее для вас подходящие.

  1. Иногда на уроке бывает интересно.
  2. Нравится учитель.
  3. Нравится получать хорошие оценки.
  4. Родители заставляют.
  5. Учу, потому что это интересно.
  6. Предмет интересен и полезен для моей будущей жизни.
  7. Узнаю много нового.
  8. Заставляет думать.
  9. Получаю удовольствие, работая на уроке.
  10. Легко даётся.
  11. С нетерпением жду урока.
  12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.

Уровни познавательного интереса:

  1. Проявляет ситуативный интерес.
  2. Учит по необходимости.
  3. Интересуется предметом
  4. Проявляет повышенный познавательный интерес.

Анкета для родителей.

  1. Хочет ли ребёнок выполнять общественные поручения? Какие?
  2. Охотно ли занимается домашним трудом?
  3. Охотно ли учится? По каким предметам стремится улучшить свою успеваемость?
  4. Чем любит заниматься в свободное время?
  5. Умеет ли кратко рассказывать о самом главном в прочитанной книге или просмотренном кинофильме?
  6. Имеет ли строгий режим дня? Готовит ли своё рабочее место к занятиям?
  7. Сколько времени тратит на выполнение домашнего задания?
  8. Проявляет ли настойчивость при затруднениях при выполнении домашнего задания? Может ли отказаться от интересного личного дела ради нужной работы в учёбе или по дому?
  9. Любит ли посещать театры, музеи, выставки?
  10. Умеет ли понять и почувствовать красоту в окружающей природе, одежде, поступках людей и т.д.?
  11. Как относится к младшим детям в семье и на улице, любовно ли воспринимает животный и растительный мир?
  12. Как относится к требованиям учителей к улучшению поведения?
  13. Насколько самокритичен в оценке своего поведения? Как относится к Вашим советам и требованиям по улучшению поведения, качества учебной работы?
  14. Кто из членов Вашей семьи оказывает на Вашего ребёнка наиболее сильное влияние?
  15. Довольны ли Вы влиянием, которое оказывают на него товарищи по дому?
  16. В чём вы видите главное препятствие для дальнейшего улучшения учёбы и поведения Вашего ребёнка?

Причины неуспеваемости и невоспитанности ученика.

             Внутренние по отношению к школьнику.

  1. Недостатки биологического развития:

а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на ученика;

г) психологические отклонения.

                   2.  Недостатки психологического развития личности:

                        а) слабое развитие интеллекта;

                        б) слабое развитие воли;

                        в) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

                        г) отсутствие должных познавательных интересов.

   3.  Недостатки воспитанности личности:

        а)  недостатки в развитии моральных качеств личности;

        б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;

        в) недостатки в трудовой воспитанности.

              Внешние по отношению к школьнику:

  1.  Недостатки образовательного опыта личности:

а) пробелы в знаниях, социальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда.

                    2.   Недостатки влияния школы:

                          а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и т.д.;

                         б) недостатки процесса воспитательных влияний школы (учителей, коллектива  

                              учащихся и т.д.).

                     3. Недостатки влияния внешкольной среды:

                              а)  недостатки влияния семьи;

                           б)  недостатки влияния сверстников;

                           в) недостатки влияния культурно-производственного окружения.

Психологическая характеристика ученика.

     

  1. Общие сведения о ребёнке

  1.    Анкетные данные.

а) ФИО _____________________________________________________________________

б) Дата рождения _____________________________________________________________

в) Школа, класс ______________________________________________________________

 1.2.    Сведения о состоянии здоровья.

                    а) Как часто более (часто, средне, редко).

                    б) Хронические заболевания (какие).

                    в) Особенности нервной системы:

  • Быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки, неутомим;
  • Перепады настроения без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;
  • Преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;

преобладает торможение.

               1.3.    Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная).

          1.4.    Внешкольные занятия (систематические).

                     а) Занятия общественно-полезным трудом (каким).

                     б) Занятия в художественной самодеятельности (какой).

                     в) Занятия в кружках, клубах (каких).

                     г) Занятия спортом (каким).

                     д) Занятия организационной работой (какой).

  1. Проявление личностных качеств в поведении ребёнка

               2.1. Направленность интересов.

                     а) На учебную деятельность.

                     б) На трудовую деятельность.

                     в) На художественно-эстетическую деятельность.

                     г) На достижения в спорте, туризме.

                     д) На отношения с людьми.

                2.2.  Отношение к делу.

                     а) Общественная активность

  • Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
  • Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего собственного времени.
  • Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
  • Редко принимает участие в делах.
  • Отказывается участвовать в общественных делах.

                 

                      б) Трудолюбие

  • Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.
  • Как правило, охотно берётся за работу, старается выполнить её хорошо. Случаи противоположного характера редки.
  • Редко берётся за работу.
  • Чаще всего старается уклониться от работы.
  • Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

  в) Ответственность

  • Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
  • В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
  • Часто не выполняет в срок (или плохо выполняет) порученное дело.
  • Очень редко выполняет порученное ему дело.
  • Никогда не доводит до конца порученное ему дело.

г) Инициативность

  • Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить взамен никакого признания.
  • Довольно часто выступает зачинателем какого-либо нового дела.
  • Редко сам начинает новое дело.
  • Почти никогда сам не начинает новое дело.
  • Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

д) Организованность

  • Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.
  • В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
  • Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться.
  • Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени.
  • Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

е) Любознательность

  • Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и техники.
  • В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и техники.
  • Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
  • Как правило не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.
  • Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

ж) Аккуратность

  • Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут и за партой, и у доски. Бережёт общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
  • Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (инвентарь, парты  и т.п.) скорее по обязанности.
  • Не проявляет большого стремления к поддержанию в порядке себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
  • Часто не заботится о своём внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережёт общественное имущество, даже портит его.
  • Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
  1.  Отношение к людям.

   а) Коллективизм

  • Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.
  • Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
  • Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
  • Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
  • Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живёт под девизом «Не лезь не в своё дело».

 б) Честность, правдивость

  • Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам, говорит правду и тогда, когда ему это выгодно.
  • Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
  • Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
  • Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.
  • Склонен всегда говорить неправду.

  в) Справедливость

  • Активно борется с тем, что считает несправедливым.
  • Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
  • Редко выступает против того, что считает несправедливым.
  • Не добивается справедливости.
  • Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

  г) Бескорыстие

  • В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы для дела или других людей, а не собственной выгодой.
  • Почти всегда руководствуется соображениями пользы для дела или других людей.
  • Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы для дела, а не собственной выгодой.
  • В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
  • В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

  д) Общительность

  • Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
  • Как правило, с удовольствием общается с людьми.
  • Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
  • Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
  • Замкнут, необщителен.

 е) Чувство товарищества

  • Всегда помогает товарищам в трудной работе и тяжёлые минуты жизни.
  • Как правило, помогает товарищам.
  • Помогает товарищам, когда его просят.
  • Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
  • Никогда не помогает товарищам в трудные минуты жизни.

  ё) Отзывчивость

  • Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
  • Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощён собственными мыслями.
  • Поглощён собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.
  • Почти не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

  ж) Вежливость, тактичность

  • Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
  • Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
  • Часто бывает невежлив и нетактичен.
  • Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
  • Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
  1.   Отношение к себе.

    а) Скромность

  • Никогда не выставляет напоказ своих достоинств и заслуг. Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
  • Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах.
  • Часто хвастается ещё не сделанным или тем, в чём он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
  • Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

  б) Уверенность в себе

  • Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
  • Все задания, поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
  • Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться и сам.
  • Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
  • Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

  в) Самокритичность

  • Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
  • В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
  • Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
  • К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, старается исправить недостатки.
  • Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

  г) Умение рассчитывать свои силы

  • Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела по плечу: не слишком лёгкие и не слишком трудные.
  • Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.
  • Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
  • В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.
  • Почти никогда не умеет соразмерить свои силы и трудности задания.

  д) Стремление к успеху, первенству

  • Всегда и во всём стремится быть первым (в учёбе, спорте и т.п.), настойчиво этого добивается.
  • Стремится быть в числе превых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
  • Стремится в чём-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
  • Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
  • Никогда не стремится в чём-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

  е) Самоконтроль

  • Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
  • Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
  • Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение»
  • Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
  • Постоянно поступает необдуманно, в расчёте на «везение».
  1.  Волевые качества.

     а) Смелость

  • Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
  • В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
  • Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
  • В большинстве случаев отступает перед силой.
  • Всегда отступает перед силой, трусит.

   б) Решительность

  • Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
  • В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
  • Иногда колеблется перед принятием ответственного решения.
  • Редко решается принять какое-либо ответственное решение.

  в) Настойчивость

  • Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.
  • Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
  • Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
  • Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
  • Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

  г) Самообладание

  • Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
  • Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
  • Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
  • Часто не может подавить нежелательные эмоции.
  • Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и пр.
  1.   Положение ребёнка в детском коллективе.

     а) Авторитет в классе

  • Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
  • Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
  • Пользуется авторитетом только у части одноклассников
  • Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой-то группировки, только среди мальчиков или девочек и т.д.)
  • В классе авторитетом не пользуется.

  б) Симпатия

  • Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
  • В классе относятся к нему с симпатией.
  • Пользуется симпатией только у части одноклассников.
  • Пользуется симпатией только у части ребят.
  • В классе его не любят.

   в) Авторитет во внешкольных объединениях

  • Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортшкола, музыкальная школа, клуб, дворовая компания, _____).
  • Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортшкола, музыкальная школа, клуб, дворовая компания, _____).
  • Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортшколе, клубе, _______).
  • Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется.
  • Не является членом никакого внешкольного объединения.

  

Планирование учебно-воспитательной работы.

1 класс.

Месяц

                                     Форма работы

       1-я неделя

    2-я неделя

     3-я неделя

    4-я неделя  

       

             Сентябрь

Работа  с

родителями

Организационное родительское собрание «Ваш ребёнок пришёл в первый класс»

Подготовка и проведение праздника «Золотая осень»

Подготовка и проведения праздника, посвящённого Дню пожилого человека»

Кл. час «Бабушкины посиделки»

Работа  с детьми

 Акция по предупреждению нарушений ПДД «Дорога в школу»

Кл. час «Режим дня первоклассника»

       

            Октябрь    

Работа  с

родителями

 

Участие в празднике «День здоровья»

Род. собр. по теме «Детей воспитывают родители. А родителей?»

Работа  с

детьми

Кл. час «Права и обязанности школьника»

Рисуночный тест «Мой портрет в интерьере»

Кл. час «Поведение в школе и в классе»

Кл. час «Поведение в столовой»

             Ноябрь

Работа  с

родите-

лями

Организация и проведение праздничного концерта посвящённого Дню матери

Посещение городского музея (г. Черногорск)

Беседа «Мой город родной – Черногорск»

Работа  с  

 детьми

Беседа «Моя Родина – планета Земля»

Беседа «Моя Родина – Хакасия»

                 Декабрь

Работа  с

родите-

лями

Род. собр. по теме «Книга в жизни ребёнка»

Подготовка к празднованию Нового года

Празднование Нового года.

Работа  с  

 детьми

Беседа «Что такое конституция?»

Беседа «Празднование Нового года в разных странах»

Беседа «Празднование Нового года в России раньше и сейчас»

            Январь

 Работа  с

 родите-

  лями

Кл. час «Опасность и веселье на улице зимой»

Работа  с  

 детьми

Кл. час «Труд – это счастье?»

Кл. час «Тетрадь – это лицо ученика. Культура работы в тетради»

 

Кл. час «Культура общения со взрослыми и детьми»

          Февраль

Работа  с

 родите-

  лями

Праздничный концерт, посвящённый 23 февраля.

Работа  с  

 детьми

Кл. час «Волшебные слова», ролевые игры

Беседа «Любовь спасёт мир»

Подготовка к празднику 23 февраля

Кл. час «Моя фамилия»

           Март

Работа  с  родителями

Праздничный концерт, посвящённый 8 Марта.

Работа  с детьми

Кл. час «Ласковое слово и кошке приятно»

Беседа «Что такое комплименты и зачем они нужны»

Кл. час «Мы такие разные!»

          Апрель

Работа  с  родителями

Праздник «Прощание с Азбукой»

Викторина «Смех продлевает жизнь»

Встреча с родителями старшего поколения «Тяжёлое детство в годы войны»

Работа с  детьми

Кл. час «Мы первые в космосе!»

Беседа «Труд людей разных профессий»

           

                     Май          

                         

Работа  с  родителями

 Принятие участия в демонстрации, посвящённой 1Мая

Беседа «Великая Отечественная война»

Итоговое род. собрание

Работа с детьми

Беседа «Враги вокруг тебя. Как защититься от микробов?»

Викторина «Я знаю правила дорожного движения!»

2 класс.

Месяц

                                     Форма работы

       1-я неделя

    2-я неделя

     3-я неделя

    4-я неделя  

       

             Сентябрь

Работа  с родителями

Организационное род. собрание

Кл. час «День рождения моей семьи»

Подготовка и проведение праздника «Золотая осень»

Подготовка и проведения праздничного концерта, посвящённого Дню пожилого человека»

Работа  с детьми

 Беседа «Кто несёт ответственность за мою безопасность на дороге?»

       

         Октябрь    

Работа  с родителями

 

Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья!»

Род. собрание по итогам первой четверти.

Работа  с детьми

Кл. час «Я не

жадный!»

Кл. час «Я Справедливый!»

Кл. час «Я - честный!»

             Ноябрь

Работа  с

родите-

лями

Экскурсия в Абаканский краеведческий музей

Литературное кафе «Образ матери в стихотворениях русских поэтов»

Работа  с детьми

Кл. час «Я- ответственный!»

 

Кл. час «Я не эгоист!»

     Декабрь

Работа  с

родите-

лями

Род. собрание «Поручения в семье»

Подготовка и

празднование Нового года.

  Работа  с    

   детьми

Беседа «Символы государства. Конституция - самый главный закон»

Кл. час «Мои поручения в семье»

Беседа «Тише ход пешеход- гололёд!»

            Январь

     Работа  с

     родите-

     лями

Беседа по теме «Неприкосновенность чужого имущества»

 Работа  с  детьми

Викторина по ПДД

Кл. час «Честное слово»

Беседа «Как бороться с неудачами?»

          Февраль

Работа  с

 родите-

  лями

Читательская конференция по произведениям С.М.Михалкова

Праздник «Папа – мой лучший друг!»

Работа  с  

 детьми

Беседа «Любовь помогает жить»

Кл. час «Моё поведение в семье»

           Март

Работа  с  родителями

Род. собрание

«Поощрение и наказание в семье»

Праздник «Мама – моя лучшая подруга!»

Итоговое род. собрание

Посещение Абаканского театра «Сказка»

Работа  с детьми

Беседа «Легко ли обидеть человека? Как исправить свою ошибку?»

Тест «Что у меня на сердце?»

          Апрель

Работа  с  родителями

Семейная спартакиада «Попробуй, догони!»

Работа с  детьми

 

КВН «Вокруг смеха»

Кл. час «Великие люди страны – космонавты»

Кл. час «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!»

           

  Май          

                         

Работа  с  родителями

Участие в первомайском параде.

Участие в параде, посвящённом 9 Мая

 

Итоговое род. собрание

Работа с детьми

Беседа «Предупреждение травматизма в летнее время»

Праздничное чаепитие, посвящённое окончанию уч. года

3 класс.

Месяц

                                     Форма работы

       1-я неделя

    2-я неделя

     3-я неделя

    4-я неделя  

       

             Сентябрь

Работа  с родителями

Праздник «День знаний»

Организационное род. собрание

Спортивный семейный праздник «А ну-ка дружнее, а ну веселее!»

Работа  с детьми

Конкурс рисунков по ПДД

Кл. час «Хлеб на нашем столе»

       

         Октябрь    

Работа  с родителями

Семейный праздник «Дорогие мои старики»

Итоговое род. собрание

Работа  с детьми

Кл. час «Я заботливый!»

Кл. час «Я экономный!»

 

Кл. час «Деньги  и их роль в жизни человека»

             Ноябрь

Работа  с

родите-

лями

Праздник «Моя мама лучшая на свете!»

Изготовление и развешивание  кормушек для птиц на школьном дворе

Работа  с детьми

Кл. час «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»

Кл. час «Я гражданин великой страны!»

                 Декабрь

   Работа  с    

    родите-

    лями

 Итоговое род. собрание

Подготовка и празднование Нового года

  Работа  с    

   детьми

Выпуск стенгазеты «Россия – моя Родина.»

Выставка рисунков «Я в кругу семьи»

Выставка рисунков «Я в кругу друзей»

          Январь

 Работа  с

  родите-

    лями

Организационное род. собрание

Традиции и обычаи русского народа

 Работа  с  детьми

Экскурсия в городской парк

Игра «Правила хорошего тона»

Кл. час «Традиции и обычаи хакасов»

          Февраль

Работа  с

 родите-

  лями

Праздник, посвящённый 23 февраля

Работа  с  

 детьми

Кл. час «Традиции и обычаи кыргызов»

 

Беседа «Что делать, если мне нравится мальчик (девочка)?»

Кл. час «Посеешь привычку, пожнёшь характер»

                 Март

Работа  с  родителями

Праздник «Мама, мамочка, мамуля!»

 Работа  с

 детьми

Кл. час « Я помощник в семье!»

Конкурс по русскому языку «Самый грамотный у нас»

Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать»

              Апрель

Работа  с  родителями

Выставка профессий

 Работа с    

  детьми

Викторина «В стране мультфильмов»

Конкурс «Юные художники в нашем городе»

Конкурс чтецов

           

                Май          

                         

Работа  с  родителями

Участие в демонстрации 1 Мая

Экскурс в историю «блокада Ленинграда»

 Работа с  

детьми

Читательская конференция «С книгой жить, не тужить»

Беседа «Ура, каникулы!.. Ой!»

                                             

4 класс.

Месяц

                                     Форма работы

       1-я неделя

    2-я неделя

     3-я неделя

    4-я неделя  

       

             Сентябрь

Работа  с родителями

Организация и проведение праздника «Дня знаний»

Род. собрание «Витамины. сохраним здоровье детям»

Литературное кафе «Уж небо осенью дышало…»

Работа  с детьми

Кл. час

«Культура одежды»

Кл. час «В здоровом теле здоровый дух»

       

         Октябрь    

Работа  с родителями

Проведение акции по микрорайону, посвящённой Дню пожилого человека «Никто не забыт, ничто не забыто»

Выпуск стенгазеты «Традиции моей семьи»

Итоговое род. собрание

Работа  с детьми

Анкетирование «Десять «Я»»

Кл. час « Что я смотрю по телевизору?»

             Ноябрь

Работа  с родителями

лями

Работа  с детьми

 

Сочинение «Что такое счастье?»

Сочинение «Когда моя мама счастлива?»

Сочинение «Моя заветная мечта»

Посещение музея им. Мартьянова в г. Минусинск

                 Декабрь

 Работа  с    

 родите-

 лями

Изготовление и развешивание кормушек для птиц по микрорайону

Итоговое род. собрание

Празднование Нового года

  Работа  с    

   детьми

Выпуск стенгазеты « Будь внимателен: на улице гололёд!»

Подготовка к празднику «В мастерской Деда Мороза»

          Январь

 Работа  с

  родите-

    лями

Организация выезда на природу

 Работа  с  детьми

Кл. час «вредные привычки»

Беседа «Отчего расстраиваются мои родители?»

Викторина «Мир вокруг нас»

          Февраль

Работа  с

 родите-

  лями

День Святого Валентина.

Беседа «Валентинки. Кому и как их подписывать?»

Праздник «А ну-ка, парни!»

Работа  с  детьми

Практическое занятие «Семейный бюджет»

Кл. час для мальчиков «Строение человеческого организма. Гигиена»

                 Март

Работа  с  родителями

Праздник «А ну-ка, девушки!»

Литературное кафе «В гостях у дедушки Крылова»

Посещение музея в с. Шушенское

 Раота  с

 детьми

Кл. час для девочек «Строение человеческого организма. гигиена»

              Апрель

Работа  с  родителями

 Работа с    

  детьми

КВН «Делу – время, а потехе – час.»

Сочинение «Мои впечатления от посещения музея в селе Шушенском»

Кл. час «Оценка профессионального труда»

Экскурс в историю «Праздник ! Мая»

           

                Май          

                         

Работа  с  родителями

Участие в параде, посвящённом 1 Мая

Беседа «Пионеры-герои. Кто они?»

Подготовка к празднику «Прощай, начальная школа!»

Праздник «Прощай, начальная школа!»

 Работа с  

детьми

 

Сочинение-обращение «Дорогие первоклассники!»

                                             

Список использованной литературы.

  1. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования» (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (приказ Мо РФ от 19.05.98 № 1236)
  3. Примерные программы по предмету (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
  4. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. Часть вторая.- М.: Знание,1977.
  5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.- М.: Владос-Пресс, 2001.
  6. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Идеальность. Пособие для учителя.- М.: Вита-Пресс, 2002.
  7. Дереклеева Н.И. Научно исследовательская деятельность классного руководителя в начальной школе.- М.: Вербум - М, 2000.  
  8. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С.Артюховой.- М.:ВАКО, 2005.
  9. Кочубей Б.И. Мужчина и ребёнок.- М.: Знание,1990.
  10. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В.Петровского.- М: Педагогика,1997.
  11. Решетников П.Е.Организация педагогической практики в начальных классах.- М.: ГИЦ Владос, 2002.
  12. Рожков М.И.Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
  13. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: ГИЦ Владос, 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии праздников: "Ты на свете лучше всех, мама!", "Вместе весело шагать"

Сценарии праздников: «Ты на свете лучше всех, мама!»  Игра-путешествие  "Вместе весело шагать…"   «...

Вместе весело шагать.

Мероприятие направлено на сплочение коллектива группы продлённого дня учащихся первых классов....

Спортивно- игровая программа "Вместе весело шагать!"

Все хотят соревноваться, Пошутить и посмеяться, Силу, ловкость показать И сноровку доказать....

Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»

Программа воспитания и социализации младших школьников «Вместе весело шагать!»...

Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников "Вместе весело шагать"

Программа духовно - нравственного воспитания "Вместе весело шагать" предназначена для детей 7 - 10 лет....

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ".

Программа разработана для педагогов, классных руководителей и родителей. Цель программы:  Гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание личности, способного сохранять и ...

Вместе весело шагать! Сборник материалов по взаимодействию с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии.

Сборник практических (опробованных ) материалов по взаимодействию с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии, ГКОУ СО «Верхнесалдинская школа, 2018, г. Верхняя СалдаСборник содержит...