Мастер класс на тему "Что такое счастье?"
методическая разработка
Цель: познакомить участников мастер-класса с этическими представлениями о счастье, создать условия для понимания разных трактовок счастья с опорой на жизненный опыт.
Задачи: создать проблемную ситуацию по формированию учебных универсальных действий, раскрыть творческий потенциал участников мастер-класса;
способствовать формированию и развитию умений выражать свои мысли, взгляды, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_aygul_2019_4.docx | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для учителей по теме
«Что такое счастье?»
Цель: познакомить участников мастер-класса с этическими представлениями о счастье, создать условия для понимания разных трактовок счастья с опорой на жизненный опыт.
Задачи: создать проблемную ситуацию по формированию учебных универсальных действий, раскрыть творческий потенциал участников мастер-класса;
способствовать формированию и развитию умений выражать свои мысли, взгляды, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Ход мастер-класса:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Галикеева Айгуль Айратовна. Работаю я в Московской средней школе учителем начальных классов.
Я рада приветствовать вас доброй улыбкой!
- У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки.
Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
- Уважаемые коллеги, современная школа уже перешла на новые образовательные стандарты. И ни для кого уже не секрет, что огромное значение придаётся универсальным учебным действиям. А учитель начальных классов дает толчок к их развитию. Вместе со своими детьми мы сами, и для них и для себя, открываем новые знания.
- А сейчас, чтобы определить тему нашего мастер-класса и настроиться на добрый рабочий лад, предлагаю посмотреть начало всем известного мультфильма.
Мультфильм «Как ослик счастье искал»
Я (т. . Айгуль):- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?
Ответы: - Речь пойдет о счастье.
Я: Так что же такое счастье?
Оказывается не всегда можно, не раздумывая, ответить на этот вопрос. Но мы попробуем? А начнём мы с небольшого опроса: я спрашиваю, а вы отвечаете. Итак, готовы? Начинаем.
1. Какое счастье – уроки! Согласны? - Да.
2. Замечательно когда у вас супер - ученики? - Да.
3. Иметь прекрасную семью? Да
4. Изучать новые предметы? - Да.
5. А иметь интересную работу и хорошую зарплату? - Конечно.
6. И чтобы в доме было тепло, сытно, уютно и красиво? - Да.
7. А ещё, наверное, хотите, чтобы была возможность любимым доставлять радость? - Да.
8. И себе? - Да.
9. Я правильно вас понимаю? Каждый из вас хочет ощутить себя счастливым? -
Итак – вперёд за счастьем!
Я: Что означает слово «счастье»?
И как счастливым можно стать?
Где на земле такое место,
Чтоб счастьем этим обладать?
Как ни крути, одни вопросы.
В потемках мы своей души
Хотим найти на них ответы,
Чтоб это счастье обрести.
-Как вы думаете, это важная тема?
-Почему?
-Каждый из нас не раз задавался вопросом «Что такое счастье?»,
- «Есть ли оно?».
Попробуем и мы сегодня окунуться в эту проблему, которая послужит мотивом по формированию учебных универсальных действий.
- Но, почему именно эта проблема?
Ответы:- Во-первых, проблема настоящего счастья – проблема философская, нравственная и духовная.
Во-вторых, при формировании навыков самостоятельного определения, учебные универсальные действия просто необходимы.
Я:- Ослик из мультфильма решил спросить кого-нибудь о счастье. А я хочу спросить у вас: что такое счастье?
Выслушиваем мнения.
А как же объясняют словари значение этого слова?
Слайд . « Что такое счастье?» ( значение слов из словарей)
Читают представители из зала. А не ты сама.
Словари 1. Ожегов: счастье – 1) чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2) успех, удача. 2. Ушаков: счастье – 1) состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью; 2) успех, удача.
3. Даль: счастье – случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех.
В словаре по этике . Счастье - это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности. Счастье складывается из двух составляющих:
Это моральные качества (доброта, умение помочь людям в трудную минуту);Это жизненное благополучие (здоровье, везение, материальный достаток).
Совпали ли ваши мнения, с этими объяснениями.
Да. Значит, вы на правильном пути.
Задание 1
-У вас на столах лежат карточки зеленого цвета с набором вопросов. Поработайте в парах, помогите друг другу.
Карточки с вопросами:
- Назовите 5 богатейших людей на планете.
- Назовите 5 последних победительниц «Мисс мира».
- Назовите 5 последних лауреатов Нобелевской премии.
- Назовите 5 последних лауреатов кино-премии «Оскар» за лучшую роль.
- Не совсем получилось?
- Трудновато, не так ли?
- Не беспокойтесь, никто этого не помнит!
Вывод: Аплодисменты стихают. Призы покрываются пылью. Победителей со временем забывают. А счастья хочется всегда!
- А теперь следующая задача. Каждый поработает самостоятельно. Возьмите карточки розового цвета и ответьте на эти вопросы.
Карточки с вопросами:
1. Назовите 3 учителей, которые внесли вклад в твое образование.
2. Назовите 3 друзей, которые помогли тебе в трудную минуту.
3. Вспомни несколько человек, которые вызвали у тебя особые чувства.
4. Назови несколько человек, с которыми тебе нравится проводить свой
досуг.
- Это легче? Не так ли?
Вывод: Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те, кто не смотря ни на что, остаются рядом. Они не среди самых «знаменитых», но среди тех, кого вы вспомнили. Задумайтесь на мгновение…. Не в этом ли счастье?
- Позвольте ещё раз улыбнуться вам, а вы друг другу.
Слайд 2
Слайд 3
- И здесь мы не говорим правильно - неправильно. Важнее запустить рефлексивные процессы, создать ситуацию оборачивания на самих себя. Например: почему трудно было ответить на одни вопросы и очень легко на другие.
Продолжим. Работа в группах.
Задание 2
- Уважаемые коллеги, возьмите голубые листы и продолжите, пожалуйста, фразу:
Счастье – это когда ….. (пишут)
На это задание вам всего минута.
Записали? Хорошо. Продолжим работу.
- На следующем этапе не обойтись без таких регулятивных УУД, как самокоррекция и саморегуляция. Поэтому, уважаемые коллеги, проведу с вами игру «Водоворот».
- А теперь поменяйтесь своими работами. Если вы согласны с мнением своих коллег из группы ставьте «+», не согласны «-», если что-то непонятно «?».
- Коллеги, подобная деятельность, в первую очередь формирует способность к мобилизации сил, к волевому усилию.
- Уверена, вы все согласитесь, что это важно при изучении любого предмета в школе.
Слайд 3
Поставим знак «равно» - учитель – ученик.
Какое счастье: он – добытчик знаний, ты – лишь проводник.
Вывод:
- Ученик мыслит так, как позволяет ему опыт, а задача учителя – обогащать этот опыт.
- На примере каких произведений мы можем рассмотреть проблему счастья?
- Нам, учителям, необходимо создавать такие ситуации, чтоб ученики задумались над тем, что рядом со словом счастье могут стоять такие эпитеты как: мелкое, ложное, чужое…
- Вы уже сработались, достаточно познакомились, и я надеюсь, сможете выполнить следующую работу в группах.
Задание 3 (работа в группах)
- Уважаемые коллеги, у вас на столе конверт. В каждом конверте карточки со словами: хорошие, плохие, худшие, лучшие и четыре пояснения к ним. Сопоставьте слова с пояснениями, как должно быть по вашему мнению.
- Вместе с вами думали и мы над этой проблемой. А вот наш результат.
Слайд 4
Хорошие люди принесут нам счастье,
Плохие-наградят нас опытом,
Худшие-дадут нам жизненный урок.
Лучшие- подарят вспоминания.
Цените каждого!
Сегодня мы старались найти ответить на вопрос, который волнует многих людей, но однозначного ответа так и не нашли.
- Счастье – это настоящая любовь к людям, хорошим или плохим и способность сделать ради этой любви, хотя бы немного.
- В ходе мастер-класса каждому из нас пришлось вспомнить регулятивные УУД, задуматься над понятием счастье, вспомнить своих любознательных мальчишек и девчонок. И в этом счастье!
- Наш мастер-класс подходит к концу.
-Предлагаем вам наглядно убедиться так в чем же счастье.
- Хотелось бы знать, что вы можете сказать об этом бокале?
Положить в неё камни.
- А теперь?
Положить фасоль.
- А теперь?
Насыпать пшена.
-А теперь, наоборот. (пшено, фасоль, камни).
Вывод: (под музыку)
- Б о к а л - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; ф а с о л ь - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а пшено - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если я сначала засыплю в банку пшена, то в нее уже не поместятся ни фасоль, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.
Значит:
Счастье… это слово
Много лиц имеет,
Каждый понимает
Счастье, как умеет!
- Утром пришла на работу, увидела своих учеников- ни это ли счастье?!
- Ученики стали победителями и призёрами конкурсов, добились успехов в учёбе- ни это ли счастье?!
- Сегодня я стою на этой сцене- ни это ли счастье?!
Счастье есть, его надо просто увидеть!
И как поется в песне: «Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим!»
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбайтесь-это просто!
Лучик солнца-это ВАМ!
Песня «Мы желаем счастья вам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"
В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....
Что такое мастер-класс.
В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....
Презентация урока по окружающему миру на темуЧто такое глобус(2 класс)
Разработка урока по окружающему миру на тему:"Что такое глобус"...
Луд и Горка - такие разные и такие похожие. Мастер-класс
Данный мастер класс направлен на демонстрацию культурологического подхода в преподавании коми языка. Рассматриваются праздники коми ижемцев "Луд" и устьцилем "Горка". Учитель находит главные отличия п...
Мастер - класс "Кто такие птицы?"
Данный мастер - класс проводится во 2 классе для ознакомления учащихся с главным признаком отличия птиц от остальных животных. Найти их главный отличительный признак....
Конспект мастер-класса Тема: «Что такое виртуальный музей? Как стать посетителем виртуального музея?»
Воспитательное мероприятие из цикла "Музейная педагогика".Тема: «Что такое виртуальный музей? Как стать посетителем виртуального музея?»Цель: построить грамотный диалог между взр...
Мастер-класс по внеурочной деятельности "Что такое инфографика?"
Данный мастер-класс солдержит в себе краткое ознакомление с модулем "Инфограпфика" и пратическим знятием по данной теме. В презентации находится ссылка для просмотра видеоролика....