Мастер - класс по теме "Работа над премьерой кукольного спектакля "Сказочка о счастье"
план-конспект занятия на тему

Чистякова Людмила Ивановна

 

Цель: Пробудить у детей интерес к кукольному театру.

Задачи: 1). Развивающие: развивать выразительную речь учащихся; учить размышлять над характерами и поступками героев;

2). Познавательные: расширить кругозор учащихся в области кукольного театра; в театрализованной форме обобщить знания детей.

3). Воспитательные: способствовать развитию сообразительности, находчивости, а также актёрских и изобразительных способностей учащихся; воспитание доброты, взаимопомощи, милосердия.

Оборудование: 1). Для актёров: куклы, ширма, слова с ролями.

2). Для художников – оформителей: листы бумаги, краски, кисточки, карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_-_skazochka.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Работа над премьерой кукольного спектакля «Сказочка о счастье».

Цель: Пробудить у детей интерес к кукольному театру.

Задачи: 1). Развивающие: развивать выразительную речь учащихся; учить размышлять над характерами и поступками героев;

2). Познавательные: расширить кругозор учащихся в области кукольного театра; в театрализованной форме обобщить знания детей.

3). Воспитательные: способствовать развитию сообразительности, находчивости, а также актёрских и изобразительных способностей учащихся; воспитание доброты, взаимопомощи, милосердия.

Оборудование: 1). Для актёров: куклы, ширма, слова с ролями.

2). Для художников – оформителей: листы бумаги, краски, кисточки, карандаши.

1.Организационный момент.

Дорогие ребята! Я рада нашей с вами встрече!

21 марта отмечается  Международный день кукольного театра.

Послушайте замечательное стихотворение, посвящённое кукольному театру.

Театр кукол – дом чудес, где сказка оживает просто!

Из ситца купол голубых небес, и пальмы, и волшебный остров…

И будешь верить в сказку ты, ведь снова здесь вернёшься в детство:

В театре в явь вплетаются мечты, быль и небыль проживают по соседству.

Вот куклу бережно берёт актёр умелыми руками,

И кукла сразу оживает, и это чудо наблюдаем с вами!

Театр кукол – дом чудес! Какое мудрое искусство!

Оно доходит до сердец, чтобы зажечь живое чувство!

2.Вводная беседа.

- Ребята, а кто из вас был в кукольном театре? Поделитесь своими впечатлениями с нами.  

Сейчас мне хотелось бы услышать от вас, что вы знаете о театре. Слушайте внимательно и запоминайте, эти сведения вам пригодятся в конце нашего занятия.

- Кто знает, как называется весёлый спектакль? (комедия)

- А как называется грустный, трагический спектакль? (трагедия)

- Кто главные герои в кукольном театре? (куклы)

- А в обычном театре, чем актёр разрисовывает себе лицо? (гримом)

- Мы сегодня с вами будем работать над спектаклем, я раздам вам слова сказки, кто знает, как называется, то, что исполняют актёры? (роль)

- Человек в театре, который следит за состоянием костюмов? (костюмер)

- Кто руководит спектаклем? (режиссёр)

- Как называется само театральное действо? (спектакль)

- В театре есть такой человек, его работа – подсказывать, кто это? (суфлёр)

- Какое общее название всех, кто выступает на сцене? (артист)

Хорошо, мы с вами немного повторили, то что вы уже знали, я надеюсь, что некоторые из вас узнали и  что-то для себя нового из нашей беседы.

3.Знакомство со сказкой.

1). Прослушайте сказку и подумайте, чему она учит? Ведь сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!

Чтение педагогом сказки.

            Автор: На  свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Король: Гуляю я и сплю, и обедаю,

А счастья я не ведаю!

Автор: Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!»

Автор: И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?  И вот король в карету сел –                                                                    И покатил за счастьем.  Король в окошечко глядит,                                                           Карета бодро катится.

Король: Постой-ка, кто там на пути?

Автор: Девчонка в драном платьице.

Девчонка: О, всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь.

Король: Эй, попрошайка, пропусти,  скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду!

Автор: Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчится наугад. Бог весть в какую сторону. 

Король: Постой-ка, кто там на пути?                                                      

Автор: Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный.

Солдат:        О, мой король,                      Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение.

Король: А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! -

Автор: Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…   Карета мчит во весь опор,                                                                     Конь скачет, что есть духу.  

 Король: Постой-ка, кто там на пути?                                                                                         Автор: Вдруг на дорогу вышла с гор  сутулая старуха.

Старуха: Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.    Мой дом - вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова -

Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то...

Король: А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! —
Автор: Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...  Вот лето кончилось.

Жара   сменяется ненастьем.

Король торопит:

-        В путь пора, еще немного — и ура! Свое настигну счастье!

Автор: И все бы кончилось бедой —  Сомнений в этом нету.                                                                         Да старец с белой бородой   остановил карету.                                                                 Перекрестившись, не спеша,                                                                          Торжественно и строго

Старец: «Заблудшая душа,    король, побойся Бога!                                                                     Ты ищешь счастья  для себя,  ты странствуешь по свету.                                                                  Но, только ближнего любя, найдешь ты счастье это.                                                                Скорей послушайся меня:   Обратно разверни коня,                                                                   Девчоночку  согрей и накорми,  Солдата в сторожа найми,                                                                     Все это сделай, но сперва,      старушке ты поможешь:                                                                            До дома довезешь дрова. Распилишь и уложишь...» —

Автор: Тут вышла полная луна. И осветила путь она.                 Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце   всем людям помогает.  И счастье на его лице,    как ясный день, сияет!

- Вы прослушайте сказку, вам она понравилась? Как вы думаете, чему  она учит? (ответы детей)

- Как вы думаете, а что же такое счастье? (ответы детей)  А я думаю, что счастье и заключается в том, что мы сейчас с вами живём, радуемся, будем заниматься интересным делом – постановкой кукольного спектакля.

4.Распределение ролей.

- Для этого нам нужно рассмотреть характеры героев.

-Слова автора чаще всего в спектаклях исполняет герой Петрушка. Каким вы его видите?

- Кто главный герой в сказке? Какой характер у короля? Каким тоном он будет исполнять свою роль?

- Кто встретился первым ему на пути? Девочка – какая она в вашем представлении? Каким тоном будет исполнятся её роль?

- Следующим кто был на пути у короля? Вспомните слова, которые характеризуют солдата. Как будет просить солдат о помощи?

- Кого ещё встретил на своём пути король? Что просила старуха у короля?

- И, наконец, кто образумил короля? Как нужно исполнить роль старца?

Давайте подумаем и распределим роли так, чтобы спектакль получился интересным и слова артисты исполняли с удовольствием. Нам нужно разделиться на 2 группы: артисты и художники- оформители. Ребята, не обижайтесь, кому не досталось роли в спектакле, ведь спектакль не состоится без художественной подготовки, т.е. без декораций, которые сейчас нам за несколько минут приготовят художники.

5.Самостоятельная работа детей.

1 группа из 6 человек, учат слова сказки.

2 группа из 4 человек, изображают декорации к сказке.

Педагог оказывает индивидуальную помощь учащимся.

6.Репетиция спектакля.

-Учащиеся берут куклы и, стоя за ширмой, репетируют сказку по эпизодам.

- Успех спектакля зависит во многом и от дисциплины, которая будет за ширмой.

7.Установка декораций.

Учащиеся прикрепляют свои рисунки на ширму.

8.Показ спектакля.

- Сейчас мы с вами попробуем показать всю сказку, а присутствующие в зале нас оценят. Каждый зритель получит по кружку, на котором напишет в конце спектакля нам оценку от 1 до 5.

9.Просмотр кукольного спектакля в исполнении унарских учеников.

- Ребята, а вам интересно посмотреть, как дети из Унарской школы исполнили этот спектакль? Давайте посмотрим. Ну, а пока вы смотрите спектакль, я соберу оценки зрителей и в конце скажу результат.

10.Итог занятия.

- Мне хочется, чтобы наше занятие не прошло бесследно, а оставило хоть небольшой след в вашей душе и поэтому, я предлагаю вам распределиться на пары и разгадать театральный кроссворд.

- Проверка:

1.Комедия. 2.Грим. 3.Роль. 4.Костюмер. 5.Режиссёр. 6.Спектакль.

7.Суфлёр. 8 Артист.

   Встаньте те, у кого всё правильно. Молодцы! У кого 1 ошибка? У кого 2 ошибки? Ребята, у кого больше ошибок не расстраивайтесь, если вам это занятие понравилось, то вы и дальше будете узнавать что-то новое о кукольном театре.

Сказку взяла из журнала «Классный руководитель»

Самоанализ проведённого мастер – класса.

Тема: Работа над премьерой кукольного спектакля

«Сказочка о счастье».

Цель: Пробудить у детей интерес к кукольному театру.

Задачи: 1). Развивающие: развивать выразительную речь учащихся; учить размышлять над характерами и поступками героев;

2). Познавательные: расширить кругозор учащихся в области кукольного театра; в театрализованной форме обобщить знания детей.

3). Воспитательные: способствовать развитию сообразительности, находчивости, а также актёрских и изобразительных способностей учащихся; воспитание доброты, взаимопомощи, милосердия.

    В начале занятия я провела небольшую теоретическую часть, в которой в основном, опиралась на знания детей о театре. Затем в основной части занятия мы работали над  постановкой спектакля. Думаю, что в этой части занятия чётко проследилась творческая деятельность учащихся: одни развивали   выразительность речи и работу с куклами, другие занимались художественно оформительской деятельностью. Сочетались групповые, парные  и индивидуальные виды деятельности. Форма контроля знаний была проведена в виде викторины, где учащиеся показали полученные знания. Рефлексия также имела своё место в заключительной части занятия. Думаю, что занятие  достигло своей цели. В полном объёме реализованы задачи на каждом из его этапов. В целом результат все увидели в виде оформленной ширмы и постановки спектакля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Как самому сшить кукольный театр".

В данной работе дается описание того, как сшить игрушки для кукольного театра. Используя основные выкройки, педагог вместе с детьми может сшить необходимые куклы. Понадобиться немного красочных ...

Мастер-класс по ОРКСЭ. Проект "Энциклопедия слова "счастье"

Мастер-класс по ОРКСЭ. Проект "Энциклопедия слова "счастье"...

Мастер-класс "Внеурочная деятельность. Постановка кукольного спектакля"

Мастер-класс по внеурочной деятельности "Постановка кукольного спектакля"...

Мастер - класс "Птица счастья"

Данная методическая разработка знакомит детей с назначением оберега, видами оберегов; развивает творческую фантазию, воображение, художественную  творческую активность  обучающихся,  по...

Мастер-класс « Кукольный театр глазами детей».

Браун Снежана Эткаровна,Воспитатель «Детский сад «Центр коррекции и развития детей ГБОУ ООШ№18» г. НовокуйбышевскаМастер-класс « Кукольный театр глазами детей».Я хочу пре...