Сценарий праздника "Здравствуй, хозяюшка"
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Сценарий праздника отражает жанры устного творчества, жизнь, быт, ремесла русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdravst_hozyayushka.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия № 628 «Александринская гимназия»
Сценарий спектакля
«Здравствуй, хозяюшка»
(для 3-х классов)
Разработали:
Афанасьева Н.В.
2016-2017
Цель:
1. Формировать и воспитывать патриотические чувства.
2. Воспитывать потребность в изучении фольклорных знаний, русских народных традиций.
3. Развивать творческую активность.
Оборудование:
Зал оформлен в русском стиле (дом, печь, стол, скатерть, домашняя утварь, скамья, забор …)
Действующие лица спектакля:
- ведущий
- хозяйка избы
- гостья
- 3 девочки
- кот
- плотник
- кузнец
- гончар
Спектакль
«Здравствуй, хозяюшка!»
для 3-х классов
Действие происходит в актовом зале, где воссоздан интерьер крестьянской избы. На скамье сидят три девочки и гостья, которые занимаются вышиванием.
Дети входят в зал под русскую спокойную мелодию.
Входит ведущая, здоровается с детьми, оглядываясь вокруг. Обращается к детям.
Ведущая: Ребята, вы не знаете, кто хозяин этой избы? Как много здесь интересных старинных вещей! Сундук, горшки, крынки, ухват… Печка горячая, пахнет хлебом, дровами, травами, - значит, хозяева недалеко ушли. Где же они?
«Кто ты? Выдь и покажися,
С нами честно подружися,
Коль ты старый человек –
Дядей будешь нам навек,
Коли парень ты румяный –
Братец будешь нам названный,
Коль старушка – будь нам мать,
Так и станем величать
Коли красная девица-
Буд нам милая сестрица!»
Хозяюшка: Батюшки, пока ходила кормить курочек, не заметила, как ко мне столько гостей собралось! Здравствуйте, гости дорогие!
Гостья: Здравствуйте, хозяюшка! Вы уж извините, что без спросу мы к вам зашли. Значит у вас не простая изба, раз уж столько гостей собирает.
Хозяйка: Полно, милая, изба как изба. Только таких осталось совсем мало. Изба у меня просторная, да я вот одинокая, вот и собираются в длинные, осенние вечера девчата с работой на посиделки, где можно поболтать и посмеяться вволю. Да и мне коротать вечера веселее. Девочки с малолетства учатся у своих матерей и бабушек вышивать, вязать, шить. А с 8 лет уже начинают готовить себе приданное, ведь перед замужеством ей придется выдержать испытание, показать подарки для жениха и для родных, по ее изделиям будет сделан вывод: какая хозяйка придет к ним в дом.
Гостья: А как вас звать, величать?
Хозяйка: Зовут меня Авдотья, а по батюшке - Михайловна. Рада вам, гостям, будьте как дома. И ты, милая садись, в ногах-то правды нет. Садись-ка в красный угол на сундучок, мне он от бабки достался. Много ему лет, а все как новенький.
Гостья: (рассматривая сундук) Какой красивый сундук, украшен цветами, узорами… А он не золотом обит?
Хозяйка: Нет, какое золото! Медью обит, начистила, вот и блестит, как золото!
Гостья: А что вы там храните, Авдотья Михайловна?
Хозяйка: Сейчас покажу. Вот скатерть, покрывало лоскутное, в доме каждый лоскуток в дело идет (показывает). Вот и половички, все старые тряпочки пригодились. А особенно дороги мне полотенца. Когда к свадьбе моей готовились, матушка велела мне приданное сшить, так по обычаю положено. Каждому гостю я вышила по полотенцу, да так, что рисунок не повторялся. Вот и вышила, кому – цветы, кому – райские птицы, кому – узоры невиданные.
1-я девочка: А я знаю, что если на рубашке вышивают белым цветом – это символ красоты и связан с представлением о свете и небе, красным – цвет солнца, связан с представлением об утренней заре, о лошадях, на которых выезжает солнце.
2-я девочка: Я этого не знала, но зато, мне моя бабушка рассказывала, что рубашка обладает магической силой. Стоит злому человеку завладеет рубашкой своего недруга и произнести несколько заклинаний, как на хозяина рубахи «напустят порчу» и он будет обречён.
3- я девочка: А я слышала, что на рубахах вышивают обереги по горловине, на груди, рукавам и низу рубахи, тем самым оберегая себя от злых сил, духов. Большое значение в одежде имеет пояс, отсутствие пояса считается как нарушение общепринятых норм поведения. По сей день можно услышать слова «совсем распоясался» - значит, нарушил приличие поведения. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к нечистой силе. То есть пояс - это оберег от злых сил, демонов, колдунов.
(Появляется кот Василий)
Хозяйка: Вот мой кот Василий проснулся.
Кот Василий: Я слышал, вы тут о рукоделии говорили, о вышивании. Отгадайте мои загадки:
- Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Как мал ее шажок!
Зовется он – стежок (Игла).
- Конь стальной, хвост льняной (игла с ниткой).
- Я пушистый, мягкий, белый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Закачусь и под комод (Клубок ниток). - Днем обручем, ночью змеей (пояс).
Кот: Молодцы, отгадали мои загадки. Засиделись вы, наверное, не пора, ли нам поиграть в игру «Мыши и кот»?
(Дети играют в игру «Мыши и кот». Дети водят хоровод, в середине «спит» кот).
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.
(Кот просыпается, ловит мышей. Мыши убегают в домики.)
Хозяйка: Немного развеялись. Попробуйте отгадать еще одну загадку. На осине сижу, сквозь клены гляжу, березой верчу. (прялка).
Трудная загадка вам досталась. «На осине сижу…» - это дно прялки, на котором я должна сидеть, оно сделано из осины. «Сквозь клены гляжу» - из клена делать гребень прялки. «Березой верчу…» - это веретенце из березы, вот тяну я из кудели нитку и на веретено наматываю пряжу, пряду. Одной прясть скучно, так ко мне и собираются со всей деревни. Лучину зажжем и, будем прясть, да песни петь.
Гостья: А какие вы песни поете?
Хозяйка: Да разные… Подпевайте-ка…
(Дети исполняют песню народную мелодичную песню).
Гостья: (увидев лапти) Авдотья Михайловна, а вот эти вещи мы хорошо знаем, это … лапти.
Хозяйка: Да, мы в лаптях мы в сухую погоду ходим. Они из бересты сплетены, очень плотно, никаких просветов. А я еще плетением занимаюсь, лукошки, да корзиночки плету. Их из ивовых прутьев плетут. Нарежу прутьев, зачищу и в печке в большом чугуне распариваю, часа 3-4 , покуда прутья не станут мягкими и золотистыми.
Гостья: Авдотья Михайловна, у вас так много различной посуды! Можно ее поближе посмотреть?
Хозяйка: Да, чего на нее смотреть, старая уже посуда, вот некоторую приходится у ремесленников покупать на ярмарке.
Гостья: Кто такие ремесленники, Авдотья Михайловна?
Хозяйка: Ремесленники – это люди, которые занимаются изготовлением какого-то изделия, предмета. Ведь орудия труда, предметы домашней утвари, одежду и обувь, которыми мы пользуемся должен же кто-то создавать!
Гостья: Какие же мастера славятся в вашей деревне?
Хозяйка: Да, милая, совсем забыла, что ко мне же должны прийти ремесленники в гости, они сами и расскажут о своих любимых занятиях.
(входит плотник)
Плотник (снимая шапку, кланяясь, проходит в избу): Здравствуйте, Авдотья Михайловна и гости! Вот только закончил сарай строить у твоей соседки, зашел спросить, не требуется ли тебе моя помощь? Работу я свою люблю, бережно обращаюсь со своим инструментом, могу и баньку и сарай построить.
1-я девочка: А я вот видела деревянные игрушки, вы их тоже можете смастерить?
Плотник: Я мастер на все руки, могу и люльку для младенца изготовить и игрушку деревянную для малышей.
Хозяйка: Хотелось бы мне, чтобы ты, друг любезный, смастерил бы какую-нибудь игрушку, скоро поеду в гости к внучке.
Плотник: Договорились, жди меня на следующей неделе с подарком. До, свидания!
1-я девочка: Авдотья Михайловна, а если у плотника инструмент сломается, например, молоток или топор, что же ему делать?
Хозяйка: Есть другой мастер – кузнец. Да, вот он и идет, он мне должен был сделать новый серп, для того, чтобы траву косить.
Кузнец: Здравствуйте, Авдотья Михайловна и гости! Несу вам серп, уж очень острый, осторожно не пораньтесь.
Хозяйка: Спасибо, друг сердечный, расскажи нам о своем ремесле.
Кузнец: Я изготавливаю для других ремесленников инструменты: молотки, топоры, гвозди, ножи, иглы. Для людей я делаю косы и серпы для косьбы травы, плуги, подковы для лошадей, замки и много других предметов.
2-я девочка: А как же у вас такие предметы получаются?
Кузнец: В моей кузнице есть большая печь, которая называется горном. В горне постоянно горит огонь, я беру полосу железа и кладу в горн. Железо раскаляется, краснеет, потом белеет – и делается мягким, гибким. После этого я беру щипцы и кладу его на наковальню и начинаю ковать тяжелым молотом кому что нужно: подкову, гвоздь, топор…. На кузнице у меня есть кожаный передник, потому что от раскаленного железа сыплются искры.
2-я девочка: Как интересно, а можно ли как-нибудь к вам прийти в вашу кузницу?
Кузнец: Конечно, приходите, подкову на счастье смастерим! Всего хорошего, пора идти, работы много.
3-я девочка: Авдотья Михайловна у вас есть разная посуда и деревянная и из глины. Как же называется мастер, который делает такую посуду?
Хозяйка: Такой мастер называется гончар.
Гончар: Я гончар, без меня никак, ведь всем людям нужна посуда. Раньше посуда была из дерева и камня, потом из прутьев. Но человек открыл уникальное свойство глины – на огне она из мягкой превращается в твердую, как камень.
3-я девочка: Как же у вас получается такая красивая посуда?
Гончар: Сначала я мну глину, потом леплю на гончарном круге из мягкой глины посуду, а затем обжигаю ее в печи. Обожженную посуду украшаю узорами и росписями.
Хозяйка: Да, посуда у меня совсем плоха, сделай мне новый горшочек для каши.
Гончар: Хорошо, уважу тебя хозяюшка. Будет тебе новый горшочек.
Хозяюшка: Засиделись мы с вами, все о деле, да о деле, не пора ли нам хоровод поводить?
(дети водят хоровод)
(после хоровода все садятся на свои места, и в это время просыпается кот Василий)
Кот: Как вы весело и дружно водили хоровод, разбудили кота Василия, я слышал, что вы тут рассказывали об особенностях жизни русского народа, тогда я думаю, без труда отгадаете мои следующие загадки.
- Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда … (Глиняная)
- Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная … (Миска)
- У бабушки сейф.
Он давно уж не новый,
К тому же совсем
Не стальной,
А дубовый.
Он скромно стоит у нее
В уголочке.
В нем бабушка держит
Халаты, носочки,
Немножечко пряжи,
Пуховый платочек.
Но только не дверца,
А крышка на нем.
Тяжелая очень
С висячим замком. (Сундук)
- Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете —
Каждый день с ним на работе. (Топор)
Кот: Молодцы, ребята. Загадки все мои отгадали, песни спели, в игру поиграли, хороводы поводили, а не пора ли спеть частушки?
(дети поют частушки)
- Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте – ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
- Сшей-ка, маменька, кафтан –
Восемь пуговок назад,
По бокам карманчики,
Чтоб любили мальчики.
- Ставь-ка, мама самовар,
Золотые чашки:
Ко мне миленький придет –
В вышитой рубашке.
- Я стояла на ледку,
Да, на холодном ветерку,
Увидала я дружка –
Нагрелась, как от солнышка.
- Мы стояли возле дров,
Говорили про любовь.
Вдруг поленница упала –
Вся любовь пропала.
- Эй, глазки мои,
Горюшко мне с вами,
Как увидите ребят,
Моргаете сами.
- Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулась я назад-
Сапоги мои лежат.
- Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
- По деревне я шла
И Ванюшу видела –
Под кустом сидел и плакал.
Курица обидела!
- Если б не было воды,
Не было б и кружки
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Хозяйка: Подустали гости, проголодались, пора вас порадовать чайком.
1-я девочка: Если холодно – согреет,
Жарко – жажду утолит.
Заболеешь иль устанешь –
Крепкий чай надо попить.
2-я девочка: Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Приглашение к чаю.
3-я девочка: Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай.
Хозяйка: Вот и солнце закатилось,
Наше празднество закрылось.
Приходите снова к нам,
За столы всех приглашаем,
Русским чаем угощаем.
Продолжим нашу встречу за праздничным столом.
(Дети выходят под музыку из зала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Добрая хозяюшка"
Урок проводится по УМК "начальная школа XXI века" под рук. Н.Ф.Виноградовой...
Рабочая программа кружка "Хозяюшка"
Представлена рабочая программа кружка "Хозяюшка" для воспитанниц детского дома...
Урок литературного чтения : «Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить» Образ «доброй» хозяюшки в произведении В.Осеевой «Добрая хозяюшка».
Урок литературного чтения был проведен во 2 классе по программе "Гармония"...
Осеева "Добрая хозяюшка"
Конспект урока по учебнику Ефросининой....
Программа кружка "Хозяюшка" для учащихся 5-7 классов
Достоинством программы является формирование потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи....
Методика проведения занятия в технике аппликация с использованием компьютерных и игровых технологий "Две хозяюшки"
Занятие "Две хозяюшки" с использованием игровых, копьютерных технологий. Использование современных технологий позволяет непринужденно донести материал.Занятия эмоционально окрашены, что п...
Валентина Осеева "Добрая хозяюшка"
Конспект урокА по литературному чтению....