Мастер - класс "Птица счастья"
методическая разработка (3 класс) на тему

Аржанова Аксана Александровна

Данная методическая разработка знакомит детей с назначением оберега, видами оберегов; развивает творческую фантазию, воображение, художественную  творческую активность  обучающихся,  посредством освоения технологии изготовления птицы счастья; воспитыватет аккуратность в работе; прививать интерес к традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc634 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Вахрушевская основная общеобразовательная школа

Коченёвского района Новосибирской области

Внеурочная деятельность

«Декоративно – прикладное искусство»

Мастер -  класс

«Птица счастья»

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/2/1975_7d976aea52debe36ab489ed926b35d44.jpg

     Учитель: Аржанова А.А.

Тема занятия:  Мастер - класс: «Птица счастья»

Цели 
деятельности
педагога

Познакомить детей с назначением оберега, видами оберегов; развивать творческую фантазию, воображение, художественную  творческую активность  обучающихся,  посредством освоения технологии изготовления птицы счастья; воспитывать аккуратность в работе; прививать интерес к традициям русского народа.

Тип занятия

Комбинированное

Методы и формы обучения

Словесные – рассказ, беседа, инструктаж;

наглядно – иллюстративный - демонстрация образцов и приемов работы, просмотр презентации;

репродуктивный, диалогический.

Основные понятия и термины

Предки, оберег

Наглядно-демонстрационный материал

Детали – шаблоны из картона, цветная бумага, цветной картон.

Техническое оснащение

Мультимедиа, презентация

Планируемые
образовательные
результаты

Личностные: - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).

- умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

- умение устанавливать связи между целью и результатом своей деятельности;

- умение применять полученные знания и умения в практической деятельности

Предметные:

 - обучающиеся создадут птицу – оберег из бумаги;

- научатся планировать работу, совместно оценивать результат работы;

- проведут рефлексию способов и условий действий

Метапредметные:        

Регулятивные:

- ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем (изготовить птицу-оберег из бумаги), используя технологическую карту в работе,

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач,

- в сотрудничестве с учителем формулировать тему урока и цель своей деятельности;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности).

Организационная структура внеурочного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

I. Организационный этап   

Учитель вместе с учащимися встречает гостей.

(Слайд 1)

Учащиеся встречают гостей стихотворением:

Гость в дом – радость в нем

Проходите гости дорогие

Посидим рядком да поговорим ладком

Здесь и красные девицы

Добры молодцы кругом

Все уселись за столом

Будет всем вам здесь приятно

Побывать у нас в гостях

Все мы рады видеть вас

II. Погружение детей в тему внеурочной деятельности

Издавна на Руси люди отличались гостеприимством, встречали дорогих гостей хлебом-солью и добрыми словами, улыбками.

- Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Я предлагаю вам совершить путешествие в далёкое прошлое, к нашим предкам.

- А кто такие предки?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Это люди, которые жили очень давно, до нас.

III. Раскрытие основного содержания внеурочного занятия.

Сегодня мы с вами поговорим об оберегах.

- А кто из вас знает, что такое оберег?

(Слайд 2) 

   Это слово говорит само за себя «то, что оберегает».

-  У кого дома есть обереги?

-  У наших предков были разные обереги. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Отгадайте загадку.

1. Когда ты слышишь скрипы

    Шаги над головой,

    Шуршанье, кашель хриплый

    Знай – это …  

(Слайд 3)

-Зачем нужен домовой в доме?

2. Удивительный букет:

Ветки есть, а листьев нет!

Не привык к парадной вазе,

Очищает дом от грязи.

Работяга, не бездельник,

Наш помощник шустрый …

(Слайд 4)

- Что символизирует этот оберег?  

   Если веничек повесить вверх метёлочкой, значит  в  ваш дом «притекут» деньги. 

   Если – метёлочкой вниз, он станет выметать всё плохое, из вашего дома.

3. Есть примета у людей –

Чтоб с успехом сладить.

Взять обувку лошадей,

Над дверьми приладить.  

(Слайд 5)

 

- Что даёт подкова нашему дому?

   Подкову прибивают над входной дверью, а вот каким образом её прибить, хозяева должны решить сами:

- вверх рожками, она поможет удаче и богатству накапливаться в доме;

- вниз рожками, защитит дом от горя, невзгод.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с презентацией.

Оберег – это предмет, который защищает, «оберегает» человека от бед.

Отгадывают загадки.

Домовой

Он охраняет семейный уют и тепло домашнего очага, защищает от неприятностей.

Веник.

Чистоту в доме.  

Подкова

Значение этого оберега – защищать от злых духов, тёмных сил.

IV. Закрепление основного содержания внеурочного занятия.

- Оберегов, как вы уже поняли, на Руси было большое множество, они олицетворяли  удачу, богатство, семейное благополучие.

- Скажите, а кто вам дорог больше всего в жизни?

Я приглашаю вас в творческую мастерскую и предлагаю вам сделать оберег, который считался хранителем семейного счастья и благополучия.

Догадайтесь о ком идет речь.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла…

Прилетит — плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это ...

(Слайд 6)

   Оберег – «Птица счастья»  считалась хранительницей семейного счастья и благополучия. Изготавливался этот оберег обязательно из хвойного  дерева (ель, пихта, сибирский кедр). Такой оберег висел в каждом доме, помещали его обычно под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Оберег забирал все отрицательное, с чем человек может прийти в дом и пропускал  в дом только хорошее. 

- Сегодня на уроке мы попробуем сделать свою  птицу счастья из бумаги. 

(Слайд 7)

Для работы нам потребуется: цветная бумага, шаблон, ножницы и клей.    

   Вспомните, какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами и клеем.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с презентацией.

Семья.

Отгадывают загадку.

Птица.

Проговаривают правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Перед работой проверь исправность инструментов.

2. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

3. Ножницы клади кольцами к себе.

4.  Подавай ножницы кольцами вперед.

5. Не оставляй ножницы открытыми.

6. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

7. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем

1.  Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

2.  Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

3. Руки после работы хорошо вымой с мылом.

V. Творческая практическая деятельность

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

Обводим шаблон птицы на цветном картоне,  вырезаем его.

Аккуратно  ножницами вырезаем отверстия внутри птицы.

Готовим по шаблону 2 детали для короны.

Одеваем птице корону.

С помощью фломастера раскрасьте клюв птицы в черный цвет. Нарисуйте ей глазки в виде точек.

Теперь займемся крыльями.

Берем 5 листов бумаги разного цвета.

Собираем бумагу в «гармошку». И складываем заготовку пополам.

«Гармошку» продеваем в верхнее отверстие и склеиваем встречающиеся концы.

Хвост.

То же самое проделываем с другими цветами. Во второе  отверстие помещается 4 цвета.

Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические правила; выполняют  задание

VI. Итог занятия. Рефлексия деятельности

- Давайте мы с вами встанем в круг.

- Что мы делали на занятии?

- Что символизирует птица?

- Где помещали этот оберег в доме?

- Как  её закрепляли под потолком?

   У меня в руках клубочек ниток, которые мы можем зарядить нашей доброй энергией. Распутывая клубочек каждый из вас должен назвать слово, которое принесёт в ваш дом добро.

   Надо потянуть так, чтобы у каждого осталась часть ниток.

   У каждого из вас осталась ниточка, заряженная  доброй энергией.

- Для чего она нужна?

- Займите свои места и привяжите ниточку.

- Пусть эти обереги охраняют вас от неприятностей, приносят в ваш дом добро и счастье вам и вашей семье.


- Всем спасибо за работу.

Строятся в круг, слушают учителя, отвечают на вопросы.

Оберег – птицу счастья.

Семейное счастье и благополучие.

В прихожей, под потолком.

На ниточку.

Кидают клубочек друг другу, называют «доброе» слово.

Её надо привязать к птице, т.к. птицу подвешивали под потолок в прихожей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Работа над премьерой кукольного спектакля "Сказочка о счастье"

Цель: Пробудить у детей интерес к кукольному театру.Задачи: 1). Развивающие: развивать выразительную речь учащихся; учить размышлять над характерами и поступками героев;2). Познавательные: расши...

Мастер-класс по ОРКСЭ. Проект "Энциклопедия слова "счастье"

Мастер-класс по ОРКСЭ. Проект "Энциклопедия слова "счастье"...

мастер класс по бумагопластике "Журавлик на счастье"

laquo;Истоки творческих способностей идарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идуттончайшие ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. Другимисловами: чем боль...

Мастер класс на тему "Что такое счастье?"

Цель:     познакомить участников мастер-класса с этическими представлениями о счастье, создать условия для понимания разных трактовок счастья с опорой на жизненный опыт.Задачи: создать ...

Мастер-класс "Дерево счастья". Внеурочная деятельность

Мастер-класс "Дерево счастья" представляет собой презентацию с пошаговым выполнением декоративной работы на занятиях школьной изостудии. Возраст учащихся 3 - 5 класс. Работа выполнялась в...

Мастер-класс для родителей «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей»

Мастер-класс проводится для родителей. с целью рассмотрения современной методики применения нетрадиционной технологии в образовательной  деятельности с детьми....